Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 719227-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции",
внесенный депутатами Государственной Думы В.И. Пискаревым, Э.А. Валеевым, Г.А. Карловым и другими
(утв. решением Комитета от 24 июня 2019 г. N 103/5)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 17 июня 2019 года (протокол N 197, пункт 75) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 719227-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции" (далее - законопроект).
В части своего ведения Комитет отмечает. Законопроектом предлагается внести в Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ), Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 25-ФЗ) изменения в части участия государственных и муниципальных служащих в управлении коммерческой или некоммерческой организацией, а также скорректировать норму о том, что взыскания, предусмотренные за коррупционные правонарушения для государственных гражданских и муниципальных служащих, применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности, пребывания в отпуске, других случаев отсутствия на службе по уважительным причинам, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. Аналогичное регулирование предусматривается для государственных служащих всех видов гражданской службы Российской Федерации.
Заметим, что в редакции, действующей до 11 декабря 2018 года формулировка "не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам" в Федеральном законе N 79-ФЗ присутствовала, а в отношении муниципальных служащих на федеральном уровне порядок и сроки применения взысканий до сих пор не был урегулирован.
Полагаем, что установление срока применения взыскания в виде увольнения за коррупционное правонарушение имеет целью создание дополнительных гарантий от произвольных (незаконных) увольнений с государственной (муниципальной) службы. Комитет полагает, что установление единого срока для применения взыскания за коррупционные правонарушения для всех категорий лиц, на которых распространяются отдельные ограничения, запреты и обязанности, отвечает основному направлению деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции - проведению единой государственной политики в области противодействия коррупции.
В соответствии с представленной редакцией государственным гражданским и муниципальным служащим разрешается входить на безвозмездной основе в состав коллегиальных органов управления фонда, государственного (муниципального) или частного учреждения, автономной некоммерческой организации (с разрешения представителя нанимателя (работодателя).
Комитет поддерживает идею расширения возможности участия государственных гражданских и муниципальных служащих в управлении некоторыми видами некоммерческих организаций, деятельность которых преследует благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.
Заметим, что аналогичное право будет распространено и на государственных военных служащих, служащих органов внутренних дел Российской Федерации и служащих государственной службы иных видов, в связи с тем, что на них распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Законопроектом также предлагается скорректировать норму о порядке применения и снятия дисциплинарных взысканий в отношении муниципальных служащих указав, что такой порядок определяется трудовым законодательством, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом N 25-ФЗ.
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации в зависимости от содержания санкций дисциплинарную ответственность подразделяют на общую и специальную. Общая дисциплинарная ответственность распространяется на всех работников, кроме тех, для которых законодательство предусматривает специальную ответственность. Общая дисциплинарная ответственность предусматривает следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор и увольнение. На муниципальных служащих распространяется общая дисциплинарная ответственность. Порядок привлечения к ней и снятия определяется Трудовым кодексом Российской Федерации.
Специальная дисциплинарная ответственность предусмотрена для служащих всех видов государственной службы Российской Федерации в специальных законах, что обусловлено особой степенью ответственности в связи с обеспечением ими государственных полномочий. Для муниципальных служащих специальная дисциплинарная ответственность Федеральным законом N 25-ФЗ в настоящий момент не предусмотрена, поэтому коррекция нормы части 3 статьи 27 Федерального закона N 25-ФЗ представляется преждевременной.
На основании вышеизложенного Комитет поддерживает указанный законопроект с учетом предложений и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.