Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям от 17 июня 2019 г. к N 163, п. 2.1
по проекту федерального закона N 691659-7 "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в части уточнения места осуществления лицензируемого вида деятельности) - внесен депутатом Государственной Думы А.А. Хохловым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 691659-7 "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - законопроект) и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается предоставить Правительству Российской Федерации возможность устанавливать в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности отдельные виды работ, услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, осуществление которого может производиться без переоформления лицензии не по указанному в лицензии месту его осуществления.
Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям поддерживает концепцию законопроекта.
Следует обратить внимание, что в Федеральном законе N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) отсутствует определение понятия "адрес места нахождения". Между тем действующее законодательство РФ разграничивает понятия "место нахождения" и "адрес юридического лица". В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта публично-правового образования. Согласно пункту 3 той же статьи Гражданского кодекса РФ в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) должен быть указан адрес юридического лица в пределах места его нахождения. На практике адресом места нахождения организации в целях применения норм статьи 18 Закона о лицензировании признается адрес юридического лица, указанный в ЕГРЮЛ. Правомерность такого подхода подтверждена правоприменительной практикой и многочисленными судебными решениями (в частности, постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 февраля 2017 года N 18АП-1253/17). Таким образом, в случае смены адреса регистрации (юридического" адреса) - независимо от того, находится ли новый адрес в пределах прежнего места нахождения - лицензиату необходимо переоформить лицензию.
Согласно части 2 статьи 9 Закона о лицензировании юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.
Лицензия, наряду с адресом места нахождения лицензиата (юридическим адресом), включает сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности (пункты 2 и 3 части 1 статьи 15 Закона о лицензировании). Под местом осуществления лицензируемого вида деятельности понимается объект (помещение, здание, сооружение), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствующий лицензионным требованиям и принадлежащий соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие его идентифицировать данные (пункт 8 статьи 3 Закона о лицензировании). При этом место осуществления лицензируемого вида деятельности может - здесь необходимо обратить внимание на сослагательное наклонение нормы - совпадать с местом нахождения (юридическим адресом) соискателя лицензии или лицензиата.
Таким образом, из приведенного в Законе о лицензировании определения следует, что в лицензии (в заявлении о выдаче лицензии) подлежат указанию все объекты, принадлежащие лицензиату на любом законном основании и имеющие почтовый адрес, соответствующие лицензионным требованиям и условиям, на территории которых лицензиат фактически ведет подлежащую лицензированию деятельность.
Очевидно, что в случае осуществления лицензиатом деятельности на территории нескольких публично-правовых образований, лицензиат (соискатель лицензии) в подавляющем большинстве случаев не может обладать значительным числом объектов недвижимого имущества, удовлетворяющим перечисленным выше требованиям закона, в связи с чем законодатель преднамеренно сделал исключение для отдельных составов работ (услуг), к примеру, для деятельности по перевозке пассажиров или опасных грузов автотранспортом, которое избавляет лицензиатов, занимающихся трансграничными перевозками пассажиров или грузов, от необходимости иметь в каждом субъекте РФ по всему маршруту следования собственные автотранспортные предприятия, а в которых таковых не имеется - переоформлять лицензию.
Важно отметить, что указанное исключение из общих правил лицензирования также правомерно в отношении деятельности по восстановлению, ремонту и поддержанию в работоспособном состоянии, а также утилизации средств вооружения (военной техники); деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений; деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, поскольку по смыслу Закона о лицензировании, если подлежащая лицензированию деятельность осуществляется по указанному в лицензии месту нахождения юридического лица, но непосредственное обслуживание клиентов осуществляется по месту их нахождения (в том числе на территории иных субъектов РФ) или по адресам объектов, принадлежащих контрагентам лицензиата, по месту нахождения которых лицензиат выполняет соответствующие работы (оказывает услуги) на основании договоров, заключенных с этими контрагентами, то в таких случаях новых мест осуществления лицензируемого вида деятельности не образуется и необходимость в переоформлении лицензии отсутствует.
Обоснованность такого подхода подтверждается судебной практикой. Так, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа согласился с выводами судов первой и апелляционной инстанций о том, что выполнение работ по монтажу, ремонту и обслуживанию установок пожарной и охранно-пожарной сигнализации по месту нахождения заказчика не свидетельствует об изменении адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности (постановление от 21 апреля 2008 года N Ф08-1946/2008-706А). Аналогичные доводы содержатся в Методических рекомендаций по порядку предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию размещению отходов I-IV классов опасности, на которые ссылается Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в своем разъяснении от 17 ноября 2015 года N АС-03-03-36/20364.
В связи с изложенным, Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рекомендует Государственной Думе поддержать проект федерального закона N 691659-7 "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" при его рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.