Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 661236-7 "О внесении изменений в статьи 182 и 189 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части расширения перечня лиц, участвующих в приемке работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов), внесенный депутатами Государственной Думы С.А. Пахомовым, П.Р. Качкаевым, И.В. Осиповым, В.Б. Кидяевым и др
Досье на проект федерального закона
В Комитете Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (далее - Комитет) рассмотрен проект федерального закона N 661236-7 "О внесении изменений в статьи 182 и 189 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части расширения перечня лиц, участвующих в приемке работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов) (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы С.А. Пахомовым, П.Р. Качкаевым, И.В. Осиповым, В.Б. Кидяевым и др.
Представленным законопроектом предлагается закрепить в статьях 182 и 189 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ): 1) возможность включения в состав комиссии по приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ органов местного самоуправления (наряду с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации); 2) положение о том, что орган местного самоуправления принимает решение о проведении капительного ремонта общего имущества в многоквартирном доме (далее - МКД) в соответствии с региональной программой капитального ремонта, уведомив собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятом решении, в том числе с использованием информационной системы, в случае, если в срок, указанный в части 4 статьи 189 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме.
В рамках своего ведения Комитет отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 182 ЖК РФ в целях контроля за деятельностью региональных операторов капитального ремонта, как технического заказчика работ, предусмотрена комиссионная приемка работ по капитальному ремонту с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу того, что в отдельных субъектах Российской Федерации участие представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в приемке работ затруднительно в связи с территориальной удаленностью объектов друг от друга и отсутствием достаточного количества в штате сотрудников, которые могли бы выезжать на приемку работ каждого многоквартирного дома предложение авторов законопроекта о возможности включения в соответствующие комиссии не только представителя органа государственной власти субъекта Российской Федерации, но и (или) органа местного самоуправления представляется целесообразным и может способствовать обеспечению надлежащего контроля за качеством произведенного капитального ремонта общего имущества.
Согласно нормам Федерального закона от 6.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (абзац двенадцатый ч. 1 ст. 2, п. 6 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 16).
Вместе с тем согласно нормам статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, в частности в сфере капитального ремонта МКД, среди прочего, уже относится утверждение порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Таким образом, нормами действующего законодательства предусмотрено участие органов местного самоуправления в осуществлении полномочий в жилищной сфере, включая правоотношения, возникающие при осуществлении капремонта в МКД, а проектируемые нормы призваны дополнить действующее законодательство в части расширения прав органов местного самоуправления в жилищной сфере и могут способствовать формированию более своевременной и последовательной работы в данной сфере.
К тому же предлагаемые изменения согласуются с частью 2 статьи 190 ЖК РФ, согласно которой основанием для перечисления региональным оператором средств по договору является акт приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, согласованный с органом местного самоуправления, а также с лицом, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме (в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится на основании решения собственников помещений в этом многоквартирном доме).
В проектируемой части 6 статьи 189 ЖК РФ восстанавливается норма, закрепляющая положение о том, что в случае непринятия собственником решения о проведении капитального ремонта, данное решение в течение месячного срока принимает орган местного самоуправления, что может способствовать более эффективной реализации региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, и позволит МКД проводить своевременный капитальный ремонт общего имущества.
На основании изложенного, Комитет считает возможным поддержать концепцию представленного законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.