Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 661843-7 "О внесении изменений в статью 2.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части уточнения статуса лиц, замещающих должности судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей, являющихся государственными должностями субъектов Российской Федерации)",
внесенный Парламентом Кабардино-Балкарской Республики
(утв. решением Комитета от 18 июня 2019 г. N 102/03)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 661843-7 "О внесении изменений в статью 2.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусматривается расширить круг лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, на которых не распространяются ограничения и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами по противодействию коррупции. К данному кругу лиц предлагается отнести судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.
Как указано в пояснительной записке, законопроект направлен на согласование положения статьи 2.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) с нормами специальных федеральных законов о судебной системе Российской Федерации в части уточнения статуса лиц, замещающих должности судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей, являющихся государственными должностями субъектов Российской Федерации.
В связи с данным проектом федерального закона Комитет отмечает следующее.
Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон РФ N 3132-1) установлено, что все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом. Вместе с тем особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 2 Закона РФ N 3132-1).
С учетом указанных выше норм Закона РФ N 3132-1 концепция рассматриваемого законопроекта поддерживается.
Следует отметить, что в отношении судей федеральным законодательством установлены ограничения и обязанности антикоррупционного характера.
В соответствии со статьей 3 Закона РФ N 3132-1 судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. В случае возникновения конфликта интересов судья, участвующий в производстве по делу, обязан заявить самоотвод или поставить в известность участников процесса о сложившейся ситуации (пункт 2 статьи 3 Закона РФ N 3132-1).
Судья не вправе открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Супруг (супруга) и несовершеннолетние дети судьи также не вправе открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами (подпункт 5.1 пункта 3 статьи 3 Закона РФ N 3132-1).
Что касается мировых судей, то в отношении них ограничения и обязанности антикоррупционного характера установлены также Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 188-ФЗ).
Таким образом, представляется обоснованной предусмотренная законопроектом оговорка в статью 2.1 Федерального закона N 184-ФЗ, что на мировых судей и судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации распространяются ограничения, установленные Законом РФ N 3132-1 и Федеральным закон N 188-ФЗ.
Комитет также отмечает, что проект данной законодательной инициативы рассматривался Комиссией Совета Законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации по делам Федерации, региональной политике и местному самоуправлению (проект законодательной инициативы N 7-679 "О внесении изменения в статью 2.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и был поддержан с учетом замечаний. Высказанные замечания учтены в проекте федерального закона.
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рекомендует Государственной Думе при рассмотрении в первом чтении принять проект федерального закона N 661843-7 "О внесении изменений в статью 2.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части уточнения статуса лиц, замещающих должности судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей, являющихся государственными должностями субъектов Российской Федерации), внесенный Парламентом Кабардино-Балкарской Республики.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.