Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению РАН
от 5 июля 2019 г. N 10110-692
Порядок
организации и осуществления экспертной деятельности в федеральном государственном бюджетном учреждении "Российская академия наук"
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с пунктом 2 статьи 6, пунктом 3 части 1 статьи 7 и пунктом 6.1 части 2 статьи 7 Федерального закона от 27 сентября 2013 г. N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", уставом федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2014 г. N 589, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. N 1781 "Об осуществлении федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук" научного и научно-методического руководства научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также экспертизы научных и научно-технических результатов, полученных этими организациями, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 1781), постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 718 "Об утверждении Правил направления научно-технических программ и проектов на экспертизу в федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия наук", постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2009 г. N 312 "Об оценке и о мониторинге результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения", постановлениями президиума РАН от 21 мая 2019 г. N 83 "Об утверждении Порядка реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. N 1781 о научном и научно-методическом руководстве РАН научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования" и от 21 мая 2019 г. N 84 "Об экспертной деятельности РАН".
1.2. Настоящий Порядок определяет процедуру и сроки проведения РАН и входящими в его структуру региональными отделениями РАН* оценки и осуществления экспертизы (далее - проведение экспертизы), а также организацию подготовки заключений на представленные в РАН материалы, указанные в разделе 2 постановления президиума от 21 мая 2019 г. N 84 "Об экспертной деятельности РАН" (далее - объекты экспертизы).
2. Представление заказчиками объектов экспертизы в РАН
2.1. Объекты экспертизы представляются в РАН:
2.1.1. Правительством Российской Федерации и Администрацией Президента Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации, а также в директивном порядке;
2.1.2. другими государственными органами и организациями в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации, а также в инициативном порядке.
2.1.3. другими юридическими лицами в инициативном порядке.
2.2. Формы представления объектов экспертизы устанавливаются:
2.2.1. законодательством Российской Федерации;
2.2.2. правовыми актами федеральных органов исполнительной власти по согласованию с РАН;
2.2.3. локальными актами РАН;
2.2.4. требованиями государственных стандартов Российской Федерации в сфере научной, научно-технической деятельности;
2.2.5. в иных случаях, не указанных в настоящем пункте (форма устанавливается заказчиком экспертизы по согласованию с РАН).
3. Проведение экспертизы
3.1. Представленные в РАН объекты экспертизы поступают в структурное подразделение аппарата президиума РАН, положением о котором предусмотрена работа по методическому, техническому и информационно-аналитическому сопровождению исполнения экспертизы (далее - структурное подразделение РАН).
3.2. Структурное подразделение РАН в срок не более трех рабочих дней со дня получения объектов экспертизы на бумажных носителях и в электронном виде:
3.2.1. проводит первичную обработку и предварительное рассмотрение на полноту и правильность оформления, соответствие установленным формам и комплектность представленных объектов экспертизы;
3.2.2. осуществляет учет объектов экспертизы;
3.2.3. проводит распределение представленных объектов экспертизы в соответствии с территориальной принадлежностью, закрепленной уставами РАН и региональных отделений РАН;
3.2.4. проводит распределение представленных объектов экспертизы в отделения РАН по областям и направлениям науки (далее - отделения РАН) в соответствии с кодами классификаторов ГРНТИ** и OECD***), ключевым словом, иным идентификатором соответствия научного направления объектов экспертизы компетенциям отделений РАН;
3.2.5. в случае выявленной отраслевой специфики или междисциплинарного характера объекта экспертизы, передает объект экспертизы в Экспертный совет РАН для формирования специальной экспертной комиссии (совета) по проведению экспертизы с учетом условий назначения экспертизы, определенных пунктом 3.7. настоящего Порядка.
3.3. Распределение представленных в региональных отделениях РАН объектов экспертизы проводится в соответствии с кодами классификаторов ГРНТИ и OECD, ключевым словом и иным идентификатором соответствия научного направления объектов экспертизы компетенциям объединенных ученых советов региональных отделений РАН.
3.4. Региональные отделения РАН проводят экспертизу силами объединенных ученых советов региональных отделений РАН с привлечением экспертов из Списка экспертов РАН, утвержденного локальным актом РАН, в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации, локальными актами РАН и локальными актами регионального отделения РАН, с учетом сроков, отведенных на работу структурного подразделения РАН, структурных подразделений региональных отделений РАН (определяются порядком, утвержденным локальным актом регионального отделения РАН), Экспертного совета РАН и вице-президентов РАН, а также соответствующих условий назначения экспертизы, аналогичных тем, которые определены для отделений РАН пунктом 3.7. настоящего Порядка. Информационно-техническое и экспертно-аналитическое сопровождение проведения экспертизы обеспечивают структурные подразделения региональных отделений РАН, в положениях о которых предусмотрена такая работа.
3.5. Отделения РАН проводят экспертизу силами бюро отделения РАН, экспертных и научных советов, состоящих при отделении РАН (далее - коллегиальные органы отделения РАН) с привлечением экспертов из Списка экспертов РАН, утвержденного локальным актом РАН (далее - эксперты РАН), в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации, локальными актами РАН, с учетом сроков, отведенных на работу структурного подразделения РАН, Экспертного совета РАН и вице-президентов РАН.
Формирование Списка экспертов РАН осуществляется РАН с учетом предложений ведущих научных организаций и образовательных организаций высшего образования о включении в его состав ведущих ученых в порядке, установленном локальным актом РАН.
3.6. Информационно-техническое и экспертно-аналитическое сопровождение проведения экспертизы в отделениях РАН обеспечивают отделы отделений РАН.
3.7. Назначение экспертизы в отделениях РАН осуществляется академиком-секретарем отделения РАН либо уполномоченными им лицами из числа членов коллегиальных органов отделения РАН или сотрудников отдела отделения РАН (далее - координаторы проведения экспертизы) в срок не более пяти рабочих дней со дня получения объектов экспертизы на бумажных носителях и (или) в электронном виде с соблюдением следующих условий:
3.7.1. количество экспертов, привлекаемых для проведения экспертизы одного объекта экспертизы, составляет не меньше двух. Решение о привлечении более двух экспертов на один объект экспертизы принимается академиком-секретарем отделения РАН либо коллегиальным органом отделения РАН, при этом в случае конфликта мнений экспертов РАН должна быть назначена дополнительная экспертиза, в случае междисциплинарного характера объекта экспертизы по каждому направлению должно быть назначено не менее двух экспертов, в случае, если объект экспертизы представлен в томах, объемом более 20 страниц, такой том рассматривается как отдельный объект экспертизы и назначается не менее двух экспертов на том;
3.7.2. недопущение "конфликта интересов", который возникает в случаях, если академик-секретарь отделения РАН или координатор проведения экспертизы, или эксперт РАН:
состоит в трудовых отношениях с организацией, в трудовых или гражданско-правовых отношениях с которой состоит, по крайней мере, один из исполнителей рассматриваемого объекта экспертизы;
состоит или состоял в близких родственных отношениях с одним из исполнителей рассматриваемого объекта экспертизы;
является научным руководителем одного из основных исполнителей объекта экспертизы либо имеет совместные научные работы (публикации) с одним из основных исполнителей рассматриваемого объекта экспертизы за два года, предшествовавших дате представления в РАН рассматриваемого объекта экспертизы;
имеет по иным причинам личную заинтересованность в результатах экспертизы, которая может повлиять на объективность рассмотрения объекта экспертизы.
Координаторы проведения экспертизы обязаны сообщить академику-секретарю отделения РАН о наличии "конфликта интересов" при распределении соответствующего объекта экспертизы. В этом случае по поручению академика-секретаря отделения РАН распределение таких объектов экспертизы осуществляет иное лицо из числа координаторов проведения экспертизы;
3.7.3. перед назначением экспертизы, координаторы проведения экспертизы обязаны:
ознакомиться с нормативными правовыми актами, локальными актами РАН и иными документами, затрагивающими вопросы проведения экспертизы поступившего объекта экспертизы;
провести первичную экспертизу объекта экспертизы на предмет соответствия указанных кодов классификаторов ГРНТИ и OECD, ключевых слов и иных идентификаторов научного направления содержательной части объекта экспертизы и компетенциям отделения РАН. В случае выявления такого несоответствия, объект экспертизы незамедлительно возвращается в структурное подразделение РАН с обоснованием отказа от проведения экспертизы;
определить сроки выполнения экспертизы экспертом РАН с учетом недопущения нарушения обязательств исполнения экспертизы РАН по данному объекту экспертизы;
3.7.4. при назначении экспертизы, координаторы проведения экспертизы обязаны:
соблюдать принципы полной конфиденциальности в отношении информации об объекте экспертизы и о назначенных для проведения экспертизы экспертах РАН. Во всех документах, связанных с выполнением экспертизы, эксперты РАН должны быть обозначены только их персональными идентификационными кодами. Доступ к этой информации имеют только академик-секретарь отделения РАН и координаторы проведения экспертизы;
направить эксперту РАН объект экспертизы, сообщить эксперту РАН необходимую информацию об объекте экспертизы, о порядке и сроках проведения экспертизы, условиях оплаты работы и об ответственности эксперта за объективность и обоснованность выводов и рекомендаций, содержащихся в экспертном заключении эксперта РАН;
получить согласие эксперта РАН на проведение экспертизы в установленный срок, а в случае, если эксперт РАН не подтвердил свое согласие на проведение экспертизы, проведение экспертизы назначается другому эксперту РАН, о чем эксперт РАН, не подтвердивший в срок свое согласие на проведение экспертизы, ставится в известность.
3.8. Проведение экспертизы экспертом РАН осуществляется в порядке и сроки, установленные для него координатором проведения экспертизы с соблюдением следующих условий:
3.8.1. эксперт РАН в течение трех рабочих дней со дня получения объекта экспертизы на бумажных носителях и (или) в электронном виде подтверждает координатору проведения экспертизы согласие на выполнение экспертизы либо сообщает об отказе от проведения экспертизы;
3.8.2. перед началом выполнения экспертизы эксперт РАН обязан:
ознакомиться с информацией об объекте экспертизы, направленной координатором проведением экспертизы;
сообщить о возникновении "конфликта интересов" либо об отсутствии у него достаточных компетенций для подготовки квалифицированного и объективного заключения по объекту экспертизы;
3.8.3. при выполнении экспертизы эксперт РАН обязан:
обеспечить соблюдение полной конфиденциальности в отношении факта проведения им экспертизы и информации об объектах экспертизы;
исключить возможность ознакомления с полученными им на экспертизу объектами экспертизы третьими лицами;
провести экспертизу лично и нести полную ответственность за объективность и обоснованность содержащихся в экспертном заключении выводов, предложений и рекомендаций;
представить экспертное заключение в установленный срок по форме, направленной координатором проведения экспертизы, а в случае невозможности проведения экспертизы в установленный срок, незамедлительно сообщить об этом координатору проведения экспертизы.
4. Подготовка заключений РАН
4.1. Координаторы проведения экспертизы представляют объекты экспертизы и экспертные заключения экспертов РАН на рассмотрение в коллегиальный орган отделения РАН для принятия решения по каждому объекту экспертизы. Сроют работы коллегиального органа отделения РАН зависят от сроков обязательств проведения экспертизы РАН по данному объекту экспертизы с учетом сроков работы структурного подразделения РАН, Экспертного совета РАН и вице-президентов РАН.
4.2. По результатам принятия коллегиальным органом отделения РАН решения по каждому объекту экспертизы координаторами проведения экспертизы подготавливаются проекты заключений РАН на каждый объект экспертизы по формам, установленным законодательством Российской Федерации либо локальными актами РАН для соответствующего вида объекта экспертизы.
4.3. Проекты заключений РАН подписываются академиком-секретарем отделения РАН или лицом, исполняющим его обязанности и направляются в структурное подразделение РАН на бумажных носителях и в электронном виде в срок не позднее двух рабочих дней со дня подписания.
4.4. Проекты заключений РАН, подготовленные региональным отделением РАН, подписываются председателем регионального отделения РАН или лицом, исполняющим его обязанности и направляются в структурное подразделение РАН на бумажных носителях и в электронном виде в срок не позднее двух рабочих дней со дня подписания, а также, в порядке информации, в соответствующее отделение РАН.
4.5. Проекты заключений РАН, подготовленные специально созданной экспертной комиссией (советом) Экспертного совета РАН, с учетом отраслевой специфики и (или) междисциплинарного характера объектов экспертизы, подписываются председателем Экспертного совета РАН или лицом, исполняющим его обязанности и направляются в структурное подразделение РАН на бумажных носителях и в электронном виде в срок не позднее двух рабочих дней со дня подписания.
4.6. Структурное подразделение РАН осуществляет учет подготовленных проектов заключений РАН и передает их на рассмотрение вице-президентам РАН в срок не позднее двух рабочих дней со дня получения.
4.7. Вице-президенты РАН рассматривают подготовленные проекты заключений РАН и подписывают их не позднее пяти рабочих дней со дня получения. В случае, если по объекту экспертизы у вице-президента РАН есть обоснованное мнение, отличное от выводов заключения, подготовленного отделением РАН или региональным отделением РАН, он вправе назначить дополнительную экспертизу либо вынести спорный проект заключения РАН на обсуждение Экспертного совета РАН и принять окончательное решение с учетом рекомендации Экспертного совета РАН.
4.8. Подписанные вице-президентами РАН заключения РАН передаются в структурное подразделение РАН для учета и направления заказчику в срок не позднее двух рабочих дней со дня подписания.
4.9. Проекты заключений РАН на научно-технические программы и проекты представляются структурным подразделением РАН для утверждения президиумом РАН в установленном порядке. Сроки рассмотрения не должны нарушать обязательства проведения экспертизы РАН по данному объекту экспертизы.
4.10. Утвержденные президиумом РАН заключения РАН на научно-технические программы и проекты направляются заказчикам.
5. Сроки проведения экспертизы
5.1. Сроки проведения экспертизы РАН устанавливаются:
5.1.1. законодательством Российской Федерации;
5.1.2. правовыми актами федеральных органов исполнительной власти по согласованию с РАН;
5.1.3. соглашениями между государственными организациями, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и иными организациями и РАН в рамках постановление N 1781;
5.1.4. заказчиком экспертизы по согласованию с РАН.
6. Оплата экспертизы РАН
6.1. Оплата экспертизы, проведенной экспертом РАН на возмездной основе, производится РАН или региональными отделениями РАН, если объекты экспертизы были распределены в региональные отделения РАН.
6.2. Цена за выполненную экспертизу одного объекта экспертизы зависит от вида объекта экспертизы. Методика и расчет стоимости проведения экспертизы для каждого вида объекта экспертизы устанавливаются локальными актами РАН.
6.3. Основанием для оплаты экспертизы, проведенной экспертом РАН на возмездной основе, является акт приемки экспертизы в рамках договора гражданско-правового характера (далее - акт). Оплата производится в размере, указанном в акте.
6.4. Экспертам РАН, проводившим экспертизу в рамках срочного трудового договора, выплачивается заработная плата (должностной оклад работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) в соответствии с трудовым договором.
7. Заключительные положения
7.1. Проведение экспертизы в отношении объектов экспертизы военного, специального и двойного назначения проводится с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны и регламентируется отдельным локальным актом РАН.
7.2. Все поступившие в РАН объекты экспертизы и заключения РАН на них подлежат хранению на бумажном и электронном носителе в течение пяти лет.
7.3. Изменения и дополнения к настоящему Порядку утверждаются локальными актами РАН в установленном порядке.
______________________________
* федеральное государственное бюджетное учреждение "Сибирское отделение Российской академии наук",
федеральное государственное бюджетное учреждение "Уральское отделение Российской академии наук",
федеральное государственное бюджетное учреждение "Дальневосточное отделение Российской академии наук".
** ГОСТ Р 7.0.49-2007 СИБИД. Государственный рубрикатор научно-технической информации. Структура, правила использования и ведения, утвержденный и введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 марта 2007 г. N 29-ст.
*** Коды международной классификации отраслей науки и технологий, разработанной Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (FOS, 2007).
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Российской академии наук от 5 июля 2019 г. N 10110-692 "О порядке осуществления экспертной деятельности в РАН"... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.