Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 мая 2019 г. N 11-АПА19-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Республики Татарстан о признании недействующим решения Казанской городской Думы от 18 февраля 2008 года N 13-28 "Об установлении размеров должностных окладов муниципальных служащих города Казани, размера ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядка их осуществления" в части установленных размеров ежемесячных надбавок муниципальным служащим, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и муниципальным служащим, проходящим службу в структурных подразделениях по защите государственной тайны по апелляционной жалобе Казанской городской Думы на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 11 января 2019 года, которым удовлетворено административное исковое заявление заместителя прокурора Республики Татарстан.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителей Казанской городской Думы Анфимовой А.Л., Булатовой Э.В., Ерашовой И.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
18 февраля 2008 года Казанской городской Думой Республики Татарстан принято решение N 13-28 "Об установлении размеров должностных окладов муниципальных служащих города Казани, размера ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядка их осуществления" (далее - решение Казанской городской Думы от 18 февраля 2008 г. N 13-28).
Решением Казанской городской Думы от 17 апреля 2018 г. N 14-25 "О внесении изменений в решение Казанской городской Думы "Об установлении размеров должностных окладов муниципальных служащих города Казани, размера ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядка их осуществления" (далее - решение Казанской городской Думы от 17 апреля 2018 г. N 14-25) в решение Казанской городской Думы Республики Татарстан от 18 февраля 2008 г. N 13-28 внесены изменения.
Решения Казанской городской Думы от 18 февраля 2008 г. N 13-28, от 17 апреля 2018 г. N 14-25 опубликованы в газете "Казанские ведомости" (от 20 февраля 2008 г. N 33, от 26 апреля 2018 года N 15 (часть 1) соответственно).
Пунктом 2 решения Казанской городской Думы от 18 февраля 2008 г. N 1328 предусмотрено, что ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, устанавливается муниципальному служащему в случаях, размерах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
Приложением N 16 к решению Казанской городской Думы от 18 февраля 2008 г. N 13-28 (в редакции решения Казанской городской Думы от 17 апреля 2018 г. N 14-25) установлены размер и порядок выплаты ежемесячных надбавок муниципальным служащим, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и муниципальным служащим, проходящим службу в структурных подразделениях по защите государственной тайны.
В таблице 1 данного приложения приведен размер ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (в процентах к должностному окладу):
за работу со сведениями, имеющими степень секретности "совершенно секретно": 9-14%;
за работу со сведениями, имеющими степень секретности "секретно" при оформлении допуска:
с проведением проверочных мероприятий: 3-4%;
без проведения проверочных мероприятий: 2-3%.
Заместитель прокурора Республики Татарстан обратился в Верховный суд Республики Татарстан суд с административным исковым заявлением о признании решения Казанской городской Думы от 18 февраля 2008 г. N 13-28 недействующим в части установленных размеров ежемесячных надбавок муниципальным служащим, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и муниципальным служащим, проходящим службу в структурных подразделениях по защите государственной тайны (таблица 1 к приложению N 16), с 1 мая 2018 года.
В обоснование заявленных требований заместитель прокурора ссылается на то, что установленные оспариваемым решением Казанской городской Думы от 18 февраля 2008 г. N 13-28 размеры ежемесячных надбавок ниже размеров, предусмотренных Правилами выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 573 "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны" (далее также - постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 573, Правила).
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 11 января 2019 года административное исковое заявление удовлетворено, решение Казанской городской Думы от 18 февраля 2008 года N 13-28 признано недействующим в оспариваемой части со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе и дополнениям к ней Казанской городской Думы поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Республики Татарстан поданы возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на них, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не находит исходя из следующего.
Проанализировав положения Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне", Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федерального закона от 2 марта 1997 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 573, приказа Минздравсоцразвития России от 19 мая 2011 г. N 408н "О порядке выплаты ежемесячных процентных надбавок гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны", Кодекса Республики Татарстан о муниципальной службе от 25 июня 2013 г. N 50-ЗРТ, суд первой инстанции верно исходил из того, что размер ежемесячных надбавок муниципальным служащим, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и муниципальным служащим, проходящим службу в структурных подразделениях по защите государственной тайны, не соответствует размерам таких надбавок, установленным пунктом 1 Правил, которые предусматривают:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона N 25-ФЗ следует читать как "от 2 марта 2007 г."
за работу со сведениями, имеющими степень секретности "совершенно секретно": 30-50%;
за работу со сведениями, имеющими степень секретности "секретно" при оформлении допуска:
с проведением проверочных мероприятий: 10-15%;
без проведения проверочных мероприятий: 5-10%.
Поскольку размер процентных надбавок в решении Казанской городской Думы от 18 февраля 2008 г. N 13-28 определен ниже, чем это предусмотрено федеральным нормативным правовым актом, суд пришел к правильному выводу о признании его в оспариваемой части недействующим как противоречащего положениям приведенных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, и нарушающего права вышеуказанных муниципальных служащих на оплату труда и получение социальных гарантий в установленном законодательством размере.
Суд обоснованно отклонил доводы административного ответчика о наличии у него права самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда муниципальных служащих, поскольку муниципальные правовые акты представительного органа муниципального образования по указанному вопросу должны приниматься в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации и не могут ему противоречить. В данном случае административный ответчик вправе устанавливать размеры указанных надбавок лишь в пределах предусмотренных вышеназванным федеральным нормативным правовым актом.
Действующее законодательство не предусматривает право муниципальных образований произвольно снижать размеры социальных гарантий муниципальных служащих ниже установленных федеральным законодательством минимальных размеров.
При таком положении Судебная коллегия находит правильным вывод суда об обоснованности заявленных административным истцом требований.
Таким образом, положения федерального законодательства судом первой инстанции применены правильно, в связи с чем доводы апелляционной жалобы в этой части нельзя признать состоятельными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что изменение размера выплаты за работу со сведениями, отнесенными к государственной тайне, в процентном выражении не привело к уменьшению объема предоставляемой муниципальным служащим социальной гарантии, в связи с увеличением размера других составляющих оплаты труда, не свидетельствует о соответствии оспариваемого нормативного правового акта актам большей юридической силы, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы, изложенные в дополнении к апелляционной жалобе, о том, что суд первой инстанции не привлек к участию в деле орган, уполномоченный в соответствии с законодательством на представление интересов бюджета Республики Татарстан, не могут являться основанием к отмене решения суда, поскольку суд в данном случае не разрешал вопрос о правах и обязанностях указанного лица.
Иные доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней выводы суда не опровергают, аналогичны позиции административного ответчика в суде первой инстанции, которой в обжалуемом решении дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой у Судебной коллегии оснований не имеется.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 11 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Казанской городской Думы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 мая 2019 г. N 11-АПА19-5
Текст определения опубликован не был