Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
на проект федерального закона N 658760-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации"
(в части дополнения правовой нормой, касающейся аппарата уполномоченных по правам ребенка),
внесенный Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея
Досье на проект федерального закона
Комитет по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрел проект федерального закона N 658760-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации" (в части дополнения правовой нормой, касающейся аппарата уполномоченных по правам ребенка), внесенный Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея, и отмечает следующее.
1. Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон от 27 декабря 2018 года N 501-ФЗ "Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации" новой статьей 14.1 "Аппарат Уполномоченного и аппараты уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации", регулирующий положения о том, что обеспечение деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка (далее - Уполномоченный) определяется Президентом Российской Федерации, а обеспечение деятельности уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации (далее - уполномоченный в субъекте Российской Федерации Федерации) осуществляется его аппаратом в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
2. Комитет, рассмотрев законопроект, отмечает следующее.
Законом субъекта Российской Федерации, устанавливающим правовое положение, основные задачи и полномочия регионального уполномоченного может быть предусмотрена норма о создании аппарата уполномоченного в субъекте Российской Федерации. Закрепление соответствующей нормы на федеральном уровне представляется избыточным и приведет к ограничению возможностей регионов по самостоятельному определению вариантов обеспечения деятельности уполномоченных.
3. Правовое Управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении от 7 мая 2019 года к законопроекту имеет также ряд замечаний. Так, положение законопроекта об определении Президентом Российской Федерации обеспечения деятельности Уполномоченного является излишним, поскольку в пункте 3 Указа Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 года N 986 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка" обеспечение деятельности Уполномоченного возложено на аппарат Общественной палаты Российской Федерации. Это положение также соответствует части 1 статьи 26 Федерального закона от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ "Об общественной палате Российской Федерации", согласно которой организационное, правовое, аналитическое, информационное, документационное, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Уполномоченного осуществляется аппаратом Общественной палаты.
Также, по мнению Правового Управления Государственной Думы, требует уточнение положение законопроекта о том, что обеспечение деятельности Уполномоченного осуществляет аппарат, поскольку не указано, о каком аппарате идет речь.
4. Комитет Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству поддерживает концепцию законопроекта.
Верховный Суд Российской Федерации также замечаний и предложений к законопроекту не имеет.
По законопроекту поступил 31 отзыв от законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (из них 29 положительных, 2 отрицательных), 46 отзывов исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (из них 33 положительных, 13 отрицательных).
Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект в представленной редакции (Официальный отзыв от 05.06.2019 г. N 4936п-П8), мотивируя тем, что императивный характер закрепления необходимости обеспечения деятельности уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации его аппаратом фактически принуждает субъект Российской Федерации к созданию такого аппарата, что противоречит принципу самостоятельности субъектов Российской Федерации в определении системы органов государственной власти, закрепленному статьей 77 Конституции Российской Федерации, а также положениям указанных в Официальном отзыве норм федеральных законов.
5. На основании изложенного Комитет по вопросам семьи, женщин и детей не поддерживает концепцию проекта федерального закона N 658760-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации" (в части дополнения правовой нормой, касающейся аппарата уполномоченных по правам ребенка), внесенный Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея, и рекомендует Государственной Думе отклонить названный законопроект.
Председатель Комитета |
Т.В. Плетнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.