Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 11 июля 2019 г. N 03-07-08/51526
Вопрос: Российская организация производит и реализует сварочную проволоку. Необходимым условием для входа на европейские рынки является наличие международного сертификата в области качества. В связи с этим организация прошла сертификацию продукции на соответствие требованиям стандарта EN ISO. Услуги по первичному сертификационному аудиту продукции, с регистрацией в строительном каталоге немецкого института строительной техники (DIBt), оказаны не зарегистрированной в РФ иностранной организацией (Германия).
В дальнейшем в отношении этой сертифицированной продукции указанная иностранная компания по контракту с российской организацией оказывает последней услуги по проведению надзорного аудита российской организации как изготовителя сварочной проволоки.
Услуги по надзорному аудиту оказываются в соответствии с требованиями стандарта EN 13479 и включают в себя проверку системы управления качеством на основе материалов, осмотр производственных площадей, проведение испытаний продукции на заводе-изготовителе (российской организации), а также надзорные испытания качества продукции в аккредитованном институте испытания материалов исполнителя (иностранной компании).
С целью получения сертификации по ISO 9001 (издание 2015 г.) - IATF (издание 2016 г.) российская организация по контракту с иностранной организацией (Франция) является заказчиком услуг по сертификации систем Менеджмента Качества и/или Экологического менеджмента и/или Охраны здоровья и Безопасности Труда и/или Энергетического менеджмента, которые внедрены в этой российской организации.
В соответствии с п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен статьей 148 Кодекса.
Согласно пп. 5 п. 1 ст. 148 Кодекса место реализации работ (услуг) определяется по месту осуществления деятельности организации, выполняющей (оказывающей) работы (услуги), за исключением работ (услуг), предусмотренных подпунктами 1-4.1, 4.4 пункта 1 данной статьи.
По нашему мнению, указанные выше услуги в подпунктах 1-4.1, 4.4 пункта 1 статьи 148 Кодекса не поименованы, соответственно местом реализации таких услуг, оказываемых иностранной организацией, не зарегистрированной на территории Российской Федерации, территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.
Руководствуясь пп. 2 п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 34.2 НК РФ и с учетом изложенного, прошу разъяснить, правомерно ли определение в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 148 Кодекса места оказания российской организации следующих услуг иностранной организацией, не зарегистрированной на территории Российской Федерации:
- Услуг по первичному сертификационному аудиту продукции на соответствие требованиям международного стандарта?
- Услуг по надзорному аудиту сертифицированной продукции, оказываемых в соответствии с требованиями международного стандарта?
- Услуг по сертификации на соответствие требованиям международного стандарта систем Менеджмента Качества и/или Экологического менеджмента и/или Охраны здоровья и Безопасности Труда и/или Энергетического менеджмента, которые внедрены в российской организации?
Ответ: В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость в ситуации и при условиях, изложенных в письме, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 15 июня 2012 г. N 82н, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.
Одновременно по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами сообщаем, что порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения данного налога установлен статьей 148 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Перечень работ (услуг), местом реализации которых признается территория Российской Федерации в случае, если покупатель таких работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации, установлен подпунктом 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса. В связи с этим при приобретении у иностранных лиц работ (услуг), поименованных в указанном перечне, российская организация исчисляет и уплачивает налог на добавленную стоимость в качестве налогового агента на основании пунктов 1 и 2 статьи 161 Кодекса.
В случае, если работы (услуги), выполняемые (оказываемые) иностранным лицом в перечень, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1, не включены, а также не указаны в подпунктах 1-4.1, 4.4 пункта 1 статьи 148 Кодекса, местом реализации работ (услуг) территория Российской Федерации не признается и, соответственно, данные работы (услуги) не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин разъяснил, какими нормами НК руководствоваться, чтобы определить место реализации работ (услуг), выполняемых иностранными лицами. Если наша страна признается местом реализации, российская организация исчисляет и уплачивает НДС в качестве налогового агента. В противном случае работы (услуги) не облагаются НДС.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 11 июля 2019 г. N 03-07-08/51526
Текст письма опубликован не был