Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 661415-7 "О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" (в части применения дисциплинарных взысканий)",
внесенный Самарской Губернской Думой
(утв. решением Комитета N 102/2 от 18 июня 2019 г.)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 15 апреля 2019 года (протокол N 188, пункт 90) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 661415-7 "О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается дополнить перечень дисциплинарных взысканий, предусмотренных частью 1 статьи 27 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 25-ФЗ), специальным видом дисциплинарного взыскания - предупреждением о неполном должностном соответствии.
По данному законопроекту Комитет отмечает следующее.
Необходимость данных изменений обосновывается авторами законопроекта обеспечением взаимосвязи государственной гражданской и муниципальной службы Российской Федерации. Однако заметим, что устанавливая взаимосвязь муниципальной и государственной гражданской службы, федеральное законодательство не определило единые принципы привлечения к дисциплинарной ответственности. Дисциплинарные взыскания не относятся к категории ограничений, обязанностей и запретов, установленных для муниципальных служащих.
В зависимости от содержания санкций дисциплинарную ответственность подразделяют на общую и специальную. Общая дисциплинарная ответственность распространяется на всех работников, кроме тех, для которых законодательство предусматривает специальную ответственность. Общая дисциплинарная ответственность предусматривает следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор и увольнение. На муниципальных служащих распространяется общая дисциплинарная ответственность. Порядок привлечения к ней и снятия определяется Трудовым кодексом Российской Федерации.
Специальная дисциплинарная ответственность предусмотрена для служащих всех видов государственной службы Российской Федерации в специальных законах, что обусловлено особой степенью ответственности в связи с обеспечением ими государственных полномочий. Целесообразность введения специальной дисциплинарной ответственности для муниципальных служащих авторами не обоснована. Ведь привлечение к дисциплинарной ответственности - это право работодателя, а не его обязанность. Открытым остается вопрос, насколько эффективным и востребованным будет применение предлагаемой нормы на практике. Аргументированного обоснования необходимости введения специального вида дисциплинарного взыскания для муниципальных служащих как особой меры ответственности авторы законопроекта не представили.
Кроме того, проектом не предусмотрен порядок применения и снятия вводимого дисциплинарного взыскания, Трудовым кодексом Российской Федерации также не обозначен вопрос применения специальных видов дисциплинарных взысканий. Полагаем, по аналогии, данный вопрос должен быть урегулирован в специальном законе, в данном случае Федеральном законе N 25-ФЗ.
Законодательная инициатива аналогичного содержания рассматривалась Комиссией Совета Законодателей по делам Федерации, региональной политике и местному самоуправлению (N 7-674 "О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации"), которой было рекомендовано доработать проект законодательной инициативы с учетом предложений и замечаний, указанных в заключении. Однако, авторами при внесении в Государственную Думу законопроект не доработан.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 г. N 8-П отмечается, что при принятии и изменении законодательства должен соблюдаться "принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм".
Принимая во внимание вышесказанное и данный принцип, Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить законопроект при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.