Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 июня 2019 г. N 92-КА19-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Абакумовой И.Д.,
судей Борисовой Л.В. и Нефедова О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Монгуш Снежаны Дурановны на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 5 апреля 2018 г. по административному делу по административному исковому заявлению Монгуш С.Д. к филиалу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Тыва, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва о признании незаконными их действий.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя Монгуш С.Д. по доверенности Куулара О.П., поддержавшего доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 13 октября 2017 г. удовлетворено административное исковое заявление Монгуш С.Д.
Признаны незаконными действия филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Тыва (далее - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Тыва) по внесению изменений в Государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) в отношении земельного участка с кадастровым номером|, расположенного по адресу: ... в части изменения площади с 400 кв.м на 942 кв.м. На Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва (далее - Управление Росреестра по Республике Тыва) возложена обязанность снять с государственного кадастрового учета названный земельный участок общей площадью 942 кв.м и поставить на государственный учет данный земельный участок общей площадью 400 кв.м. На административных ответчиков возложена обязанность устранить нарушение права административного истца в 15 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда; сообщить в месячный срок со дня вступления решения в законную силу о его исполнении в Кызылский городской суд и административному истцу.
Кроме того, с филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Тыва и Управления Росреестра по Республике Тыва в пользу истца взысканы в солидарном порядке расходы по оплате государственной пошлины.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 5 апреля 2018 г. решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Определением судьи Верховного Суда Республики Тыва от 2 ноября 2018 г. отказано в передаче кассационной жалобы Монгуш С.Д. для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В кассационной жалобе административный истец ставит вопрос о передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, а также просит восстановить срок на подачу кассационной жалобы.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2019 г. административное дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации; определением от 18 апреля 2019 г. административному истцу восстановлен процессуальный срок, а кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Нарушения такого характера были допущены судом апелляционной инстанции.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 16, п. 6 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (здесь и далее - Закон N 221-ФЗ в редакции, действовавшей на дату совершения оспариваемых действий) кадастровый учет осуществляется в том числе в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости, к которым помимо прочих относится площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с названным федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляется на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с приведенным выше федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (ч. 2 ст. 16 Закона N 221-ФЗ).
С заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться указанные в ч.ч. 2-6 ст. 20, ч. 2 ст. 21 Закона N 221-ФЗ лица или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Заявление о кадастровом учете и необходимые для кадастрового учета документы представляются в орган кадастрового учета заявителем или его представителем, которое должно быть удостоверено подписью.
Основания и порядок снятия земельного участка с кадастрового учета и постановка его на кадастровый учет в настоящее время регламентируются Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Как усматривается из оспариваемых судебных актов и материалов истребованного дела, земельный участок с кадастровым номером ... по заявлению Департамента земельных и имущественных отношений Мэрии г. Кызыла поставлен на кадастровый учет 28 декабря 2010 г. с общей площадью 400 кв. м. Данный земельный участок выставлен на торги в форме открытого аукциона, которые назначены на 31 января 2011 г. Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее - Министерство) от 8 июля 2011 г. N 627-р указанный земельный участок предоставлен в безвозмездное срочное пользование местной буддийской религиозной организации "Ламрим", при этом в распоряжении площадь земельного участка указана в размере 942 кв. м.
Решением федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Республике Тыва (далее - ФБУ "КП" по Республике Тыва, правопреемник - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Тыва) от 8 августа 2011 г. N 17/11-979 площадь земельного участка изменена на 942 кв. м.
На основании распоряжения Министерства от 2 октября 2012 г. N 1219 безвозмездное срочное пользование данной организацией указанным земельным участком прекращено. При этом решением филиала "ФГБУ ФКП Росреестра" по Республике Тыва от 15 октября 2012 г. отказано в удовлетворении заявления Министерства о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером ... общей площадью 942 кв. м.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 11 октября 2012 г., вступившим в законную силу 25 июня 2013 г., действия уполномоченного лица, в результате которых Монгуш С.Д. не была допущена до участия в названном аукционе, признаны незаконными, административный истец признана допущенной к участию в торгах.72168226
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 25 марта 2016 г. Министерство признано уполномоченным органом для завершения начатого открытого аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером ..., на него возложена обязанность завершить аукцион в отношении названного земельного участка между допущенными участниками, одним из которым является Монгуш С.Д.
На основании договора купли-продажи земельного участка N 343-КП, заключенного 26 августа 2016 г. между Министерством и Монгуш С.Д., в собственность последней передан земельный участок с кадастровым номером ... общей площадью 400 кв. м.
Решением филиала "ФГБУ ФКП Росреестра" по Республике Тыва от 28 сентября 2016 г. Министерству отказано в осуществлении учета изменения площади и описания границ названного земельного участка.
Уведомлением от 7 декабря 2016 г. Управление Росреестра по Республике Тыва приостановило осуществление государственной регистрации права собственности административного истца на указанный земельный участок в связи с имеющимися расхождениями площади участка в представленных документах (400 кв.м) и сведениями, содержащимися в ГКН (942 кв.м).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что срок обжалования действий административного ответчика по внесению в ГКН изменений в части площади названного земельного участка пропущен Монгуш С.Д. по уважительной причине.
При этом суд проверил по существу оспариваемые действия и пришел к выводу, что ФБУ "КП" по Республике Тыва внесла изменения в ГКН в отношении площади земельного участка с кадастровым номером ... на основании распоряжения Министерства от 8 июля 2011 г. N 627-р о предоставлении данного участка местной буддийской религиозной организации "Ламрим" по заявлению Ооржака Мергена Дадар-ооловича, у которого не имелось полномочий на представление интересов данной организации. С учетом изложенных обстоятельств суд пришел к выводу, что действия ФБУ "КП" по Республике Тыва по изменению решением от 8 августа 2011 г. сведений о площади земельного участка с кадастровым номером ... названного земельного участка являются незаконными.
Также суд первой инстанции пришел к выводам, что требования административного истца о снятии названного земельного участка общей площадью 942 кв. м с государственного кадастрового учета и постановке на кадастровый учет данного земельного участка общей площадью 400 кв. м подлежат удовлетворению, однако не мотивировал свои выводы со ссылкой на нормы Закона N 218-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда и отказал в удовлетворении требований, указав, что Монгуш С.Д. пропущен срок на обжалование действий ФБУ "КП" по Республике Тыва по внесению в ГКН сведений об изменении площади земельного участка.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ гражданин вправе обратиться с административным исковым заявлением в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов. Причины пропуска установленного срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении административного иска, если он нарушен без уважительных причин или является пресекательным (ч. 5 и 8 ч. 1 ст. 219 КАС РФ).
При этом, как следует из ч. 8 и ч. 9 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в порядке гл. 22 КАС РФ суд выясняет обстоятельства, указанные в ч. 9 и 10 названной статьи, в полном объеме, в том числе как соблюдение административным истцом сроков обращения в суд, так и нарушение его прав, свобод и законных интересов, соответствие оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, в части наличия полномочий и оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) и соблюдение порядка принятия такого решения, совершения действия (бездействия).
Кроме того, в силу положений ч. 7 ст. 219 КАС РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено названным кодексом.
Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва отказала в удовлетворении административного искового заявления Монгуш С.Д. только по основанию пропуска срока, не устанавливая иные обстоятельства, предусмотренные ч. 9 ст. 226 КАС РФ, и не дав оценку по существу выводам суда первой инстанции относительно незаконности оспариваемых действий.
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (п.п. 2, 4 ст. 3 КАС РФ). Одним из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (п. 3 ст. 6, ст. 9 КАС РФ).
Согласно ч. 1 ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п.п. 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении").
Обжалуемое апелляционное определение требованиям законности и обоснованности не отвечает.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований Монгуш С.Д. в связи с пропуском срока обращения с административным иском, суд апелляционной инстанции не принял во внимание, что срок подачи административного искового заявления со дня, с которого административный истец, по мнению судебной коллегии, достоверно располагал сведениями о совершении административным ответчиком обжалуемых действий (24 апреля 2017 г.), нарушен незначительно. Кроме того, суд апелляционной инстанции не дал оценки доводам истца о том, что копия распоряжения Министерства от 8 июля 2011 г. N 627-р, подтверждающего обстоятельства, послужившие основанием для обращения в суд с настоящим иском, фактически получена административным истцом 30 июня 2017 г.
Таким образом, суд апелляционной инстанции отказал Монгуш С.Д. в защите нарушенного права без проверки по существу законности оспариваемых действий, что является недопустимым и противоречит задачам административного судопроизводства, таким образом, у судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва отсутствовали законные основания для отмены решения суда первой инстанции, в связи с чем апелляционное определение от 5 апреля 2018 г. подлежит отмене, как вынесенное с нарушением норм процессуального права, с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе судей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 5 апреля 2018 г. отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в ином составе судей.
Председательствующий |
Абакумова И.Д. |
Судьи |
Борисова Л.В. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 июня 2019 г. N 92-КА19-2
Текст определения опубликован не был