Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А
Правовые, нормативно-технические и методологические положения обуславливающее состав, содержание и рекомендации по разработке проектов содержания автомобильных дорог
Состав, содержание и рекомендации по разработке проектов содержания автомобильных дорог в составе предпроектной, проектной и рабочей документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт линейных Объектов капитального строительства, а также по разработке проектов содержания эксплуатируемых Объектов определены на основе правовых, нормативно-технических и методологических положениях [4], [5], [6], ТР ТС 014/2011, СП 34.13330, ГОСТ 33100, ГОСТ 33149 (в том числе, указанных в п. 1 - п. 9 настоящего Приложения А), подлежащих реализации на этапе разработки предпроектной, проектной и рабочей документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт автомобильных дорог и оказывающих значительное влияние на эффективность решения целевых задач содержания автомобильных дорог на этапе их эксплуатации.
А.1 Настоящие Правила разработаны, учитывая положения, которые (совместно с иными положениями, установленными в п. 34-п. 42 [4]) подлежат реализации в составе обязательных разделов проектной документации на линейные Объекты капитального строительства, в частности положения, касающиеся:
а) принципиальных проектных решений, обеспечивающих надежность линейного Объекта, определяющих последовательность его строительства, этапы строительства и планируемые сроки ввода их в эксплуатацию.
б) сведений о необходимости проектирования постов дорожно-патрульной службы, пунктов весового контроля, постов учета движения, постов метеорологического наблюдения, остановок общественного транспорта и мест размещения объектов дорожного сервиса.
в) технологических и конструктивных решений по линейному Объекту капитального строительства, в части:
1) мероприятий, обеспечивающих соблюдение требований по охране труда в процессе эксплуатации линейного Объекта;
2) обоснования принятых в проектной документации автоматизированных систем управления технологическими процессами, автоматических систем по предотвращению нарушения устойчивости и качества работы линейного Объекта;
3) описания и обоснования проектных решений при реализации требований, предусмотренных статьей 8 [59];
4) перечня мероприятий по защите трассы линейного Объекта от снежных заносов и попадания на них животных;
г) зданий, строений и сооружений, входящих в инфраструктуру линейного Объекта, в части:
1) сведений о строительстве новых, реконструкции существующих объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения, обеспечивающих функционирование линейного Объекта;
2) перечня зданий, строений и сооружений, проектируемых в составе линейного Объекта, с указанием их характеристик;
3) сведений о проектной документации, применяемой при проектировании зданий и сооружений, проектируемых в составе линейного Объекта, в том числе о документации повторного применения;
д) проектных решений по организации строительства, отражающих характеристики трассы линейного Объекта, района его строительства, описание полосы отвода и мест расположения на трассе зданий, строений и сооружений, проектируемых в составе линейного Объекта и обеспечивающих его функционирование,
е) мероприятий по охране окружающей среды, предотвращению и (или) снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов на период строительства и эксплуатации линейного Объекта, в том числе по:
1) охране атмосферного воздуха;
2) рациональному использованию и охране вод и водных биоресурсов на пересекаемых линейным Объектом реках и иных водных объектах;
3) сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов;
4) производственному экологическому контролю (мониторингу) за характером изменения всех компонентов экосистемы при строительстве и эксплуатации линейного Объекта, а также при авариях на его отдельных участках;
5) специальным наблюдениям за линейным Объектом на участках, подверженных опасным природным воздействиям.
ж) мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, по гражданской обороне, по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для технически сложных, уникальных Объектов.
А.2 Правила разработаны, из условия соблюдения требований безопасности, предусмотренных ТР ТС 014/2011 (статья 3), в том числе в указанных ниже пунктах А.2.1 - А.2.3.
А.2.1 При проектировании автомобильных дорог и дорожных сооружений на них (наряду с иными требованиями, указанными в п. 11 статьи 3 ТР ТС 014/2011) необходимо обеспечивать оптимизацию строительных и эксплуатационных затрат в течение установленного жизненного цикла автомобильной дороги.
А.2.2 Строительство, реконструкция и капитальный ремонт автомобильных дорог и дорожных сооружений на них (наряду с иными, указанными в п. 12 статьи 3 ТР ТС 014/2011) должны осуществляться в строгом соответствии с проектной документацией на землях, отведенных под эти цели уполномоченными органами по землепользованию на всех этапах жизненного цикла автомобильной дороги.
А.2.3 При их эксплуатации автомобильных дорог и дорожных сооружений на них (наряду с иными, указанными в п. 3 статьи 3 ТР ТС 014/2011) мероприятия по эксплуатации должны быть направлены на создание безопасных условий перевозки грузов и пассажиров по автомобильным дорогам в течение установленного срока их службы путем:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "п. 3 статьи 3" имеется в виду "п. 8 статьи 3"
- обеспечения сохранности автомобильных дорог и дорожных сооружений на них при воздействии транспортных, эксплуатационных, природно-климатических, чрезвычайных и других факторов в течение их жизненного цикла,
- организации дорожного движения с использованием комплекса технических средств;
- проведения работ по поддержанию эксплуатационного состояния проезжей части соответствующего безопасному и бесперебойному дорожному движению,
- своевременного устранения или снижения риска возникновения дорожно-транспортных происшествий и ограничений движения в зависимости от эксплуатационного состояния автомобильной дороги,
- своевременного информирования участников дорожного движения об изменениях в организации движения, в том числе связанных с проведением дорожных работ, сезонными ограничениями движения, стихийными бедствиями, техногенными катастрофами и авариями или другими обстоятельствами,
- обеспечения доступности информации о допустимых весовых и габаритных параметров транспортных средств, а также возможных остаточных рисках ухудшения эксплуатационного состояния автомобильной дороги и возникновении угрозы безопасности на отдельных ее участках для потребителей транспортных услуг и третьих лиц,
- защиты участков автомобильных дорог от снежных или песчаных заносов, предупреждения образования на покрытии снежной корки и гололёда, облегчения уборки снежно-ледяных отложений и ликвидации зимней скользкости дорожных покрытий с применением противогололедных материалов,
- введения допустимых весовых и габаритных параметров транспортных средств для обеспечения сохранности эксплуатируемых автомобильных дорог и дорожных сооружений на них,
- введения временных ограничений движения в целях обеспечения безопасности движения при опасных природных явлениях или угрозе их возникновения, при аварийных ситуациях на дорогах, при проведении дорожных и аварийно-восстановительных работ, в случае выявления дефектов и повреждений автомобильных дорог и дорожных сооружений, создающих угрозу безопасности дорожного движения, а также в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, вызывающих снижение несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и образование дефектов дорожной одежды.
А.3 Правила разработаны, из условия соблюдения требований, указанных в разделах СП 34.13330: 4 (абзац второй п. 4.12), 5 (за исключением п. 5.2), 6, 8 (п. 8.15, 8.18, 8.39, 8.40), 10 (п. 10.14 - п. 10.16, п. 10.24 - п. 10.31), 11 (п. 11.1), включенных в перечень обязательных требований [6], согласно которых при проектировании автомобильных дорог следует предусматривать:
а) защиту автомобильных дорог от селей, используя: лесонасаждение, селезадерживающие сооружения, селепропускные сооружения, селеотводящие сооружения и др.,
б) надежную защиту участков дорог, проходящих по открытой местности, от снежных заносов во время метелей,
в) защиту заносимых участках дорог от снежных заносов:
1) на дорогах категорий I-III - снегозащитными насаждениями, снегозадерживающими и снегопередувающими заборами. При этом, учитывая, что снегопередувающие заборы для дорог категории I применять нецелесообразно ввиду значительной ширины земляного полотна;
2) на дорогах категорий IV и V - снегозащитными лесонасаждениями или временными защитными устройствами (снеговыми валами, траншеями);
г) защиту горных дорог от снежных лавин и обвалов путем:
1) устройства галерей и навесов, лавинорезов, отбойных и лавинонаправляющих дамб;
2) удерживания снега на склоне с помощью различных устройств, предотвращающих его передвижение и смещение;
3) установки снегозащитных щитов, подпорных заборов или стенок перед лавиносборами для уменьшения скопления в них снега;
4) обрушения снега на лавиноопасных участках в процессе эксплуатации дороги и пр.
д) строительство соответствующих зданий и сооружений СП 34.13330 (п. 11.1 раздела 11 "Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру автомобильной дороги) для:
1) дорожной службы - комплексы зданий и сооружений управления дорог, комплексы зданий и сооружений основного и низового звеньев дорожной службы, жилые дома для рабочих и служащих, производственные базы, пункты обслуживания и охраны мостов, переправ, тоннелей и галерей, устройства технологической связи;
2) автотранспортной службы - здания и сооружения обслуживания грузовых перевозок (грузовые автостанции, контрольно-диспетчерские пункты), здания и сооружения обслуживания организованных пассажирских перевозок (автостанции и автовокзалы, автобусные остановки и павильоны), здания и сооружения для обслуживания участников движения в пути следования - автомобильный сервис (мотели, кемпинги, площадки отдыха, площадки для кратковременной остановки автомобилей, пункты питания, пункты торговли, автозаправочные станции (АЗС), дорожные станции технического обслуживания (СТО), пункты мойки автомобилей на въездах в город, устройства для технического осмотра автомобилей, устройства аварийно-вызывной связи);
3) службы государственной инспекции по обеспечению безопасности дорожного движения - линейные сооружения по контролю дорожного движения.
А.4 Настоящие Правила разработаны, учитывая терминологическую сущность и положения ГОСТ 33100, (включенного [6] в перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР ТС 014/2011), в том числе положения, согласно которых:
а) предусматривается стадийность проектирования:
1) в одну стадию - разрабатывается рабочая документация;
2) в две стадии - разрабатывается: проектная документация; рабочая документация;
3) в три стадии - разрабатывается: предпроектная документация; проектная документация, рабочая документация;
б) стадийность проектирования определяется Заказчиком и устанавливается в договоре подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и конкретизируется в задании на проектирование, рекомендуемые варианты которого приведены в ГОСТ 33100,
в) предусмотрены рекомендуемые: состав разделов предпроектной документации для строительства (реконструкции) и капитального ремонта автомобильной дороги; показатели сравнения вариантов проектных решений; технико-экономические показатели. В перечне основных технико-экономических показателей, рекомендуется учитывать (наряду с иными) такие показатели, как: здания и сооружения дорожной и автотранспортной службы, отражающий их перечень и количество (перечень, шт.); площадь занимаемых земель под объект. В перечне показателей сравнении вариантов проектных решений, (наряду с иными), рекомендуется учитывать такие показатели, как: капитальные вложения в строительство, в тыс. руб.; стоимость эксплуатации (содержание и ремонт), в тыс. руб.,
г) разработку проектов на новое строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования и платных, а также искусственных сооружений на них рекомендовано осуществлять для сложных объектов в три стадии (ГОСТ 33100 глава 4, п. 4.6). Для объектов, строящихся по проектной документации массового применения, а также технически несложных объектов и объектов капитального ремонта следует предусматривать проектирование с разработкой рабочей документации в одну стадию (ГОСТ 33100 глава 4, п. 4.6),
д) при двухстадийном проектировании на основании прошедшей экспертизу и утвержденной в установленном порядке на первой стадии разработки проектной документации осуществляется отвод земельного участка под строительство объекта с выдачей правоустанавливающего документа на землю, открывается финансирование строительства в соответствии с законодательством Российской Федерации и разрабатывается рабочая документация (ГОСТ 33100 глава 4, п. 4.7),
е) на основании утвержденной предпроектной документации должна разрабатываться проектная документация, утверждаемая в установленном порядке, по результатам которой необходимо осуществлять отвод земельного участка под строительство объекта с выдачей правоустанавливающих документов на землю и открывать финансирование строительства в соответствии с законодательством Российской Федерации. Далее следует разрабатывать рабочую документацию (ГОСТ 33100 глава 4, п. 4.10),
ж) проектирование автомобильных дорог на стадии предпроектной документации и проектной документации должно осуществляться на основе прогнозов социально-экономического развития, соответствующим целевым программам, градостроительной документации и другим материалам (ГОСТ 33100 глава 5),
и) разработка предпроектной документации может проводиться на основе картографических, фондовых (геология, гидрология) материалов. Полевые изыскания, по согласованию с заказчиком (при необходимости) могут проводиться на сложных и эталонных участках (ГОСТ 33100 глава 5, п. 5.1),
к) разработка проектной документации должна осуществляться на основании материалов топографо-геодезических, инженерно-гидрологических, инженерно-геологических, геотехнических, экономических и экологических изысканий в соответствии с требованиями Межгосударственных стандартов: ГОСТ 32836, ГОСТ 32868, ГОСТ 32869, ГОСТ 32847, ГОСТ 33177. При необходимости по согласованию с заказчиком дополнительные изыскания могут выполняться на стадии разработки рабочей документации,
л) проектирование объекта необходимо осуществлять при наличии: задания на проектирование, разрешительной документации, исходных данных (ГОСТ 33100 глава 4, п. 4.13) представленных в соответствии с договором подряда и материалов инженерных изысканий. Разработка проектной документации на отдельные этапы строительства устанавливается заказчиком в задании на проектирование. Эта документация должна разрабатываться в объеме, необходимом для осуществления этого этапа строительства,
м) при проектировании обустройства дороги необходимо указывать типы разметки, ограждений, светофоров, места размещения автобусных остановок, метеорологических постов (если они предусмотрены заданием), пунктов взимания платы за проезд на платной дороге, пунктов весового контроля, мероприятия по обеспечению автоматизированной системы управления движением и прочее,
н) целесообразно включать в состав инженерного обустройства автомобильной дороги элементы ИТС, в первую очередь такие, как АСУДД. Эти системы должны создаваться с возможностями интеграции со смежными ИТС АСУДД и (при необходимости) взаимодействовать с другими, в том числе внешними, интеллектуальными системами (ГОСТ 33100 глава 7, п. 7.45),
п) при проектировании дорожно-эксплуатационных служб необходимо предусматривать (ГОСТ 33100 глава 7, п. 7.46):
1) комплексы зданий и сооружений управления автомобильными дорогами;
2) комплексы зданий и сооружений основного и низового звеньев дорожной службы, жилые дома для рабочих и служащих;
3) производственные базы, пункты охраны мостов и тоннелей.
р) при проектировании в части, касающейся платных дорог, необходимо:
1) обустраивать их объектами автосервиса (мотели, АЗС, кемпинги и другие), линейными сооружениями дорожных служб (ГОСТ 33100 глава 7, п. 7.67);
2) предусматривать автоматизированные системы управления дорожным движением (ГОСТ 33100 глава 7, п. 7.68);
с) при проектировании в части, касающейся безопасности дороги, следует предусматривать:
1) разработку проектных решений, обеспечивающих безопасность дороги и исключающих возможные риски, приводящие к нарушению этой безопасности (ГОСТ 33100 глава 9, п. 9.1);
2) разработку АСУДД на многополосных автомобильных дорогах I-II категории (ГОСТ 33100 глава 9, п. 9.3);
3) оценку относительной опасности участков автомобильной дороги в проектах на стадиях нового строительства, а также реконструкции с помощью методик, определяющих коэффициенты аварийности и коэффициенты безопасности по всей дороге, в том числе на пересечениях и примыканиях в одном и разных уровнях (ГОСТ 33100 глава 9, п. 9.4);
4) обеспечение безопасности автомобильных дорог, учитывая сложные (согласно ГОСТ 33149) условия (ГОСТ 33100 глава 9, п. 9.5);
т) при проектировании в части, касающейся требований к обеспечению охраны окружающей среды:
1) проектные работы по охране окружающей среды (защита от шума, очистные сооружения поверхностных вод, скотопрогоны, мероприятия по работе с отходами и другие) выполняются по материалам экологических (согласно ГОСТ 32847) изысканий (ГОСТ 33100 глава 10, п. 10.1);
2) необходимо учитывать и максимально минимизировать негативное воздействие на окружающую среду в процессе строительства и эксплуатации объекта (ГОСТ 33100 глава 10, п. 10.2);
3) необходимо учитывать рекомендации ГОСТ 33149 по обеспечению охраны окружающей среды на автомобильных дорогах в сложных условиях (ГОСТ 33100 глава 10, п. 10.8).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.