Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Комитета по образованию
от 15 июля 2019 г. N 2081-р
Положение
об организации работы по оказанию психолого-педагогической помощи и психолого-педагогического сопровождения
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в целях организации работы по оказанию психолого-педагогической помощи и психолого-педагогического сопровождения в государственных образовательных учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования.
1.2. Действие Положения не распространяется на организацию работы по оказанию психолого-педагогической помощи обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления.
1.3. Деятельность по оказанию психолого-педагогической помощи и психолого-педагогического сопровождения осуществляется в соответствии с:
Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Концепцией развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Министром образования и науки Российской Федерации 19.12.2017;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 N 1082 "Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии";
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)";
Законом Санкт-Петербурга от 26.06.2013 N 461-83 "Об образовании в Санкт-Петербурге".
1.4. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:
ГОУ - государственные образовательные учреждения Санкт-Петербурга, реализующие основные общеобразовательные программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, находящиеся в ведении Комитета по образованию и администраций районов Санкт-Петербурга;
обучающиеся - физические лица, осваивающие основные общеобразовательные программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, реализующиеся в ГОУ;
психолого-педагогическая помощь - психолого-педагогическая помощь, оказываемая детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе обучающимся ГОУ;
психолого-педагогическое сопровождение - система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития обучающихся, психологической поддержки обучающихся, включая психологическое сопровождение образовательного процесса.
Центры ППМСП - государственные учреждения Санкт-Петербурга, осуществляющие деятельность по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, находящиеся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга, и государственных образовательных учреждений дополнительного образования, осуществляющих деятельность по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, находящиеся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга;
Региональный центр ППМСП - государственное бюджетное учреждение Региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Центр диагностики и консультирования".
Иные понятия, используемые в Положении, применяются в значениях, определенных действующим законодательством.
1.5. В целях оказания психолого-педагогической помощи в Санкт-Петербурге сформирована трехуровневая система оказания психолого-педагогической помощи с соблюдением маршрутизации, этапности и преемственности.
Психолого-педагогическая помощь оказывается на уровне ГОУ, районном уровне и региональном уровне:
на уровне ГОУ - психолого-педагогическая помощь оказывается специалистами ГОУ (педагогом-психологом и социальным педагогом, учителем-логопедом, другими педагогическими работниками). Психолого-педагогическая помощь на данном уровне оказывается обучающимся, состоящим в контингенте ГОУ.
на районном уровне - психолого-педагогическая помощь оказывается специалистами Центров ППМСП (педагогом-психологом (педагогами-психологами). Психолого-педагогическая помощь на данном уровне оказывается обучающимся, проживающим на территории района Санкт-Петербурга по местонахождении Центра ППМСП.
на региональном уровне - психолого-педагогическая помощь оказывается специалистами Регионального центра ППМСП. Психолого-педагогическая помощь на региональном уровне оказывается обучающимся, проживающим на территории Санкт-Петербурга.
1.6. Психолого-педагогическая помощь осуществляется в соответствии со следующими принципами:
адресности;
сохранения ранее достигнутого уровня психолого-педагогической помощи и постоянного его повышения;
добровольности получения психолого-педагогической помощи;
доступности;
конфиденциальности (включая защиту персональных данных).
1.7. Психолого-педагогическая помощь в Санкт-Петербурге оказывается без взимания платы в соответствии с настоящим Положением.
1.8. Психолого-педагогическая помощь предоставляется с согласия одного из законных представителей. В соответствии с принципом добровольности законные представители обучающегося могут написать отказ от оказания психолого-педагогической помощи на любой стадии.
Обучающиеся в возрасте старше 14 лет могут самостоятельно обращаться за психолого-педагогической помощью.
Обучающиеся и их законные представители могут самостоятельно определять уровень службы психолого-педагогической помощи, указанный в пункте 1.5. настоящего Положения.
1.9. При оказании психолого-педагогической помощи обучающимся в целях защиты прав ребенка, его законных представителей должна быть обеспечена конфиденциальность их персональных данных.
1.10. Обучающиеся и законные представители обучающихся при получении психолого-педагогической помощи имеют право:
на уважительное и гуманное отношение;
конфиденциальность;
получение информации о возможности оказания психолого-педагогической помощи;
отказ от оказания психолого-педагогической помощи.
1.11. Психолого-педагогическое сопровождение оказывается на уровне ГОУ, районном уровне и региональном уровне.
На уровне ГОУ - психолого-педагогическое сопровождение оказывается специалистами ГОУ обучающимся, состоящим в контингенте ГОУ, и педагогическим работникам ГОУ.
На районном уровне осуществляется методическая поддержка и координация деятельности ГОУ, расположенных на территории района Санкт-Петербурга.
На региональном уровне осуществляется методическая поддержка и координация деятельности ГОУ, расположенных на территории Санкт-Петербурга, Центров ППМСП.
1.12. Организация предоставления психолого-педагогической помощи осуществляется Комитетом по образованию и администрациями районов Санкт-Петербурга в соответствии с полномочиями, установленными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 N 225 "О Комитете по образованию" и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 N 1098 "Об администрациях районов Санкт-Петербурга".
1.13. Обеспечение организационной деятельности по оказанию психолого-педагогической помощи, общего руководства и уровневой взаимосвязи осуществляется Региональным ЦППМС во взаимодействии с главным внештатным педагогом-психологом Санкт-Петербурга.
1.14. Методическое обеспечение деятельности специалистов, оказывающих психолого-педагогическую помощь и психолого-педагогическое сопровождение, осуществляется Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования, информационно-методическими центрами районов Санкт-Петербурга, а также городскими и районными методическими объединениями специалистов, оказывающих психолого-педагогическую помощь.
2. Цели и задачи психолого-педагогической помощи и психолого-педагогического сопровождения
2.1. Целью психолого-педагогической помощи и психолого-педагогического сопровождения является создание обучающимся условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, направленной на своевременное обеспечение сохранения и укрепления психологического здоровья обучающихся, снижение рисков дезадаптации и негативной социализации, получение бесплатной психолого-педагогической коррекции.
2.2. Основными задачами психолого-педагогической помощи и психолого-педагогического сопровождения являются:
психологическая поддержка и сопровождение обучающихся в проблемных и трудных жизненных ситуациях;
диагностика и контроль динамики личностного и интеллектуального развития обучающихся;
содействие в построении индивидуальной траектории образования обучающихся;
содействие в создании условий для самостоятельного осознанного выбора обучающимися профессии (или профессиональной области) и содействие в построении личных профессиональных планов;
содействие позитивной социализации обучающихся;
психологическая поддержка в создании условий для духовно-нравственного воспитания обучающихся;
психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей;
проведение мероприятий по профилактике и коррекции отклоняющегося (агрессивного, аддиктивного, асоциального, виктимного, суицидального и т.п.) и противоправного поведения обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
содействие в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни обучающихся, в воспитании осознанного устойчивого отрицательного отношения к употреблению алкоголя, психоактивных и наркотических веществ, табакокурению, и другим вредным привычкам;
профилактика насилия и защиты детей от информации, наносящей вред их психическому здоровью и нравственному развитию;
содействие развитию межкультурной компетенции и толерантности; профилактика ксенофобии, экстремизма, межэтнических конфликтов;
психолого-педагогическое сопровождение процессов коррекционно-развивающего обучения, воспитания, социальной адаптации и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в условиях инклюзивного обучения;
психологическое просвещение и консультирование родителей (законных представителей) обучающихся, педагогов по вопросам обучения, воспитания, поведения, развития.
3. Основные направления деятельности по оказанию психолого-педагогической помощи и психолого-педагогическому сопровождению
3.1. К основным направлениям деятельности по оказанию психолого-педагогической помощи и психолого-педагогическому сопровождению относятся:
психологическое просвещение - формирование у обучающихся и их законных представителей, педагогических работников и руководителей ГОУ потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;
психологическая профилактика - предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, в ГОУ, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, законным представителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;
психологическая диагностика - углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения; определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучение и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и источников нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.
психологическая коррекция - активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, учителей-логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов ГОУ,
консультативная деятельность - оказание помощи обучающимся, их законным представителям, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.
3.2. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ГОУ также включает:
психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ;
психологическую экспертизу (оценку) комфортности и безопасности образовательной среды ГОУ;
психологическое консультирование субъектов образовательного процесса.
4. Организация работы по предоставлению психолого-педагогической помощи и психолого-педагогического сопровождения
4.1. Оказание психолого-педагогической помощи и психолого-педагогического сопровождения на уровне ГОУ.
4.1.1 Психолого-педагогическая помощь и психолого-педагогическое сопровождение оказывается обучающимся, состоящим в контингенте данного ГОУ, в том числе обучающимся, зачисленных в ГОУ в качестве экстернов для прохождения промежуточной и (или) итоговой аттестации.
4.1.2. На уровне ГОУ психолого-педагогическая помощь и психолого-педагогическое сопровождение является сопутствующей услугой, связанной с реализацией образовательного процесса. Заключение договора по оказанию психолого-педагогической помощи и психолого-педагогическое сопровождения не требуется.
4.1.3. Психолого-педагогическая помощь и психолого-педагогическое сопровождение в части проведения психологической диагностики и коррекционно-развивающей работы, в том числе по восстановлению и реабилитации, осуществляется с согласия законных представителей.
4.1.4. Психолого-педагогическая помощь оказывается педагогом-психологом (педагогами-психологами) и группой педагогических работников ГОУ (социальным педагогом, учителем-логопедом, другими педагогическими работниками) с участием педагога-психолога в рамках деятельности психолого-медико-педагогического консилиума.
Учитель-дефектолог, тьютор включаются в деятельность по оказанию психолого-педагогической помощи, если в ГОУ обучается ребенок с ограниченными возможностями здоровья.
4.1.5. В целях оказания психолого-педагогической помощи и психолого-педагогическое сопровождения в ГОУ создаются службы психолого-педагогического сопровождения (далее - служба ГОУ).
Служба ГОУ обеспечивает тесное взаимодействие с классными руководителями.
В состав службы ГОУ могут включаться специалисты психолого-педагогической инфраструктуры ГОУ (службы медиации, совета по профилактике правонарушений, службы здоровья и других структурных подразделений).
В деятельности службы ГОУ наряду с сотрудниками ГОУ, также могут участвовать специалисты Центров ППМСП и иных государственных организаций, обладающих ресурсами, необходимыми для оказания психолого-педагогической помощи обучающимся. Участие указанных специалистов в деятельности службы ГОУ осуществляется на основании договора в рамках сетевого взаимодействия.
4.1.6. Служба ГОУ может создаваться как структурное подразделение ГОУ.
4.1.7. Для оказания психолого-педагогической помощи и психолого-педагогического сопровождения в штат ГОУ вводится ставка "педагог-психолог" (1,0 ставка на каждые 300 обучающихся).
Численность социальных педагогов составляет не менее одного специалиста на ГОУ.
4.1.8. При организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе в штат ГОУ вводится ставка "педагог-психолог" (1,0 ставка на каждые 20 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) в соответствии с пунктом 32 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 (далее - приказ N 1015).
Введение ставок учителя-логопеда, учителя-дефектолога и тьютора также предусмотрено приказом N 1015.
4.1.9. ГОУ разрабатывает положение о деятельности службы ГОУ, ежегодно утверждает состав службы ГОУ.
Педагог-психолог ведет профессиональную документацию, отражающую содержание деятельности в отношении всех субъектов образовательных отношений:
- журнал регистрации обращений/видов деятельности;
- протоколы диагностических обследований и заключения по их результатам;
- планы/программы проведения коррекционной, развивающей, просветительской, профилактической работы.
4.1.10. ГОУ создает необходимые материально-технические условия для деятельности службы ГОУ, включая кабинет педагога-психолога.
4.1.11. Деятельность психолога, педагога-психолога осуществляется в соответствии с приказом Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)". Деятельность иных специалистов службы ГОУ осуществляется в соответствии с локальными актами ГОУ, регулирующими трудовые отношения.
Квалификация педагогических работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"), утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н,
Повышение психолого-педагогической компетентности осуществляется за счет курсов повышения профессиональной квалификации, системы непрерывного образования, в которой предусмотрены различные формы повышения квалификации (конференции, семинары, мастер-классы, вебинары, стажировочные площадки, самообразование, взаимопосещение и другое).
4.1.12. Требования, указанные в пункте 4.1.11, также распространяются на работников, оказывающих психолого-педагогическую помощь на районном уровне и региональном уровне.
4.2. Оказание психолого-педагогической помощи и психолого-педагогического сопровождения на районном уровне и региональном уровне.
4.2.1. На районном и региональном уровне психолого-педагогическая помощь оказывается обучающимся ГОУ, а также несовершеннолетним, не состоящим в контингенте ГОУ, включая несовершеннолетних, получающих образование в форме семейного образования или самообразования:
с высокой степенью педагогической запущенности;
с высоким риском нарушения развития, установленным в медицинском учреждении;
нарушениями эмоционально-волевой сферы;
отклонениями в поведении; испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ;
находящимся в трудной жизненной ситуации;
находящимся в социально опасном положении;
с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью;
другие причины обращения.
4.2.2. Психолого-педагогическая помощь оказывается в соответствии с направлениями деятельности по оказанию психолого-педагогической помощи, указанными в разделе 3 Положения.
4.2.3. Обязательными этапами психолого-педагогической помощи являются:
диагностика и определение индивидуальных особенностей, ограничений и ресурсов, оценки ситуации развития, выявления причин возникающих трудностей;
консультирование, в том числе анонимное;
проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий в целях преодоления трудностей, развития навыков и личностных качеств, укрепления адаптивных ресурсов;
специализированная психолого-педагогическая помощь обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью;
организация комплексной работы по предупреждению, выявлению, преодолению психофизического и психоэмоционального неблагополучия обучающихся и несовершеннолетних в образовательной и социальной среде;
оказание помощи в профориентации, получении профессии и социальной адаптации;
проведение мероприятий, направленных на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе, на предупреждение антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, защита их прав и интересов.
4.2.4. На районном уровне и региональном уровне осуществляется:
содействие в профессиональной деятельности педагогов-психологов ГОУ;
анализ качества и эффективности оказания помощи обучающимся педагогами-психологами и социальными-педагогами ГОУ;
мониторинг эффективности внедряемых ГОУ образовательных программ и технологий обучения;
проведение психологической экспертизы внедряемых образовательных программ в части определения их соответствия возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.
4.2.5. На районном уровне и региональном уровне осуществляется взаимодействие с общественными организациями и некоммерческими организациями, оказывающими услуги ранней диагностики, социализации и реабилитации, в части оказания методической поддержки по психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 15 июля 2019 г. N 2081-р "Об организации работы по оказанию... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.