В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", государственной программой Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642, статьей 5 Закона Новосибирской области от 05.07.2013 N 361-ОЗ "О регулировании отношений в сфере образования в Новосибирской области", распоряжением Правительства Новосибирской области от 31.10.2018 N 404-рп "О реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" в Новосибирской области":
1. Утвердить региональным координатором по созданию детских технопарков "Кванториум", включая создание мобильных технопарков "Кванториум", в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" на территории Новосибирской области министерство образования Новосибирской области (Федорчук С.В.).
2. Утвердить прилагаемые:
1) комплекс мер (дорожную карту) по созданию и функционированию детского технопарка "Кванториум";
2) описание создаваемого детского технопарка "Кванториум";
3) комплекс мер (дорожную карту) по созданию и функционированию мобильного технопарка "Кванториум";
4) описание создаваемого мобильного технопарка "Кванториум".
3. Определить государственное автономное учреждение дополнительного образования Новосибирской области "Областной центр развития творчества детей и юношества" (Вершинин Р.О.) региональным ресурсным центром по координации и методическому сопровождению деятельности детских технопарков "Кванториум", включая создание мобильных технопарков "Кванториум", в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" на территории Новосибирской области.
3. Признать утратившими силу:
1) распоряжение Правительства Новосибирской области от 14.12.2016 N 459-рп "О Концепции создания и деятельности детских технопарков на территории Новосибирской области в 2017 - 2020 годах";
2) распоряжение Правительства Новосибирской области от 21.05.2018 N 190-рп "О внесении изменений в распоряжение Правительства Новосибирской области от 14.12.2016 N 459-рп".
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Новосибирской области Нелюбова С.А.
Губернатор Новосибирской области |
А.А. Травников |
Комплекс мер (дорожная карта)
по созданию и функционированию детского технопарка "Кванториум"
(утв. распоряжением Правительства Новосибирской области от 2 июля 2019 г. N 242-рп)
N |
Наименование мероприятия |
Ответственный |
Результат |
Срок |
1 |
Утверждено должностное лицо в составе регионального ведомственного проектного офиса, ответственное за создание и функционирование детского технопарка "Кванториум" |
министерство образования Новосибирской области |
Приказ министерства образования Новосибирской области (далее - "Распорядительный акт РОИВ" )* |
25 августа 2019** года |
2 |
Утверждение медиаплана детского технопарка "Кванториум" |
министерство образования Новосибирской области |
Распорядительный акт РОИВ |
30 октября 2019 года, далее ежегодно |
3 |
Согласованы и утверждены типовой дизайн-проект и зонирование детского технопарка "Кванториум" |
министерство образования Новосибирской области во взаимодействии с проектным офисом |
Письмо ведомственного проектного офиса и акт РОИВ/РВПО |
30 ноября 2019 года |
4 |
Представлена информация об объемах средств операционных расходов на функционирование детского технопарка "Кванториум" по статьям расходов |
министерство образования Новосибирской области, федеральный оператор - ведомственный проектный офис национального проекта "Образование" (по согласованию) |
Письмо РОИВ |
30 ноября 2019 года, далее ежегодно |
5 |
Сформирован и согласован перечень оборудования для оснащения детского технопарка "Кванториум" |
министерство образования Новосибирской области во взаимодействии с проектным офисом нацпроекта "Образование" |
Письмо ведомственного проектного офиса и акт РОИВ/РВПО |
1 декабря 2019 года |
6 |
Заключено дополнительное соглашение с федеральным проектным офисом по реализации регионального проекта "Успех каждого ребенка" на территории субъекта Российской Федерации в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" |
министерство образования Новосибирской области |
Дополнительное соглашение |
5 февраля 2020 года, далее ежегодно (при необходимости) |
7 |
Заключено финансовое соглашение с финансовой службой федерального проектного офиса в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" |
министерство образования Новосибирской области |
Финансовое соглашение |
15 февраля 2020 года, далее ежегодно (при необходимости) |
8 |
Объявлены закупки товаров, работ, услуг для создания детского технопарка "Кванториум" |
министерство образования Новосибирской области |
Извещение о проведении закупок |
1 марта 2020 года |
9 |
Повышение квалификации (профмастерства) сотрудников детского технопарка "Кванториум" и педагогов |
министерство образования Новосибирской области во взаимодействии с проектным офисом нацпроекта "Образование" |
Свидетельства о повышении квалификации и отчет по программам переподготовки кадров |
Согласно отдельному графику проектного офиса нацпроекта "Образование" |
10 |
Завершено приведение площадок образовательных организаций в соответствии с фирменным стилем детского технопарка "Кванториум" , доставлено, установлено, налажено оборудование |
министерство образования Новосибирской области |
Акт приемки работ, товарные накладные и т.д. |
25 августа 2020 года |
11 |
Получена лицензия на образовательную деятельность детского технопарка "Кванториум" по программам дополнительного образования детей |
министерство образования Новосибирской области |
Лицензия на реализацию образовательных программ дополнительного образования детей и взрослых |
25 августа 2020 года |
12 |
Проведен мониторинг оснащения средствами обучения и приведения площадки детского технопарка "Кванториум" в соответствии с фирменным стилем |
министерство образования Новосибирской области во взаимодействии с проектным офисом нацпроекта "Образование" |
По форме, определяемой ведомственным проектным офисом нацпроекта "Образование" |
30 августа 2020 года |
13 |
Завершение набора детей, обучающихся по программам детского технопарка "Кванториум" |
Руководитель детского технопарка "Кванториум" (структурное подразделение ГАУ ДО НСО "ОЦРТДиЮ" ) |
Локальные акты организации |
30 августа 2020 года |
14. |
Открытие детского технопарка "Кванториум" в единый день |
министерство образования Новосибирской области |
Информационное освещение в СМИ |
1 сентября 2020 |
Применяемые сокращения:
РВПО - региональный ведомственный проектный офис (государственное автономное учреждение дополнительного образования Новосибирской области "Областной центр развития творчества детей и юношества");
РОИВ - региональный орган исполнительной власти.
** Плановая дата выполнения мероприятия. Возможна корректировка сроков в соответствии с итогами отбора субъектов Российской Федерации на предоставление в 2020 - 2022 годах субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на разработку и распространение в системе среднего профессионального образования новых образовательных технологий и формы опережающей профессиональной подготовки в рамках федерального проекта "Кадры для цифровой экономики" национального проекта "Образование" .
Описание создаваемого детского технопарка "Кванториум"
(утв. распоряжением Правительства Новосибирской области от 2 июля 2019 г. N 242-рп)
|. Обоснование потребности в реализации мероприятия по созданию детского технопарка "Кванториум" в рамках национального проекта "Образование", в том числе за счет софинансирования из федерального бюджета с указанием проблематики и планируемых результатов.
Сфера дополнительного образования Новосибирской области представляет хорошо выстроенную систему формирования образовательного результата, соответствующего целевым показателям федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", который неоднократно подтверждался экспертными оценками конкурсов, олимпиад, соревнований регионального, федерального, а также международного уровней. Однако в дополнительном образовании Новосибирской области существует ряд проблем, которые требуют решения. Создание и функционирование детского технопарка "Кванториум" может решить часть из них:
современное пространство для образовательной и методической деятельности в области дополнительного технологического образования - региональный ресурсный центр "Детский технопарк" ГАУ ДО НСО "Областного центра развития творчества детей и юношества" расположен в удаленном районе (30 км от г. Новосибирска) Академгородке и малодоступен для основного контингента обучающихся, тогда как предполагаемая локация детского технопарка "Кванториум" в центре города рядом со станцией метро снимает эту проблему;
"основным препятствием" для знакомства с современными технологиями и проектной деятельности является недостаточное обеспечение образовательного процесса современным высокотехнологичным оборудованием. Оборудование "Кванториумов" позволит не только увеличить количество реализованных проектов, но будет служить своеобразным ориентиром для комплектования аналогичных образовательных пространств;
развитие интеграции общего и дополнительного образования, в том числе в рамках внеурочной деятельности, а также реализации урока "Технологии" в новой концепции предметной области "Технология". Детский технопарк "Кванториум" со своей высокотехнологичной материально-технической базой может стать одной из площадок для проведения модулей урока "Технологии" в части общеобразовательных организаций;
проблема обеспечения высокотехнологичных отраслей экономики региона новым поколением высококвалифицированных рабочих и специалистов. Со стороны компаний-резидентов технопарка Академгородка есть большой запрос на подготовку специалистов в области нанотехнологий, геномного редактирования, нейротехнологий, которые начинают свое обучение уже со школьной скамьи, однако все упирается в отсутствие лабораторий и сформированного и логически законченного учебного процесса с результатом в виде проекта или исследования. "Кванториум" станет полноценной базой для развития вышеперечисленных направлений программ дополнительного образования детей;
недостаточность в системе дополнительного образования программ нового поколения, направленных на развитие инновационной проектной деятельности, информационных технологий. Каждый квантум (образовательное направление детского технопарка) детского технопарка "Кванториум" представляет из себя основу для проектной деятельности по инновационным направлениям дополнительного образования детей. "Кванториум" может дать разнообразие в виде проектов и форм обучения как в уже развитых в Новосибирской области направлениях (робототехника, беспилотные системы), так и толчок для развития новых направлений дополнительного образования детей (энергетика, космические технологии и т.п.);
недостаточность программ дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Детские технопарки "Кванториум" соответствуют ряду требований, которые позволяют детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью обучаться по современным программам дополнительного образования. В Новосибирской области нет аналогичной площадки, которая функционировала бы на постоянной основе, доступной для посещения детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;
возрастающий дефицит профессионально компетентных специалистов системы дополнительного образования, связанный со старением педагогических, методических и управленческих кадров. Программа повышения квалификации сотрудников "Кванториума" позволит сформировать в регионе новый состав молодых специалистов, способных обучать детей по инновационным направлениям и работать с высокотехнологичным оборудованием.
Помимо результатов, перечисленных выше отдельно по каждой из проблем, детский технопарк "Кванториум" позволит региону достичь следующих результатов:
увеличение доли дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной и научно-технической направленности;
увеличение охвата детей и учащейся молодежи инновационными дополнительными общеобразовательными программами естественно-научной и научно-технической направленностей;
увеличение разнообразия услуг в сфере дополнительного образования;
развитие механизмов государственно-частного партнерства в сфере дополнительного образования;
проведение на базе "Кванториума" мероприятий по повышению квалификации педагогов школьных и муниципальных детских технопарков;
повышение качества подготовки команд школьников к участию в федеральных инженерных олимпиадах и конкурсах, таких как WorldSkillsJunior, Олимпиада НТИ, Кванториада;
разработка дополнительных общеобразовательных программ, ориентированных на решение реальных технологических задач, проектную, исследовательской деятельность;
формирование на базе детского технопарка "Кванториум" кружков нового типа - кружков НТИ.
К созданию и функционированию детского технопарка "Кванториум" в Новосибирской области будут привлечены специалисты Министерства образования Новосибирской области, методисты и педагоги дополнительного образования Государственного автономного учреждения дополнительного образования Новосибирской области "Областной центр развития творчества детей и юношества", сотрудники компаний-резидентов Технопарка Академгородка Новосибирской области, сотрудники ведущих ВУЗов Новосибирской области: Новосибирского Государственного Технического Университета, Новосибирского Государственного Университета, Сибирского государственного университета геосистем и технологий и др., сотрудники СО РАН, коммерческих организаций в сфере дополнительного образования детей (например, "Лига роботов"), наставники в сфере дополнительного технологического образования Новосибирской области.
2. Опыт Новосибирской области в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области образования.
Новосибирская область является активным участников федеральных мероприятий инженерной направленности. Команда школьников Новосибирской области второй год подряд является победителем по количеству финалистов, победителей и призеров Олимпиады Национальной Технологической Инициативы. В марте-апреле 2019 года Новосибирская область принимала распределенные финалы Олимпиады НТИ по направлениям "Нейротехнологии", "Нанотехнологии" и "Инженерные биологические системы". В 2018 - 2019 году в Олимпиаде НТИ от Новосибирской области участвовало 2300 обучающихся по 20 профилям, в финал вышли 176 школьников, 35 из которых стали победителями и призерами в личном и командном зачете.
До 2018 года Новосибирская область была активным участником федерального соревнования JuniorSkills. Отборочные этапы на финал проходили в Новосибирской области в рамках Международной выставки "УчСиб". По итогам участия регион занимал первое и второе места в Российской Федерации по количеству победителей и призеров. С 2018 года Новосибирская область активно включилась в конкурс "WorldSkillsJunior".
В 2018 и 2019 году новосибирские школьники принимали участие в конкурсной программе ПАО "Сбербанк" "Академия искусственного интеллекта для школьников" и каждый раз несколько новосибирских школьников входили в десятку лучших.
С сентября 2018 года на территории Новосибирской области начал реализовываться проект ОАО "Яндекс" "Яндекс.Лицей". 30 новосибирских школьников успешно прошли первый год обучения с результатом отлично - 69%, хорошо - 31%.
В сентябре и октябре 2018 года в Центре детского и семейного отдыха им. Олега Кошевого прошли первые проектные смены "Большие вызовы" в которых участвовало более 200 школьников Новосибирской области. В конце марта 2019 года лучшие проектные команды "Больших вызовов" собрались для презентации своих разработок региональному экспертному сообществу, по итогам 11 - готовятся принять участие в итоговой смене "Большие вызовы" в ОЦ "Сириус".
В 2018 году в Новосибирской области стартовал проект по ранней профессиональной ориентации учащихся 6 - 11-х классов "Билет в будущее". К участию в проекте было привлечены 36 образовательных организации.
Площадками проведения практических мероприятий (профессиональных проб) выступили 12 образовательных организаций (11 профессиональных образовательных организаций Новосибирской области и 1 образовательная организация высшего образования (структурное подразделение СПО вуза).
Практические мероприятия (профессиональные пробы) проводились по 19 компетенциям (в том числе 17 компетенций реализованы на площадках профессиональных образовательных организаций) - "Веб дизайн и разработка", "Мобильная робототехника", "Инженерный дизайн CAD", "Изготовление прототипов", "Лабораторный химический анализ", "Графический дизайн", "Сантехника и отопление", "Электромонтаж", "Работа на станках с ЧПУ", "Обработка листового металла", "Электроника", "Кондитерское дело", "Технологии моды", "Промышленный дизайн", "Мехатроника", "Парикмахерское искусство", "Эстетическая косметология", "Интернет вещей", "Управление беспилотными летательными аппаратами". Для школьников было предложено 42 профессиональные пробы (с учетом сложности выполнения и возрастного диапазона школьников) и проведено более 200 мероприятий. К реализации профессиональных проб привлечен 21 наставник, имеющий профессиональную сертификацию в движении Ворлдскиллс Россия.
Всего на платформе проекта "Билет в будущее" зарегистрированы 3967 школьников, из них 2375 детей прошли все этапы профориентационного тестирования и 1000 прошли через практические мероприятия (профессиональные пробы) по компетенциям.
В Новосибирской области активно развивается робототехника. Для обеспечения взаимодействия между организациями, включающими в свою работу направление "робототехника", с целью повышения эффективности внедрения современных технологий в образовательный процесс в 2016 году региональным министерством образования был создан "Координационный совет по робототехнике Новосибирской области", который обеспечивает системность в организации соревнований по робототехнике в Новосибирской области, организует и поддерживает мероприятий по робототехнике регионального, всероссийского и международного уровней на совместных площадках. Информация о многочисленных робототехнических соревнованиях систематизирована в региональной карте "Образовательных событий". Наиболее популярными их них на сегодняшний день являются:
WORLDSKILLS JUNIOR, компетенции: основные - "Мобильная робототехника" 10+ и 14+, "Промышленная робототехника", смежные - "Мехатроника", "Электроника";
Олимпиада НТИ: основные профили - "Автономные транспортные системы", "Беспилотные авиационные системы", "Водные робототехнические системы", "Интеллектуальные робототехнические системы", смежные - "Создание систем протезирования (Нейротехнологии)", "Электронная инженерия: Умный дом";
Всероссийский конкурс проектных и исследовательских работ школьников образовательной программы "Большие вызовы" Образовательного центра "Сириус" (направления, связанные с робототехникой);
Высокий уровень образовательного результата в области робототехники в регионе связан с проведением большого количества тренировочных соревнований нового типа - хакатонов:
Хакатон по программированию ПЛИС (НГТУ, РРЦ "Детский технопарк");
Большой хакатон Олимпиады НТИ на кубок губернатора НСО;
Arduino Day - хакатон по ардуино и свободной электроники (СКБ РИИ НГТУ);
Образовательный хакатон от "Лиги Роботов" - Федеральные учебно-тренировочные сборы по робототехнике (АСИ, Лига Роботов).
Последние два года преподаватели из Новосибирской области активно проходят курсы повышения квалификации по робототехнике и программированию в ведущих профильных образовательных организациях Российской Федерации (ОЦ "Сириус", "Университет Иннополис" и другие).
Новосибирские школьники активно и успешно принимают участие в соревнованиях по робототехнике всероссийского уровня и международного уровня. Некоторые из последних результатов.
Участие команды из Новосибирской области во всемирных соревнованиях по робототехнике RoboCom-2018 в КНР г. Ухань по направлению "Умные производственные системы и технологии" (первое место номинации 10+).
Участие команды МБОУ СОШ N 112 во всемирных соревнованиях по робототехнике "WARC" в КНР (три золотые медали) в 2018 году;
Участие сборной команды во всероссийских соревнованиях по водной робототехнике "Аквароботех-2018" во Владивостоке - третье место;
Участие команды МБОУ Лицея информационных технологий в финале Олимпиады НТИ по профилю "Интеллектуальные робототехнические системы", Университет Иннополис, г. Иннополис (победители в личном и командном зачете).
В 2019 году в Новосибирской области начал работать региональный проект "Школа наставников". Первая Региональная Школа наставников прошла в Новосибирске в феврале 2019 года. Обучение прошли больше 100 вузовских преподавателей, школьных учителей, студентов и аспирантов, которые работают с молодежными научно-исследовательскими проектами. Интенсив в новосибирской "Точке кипения" дал старт серии Школ наставников 2019 года, которые пройдут в 11 городах России.
Организаторами выступили Фонд "Сколково", Агентство стратегических инициатив (АСИ), Академпарк и "Точка кипения. Новосибирск" в рамках федерального проекта "Академия наставников" Кружкового движения НТИ.
В Новосибирской области быстрыми темпами развивается технопредпринимательство среди школьников. В школах региона, в том числе в сельской местности уже созданы школьные технопредпринимательские компании, создающие на оборудовании школьного "технопарка" реальные продукты, в том числе по заказу промышленных и сельскохозяйственных предприятий. В 2018 - 2019 ученом году в Новосибирской области функционирует около 80 школьных технопредпринимательских компаний. Направления деятельности соответствуют задачам развития экономики региона: новые технологии, прикладные биотехнологии, информационные технологии, ресурсосберегающие технологии, альтернативная энергетика, авиационные технологии, агро-биотехнологии, IT, медицина, робототехника, приборостроение.
Школьные технопредпринимательские компании уже не раз представляли свою продукцию на ярмарках, форумах, выставках всероссийского и международного уровней. В 2017 и 2019 новосибирские школьники принимали участие в Международной выставке школьных предпринимательских компаний в городе Берлин и каждый раз занимали второе место среди 100 команд из 20 стран.
Совместно с Ольденбургским университетом (Германия) Экономическим факультетом НГУ разработан и внедряется школьный курс "Экономика digital 8-9", разрабатывается Концепция развития технопредпринимательства в образовании Новосибирской области. Стало традиционным участие школьных технопредпринимательских компаний в международных выставках, проводимых в Новосибирской области: "Учсиб", Днях Урожая Новосибирской области, международного форума "Технопром", на которых представляются реальная продукция школьников, в том числе инновационная технологическая.
В настоящее время 4 сельские школы Баганского района начали реализацию проектов федерального уровня "Селекционное картофелеводство" и "Альго - технопредпринимательство школьников" (выращивание микроводорослей и создание продукции на их основе).
Новосибирская область с 2016 года принимает активное участие в международном конкурсе SAGE "Школьники за глобальное предпринимательство". Четвертый год подряд новосибирские школьники выигрывают оба кубка России в номинациях "Социально ответственный бизнес" и "Социальное предпринимательство". В 2016 году две новосибирские команды школьников одна из которых из деревни Ивановка Баганского района принимали участие в Кубке Мира SAGE в г. Манила (Филиппины), а в 2018 году в г. Дурбан (ЮАР) школьники Новосибирской области заняли первое место в номинации "Социальное предпринимательство".
С 2018 года Новосибирская область активно включилась в федеральный конкурс "АгроНТИ для сельских школьников" показав самое массовое участие среди регионов Российской Федерации. В 2019 году 3500 сельских школьников из Новосибирской области стали участниками этих соревнований, из которых около 200 собрались в Новосибирском государственном аграрном университете на региональном этапе конкурса по направлениям "АгроКосмос", "АгроМетео", "АгроКоптеры", "АгроРоботы" и "АгроЗащита".
В рамках реализации региональной Концепции школьного технологического образования формируется открытое пространство технологического образования. Материальная база образовательных организаций оснащается оборудованием для занятий робототехникой, лазерными станками, фрезерными и токарными станками с ЧПУ, 3D техникой. Формируется система учреждений дополнительного образования нового типа для занятий техническим творчеством, естественными науками на новом технологическом уровне - детские технопарки в школах, STEM-центры, школьные и муниципальные специализированные центры компетенций.
В сфере образования Новосибирской области функционируют 117 учреждений дополнительного образования детей, из них работающих:
по всем видам деятельности - 68;
художественной направленности - 6;
туристско-краеведческой - 1;
спортивной - 37;
спортивно-технической - 2;
других направленностей - 3.
В региональной системе образования ведомства спорта:
52 детско-юношеских спортивных школы,
9 специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва,
7 спортивных школ олимпийского резерва.
В системе образования сферы культуры Новосибирской области 90 организаций дополнительного образования, в том числе:
19 детских музыкальных школ;
63 детских школ искусств;
7 детских художественных школ;
1 детская хоровая школа.
В регионе успешно развиваются региональные учреждения дополнительного образования детей:
ГАУ ДО НСО "Центр развития творчества детей и юношества", структурными подразделениями которого являются: Региональный ресурсный центр "Детский технопарк" (научно-образовательный центр специализированного обучения естественнонаучной и инженерной направленности, открыт в 2014 году на территории Академпарка), Центр детского и семейного отдыха им. Олега Кошевого, Новосибирский учебный авиационный центр с филиалами в муниципальных образованиях, Центр реализации программ дополнительного образования и Региональный модельный центр дополнительного образования с филиалами - муниципальными опорными центрами в муниципальных образованиях. В 2018 году в структуре центра создан региональный ресурсный центр по развитию талантливых и высокомотивированных детей и молодежи "Альтаир" по модели ОЦ "Сириус";
государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Новосибирской области "Областной центр детского (юношеского) технического творчества "Автомотоцентр";
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования города Новосибирска Детско-юношеский центр "Планетарий", реализующий программы дополнительного образования для школьников по астрофизике и астрономии.
ЦМИТ "ZOOMER" (Центр молодежного инновационного творчества ZOOMER, ООО "Фарадей") - образовательно-технологическая площадка, на которой собрано современное оборудование и специализированное программное обеспечение для виртуального (цифрового) моделирования, быстрого изготовления опытных образцов, единичной и мелкосерийной продукции в научно-технической сфере, а также проведения исследований и испытаний. Zoomer расположен на территории Технопарка Новосибирского Академгородка, что дает уникальную возможность, в случае необходимости, использовать более серьезное оборудование иннопарка для создания прототипов, а также, самое главное - открывает доступ к экспертному сообществу.
Лаборатория "Инжевика" - STEM-лаборатория Факультета информационных технологий НГУ, площадка где школьники могут реализовать свои идеи под руководством студентов, аспирантов и преподавателей НГУ, а также сотрудников научно-исследовательских институтов и специалистов IT-компаний. Лаборатория интересна школьникам, которые хотят создать проект в области: программирования, информатики, физики, биологии и инженерии. Лаборатория "Инжевика" одна из двух в России - новое направление в дополнительном образовании школьников основанное на четырех главных составляющих STEM-лабораторий Science, Technology, Engineering, Mathematics, где можно получить подготовку по физике, математике, биологии, программированию, приобретете навыки робототехники, с легкостью научитесь решать олимпиадные задачи.
КЮТ (Клуб юных техников СО РАН РФ) был создан в октябре 1964 года по решению Президиума Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН). Его организатором и вдохновителем является Михаил Алексеевич Лаврентьев, который стал почетным КЮТовцем. Сегодня в КЮТе сотни школьников Новосибирска реализуют свои инженерные, исследовательские, образовательные, спортивные и художественные проекты. К работе с детьми привлекаются мастера своего дела и опытные педагоги-новаторы, пробуждающие в детях интерес к активному, социально полезному творчеству. Основной задачей клуба является популяризация науки, научных знаний и достижений, привитие первичных инженерно-технических знаний, навыков и умений.
В Новосибирской области реализуется приоритетный проект "Доступное дополнительное образование". Создаются и развиваются муниципальные ресурсные центры по развитию детской одаренности. В настоящее время они созданы в 33 муниципальных образованиях.
Системный проектом по развитию профессионального самоопределения школьников в естественнонаучном и технологическом направлении является реализуемый с 2010 года региональный проект "Специализированные классы для одаренных детей математического, естественнонаучного и инженерного направлений", цель которого - обеспечение нового качества образования и условий саморазвития личности, отвечающей запросам информационного общества и экономики региона. Сегодня в 75 образовательных организациях 16 муниципалитетов функционируют 258 классов, в которых обучается более 6300 школьников. С ноября 2016 года в Новосибирской области реализуется Концепция школьного инженерного образования, с декабря 2016 года - Концепция создания и деятельности детских технопарков на территории Новосибирской области на 2017 - 2020 годы. С 2017 года в части образовательных организаций внедряется новая мультимодульная модель преподавания предметной области "Технология".
Ежегодно в системе образования области проводится более 30 профильных смен различной направленности с охватом более 3000 участников.
3. Организационно-правовая форма организации, реализующей мероприятие по созданию детского технопарка "Кванториум".
Детский технопарк "Кванториум" в Новосибирской области не имеет самостоятельного юридического лица, а является подразделением Государственного автономного учреждения дополнительного образования Новосибирской области "Областной центр развития творчества детей и юношества" (далее - ГАУ ДО НСО "ОЦРТДиЮ") подведомственной организацией Министерства Образования Новосибирской области и отвечает за реализацию государственного задания и государственной целевой программы в сфере дополнительного образования детей.
4. Описание площадки детского технопарка "Кванториум".
Детский технопарк "Кванториум" будет располагаться в здании Общежития N 2 Новосибирского Государственного Технического Университета на первом этаже здания. Общая площадь, выделенная под "Кванториум", составляет 1161,4 кв. м. Пространство детского технопарка "Кванториум" состоит из следующих функциональных зон:
Хайтек площадью 102,45 кв. м;
Аэроквантум площадью 66,51 кв. м;
Dataквантум площадью 67,34 кв. м;
Наноквантум площадью 61,37 кв. м;
IT-квантум площадью 66,51 кв. м;
Квантум дополненной и виртуальной реальности площадью 78,7 кв. м;
Промробоквантум площадью 70,87 кв. м;
Зона проектной деятельности площадью 48,94 кв. м;
Шахматная гостиная площадью 41,52 кв. м;
Лекторий площадью 111,25 кв. м;
Пространство детского технопарка "Кванториум" входят административные помещения, туалеты, входная зона, хозяйственные помещения, преподавательская, кабинет заместителя руководителя и кабинет руководителя детского технопарка общей площадью 182,86 кв. м.
Здание общежития ФГБОУ ВО НГТУ находится в хорошем техническом состоянии, однако в связи с требованиями к функциональным зонам детского технопарка "Кванториум" и наличием брендбука, помещения, выделенные под детский технопарк "Кванториум" требуют капитального и косметического ремонта.
Расположение будущего детского технопарка "Кванториум" очень удобно и доступно для население. "Кванториум" будет располагаться вблизи двух станций метро: метро "Студенческая" и метро "Площадь Маркса". В непосредственной близости располагаются остановки автобусных, троллейбусных и трамвайных линий.
Таблица индикаторов приведена в приложении N 1 к описанию.
Предварительная калькуляция операционных расходов на функционирование детского технопарка "Кванториум" приведена в приложении N 2 к описанию.
Зонирование детского технопарка "Кванториум" приведено в приложении N 3 к описанию.
Перечень категорий и должностей детского технопарка "Кванториум" приведен в приложении N 4 к описанию.
Предполагаемая сеть детских технопарков "Кванториум" приведена в приложении N 5 к описанию.
5. Индустриальные и организационные партнеры.
Новосибирская область имеет опыт организации частно-государственного партнерства. В 2016 году начал работу региональный проект министерства образования НСО "Инженерные компетенции - сила развития Родины", созданный по инициативе депутата Законодательного собрания Новосибирской области Зозули Юрия Викторовича. Целью проекта было развитие сельских территорий в процессе формирования инновационного образовательного пространства, формирующего образовательный результат нового типа и систему профессионального самоопределения в процессе приобретения начальных профессиональных компетенций современного инженера. В проекте приняли участие образовательные организации трех удаленных муниципальных районов Новосибирской области: Карасукского, Баганского и Куйбышевского.
В регионе сложилась практика реализации образовательных проектов совместно с интеллектуальными и бизнес-партнерами. Среди наиболее активных индустриальных партнеров последних лет можно назвать следующие:
АО "Академпарк" (генеральный директор Никонов Владимир Алексеевич);
МГУ (Московский государственный университет, Севастопольский филиал, советник директора по научному развитию, кандидат физико-математических наук, доцент Французов Павел Анатольевич);
СГУГИТ (Сибирский государственный университет геоинформационных технологий, ректор Карпик Александр Петрович);
НГУ (Новосибирский Государственный Университет, ректор Федорук Михаил Петрович) и его подразделения: лаборатория "Инжевика", Факультет естественных наук, Экономический факультет, Механико-математический факультет, Факультет информационных технологий;
НГТУ (Новосибирский государственный технический университет, ректор Батаев Анатолий Андреевич) и его подразделения: Кафедра прочности летательных аппаратов, заведующий кафедрой Пустовой Николай Васильевич, Кафедр Автоматизированных электроэнергетических систем зав. кафедрой Фишов Александр Георгиевич, Факультет бизнеса и экономики;
НГАУ (Новосибирский государственный аграрный университет, ректор Денисов Александр Сергеевич);
Институт автоматики и электрометрии СО РАН (доктор физико-математических наук Бабин Сергей Алексеевич);
Институт систематики и экологии животных СО РАН;
Институт цитологии и генетики СО РАН;
Институт физики полупроводников СО РАН (Член-корреспондент АН РФ, доктор физико-математических наук, заведующий лабораторией, направление "Квантовая информатика" Рябцев Игорь Ильич);
Институт химической биологии и фундаментальной медицины Сибирского отделения РАН (академик, научный руководитель Власов Валентин Викторович);
ООО "Оптиплейн беспилотные системы" (генеральный директор Тимофеев Андрей Александрович);
Союз развития рынка нейронет технологий "Новосибирский нейронет-центр" (исполнительный директор Бондарь Анна Александровна);
ООО "КОМСИБ" (генеральный директор Штарк Маркс Борисович);
BiTronics Lab;
LEGO Education;
ЗАО "Ледас";
ЗАО "Медико-биологический союз-технология" (генеральный директор Лосев Михаил Викторович; директор по проектам и программам в медико-биологической сфере Галямова Мария Рашитовна);
Компания iFarm Project (генеральный директор Лысковский Александр Викторович);
ООО "Энергозапас" (генеральный директор Брызгалов Андрей Андреевич);
ГК "Модульные системы "Торнадо" (генеральный директор Сердюков Олег Викторович);
Ассоциация содействия развитию и стандартизации систем управления на основе индустриального интернета "Национальная Платформа Промышленной Автоматизации" (Ассоциация "НППА", директор Верховод Дмитрий Бенедиктович);
ООО "Системы информационной безопасности" (ООО "СИБ", директор Помешкин Андрей Александрович);
ПАО "Сбербанк";
ООО "Яндекс";
ГК "Центр финансовых технологий";
ООО "Исследовательский комплекс центра технологического обеспечения" (ИК ЦТО), генеральный директор Рязанцев Антон Эдуардович);
ООО "Лига роботов" (федеральная сеть секций робототехники, генеральный директор Пак Николай Юрьевич).
Приложение N 1
к концепции создания
и функционирования детского
технопарка "Кванториум"
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду приложение N 1 к описанию детского технопарка "Кванториум"
Таблица индикаторов
(для каждого создаваемого детского технопарка "Кванториум" )
N |
Наименование индикатора/показателя |
Минимальное значение в год, начиная с 2020 года |
Значение Новосибирской области (далее - ежегодно, не менее установленного) |
1 |
Численность детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся за счет средств бюджетов субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов по дополнительным общеобразовательным программам, соответствующими приоритетным направлениям технологического развития Российской Федерации на базе созданного детского технопарка "Кванториум" (человек); |
800 |
800 |
в том числе детей, обучающихся на постоянной основе |
300 |
300 |
|
2 |
Доля отдельных групп сотрудников, прошедших переподготовку (повышение квалификации по программам (курсам, модулям), разработанным Федеральным оператором сети детских технопарков "Кванториум" (проценты): Педагогические работники, в том числе наставники без педагогического образования |
100 |
100 |
Руководители |
100 |
100 |
|
Привлекаемые специалисты (наставники) реального сектора, образовательные волонтеры |
100 |
100 |
|
3 |
Количество проектов, реализованных облучающимися детского технопарка "Кванториум" представленных на региональных и федеральных отчетных мероприятиях по презентации результатов проектной деятельности, (единиц) |
40 |
40 |
4 |
Численность детей, принявших участие в публичных мероприятиях детского технопарка "Кванториум" , человек |
3500 |
3500 |
5 |
Количество внедренных дополнительных общеобразовательных программ, ориентированных на решение реальных технологических задач для проектной деятельности детей, (единиц) |
5 |
5 |
6 |
Количество проектных разновозрастных групп обучающихся детского технопарка численностью не менее 3 человек на постоянной основе реализующих инженерные проекты, (единиц) |
15 |
15 |
7. |
Количество проведенных инженерных хакатонов, развивающих навыки в разных областях разработки программного обеспечения в процессе командной работы над проектами, (единиц) |
10 |
10 |
8 |
Количество региональных этапов всероссийских и международных мероприятий технической и естественнонаучной направленности, в которых примут участие обучающиеся детского технопарка, (единиц) |
10 |
10 |
9 |
Количество инженерных команд из числа обучающихся детских технопарков, принявших участие в региональных этапах всероссийских и международных мероприятий технической и естественнонаучной направленности, (единиц) |
20 |
20 |
10 |
Количество инженерных команд из числа обучающихся детских технопарков, прошедших в финал региональных этапах всероссийских и международных мероприятий технической и естественнонаучной направленности, (единиц) |
3 |
3 |
11 |
Количество публичных мероприятий по проектной деятельности детей, организованных детским технопарком, по презентации деятельности и достижений обучающихся детского технопарка |
10 |
10 |
12 |
Доля участия детского технопарка "Кванториум" в проводимых федеральным оператором сети детских технопарков "Кванториум" мероприятиях |
не менее 80% |
не менее 80% |
Приложение N 2
к концепции создания
и функционирования детского
технопарка "Кванториум"
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду приложение N 2 к описанию детского технопарка "Кванториум"
Предварительная калькуляция операционных расходов на функционирование детского технопарка "Кванториум"
Статья расходов |
Расчет суммы на X год, далее с ежегодной корректировкой (тыс. руб.) |
211 - заработная плата |
15 360,1 |
212 - прочие несоциальные выплаты (суточные) |
327,6 |
213 - начисления на выплаты по оплате труда |
4638,8 |
222 - транспортные услуги (проезд детей на соревнования) |
900,0 |
222 - транспортные услуги (проезд педагогов и сопровождающих детей на соревнования) |
300,0 |
226 - транспортные расходы сотрудников, направленных в командировку и приобретающих билеты в рамках командировочных расходов (проезд педагогов на обучение) |
600,0 |
226 - прочие работы, услуги (проживание детей на соревнованиях) |
1 500,0 |
226 - прочие работы, услуги (проживание педагогов на обучении) |
1 000,0 |
226 - прочие работы, услуги (проживание педагогов и сопровождающих детей на соревнованиях) |
500,0 |
340 - увеличение стоимости материальных запасов (приобретение расходных материалов) |
4 300,0 |
Иные расходы (аренда, коммунальные платежи и т.д.) |
2 121,6 |
Итого: |
31 548,1 |
Итого: 31 548,1
* X - год получения субсидии
Приложение N 3
к концепции создания
и функционирования детского
технопарка "Кванториум"
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду приложение N 3 к описанию детского технопарка "Кванториум"
Зонирование детского технопарка "Кванториум"
Дизайн-проект детского технопарка "Кванториум"
VR/AR квантум вид 1
VR/AR квантум вид 2
VR/AR квантум вид 3
VR/AR квантум вид 4
Data квантум
IT квантум вид 1
IT квантум вид 2
Аэроквантум вид 1
Аэроквантум вид 2
Аэроквантум вид 3
Наноквантум вид 1
Наноквантум вид 2
Наноквантум вид 3
Робоквантум вид 1
Робоквантум вид 2
Хайтэк вид 1
Хайтэк вид 2
Хайтэк вид 3
Хайтэк вид 4
Лекторий и шахматная гостиная вид 1
Лекторий и шахматная гостиная вид 2
Лекторий вид 1
Лекторий вид 2
Шахматная гостиная вид 1
Приложение N 4
к концепции создания
и функционирования детского
технопарка "Кванториум"
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду приложение N 4 к описанию детского технопарка "Кванториум"
Перечень категорий и должностей
Категория персонала |
Должность |
Количество штатных единиц |
Управленческий персонал |
Руководитель |
1 |
Заместитель руководителя по проектному управлению |
1 |
|
Заместитель руководителя - заведующий по образовательной деятельности |
1 |
|
Административный персонал |
Заведующий хозяйством |
1 |
Бухгалтер |
2 |
|
Специалист по работе со средствами массовой информации |
1 |
|
Системный администратор |
1 |
|
Уборщик служебных помещений |
2 |
|
Основной персонал (учебная часть) |
Педагог дополнительного образования по направлению Квантошахматы |
1 |
Специалист по проектному управлению |
2 |
|
Администратор |
1 |
|
Педагог по английскому языку |
1 |
|
Педагог дополнительного образования |
12 |
|
Лаборант |
2 |
|
Методист |
3 |
|
Инженер-преподаватель Hi-tech цеха |
2 |
|
Педагог-организатор |
1 |
Описание создаваемого мобильного технопарка "Кванториум"
(утв. распоряжением Правительства Новосибирской области от 2 июля 2019 г. N 242-рп)
1. Обоснование потребности в реализации Мероприятия.
Сфера дополнительного образования Новосибирской области представляет хорошо выстроенную систему формирования образовательного результата, соответствующего целевым показателям федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", который неоднократно подтверждался экспертными оценками конкурсов, олимпиад, соревнований регионального, федерального, а также международного уровней. Однако в дополнительном образовании Новосибирской области существует ряд проблем, которые требуют решения. Создание и функционирование мобильного детского технопарка "Кванториум" может решить часть из них:
ограниченная доступность дополнительного образования детей естественно-научной и технической направленности для всех категорий обучающихся региона независимо от места проживания, состояния здоровья и социально-экономического положения семьи, которую в полной мере решает наличие мобильного технопарка "Кванториум";
возможность обучения по современным программам с использованием высокотехнологичного оборудования доступно в большей степени для обучающихся, педагогов, жителей города Новосибирска и прилегающих к нему территорий в радиусе 30 км, тогда как функционирующий мобильный технопарк "Кванториум" снимает эту проблему;
основным дефицитом для знакомства с современными технологиями и проектной деятельности является недостаточное обеспечение образовательного процесса современным высокотехнологичным оборудованием. Оборудование "Кванториумов" позволит не только увеличить количество реализованных проектов, но будет служить своеобразным ориентиром для комплектования аналогичных образовательных пространств;
развитие интеграции общего и дополнительного образования, в том числе в рамках внеурочной деятельности, а также реализации урока "Технологии" в новой концепции предметной области "Технология". "Кванториум" со своей высокотехнологичной материально-технической базой может стать одной из площадок для проведения модулей урока "Технологии" общеобразовательных организаций муниципальных районов Новосибирской области;
проблема обеспечения предприятий агропромышленного комплекса новым поколением высококвалифицированных рабочих и специалистов. Со стороны таких предприятий есть большой запрос на подготовку специалистов в области агробиотехнологий, интеллектуальной робототехники, беспилотных транспортных систем, анализа космических снимков, которые начинают свое обучение уже со школьной скамьи, однако этому мешает отсутствие лабораторий и сформированного, логически законченного учебного процесса с результатом в виде проекта или исследования. Мобильный "Кванториум" станет полноценной базой для развития вышеперечисленных направлений программ дополнительного образования детей;
недостаточность в системе дополнительного образования программ нового поколения, направленных на развитие инновационной проектной деятельности, информационных технологий. Каждый квантум (образовательное направление детского технопарка "Кванториум") мобильного технопарка "Кванториум" может служить основой для проектной деятельности по инновационным направлениям дополнительного образования детей. Мобильный "Кванториум" может дать разнообразие в виде проектов и форм обучения как в уже развитых в Новосибирской области направлениях (робототехника, беспилотные системы), так и толчок для развития новых направлений дополнительного образования детей (энергетика, космические технологии и т.п.);
возрастающий дефицит профессионально компетентных специалистов системы дополнительного образования, связанный со старением педагогических, методических и управленческих кадров. Программа повышения квалификации сотрудников мобильных "Кванториумов" позволит сформировать в регионе новый состав молодых специалистов, способных обучать детей по инновационным направлениям и работать с высокотехнологичным оборудованием.
Помимо результатов, перечисленных выше отдельно по каждой из проблем, мобильные технопарки "Кванториум" позволит региону достичь следующих результатов:
вовлечение в непрерывный образовательный процесс с использованием современных средств и методов обучения благодаря функционированию мобильных "Кванториумов", детей из всех 33 муниципальных образований Новосибирской области;
увеличение доли дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной и научно-технической направленности;
увеличение охвата детей и учащейся молодежи инновационными дополнительными общеобразовательными программами естественно-научной и научно-технической направленностей;
увеличение разнообразия услуг в сфере дополнительного образования;
развитие механизмов государственно-частного партнерства в сфере дополнительного образования;
проведение на базе мобильных "Кванториумов" мероприятий по повышению квалификации педагогов школьных и муниципальных детских технопарков;
повышение качества подготовки команд школьников к участию в федеральных научно-инженерных и инженерных олимпиадах и конкурсах, таких как АгроНТИ, WorldSkillsJunior, Олимпиада НТИ, "Большие вызовы", Кванториада.
разработка дополнительных общеобразовательных программ, ориентированных на решение реальных технологических задач, проектную, исследовательской деятельность;
формирование на базе детского технопарка "Кванториум" кружков нового типа - кружков НТИ.
К созданию и функционированию мобильных технопарков "Кванториум" в Новосибирской области будут привлечены специалисты Министерства образования Новосибирской области, методисты и педагоги дополнительного образования Государственного автономного учреждения дополнительного образования Новосибирской области "Областной центр развития творчества детей и юношества", сотрудники компаний-резидентов Технопарка Академгородка Новосибирской области, сотрудники ведущих ВУЗов Новосибирской области: Новосибирского Государственного Технического Университета, Новосибирского Государственного Университета, Сибирского государственного университета геосистем и технологий и др., сотрудники СОРАН, коммерческих организаций в сфере дополнительного образования детей ("Лига роботов" и др.), наставники в сфере дополнительного технологического образования Новосибирской области.
2. Опыт Новосибирской области в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области образования.
Новосибирская область является активным участников федеральных мероприятий инженерной направленности. Команда школьников Новосибирской области второй год подряд является победителем по количеству финалистов, победителей и призеров Олимпиады Национальной Технологической Инициативы.
С 2018 года Новосибирская область активно включилась в федеральный конкурс "АгроНТИ для сельских школьников" показав самое массовое участие среди регионов Российской Федерации. На финале конкурса 2018 года в г. Белгород победителями и призерами в номинациях "Агрокоптеры" и "Агрометео" стали 6 школьников Баганского района. В 2019 году более 2000 сельских школьников из Новосибирской области стали участниками этих соревнований, из которых около 150 собрались в Новосибирском государственном аграрном университете на региональном этапе конкурса по направлениям "АгроКосмос", "АгроМетео", "АгроКоптеры", "АгроРоботы" и "АгроЗащита". По итогам конкурса в финале примут участие 17 школьников из 8 муниципальных районов области.
В марте-апреле 2019 года Новосибирская область принимала распределенные финалы Олимпиады НТИ по направлениям "Нейротехнологии", "Нанотехнологии" и "Инженерные биологические системы". В 2018 - 2019 году в Олимпиаде НТИ от Новосибирской области участвовало 2300 обучающихся по 20 профилям, в финал вышли 176 школьников, 35 из которых стали победителями и призерами в личном и командном зачете.
До 2018 года Новосибирская область была активным участником федерального соревнования JuniorSkills. Отборочные этапы на финал проходили в Новосибирской области в рамках Международной выставки "УчСиб". По итогам участия регион занимал первое и второе места в Российской Федерации по количеству победителей и призеров. С 2018 года Новосибирская область активно включилась в конкурс "WorldSkillsJunior".
В 2018 и 2019 году новосибирские школьники принимали участие в конкурсной программе ПАО "Сбербанк" "Академия искусственного интеллекта для школьников" и каждый раз несколько новосибирских школьников входили в десятку лучших.
С сентября 2018 года на территории Новосибирской области начал реализовываться проект ОАО "Яндекс" "Яндекс.Лицей". 30 новосибирских школьников успешно прошли первый год обучения с результатом отлично - 69%, хорошо - 31%. В настоящее время проводится дистанционная подготовка педагогов сельских школ 4 муниципальных районов для возможного участия в данном проекте.
В сентябре и октябре 2018 года в Центре детского и семейного отдыха им. Олега Кошевого прошли первые проектные смены "Большие вызовы" в которых участвовало более 200 школьников Новосибирской области. В конце марта 2019 года лучшие проектные команды "Больших вызовов" собрались для презентации своих разработок региональному экспертному сообществу, по итогам 11 - готовятся принять участие в смене "Большие вызовы" в ОЦ "Сириус".
В 2018 году в Новосибирской области стартовал проект по ранней профессиональной ориентации учащихся 6 - 11-х классов "Билет в будущее". К участию в проекте было привлечены 36 образовательных организации.
Площадками проведения практических мероприятий (профессиональных проб) выступили 12 образовательных организаций (11 профессиональных образовательных организаций Новосибирской области и 1 образовательная организация высшего образования (структурное подразделение СПО вуза).
Практические мероприятия (профессиональные пробы) проводились по 19 компетенциям (в том числе 17 компетенций реализованы на площадках профессиональных образовательных организаций) - Веб дизайн и разработка, Мобильная робототехника, Инженерный дизайн CAD, Изготовление прототипов, Лабораторный химический анализ, Графический дизайн, Сантехника и отопление, Электромонтаж, Работа на станках с ЧПУ, Обработка листового металла, Электроника, Кондитерское дело, Технологии моды, Промышленный дизайн, Мехатроника, Парикмахерское искусство, Эстетическая косметология, Интернет вещей, Управление беспилотными летательными аппаратами. Для школьников было предложено 42 профессиональные пробы (с учетом сложности выполнения и возрастного диапазона школьников) и проведено более 200 мероприятий. К реализации профессиональных проб привлечен 21 наставник, имеющий профессиональную сертификацию в движении Ворлдскиллс Россия.
Всего на платформе проекта "Билет в будущее" зарегистрированы 3967 школьников, из них 2375 детей прошли все этапы профориентационного тестирования и 1000 прошли через практические мероприятия (профессиональные пробы) по компетенциям.
В Новосибирской области активно развивается робототехника. Для обеспечения взаимодействия между организациями, включающими в свою работу направление "робототехника", с целью повышения эффективности внедрения современных технологий в образовательный процесс в 2016 году региональным Министерством образования был создан "Координационный совет по робототехнике Новосибирской области", который обеспечивает системность в организации соревнований по робототехнике в Новосибирской области, организует и поддерживает мероприятия по робототехнике регионального, всероссийского и международного уровней на совместных площадках. Информация о многочисленных робототехнических соревнованиях систематизирована в региональной карте "Образовательных событий". Наиболее популярными их них на сегодняшний день являются:
WORLDSKILLS JUNIOR, компетенции: основные - "Мобильная робототехника" 10+ и 14+, "Промышленная робототехника", смежные - "Мехатроника", "Электроника";
Олимпиада НТИ: основные профили - "Автономные транспортные системы", "Беспилотные авиационные системы", "Водные робототехнические системы", "Интеллектуальные робототехнические системы", смежные - "Создание систем протезирования (Нейротехнологии)", "Электронная инженерия: Умный дом";
Всероссийский конкурс проектных и исследовательских работ школьников образовательной программы "Большие вызовы" Образовательного центра "Сириус" (несколько направлений связаны с робототехникой);
Высокий уровень образовательного результата в области робототехники в регионе связан с проведением большого количества тренировочных соревнований нового типа - хакатонов:
Хакатон по программированию ПЛИС (НГТУ, РРЦ "Детский технопарк");
Большой хакатон Олимпиады НТИ на кубок губернатора НСО;
Arduino Day - хакатон по Arduino и свободной электроники (СКБ РИИ НГТУ);
Образовательный хакатон от "Лиги Роботов" - Федеральные учебно-тренировочные сборы по робототехнике (АСИ, Лига Роботов).
Последние два года преподаватели из Новосибирской области активно проходят курсы повышения квалификации по робототехнике и программированию в ведущих профильных образовательных организациях Российской Федерации (ОЦ "Сириус", "Университет Иннополис" и другие).
Новосибирские школьники активно и успешно принимают участие в соревнованиях по робототехнике всероссийского уровня и международного уровня. Некоторые из последних результатов.
Участие команды из Новосибирской области во всемирных соревнованиях по робототехнике RoboCom-2018 в КНР г. Ухань по направлению "Умные производственные системы и технологии" (первое место номинации 10+).
Участие команды МБОУ СОШ N 112 во всемирных соревнованиях по робототехнике "WARC" в КНР (три золотые медали) в 2018 году.
Участие сборной команды во всероссийских соревнованиях по водной робототехнике "Аквароботех-2018" во Владивостоке - третье место.
Участие команды МБОУ Лицея информационных технологий в финале Олимпиады НТИ по профилю "Интеллектуальные робототехнические системы", Университет Иннополис, г. Иннополис (победители в личном и командном зачете).
В 2019 году в Новосибирской области начал работать региональный проект "Школа наставников". Первая Региональная Школа наставников прошла в Новосибирске в феврале 2019 года. Обучение прошли больше 100 школьных учителей города и области, вузовских преподавателей, студентов и аспирантов, которые работают с молодежными научно-исследовательскими проектами. Интенсив в новосибирской "Точке кипения" дал старт серии Школ наставников 2019 года, которые пройдут в 11 российских городах.
Организаторами выступили Фонд "Сколково", Агентство стратегических инициатив (АСИ), Академпарк и "Точка кипения. Новосибирск" в рамках федерального проекта "Академия наставников" Кружкового движения НТИ.
В Новосибирской области быстрыми темпами развивается технопредпринимательство среди школьников. В школах региона, в том числе в сельской местности, уже созданы школьные технопредпринимательские компании, создающие на оборудовании школьного "технопарка" реальные продукты, в том числе по заказу промышленных и сельскохозяйственных предприятий. В 2018-2019 ученом году в Новосибирской области функционирует около 80 школьных технопредпринимательских компаний. Направления деятельности соответствуют задачам развития экономики региона: новые технологии, прикладные биотехнологии, информационные технологии, ресурсосберегающие технологии, альтернативная энергетика, авиационные технологии, агро-биотехнологии, IT, медицина, робототехника, приборостроение.
Школьные технопредпринимательские компании уже не раз представляли свою продукцию на ярмарках, форумах, выставках всероссийского и международного уровней. В 2017 и 2019 новосибирские школьники принимали участие в Международной выставке школьных предпринимательских компаний в городе Берлин и каждый раз занимали второе место среди 100 команд из 20 стран.
Совместно с Ольденбургским университетом (Германия) Экономическим факультетом НГУ разработан и внедряется школьный курс "Экономика digital 8-9", разрабатывается Концепция развития технопредпринимательства в образовании Новосибирской области. Стало традиционным участие школьных технопредпринимательских компаний в международных выставках, проводимых в Новосибирской области: "Учсиб", Днях Урожая Новосибирской области, международного форума "Технопром", на которых представляются реальная продукция школьников, в том числе инновационная технологическая.
В настоящее время 4 сельские школы Баганского района начали реализацию проектов федерального уровня "Селекционное картофелеводство" и "Альго - технопредпринимательство школьников" (выращивание микроводорослей и создание продукции на их основе).
Новосибирская область с 2016 года принимает активное участие в международном конкурсе SAGE "Школьники за глобальное предпринимательство". Четвертый год подряд новосибирские школьники выигрывают оба кубка России в номинациях "Социально ответственный бизнес" и "Социальное предпринимательство". В 2016 году две новосибирские команды школьников одна из которых из деревни Ивановка Баганского района принимали участие в Кубке Мира SAGE в г. Манила (Филиппины), а в 2018 году в г. Дурбан (ЮАР) школьники Новосибирской области завоевали первое место.
В рамках реализации региональной Концепции школьного технологического образования формируется открытое пространство технологического образования. Материальная база образовательных организаций оснащается оборудованием для занятий робототехникой, лазерными станками, фрезерными и токарными станками с ЧПУ, 3D техникой. Формируется система учреждений дополнительного образования нового типа для занятий техническим творчеством, естественными науками на новом технологическом уровне - детские технопарки в школах, STEM-центры, школьные и муниципальные специализированные центры компетенций.
В сфере образования Новосибирской области функционируют 117 учреждений дополнительного образования детей, из них работающих:
по всем видам деятельности - 68;
художественной направленности - 6;
туристско-краеведческой - 1;
спортивной - 37;
спортивно-технической - 2;
других направленностей - 3.
В региональной системе образования ведомства спорта:
52 детско-юношеских спортивных школы;
9 специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва;
7 спортивных школ олимпийского резерва.
В системе образования сферы культуры Новосибирской области 90 организаций дополнительного образования, в том числе:
19 детских музыкальных школ;
63 детских школ искусств;
7 детских художественных школ;
1 детская хоровая школа.
В регионе успешно развиваются региональные учреждения дополнительного образования детей:
ГАУ ДО НСО " Центр развития творчества детей и юношества", структурными подразделениями которого являются: Региональный ресурсный центр "Детский технопарк" (научно-образовательный центр специализированного обучения естественнонаучной и инженерной направленности, открыт в 2014 году на территории Академпарка), Центр детского и семейного отдыха им. Олега Кошевого, Новосибирский учебный авиационный центр с филиалами в муниципальных образованиях, Центр реализации программ дополнительного образования и Региональный модельный центр дополнительного образования с филиалами - муниципальными опорными центрами в муниципальных образованиях. В 2018 году в структуре центра создан региональный ресурсный центр по развитию талантливых и высокомотивированных детей и молодежи "Альтаир" по модели ОЦ "Сириус";
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Новосибирской области "Областной центр детского (юношеского) технического творчества "Автомотоцентр";
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования города Новосибирска Детско-юношеский центр "Планетарий", реализующий программы дополнительного образования для школьников по астрофизике и астрономии.
ЦМИТ "ZOOMER" (Центр молодежного инновационного творчества ZOOMER, ООО "Фарадей") - образовательно-технологическая площадка, на которой собрано современное оборудование и специализированное программное обеспечение для виртуального (цифрового) моделирования, быстрого изготовления опытных образцов, единичной и мелкосерийной продукции в научно-технической сфере, а также проведения исследований и испытаний. Zoomer расположен на территории Технопарка Новосибирского Академгородка, что дает уникальную возможность, в случае необходимости, использовать более серьезное оборудование иннопарка для создания прототипов, а также, самое главное - открывает доступ к экспертному сообществу.
Лаборатория "Инжевика" - STEM-лаборатория Факультета информационных технологий НГУ, площадка где школьники могут реализовать свои идеи под руководством студентов, аспирантов и преподавателей НГУ, а также сотрудников научно-исследовательских институтов и специалистов IT-компаний. Лаборатория интересна школьникам, которые хотят создать проект в области: программирования, информатики, физики, биологии и инженерии. Лаборатория "Инжевика" одна из двух в России - новое направление в дополнительном образовании школьников основанное на четырех главных составляющих STEM-лабораторий Science, Technology, Engineering, Mathematics, где можно получить подготовку по физике, математике, биологии, программированию, приобретете навыки робототехники, с легкостью научитесь решать олимпиадные задачи.
КЮТ (Клуб юных техников СО РАН РФ) был создан в октябре 1964 года по решению Президиума Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН). Его организатором и вдохновителем является Михаил Алексеевич Лаврентьев, который стал почетным КЮТовцем. Сегодня в КЮТе сотни школьников Новосибирска реализуют свои инженерные, исследовательские, образовательные, спортивные и художественные проекты. К работе с детьми привлекаются мастера своего дела и опытные педагоги-новаторы, пробуждающие в детях интерес к активному, социально полезному творчеству. Основной задачей клуба является популяризация науки, научных знаний и достижений, привитие первичных инженерно-технических знаний, навыков и умений.
В Новосибирской области реализуется приоритетный проект "Доступное дополнительное образование". Создаются и развиваются муниципальные ресурсные центры по развитию детской одаренности. В настоящее время они созданы в 33 муниципальных образованиях.
Системный проектом по развитию профессионального самоопределения школьников в естественнонаучном и технологическом направлении является реализуемый с 2010 года региональный проект "Специализированные классы для одаренных детей математического, естественнонаучного и инженерного направлений", цель которого - обеспечение нового качества образования и условий саморазвития личности, отвечающей запросам информационного общества и экономики региона. Сегодня в 75 образовательной организации 16 муниципалитетов функционирует 258 классов, в которых обучается более 6300 школьников. С ноября 2016 года в Новосибирской области реализуется Концепция школьного инженерного образования, с декабря 2016 года - Концепция создания и деятельности детских технопарков на территории Новосибирской области на 2017 - 2020 годы. С 2017 года в части образовательных организаций внедряется новая мультимодульная модель преподавания предметной области "Технология".
Ежегодно в системе образования области проводится более 30 профильных смен различной направленности с охватом более 3000 участников.
3. Организационно-правовая форма организации, реализующей мероприятие по созданию мобильного технопарка "Кванториум".
Детский технопарк в Новосибирской области не имеет самостоятельного юридического лица, а является подразделением Государственного автономного учреждения дополнительного образования Новосибирской области "Областной центр развития творчества детей и юношества" (далее - ГАУ ДО НСО "ОЦРТДиЮ"), подведомственной организацией министерства образования Новосибирской области и отвечает за реализацию государственного задания и государственной целевой программы в сфере дополнительного образования детей.
4. Описание мобильного технопарка "Кванториум".
Мобильный кванториум будет располагаться на базе современного автомобиля отечественного производства Газель NEXT, с прицепом (для расположения хай-тек цеха и 3 квантумов). Полная масса автопоезда 7000 кг, (масса автомобиля 3500 кг, масса прицепа 3500 кг). Габаритные размеры автопоезда: длина 12790 мм, ширина 2300 мм, высота 2900 мм (длина автомобиля 6250 мм, длина прицепа 6640 мм). В автопоезде может разместить 2 тьютера и 1 водитель (возможно тоже тьютер). Рабочий объем двигателя 2776 куб. м, мощность 139,7 л.с., применяемое топливо: дизель, экологический класс 5.
На базе мобильного технопарка "Кванториум" будут размещаться следующие функциональные зоны:
VR/Промдизайн;
Гео/Аэро;
Робо/IT;
Хайтек.
Таблица индикаторов приведена в приложении N 1 к описанию.
Предварительная калькуляция операционных расходов на функционирование мобильного технопарка "Кванториум" приведена в приложении N 2 к описанию.
Зонирование и дизайн-проект в соответствие с брендбуком мобильного технопарка "Кванториум" приведены в приложении N 3 к описанию.
Штатное расписание мобильного технопарка "Кванториум" приведено в приложении N 4 к описанию.
Предполагаемая сеть мобильного технопарка "Кванториум" приведена в приложении N 5 к описанию.
5. Иная дополнительная информация.
Новосибирская область имеет опыт организации частно-государственного партнерства. В 2016 году начал работу региональный проект министерства образования НСО "Инженерные компетенции - сила развития Родины", созданный по инициативе депутата Законодательного собрания Новосибирской области Зозули Юрия Викторовича. Целью проекта было развитие сельских территорий в процессе формирования инновационного образовательного пространства, формирующего образовательный результат нового типа и систему профессионального самоопределения в процессе приобретения начальных профессиональных компетенций современного инженера. В проекте приняли участие образовательные организации трех удаленных муниципальных районов Новосибирской области: Карасукского, Баганского и Куйбышевского.
В регионе сложилась практика реализации образовательных проектов совместно с интеллектуальными и бизнес-партнерами. Среди наиболее активных индустриальных партнеров последних лет можно назвать следующие:
АО "Академпарк" (генеральный директор Никонов Владимир Алексеевич);
МГУ (Московский государственный университет, Севастопольский филиал, советник директора по научному развитию, кандидат физико-математических наук, доцент Французов Павел Анатольевич);
СГУГИТ (Сибирский государственный университет геоинформационных технологий, ректор Карпик Александр Петрович);
НГУ (Новосибирский государственный университет, ректор Федорук Михаил Петрович) и его подразделения: лаборатория "Инжевика", факультет естественных наук, экономический факультет, механико-математический факультет, факультет информационных технологий;
НГТУ (Новосибирский государственный технический университет, ректор Батаев Анатолий Андреевич) и его подразделения: кафедра прочности летательных аппаратов, заведующий кафедрой Пустовой Николай Васильевич, кафедра автоматизированных электроэнергетических систем, заведующий кафедрой Фишов Александр Георгиевич, факультет бизнеса и экономики;
НГАУ (Новосибирский государственный аграрный университет, ректор Денисов Александр Сергеевич);
Институт автоматики и электрометрии СО РАН (доктор физико-математических наук Бабин Сергей Алексеевич);
Институт систематики и экологии животных СО РАН;
Институт цитологии и генетики СО РАН;
Институт физики полупроводников СО РАН (член-корреспондент академии наук Российской Федерации, доктор физико-математических наук, заведующий лабораторией, направление "Квантовая информатика", Рябцев Игорь Ильич);
Институт химической биологии и фундаментальной медицины Сибирского отделения РАН (академик, научный руководитель Власов Валентин Викторович);
ООО "Оптиплейн беспилотные системы" (генеральный директор Тимофеев Андрей Александрович);
Союз развития рынка нейронет технологий "Новосибирский нейронет-центр" (исполнительный директор Бондарь Анна Александровна);
ООО "КОМСИБ" (генеральный директор Штарк Маркс Борисович);
BiTronics Lab;
LEGO Education;
ЗАО "Ледас";
ЗАО "Медико-биологический союз-технология" (генеральный директор Лосев Михаил Викторович; директор по проектам и программам в медико-биологической сфере Галямова Мария Рашитовна);
Компания iFarm Project (генеральный директор Лысковский Александр Викторович);
ООО "Энергозапас" (генеральный директор Брызгалов Андрей Андреевич);
ГК "Модульные системы "Торнадо" (генеральный директор Сердюков Олег Викторович);
Ассоциация содействия развитию и стандартизации систем управления на основе индустриального интернета "Национальная Платформа Промышленной Автоматизации" (Ассоциация "НППА", директор Верховод Дмитрий Бенедиктович);
ООО "Системы информационной безопасности" (ООО "СИБ", директор Помешкин Андрей Александрович);
ПАО "Сбербанк";
ООО "Яндекс";
ГК "Центр финансовых технологий";
ООО "Исследовательский комплекс центра технологического обеспечения" (ИК ЦТО), генеральный директор Рязанцев Антон Эдуардович);
ООО "Лига роботов" (федеральная сеть секций робототехники, генеральный директор Пак Николай Юрьевич).
Приложение N 1
к концепции создания
и функционирования
мобильного технопарка
"Кванториум"
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду приложение N 1 к описанию мобильного технопарка "Кванториум"
Таблица индикаторов
N |
Наименование индикатора/показателя |
Минимальное значение в год, начиная с 2021 года |
Значение Новосибирской области (далее - ежегодно, не менее установленного минимального значения) |
1 |
Численность детей, прошедших обучение по программам мобильного технопарка "Кванториум" , (человек) |
1000 |
1000 |
2 |
Количество групп, обучающихся по предметной области "Технология" с использованием инфраструктуры мобильного технопарка "Кванториум" , (единиц) |
9 |
9 |
3 |
Количество групп, обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам естественнонаучной и технической направленностей с использованием инфраструктуры мобильного технопарка "Кванториум" , (единиц) |
9 |
9 |
4 |
Численность детей, вовлеченных в мероприятия, проводимые с участием детского мобильного технопарка "Кванториум" , (человек) |
не менее 3000 |
3000 |
5 |
Проведение массовых выставок, мастер-классов и иных активностей, включая День защиты детей (1 июня) и начало учебного года (последняя неделя августа), (единиц) |
не менее 2 |
2 |
Приложение N 2
к концепции создания
и функционирования
мобильного технопарка
"Кванториум"
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду приложение N 2 к описанию мобильного технопарка "Кванториум"
Предварительная калькуляция операционных расходов
на функционирование мобильного технопарка "Кванториум"
Статья расходов |
Расчет суммы на 2021 год, далее с ежегодной корректировкой (тыс. руб.) |
211 - заработная плата |
5317,1 |
212 - прочие несоциальные выплаты (суточные) |
148,4 |
213 - начисления на выплаты по оплате труда |
1605,8 |
222 - транспортные услуги (проезд детей на соревнования) |
1000,0 |
222 - транспортные услуги (проезд педагогов и сопровождающих детей на соревнования) |
200,0 |
226 - транспортные расходы сотрудников, направленных в командировку и приобретающих билеты в рамках командировочных расходов (проезд педагогов на обучение) |
260,0 |
226 - прочие работы, услуги (проживание детей на соревнованиях) |
495,0 |
226 - прочие работы, услуги (проживание педагогов на обучении) |
600,6 |
226 - прочие работы, услуги (проживание педагогов и сопровождающих детей на соревнованиях) |
99,0 |
Статья расходов |
Расчет суммы на 2021 год, далее с ежегодной корректировкой (тыс. руб.) |
340 - увеличение стоимости материальных запасов (приобретение расходных материалов) |
1365,8 |
Иные расходы (аренда, коммунальные платежи и т.д.) |
200,0 |
Итого: |
11291,7 |
Приложение N 3
к концепции создания
и функционирования
мобильного технопарка
"Кванториум"
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду приложение N 3 к описанию мобильного технопарка "Кванториум"
Зонирование и дизайн-проект в соответствие с брендбуком
Зонирование пространства хайтек-цеха мобильного технопарка "Кванториум"
Приложение N 4
к концепции создания
и функционирования
мобильного технопарка
"Кванториум"
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду приложение N 4 к описанию мобильного технопарка "Кванториум"
Штатное расписание мобильного технопарка "Кванториум"
Штатная численность работников мобильного технопарка "Кванториум" формируется на основании расчета годовой педагогической нагрузки на преподавателей и зависит от количества реализуемых образовательных программ и контингента обучающихся по ним слушателей.
Категория персонала |
Должность |
Количество штатных единиц |
Руководитель структурного подразделения |
Руководитель проекта |
1 |
Команда наставников N 1 |
Педагог дополнительного образования |
3 |
Команда наставников N 2 |
Педагог дополнительного образования |
3 |
Команда дистанционного сопровождения проекта |
Педагог дополнительного образования |
3 (6 по 0,5 ставки) |
Водитель |
|
2 |
Итого: |
|
12 |
Приложение N 5
к концепции создания
и функционирования
мобильного технопарка
"Кванториум"
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду приложение N 5 к описанию мобильного технопарка "Кванториум"
Предполагаемая сеть мобильного технопарка "Кванториум"
N п/п |
Наименование детского технопарка "Кванториум" |
Количество мобильных технопарков |
Перечень муниципальных образований, на территории которых планируется функционирование мобильного технопарка "Кванториум" |
1 |
Новосибирский детский технопарк "Кванториум" |
4 |
33 муниципальных образования Новосибирской области/ |
-------------------------
Приложение не приводится
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Новосибирской области от 2 июля 2019 г. N 242-рп "О реализации мероприятий по созданию детских технопарков "Кванториум", включая создание мобильных технопарков "Кванториум", в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" на территории Новосибирской области"
Текст распоряжения опубликован не был