Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 750011-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" (в части совершенствования налогового контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции),
внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, он направлен на совершенствование налогового контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также устранение несоответствия законодательства Российской Федерации о налогах и сборах положениям Генерального соглашения по тарифам и торговле Всемирной торговой организации в части налоговых ставок акцизов на вина, игристые вина (шампанские).
Законопроектом предлагаются следующие изменения в главу 22 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс):
1) признаются подакцизными товарами:
спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция, разлитая в малые емкости (ставка акциза на указанную продукцию устанавливается на период 2020 - 2022 г.г. в размере 0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре). Для организаций, осуществляющих производство указанной продукции, предлагается механизм, направленный на решение задачи по устранению экономической заинтересованности в нелегальном производстве такой продукции посредством введения хорошо зарекомендовавшего себя института свидетельств и налоговых вычетов;
виноматериалы (ставки акциза на них устанавливается на период 2020 - 2022 г.г. в размере 31 руб., 32 руб. и 33 руб. соответственно);
виноград, под которым в целях акцизного налогообложения признается виноград, использованный для производства вин, игристых вин (шампанских), виноматериалов или для производства спиртных напитков по технологии полного цикла (ставки акциза ни него устанавливается на период 2020 - 2022 г.г. в размере 30 руб., 31 руб. и 32 руб. соответственно);
пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта до 0,5 процента включительно (с целью приведения перечня подакцизных товаров в соответствие с таблицей ставок акцизов, в которой на указанный товар установлена ставка акцизов в размере 0 рублей за 1 литр);
2) расширяется режим применения свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом:
изменяется его наименование (предлагается его именовать как свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с этиловым спиртом). Одновременно приводятся переходные положения для налогоплательщиков, получивших свидетельства до вступления в силу предлагаемых изменений;
предусматривается его выдача также и организациям, осуществляющим производство спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции, разлитой в малые емкости, устанавливаются требования к указанному свидетельству;
3) объектом налогообложения акцизами признаются:
использование винограда, принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, для производства вина, игристого вина (шампанского), виноматериалов, спиртных напитков по технологии полного цикла;
получение этилового спирта организацией, осуществляющей производство спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке, производство спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции, разлитой в малые емкости, или производство спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке (при получении налогоплательщиком свидетельства на производство соответствующей продукции);
оприходование указанными выше организациями этилового спирта, произведенного в структуре указанной организации;
4) перечень операций, не признаваемых объектом налогообложения, дополняются операциями по передаче в структуре одной организации произведенного налогоплательщиком этилового спирта в случае его дальнейшего использования для производства спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции, разлитой в малые емкости;
в отношении винограда не признаются объектом налогообложения акцизами операции по его реализации (передаче, в том числе в структуре одной организации), а также при ввозе на территорию Российской Федерации;
5) определяется порядок определения налоговой базы по новым операциям, признаваемым объектом налогообложения, а также дата получения (оприходования) этилового спирта и использования винограда;
6) устанавливается, что при реализации этилового спирта организациям, осуществляющим производство спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке, спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции, разлитой в малые емкости, или спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке (и имеющим соответствующие свидетельства), продавцами этих товаров суммы акциза не предъявляются, а суммы акциза, исчисленные указанными организациями при получении (оприходовании произведенного в структуре организации) этилового спирта, в стоимость полученного (оприходованного) этилового спирта не включаются. Не включается сумма исчисленного акциза также и в стоимость винограда, использованного для производства вина, игристого вина (шампанского), виноматериалов и спиртных напитков по технологии полного цикла;
7) указанным организациям предоставляется право вычета сумм акцизов, исчисленных ими при получении (оприходовании произведенного в структуре организации) этилового спирта, в случае использования этилового спирта исключительно для целей производства товаров, указанных в соответствующем свидетельстве, и представлении подтверждающих указанный факт документов. Суммы акциза, исчисленные в отношении винограда, также принимаются к вычету с применением повышающего коэффициента, рассчитываемого по формуле (в зависимости от вида производимой из винограда продукции), при условии представления подтверждающих факт использования винограда для производства вина, игристого вина (шампанского), виноматериалов или спиртных напитков по технологии полного цикла. Применение указанного повышающего коэффициента позволит значительно снизить налоговую нагрузку на российских производителей вин, игристых вин (шампанских), виноматериалов и спиртных напитков полного цикла, которая может существенно повыситься вследствие установления единых ставок акцизов на российские и импортные вина, игристые вина (шампанское);
8) устанавливаются ставки акцизов на период 2020 - 2022 годов. В частности, предлагается:
сохранить действие нулевой ставки акциза на этиловый спирт, используемый для производства алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции: реализуемый организациям, уплачивающим авансовый платеж акциза, в том числе ввозимый в Российскую Федерацию с территорий государств - членов ЕврАзЭС, являющийся товаром ЕврАзЭС; передаваемый в структуре одной организации для указанных целей; реализуемый или передаваемый в структуре одной организации для производства товаров, не признаваемых подакцизными в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса (т.е. для производства лекарственных средств, препаратов ветеринарного назначения, сусла пивного, виноградного, иного фруктового сусла;
установить нулевую ставку акциза на этиловый спирт, реализуемый организациям, осуществляющим производство спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке, производство спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции, разлитой в малые емкости, производство спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке (и имеющим соответствующие свидетельства);
унифицировать ставки акцизов на спирт этиловый (в том числе ввозимый на территорию Российской Федерации и не являющийся товаром ЕврАзЭС), спиртосодержащую продукцию, а также алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, установив их на период 2020 - 2022 г.г., соответственно, в размере 544, 566 и 589 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре (при этом ставки акциза на спиртосодержащую продукцию на 2020 и 2021 год будут увеличены на 25%; на этиловый спирт, ввозимый в Российскую Федерацию и не являющийся товаром ЕврАзЭС, передаваемый в структуре одной организации при совершении облагаемых операций, а также реализуемый организациям, осуществляющим производство товаров, не признаваемых подакцизными - на 490%);
установить ставки акциза на денатурированный этиловый спирт, полученный или произведенный организациями, осуществляющими производство неспиртосодержащей продукции, спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке, спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции, разлитой в малые емкости, или спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке (и имеющими соответствующие свидетельства), на уровне, ранее установленном на этиловый спирт, реализуемый организациям, не уплачивающим авансовый платеж акциза (на 2020 и 2021 годы в размере 111 руб. и 115 руб., а на 2022 год - 120 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре, т.е. с индексацией на уровне 4%). Более низкая ставка акцизов на денатурированный спирт по отношению к ставке акциза на этиловый спирт должна явиться стимулом использования указанными организациями в своем производстве денатурированного спирта;
установить ставки акциза на вина и игристые вина (шампанские) вне зависимости от того, произведены они на территории Российской Федерации или ввезены на территорию Российской Федерации. При этом ставки на вина (фруктовые вина) на период 2020 - 2022 г.г. устанавливаются на одном уровне со ставками на винные напитки негазированные (в размере 31, 32, 33 руб. за 1 литр соответственно), а на игристые вина (шампанские) - на уровне одном уровне со ставками акциза на винные напитки газированные в размере (40, 41 и 43 руб. за 1 литр соответственно). Таким образом, ставки акциза на 2020 и 2021 год будут увеличены: на вина на 63% и на 60% соответственно, а на вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения - на 620% и на 533% соответственно; на игристые вина (шампанские) - на 8,1% и 7,9%, а на игристые вина (шампанские) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения - на 285,7% и 273,3% соответственно. Столь значительное увеличение ставок акцизов на вина и игристые вина российского производства компенсируется возможностью получения налоговых вычетов на таком уровне, чтобы эффективная ставка акциза составила 1 руб. на 1 л продукции;
ставки акцизов на пиво, табачные изделия, автомобили легковые, мотоциклы и моторное топливо на 2020 и 2021 год сохраняются на утвержденном уровне, а на 2022 год устанавливаются в размере, превышающем ставки, установленные на 2021 год, на уровень инфляции. Исключение составляют: ставка акциза на жидкости для электронных систем доставки никотина (на 2022 год увеличивается на 7,1%) и авиационный керосин (сохраняется на действующем уровне).
Кроме того, в связи с изменением наименования вида свидетельства, предусмотренного статьей 179 2Налогового кодекса, предлагается внести изменение в его наименование, содержащееся в подпункте 10 пункта 1 статьи 33333 Налогового кодекса, которой установлена государственная пошлина за ее выдачу.
Одновременно предлагается расширить сферу применения системы налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога, предусмотрев право перехода на нее организациям и индивидуальным предпринимателям, занимающимся производством таких признаваемых подакцизными товаров, как виноград и виноматериалы.
Предлагаемые законопроектом изменения в целом Комитетом поддерживаются, поскольку:
а) признание виноматериалов подакцизными товарами и установление ставок акциза на них позволит предотвратить случаи ввоза в Российскую Федерацию вина под видом виноматериалов без уплаты акциза, а для защиты интересов отечественных производителей приводится механизм, позволяющий принимать ими к вычету суммы акцизов, уплаченные при его приобретении (в том числе при ввозе на территорию Российской Федерации);
б) установление единых ставок акцизов на вина и игристые вина (шампанские) российского производства и ввозимых на территорию Российской Федерации вызвано необходимостью устранения несоответствия законодательства Российской Федерации о налогах и сборах положениям Генерального соглашения по тарифам и торговле Всемирной торговой организации в части налоговых ставок на указанные товары, оно также поддержано Комитетом. При этом, увеличение ставок акцизов на вина и игристые вина российского производства компенсируется получением налоговых вычетов при условии надлежащего использования подакцизного сырья. Кроме того, данная мера позволит осуществлять меры государственной поддержки, направленные на развитие российской виноградарской отрасли, за счет дополнительных поступлений от акцизов на указанные товары в бюджеты субъектов Российской Федерации;
в) решение об установлении ставок акциза на винные напитки на уровне ставок акциза на игристые вина (шампанские) вызвано переориентацией покупательского спроса в пользу винных напитков, которые являются более дешевым аналогом игристого вина (шампанского) и, соответственно, направлено на устранение необоснованных конкурентных преимуществ винных напитков по сравнению с более качественными игристыми винами (шампанскими);
г) повышение ставок акциза на этиловый спирт и спиртосодержащую продукцию до уровня ставок акциза на крепкую алкогольную продукцию имеет целью противодействие реализации и употреблению этих товаров под видом алкогольной продукции;
д) признание парфюмерно-косметической продукции, разлитой в малой таре, подакцизным товаром предлагается как механизм борьбы с нелегальными производителями такой продукции и как противодействие употреблению такой продукции в пищевых целях.
При подготовке законопроекта ко второму чтению предлагается целесообразным обсудить следующие вопросы:
1) распространение института свидетельств и налоговых вычетов, который предлагается законопроектом в отношении спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции, на медицинский этиловый спирт, что позволило бы расширить сферу контроля за оборотом этилового спирта и устранить экономическую заинтересованность в нелегальном производстве такой продукции;
2) порядок налогообложения акцизами этилового спирта, реализованного налогоплательщикам, не уплатившим авансовый платеж акциза, либо налогоплательщикам, которым налоговый орган отказал в проставлении отметки на извещении об уплате авансового платежа акциза и которым этиловый спирт был отгружен поставщиком до получения указанного извещения;
3) терминологию предлагаемых поправок в статью 346 2Налогового кодекса, принимая во внимание, что:
сельхозтоваропроизводители не осуществляют производство "подакцизного винограда" в том значении, в котором понимается производство сельскохозяйственной продукции в главе 26 1Налогового кодекса;
термин "виноматериалы" может трактоваться не только как вид продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.07.2006 N 458, но и в соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Одновременно обращается внимание на следующее.
В настоящее время в Государственной Думе находится на рассмотрении проект федерального закона N 720839-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части реализации отдельных положений основных направлений налоговой политики), в котором уточняется определение электронных систем доставки никотина, признаваемых подакцизным товаром в соответствии со статьей 181 Налогового кодекса, устраняется несоответствие показателей мощности двигателя автомобилей легковых, указанной в киловаттах, и мощности двигателя, указанной в лошадиных силах, а также приводится таблица ставок акцизов, устанавливаемых на период с 01.07.2019 по 31.12.2021. Представляется целесообразным объединить в одном законопроекте предлагаемые настоящим законопроектом и законопроектом N 720839-7 изменения в главу 22 Налогового кодекса.
Кроме того, имеется необходимость учета в таком законопроекте изменения в таблицу ставок акцизов, связанные с изменениями, предлагаемыми в главу 22 Налогового кодекса законопроектом N 752627-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части корректировки параметров "демпфирующего механизма").
В связи с изложенным, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 750011-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.