Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
по проекту федерального закона N 640081-7 "О внесении изменения в Семейный кодекс Российской Федерации, в части уточнения прав детей, находящихся под опекой или попечительством" (в части установления минимального размера денежных средств, выплачиваемых ежемесячно на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством)), внесенному депутатами ГД Ю.Г. Волковым, С.А. Вострецовым, Р.А. Баталовой и другими
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрел проект федерального закона N 640081-7 "О внесении изменения в Семейный кодекс Российской Федерации, в части уточнения прав детей, находящихся под опекой или попечительством" (в части установления минимального размера денежных средств, выплачиваемых ежемесячно на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), внесенный депутатами Государственной Думы Ю.Г. Волковым, С.А. Вострецовым, Р.А. Баталовой и другими.
1. Целью законопроекта, по мнению авторов, является уменьшения количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно положениям части 3 статьи 148 Семейного кодекса Российской Федерации дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, если опекуны или попечители назначаются по заявлениям родителей в порядке, определенном частью 1 статьи 13 Федерального закона "Об опеке и попечительстве". Указанные денежные средства расходуются опекунами или попечителями в порядке, установленном статьей 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Данным законопроектом предлагается установить величину ежемесячного содержания, причитающегося детям, находящимся под опекой или попечительством, в размере не менее величины прожиточного минимума ребенка установленного в субъекте Российской Федерации.
Иными словами законопроектом предлагается определить минимальный размер ежемесячного денежного содержания на ребенка, находящегося под опекой (попечительством).
2. Поддерживая в целом актуальность стимулирования семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сообщаем следующее.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях) отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Также обращаем внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" к основным социально-демографическим группам населения, размер прожиточного минимума которых подлежит определению, отнесена группа "дети", а не "ребенок".
Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения устанавливается ежеквартально. Размер прожиточного минимума может изменяться, в том числе в меньшую сторону. Законопроектом не определен порядок осуществления данной выплаты (порядок расчета, индексации и т.д.).
Финансово-экономическое обоснование к законопроекту не содержит подробных расчетов, что не позволяет произвести объективную финансово-экономическую оценку последствий принятия предлагаемых законопроектом решений.
Реализация данного законопроекта может потребовать выделения дополнительных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и федерального бюджета, несмотря на то, что в пояснительной записке указано, что увеличение размера ежемесячных денежных выплат будет компенсировано уменьшением денежных ассигнований на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в организациях для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с сокращением численности содержащихся там детей. Между тем до того момента, когда уменьшится количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пройдет значительное количество времени. А до его наступления из бюджетов субъектов Российской Федерации будут осуществляться повышенные ежемесячные выплаты, предназначенные детям, находящимся под опекой (попечительством).
3. Законопроект не поддержан Правительством Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству не поддерживает концепцию данного законопроекта, отмечая что законодательное закрепление минимального размера ежемесячного денежного содержания детей, находящихся под опекой (попечительством), выплачиваемого из бюджетов субъектов Российской Федерации, не может не потребовать дополнительных бюджетных расходов субъектов Российской Федерации, как минимум сразу после внесения предлагаемых изменений.
По мнению Правового управления Аппарата Государственной Думы законопроект нуждается в юридико-технической доработке.
4. Учитывая изложенное Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 640081-7 "О внесении изменения в Семейный кодекс Российской Федерации, в части уточнения прав детей, находящихся под опекой или попечительством" (в части установления минимального размера денежных средств, выплачиваемых ежемесячно на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), внесенный депутатами Государственной Думы Ю.Г. Волковым, С.А. Вострецовым, Р.А. Баталовой и другими.
Председатель Комитета |
Т.В. Плетнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.