Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
5.2. Программа информатизации здравоохранения Новосибирской области на 2011-2013 годы
Внедрение современных информационных систем в здравоохранение Новосибирской области позволит по итогам создать региональный фрагмент единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (далее - Региональный фрагмент).
Региональный фрагмент представляет собой часть единой государственной системы в сфере здравоохранения (далее - Система), в рамках которой обеспечивается информационно-технологическая поддержка деятельности исполнительных органов государственной власти Новосибирской области в сфере здравоохранения и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере здравоохранения, находящихся в их ведении учреждений здравоохранения, участвующих в реализации программ обязательного медицинского страхования, а также Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области.
В качестве поставщиков и получателей информации, консолидируемой в рамках централизованных общесистемных компонентов федерального фрагмента Системы, выступают информационные системы учреждений здравоохранения и иных участников системы здравоохранения Новосибирской области.
При подготовке программы модернизации здравоохранения Новосибирской области на 2011-2013 годы в части Задачи 2 "Внедрение современных информационных систем в здравоохранение" использовались следующие документы:
Рекомендации по подготовке программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации по разделу "Внедрение современных информационных систем в здравоохранение", разработанные Министерством здравоохранения Российской Федерации;
приказ Минздравсоцразвития России от 28 апреля 2011 года N 364 "Об утверждении концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения";
Решение заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации от 14.04.2011;
Методические рекомендации по составу и техническим требованиям к сетевому телекоммуникационному оборудованию учреждений системы здравоохранения для регионального уровня единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, а также функциональные требования к ним, разработанные Министерством здравоохранения Российской Федерации;
Методические рекомендации по оснащению медицинских учреждений компьютерным оборудованием для регионального уровня единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, а также функциональные требования к ним, разработанные Министерством здравоохранения Российской Федерации;
Методические рекомендации по составу прикладных компонентов регионального уровня единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, а также функциональные требования к ним, разработанные Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Реализация программы информатизации здравоохранения Новосибирской области позволит по итогам:
повысить качество оказания медицинской помощи на основе совершенствования информационно-технологического обеспечения деятельности медицинских учреждений;
повысить эффективность управления в сфере здравоохранения на основе информационно-технологической поддержки решения задач прогнозирования и планирования расходов на оказание медицинской помощи, а также контролировать соблюдение государственных гарантий по объему и качеству ее предоставления;
повысить информированность населения по вопросам ведения здорового образа жизни, профилактики заболеваний, получения медицинской помощи, качества обслуживания в медицинских организациях, а также осуществления деятельности в сфере здравоохранения на основе обеспечения возможностей электронного взаимодействия с соответствующими уполномоченными органами;
принять меры по сокращению учетной и отчетной документации, заполняемой лечащими врачами, а также по переводу документации в электронную форму.
Реализация Задачи 2 "Внедрение современных информационных систем в здравоохранение" основана на следующих принципах:
однократный ввод и многократное использование первичной информации, в том числе для целей управления здравоохранением;
использование электронных юридически значимых документов в качестве основного источника первичной информации;
обеспечение информационной безопасности и защиты персональных данных, в том числе с использованием электронной цифровой подписи и электронных средств идентификации врача и пациента (универсальная электронная карта гражданина Российской Федерации);
применение единой технологической политики с учетом отраслевых государственных, национальных и адаптированных к отечественным условиям открытых международных стандартов в области медицинской информатики;
централизованное проектирование, разработка и сопровождение системообразующих компонентов инфраструктуры и прикладных компонентов Системы;
модернизация унаследованных и разработка новых компонентов Системы с учетом максимально возможного сохранения существующих программно-технических средств;
создание прикладных информационных систем по модели "программное обеспечение как услуга" (SaaS);
унификация электронной медицинской карты;
обеспечение интеграции с введенными в промышленную эксплуатацию системами "Электронного Правительства", в том числе с порталом государственных услуг, универсальной электронной картой гражданина Российской Федерации и другими.
По общей архитектуре единая государственная информационная система в сфере здравоохранения делится на два сегмента:
сегмент централизованных общесистемных компонентов;
сегмент прикладных компонентов.
Сегмент централизованных общесистемных компонентов единого информационного пространства в здравоохранении состоит из общесистемного и платформенного программного обеспечения, хранилищ данных, сервисов доступа и обработки данных, а также общесистемных технологических сервисов, необходимых для обеспечения информационного, лингвистического и процессного взаимодействия между прикладными компонентами Системы, защиты данных от несанкционированного доступа и потери.
В состав сегмента входят следующие подсистемы:
интеграция прикладных систем;
ведение каталога пользователей Системы;
ведение реестра нормативно-справочной информации, словарей медицинских терминологий и регистра электронных документов;
управление удостоверяющим центром и инфраструктурой открытых ключей;
управление эксплуатацией;
ведение электронной почты и прочих информационно-технических сервисов общего пользования.
Проектирование, разработка и эксплуатация централизованных общесистемных компонентов единого информационного пространства осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации либо уполномоченной им организацией.
Сегмент прикладных компонентов единого информационного пространства в здравоохранении включает существующие и создаваемые прикладные информационные системы учреждений здравоохранения. С точки зрения автоматизируемых функций, сегмент прикладных компонентов подразделяется на транзакционные, управленческие и справочные, по уровню - на федеральные и региональные.
К федеральным транзакционным системам относятся:
системы ведения расписания приемов специалистов, проведения консультаций, в том числе телемедицинских, и загрузки мощностей медицинской организации, а также электронной записи на прием к врачу;
системы, обеспечивающие проведение телемедицинских консультаций и консилиумов, в том числе с использованием мобильных устройств;
системы, обеспечивающие направление на проведение диагностических исследований, проведение медицинского обследования (консультации, экспертизы) и получение медицинской помощи в иных медицинских организациях;
системы, обеспечивающие бухгалтерский и управленческий учет финансово-хозяйственной деятельности медицинских организаций, в том числе автоматизирующие функции взаимодействия со страховыми медицинскими организациями в части формирования и оплаты счетов за оказанную медицинскую помощь;
системы, обеспечивающие кадровый учет в медицинских организациях.
К федеральным управленческим системам относятся:
регистр паспортов медицинских организаций;
регистр медицинского оборудования и медицинской техники;
регистр врачей и медицинского персонала;
система мониторинга реализации программ в здравоохранении;
система ведения интегрированной электронной медицинской карты, а также создаваемых на ее основе специализированных регистров по отдельным нозологиям и категориям граждан, в том числе обеспечивающая персонифицированный учет медицинской помощи и лекарственного обеспечения;
аналитические системы, а также системы автоматизированного контроля и поддержки принятия управленческих решений на основе анализа первичных данных.
К федеральным справочным системам относятся:
федеральная электронная медицинская библиотека, содержащая, в том числе электронные медицинские публикации, электронные справочники лекарственных средств и заболеваний, стандарты оказания медицинской помощи, протоколы лечения, иную нормативно-справочную информацию;
библиотека экспертных медицинских систем, обеспечивающих автоматизацию процесса поддержки принятия врачебных решений на базе формализованных баз знаний и прецедентной информации;
электронные образовательные курсы, программы дистанционного обучения и повышения квалификации в области медицины и фармацевтики;
системы группового профессионального общения для медицинского и фармацевтического персонала и студентов медицинских и фармацевтических средних специальных и высших учебных заведений;
средства обеспечения доступа к первичным данным, содержащимся в Системе, необходимым для проведения научных исследований в сфере здравоохранения;
средства информирования граждан о деятельности системы здравоохранения.
К региональным транзакционным системам относятся:
медицинские информационные системы;
системы выдачи и обслуживания льготных рецептов, а также рецептов на контролируемые лекарственные средства;
системы удаленного мониторинга состояния здоровья отдельных категорий пациентов;
системы архивного хранения и предоставления доступа к медицинским изображениям.
Архитектура регионального сегмента единой информационной системы здравоохранения включает в себя централизованные региональные вычислительные мощности, создаваемые на средства областного бюджета Новосибирской области, и структурно размещаемые на базе ГКУЗ НСО "Медицинский информационно-аналитический центр". В каждом медицинском учреждении предполагается доступ к централизованным региональным вычислительным мощностям.
Доступ медицинских учреждений к региональным транзакционным системам осуществляется по модели "программное обеспечение как услуга" (SaaS).
Рис. 1. Архитектура регионального сегмента единой информационной системы здравоохранения.
В рамках Задачи 2 "Внедрение современных информационных систем в здравоохранение" программы модернизации здравоохранения Новосибирской области на 2011-2013 годы по центральным районным больницам реализация мероприятий предусмотрена только по основным корпусам и не реализуется во врачебных амбулаториях и фельдшерско-акушерских пунктах.
В целях эффективной реализации мероприятий Задачи 2 "Внедрение современных информационных систем в здравоохранение" программы модернизации здравоохранения Новосибирской области на 2011-2013 годы и оптимизации хода их исполнения, ответственным исполнителем по строительству локальных вычислительных сетей в медицинских организациях г. Новосибирска и Новосибирской области, приобретению сетевого (активного и пассивного) оборудования (75 324,80 тыс. рублей - средства ФФОМС) назначен департамент информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области. В связи с этим распорядителем лимитов бюджетных обязательств в размере 75 324,80 тыс. рублей является департамент информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области.
Финансовые средства, направляемые на информатизацию оказания медицинской помощи детям, в рамках Задачи 2 "Внедрение современных информационных систем в здравоохранение" программы модернизации здравоохранения Новосибирской области на 2011-2013 годы составляют 108 396,86 тыс. рублей, в том числе:
средства ФФОМС - 104 829,51 тыс. рублей, средства областного бюджета Новосибирской области - 3 567,35 тыс. рублей.
В рамках выполнения Мероприятия 1.1 "Персонифицированный учет оказания медицинских услуг, возможность ведения электронной медицинской карты" (257 314,44 тыс. рублей) будут выполнены следующие работы:
комплектация автоматизированных рабочих мест персонала;
разработка и адаптация медицинской информационной системы, обеспечивающей возможность ведения электронных медицинских карт пациентов;
строительство новых и модернизация существующих локальных вычислительных сетей (ответственный исполнитель - департамент информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области);
приобретение сетевого (активного и пассивного) оборудования (ответственный исполнитель - департамент информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области);
создание региональных вычислительных мощностей, обеспечение функционирования на них централизованных региональных информационных систем, формирование инфраструктуры для обеспечения поддержки, интеграции и внедрения централизованных региональных информационных систем;
монтаж оборудования, пуско-наладочные работы.
В рамках выполнения Мероприятия 1.2 "Запись к врачу в электронном виде" (39 284,50 тыс. рублей) будут выполнены следующие работы:
комплектация автоматизированных рабочих мест персонала;
внедрение и адаптация информационной системы, обеспечивающей возможность записи на прием к врачу в электронном виде;
приобретение сканеров штрих-кода;
приобретение считывателей магнитных карт;
приобретение информационных табло;
приобретение инфокиосков;
приобретение принтеров формата А4, МФУ;
монтаж оборудования, пуско-наладочные работы.
В рамках выполнения Мероприятия 1.3 "Обмен телемедицинскими данными, внедрение систем электронного документооборота" (80 691,96 тыс. рублей) будут выполнены следующие работы:
создание и оснащение централизованных вычислительных мощностей общесистемным программным обеспечением, инструментальным программным обеспечением для функционирования систем финансово-хозяйственной деятельности медицинских организаций Новосибирской области;
внедрение информационной системы учета финансово-хозяйственной деятельности медицинских организаций и электронного документооборота;
оснащение телемедицинских пунктов и кабинетов;
создание телемедицинского центра на базе ГБУЗ НСО "Государственная Новосибирская областная клиническая больница";
создание и организация системы защиты персональных данных.
В рамках выполнения Мероприятия 2 "Ведение единого регистра медицинских работников, электронного паспорта медицинского учреждения и паспорта системы здравоохранения субъекта Российской Федерации" (9 380,00 тыс. рублей) будут выполнены следующие работы:
ведение единого регистра медицинских работников:
взаимодействие с федеральными информационными системами ведения реестра медицинских работников;
ведение электронного паспорта медицинского учреждения:
взаимодействие с федеральными информационными системами ведения электронного паспорта медицинского учреждения;
ведение паспорта здравоохранения субъекта Российской Федерации:
ведение паспорта здравоохранения Новосибирской области;
взаимодействие с федеральной системой мониторинга реализации программ в здравоохранении.
Результатом производимых мероприятий будет создание регионального сегмента информационной системы, содержащей данные об оказанной медицинской помощи и ресурсном обеспечении здравоохранения, наполнение которого осуществляется медицинскими организациями на основании первичных данных.
Результатом работ по Задаче 2 "Внедрение современных информационных систем в здравоохранение" программы модернизации здравоохранения Новосибирской области на 2011-2013 годы (далее - Программа) для всех учреждений здравоохранения, включенных в Программу, по итогам будет:
комплектация медицинских учреждений компьютерным оборудованием и общесистемным программным обеспечением (доля автоматизированных рабочих мест профильных сотрудников по итогам будет достигать 80%);
организация локальных вычислительных сетей в медицинских учреждениях (для не менее, чем 80% автоматизированных рабочих мест сотрудников соответствующих учреждений по каждой функции);
защита персональных данных автоматизированных рабочих мест профильных сотрудников;
оснащение всех медицинских учреждений программным обеспечением для бухгалтерского и кадрового учета;
на средства областного бюджета Новосибирской области выполнена организация централизованных вычислительных мощностей на базе ГКУЗ НСО "Медицинский информационно-аналитический центр", обеспечивающего информационный обмен между медицинскими учреждениями, органами управления здравоохранением;
создание информационного обмена между информационными системами поддержки деятельности учреждений здравоохранения и централизованными общесистемными компонентами регионального и федерального уровней Системы (после ввода соответствующих централизованных компонентов в эксплуатацию).
Также планируется выполнить следующие мероприятия по программе информатизации здравоохранения:
создание и внедрение прикладных региональных компонентов Системы;
защищенное подключение медицинских организаций к сети общего пользования Интернет;
обеспечение медицинских организаций компьютерной техникой, сетевым оборудованием и средствами информационной безопасности;
внедрение систем передачи телемедицинских данных;
интеграция с основными централизованными общесистемными компонентами Системы на территории Новосибирской области, а также федеральными прикладными компонентами, размещенными на Федеральном ЦОДе.
В учреждениях, участвующих в системе ОМС, выполнено:
адаптация медицинской информационной системы Новосибирской области;
построение локальных вычислительных сетей в медицинских учреждениях;
запись к врачу в электронном виде.
В каждом медицинском учреждении, включенном в Программу, обеспечена возможность осуществления в электронном виде следующих функций:
ведение персонифицированного учета оказанной медицинской помощи;
управление взаиморасчетами за оказанную медицинскую помощь;
анализ деятельности и формирование отчетности;
учет административно-хозяйственной деятельности;
электронная регистратура, запись на прием к врачу.
Применяемые сокращения:
ГБУЗ НСО - государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области;
ГКУЗ НСО - государственное казенное учреждение здравоохранения Новосибирской области;
ЛПУ - лечебно-профилактическое учреждение;
МФУ - многофункциональное устройство;
ОМС - обязательное медицинское страхование;
Регистр ВОВ - регистр ветеранов Отечественной войны;
ТФОМС - Территориальный фонд обязательного медицинского страхования;
Федеральный ЦОД - Федеральный центр обработки данных;
ФФОМС - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
ЭЦП - электронно-цифровая подпись.".
<< Раздел 5.1 Раздел 5.1 |
Приложение >> N 5 |
|
Содержание Постановление Правительства Новосибирской области от 22 июля 2013 г. N 320-п "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.