Распоряжение Правительства Иркутской области
от 4 июля 2019 г. N 462-рп
"О создании в Иркутской области регионального центра выявления и поддержки одаренных детей в Иркутской области"
С целью выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Иркутской области в соответствии с региональным проектом "Успех каждого ребенка", подпрограммы "Обеспечение реализации государственной программы и прочие мероприятия в области образования" на 2019 - 2024 годы, государственной программы Иркутской области "Развитие образования" на 2019 - 2024 годы, утвержденной постановлением Правительством# Иркутской области от 9 ноября 2018 года N 820-пп, руководствуясь частью 4 статьи 66, статьей 67 Устава Иркутской области:
1. Утвердить комплекс мер ("дорожную карту") по созданию и функционированию регионального центра выявления и поддержки одаренных детей в Иркутской области (прилагается).
2. Утвердить Описание создаваемого регионального центра выявления и поддержки одаренных детей в Иркутской области (прилагается).
3. Определить региональным координатором проекта по созданию в Иркутской области регионального центра выявления и поддержки одаренных детей в Иркутской области министерство образования Иркутской области.
4. Создать региональный центр выявления и поддержки одаренных детей в Иркутской области как структурное подразделение Государственного автономного учреждения дополнительного образования Иркутской области "Центр развития дополнительного образования детей".
5. Настоящее распоряжение подлежит официальному опубликованию в общественно-политической газете "Областная", а также в сетевом издании "Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области" (ogirk.ru).
Настоящее распоряжение вступает в силу с даты его подписания.
Первый заместитель Губернатора Иркутской области - Председатель Правительства Иркутской области |
Р.Н.Болотов |
Утвержден
распоряжением Правительства
Иркутской области
от 4 июля 2019 года N 462-рп
Комплекс мер (дорожная карта)
по созданию и функционированию центра выявления и поддержки одаренных детей в Иркутской области
N |
Наименование мероприятия |
Ответственный |
Результат |
Срок |
1. |
Утверждено должностное лицо, ответственное за создание и функционирование Центра |
Правительство Иркутской области |
Распорядительный акт высшего органа исполнительной власти Иркутской области |
25 августа X - 1 года |
2. |
Подписано соглашение с Фондом "Талант и успех" о сотрудничестве в области развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи в Иркутской области |
Министерство образования Иркутской области, Фонд "Талант и успех" |
Соглашение |
15 сентября X - 1 года |
3. |
Утвержден медиаплан Центра |
Министерство образования Иркутской области |
Распорядительный акт министерства образования Иркутской области |
1 октября X - 1 года, далее ежегодно |
4. |
Утверждено Положение о деятельности Центра |
Министерство образования Иркутской области |
Распорядительный акт министерства образования Иркутской области |
1 октября X - 1 года |
5. |
Создан Попечительский совет Центра и утвержден его состав |
Правительство Иркутской области, министерство образования Иркутской области |
Распорядительный акт Правительства Иркутской области |
1 октября X - 1 года |
6. |
Создан Экспертный совет Центра и утвержден его состав |
Министерство образования Иркутской области |
Протокол Попечительского совета |
30 октября X - 1 года |
7. |
Согласованы и утверждены типовой дизайн-проект и зонирование Центра |
Министерство образования Иркутской области |
Акт министерства образования Иркутской области |
30 октября X - 1 года |
8. |
Утверждены ключевые направления работы Центра |
Министерство образования Иркутской области, Попечительский совет |
Распорядительный акт министерства образования Иркутской области, протокол заседания Попечительского совета |
30 октября X - 1 года |
9. |
Разработаны критерии отбора обучающихся и педагогических работников по направлениям образовательной деятельности Центра |
Министерство образования Иркутской области, Попечительский совет, Экспертный совет |
Протокол заседания Попечительского совета |
30 октября X - 1 года |
10. |
Сформирован и утвержден годовой календарный план реализации образовательных программ, проводимых Центром |
Министерство образования Иркутской области, Экспертный совет, Центр |
Локальный акт организации |
30 ноября X - 1 года |
11. |
Сформирован и согласован Экспертным советом Центра перечень оборудования для оснащения Центра |
Министерство образования Иркутской области, Экспертный совет |
Протокол заседания Экспертного совета |
30 ноября X - 1 года |
12. |
Представлена информация об объемах средств операционных расходов на функционирование Центра по статьям расходов |
Правительство Иркутской области, министерство образования Иркутской области |
Письмо министерства образования Иркутской области |
15 декабря X - 1 года, далее ежегодно |
13. |
Создан информационный ресурс в сети "Интернет", освещающий работу Центра, его программы, мероприятия по выявлению способностей и мотивации детей и молодежи |
Министерство образования Иркутской области |
Акт о вводе в эксплуатацию информационного ресурса |
15 декабря X - 1 года |
14. |
Заключено дополнительное соглашение по реализации регионального проекта "Успех каждого ребенка" на территории Иркутской области в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" |
Министерство образования Иркутской области |
Дополнительное соглашение |
5 февраля X года, далее по необходимости |
15. |
Заключено финансовое соглашение в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" |
Министерство образования Иркутской области |
Финансовое соглашение |
15 февраля X года, далее по необходимости |
16. |
Объявлены закупки товаров, работ, услуг для создания Центра |
Министерство образования Иркутской области |
Извещения о проведении закупочных процедур |
1 марта X года |
17. |
Получена лицензия на образовательную деятельность Центра, внесены изменения в лицензию (при необходимости) |
Министерство образования Иркутской области |
Лицензия на реализацию образовательных программ дополнительного образования детей и взрослых |
По необходимости |
18. |
Апробация проведения интенсивных программ (в т.ч. учебно-тренировочных сборов) по математике, информатике, физике, химии, биологии, проектной деятельности и другим направлениям деятельности Центра |
Министерство образования Иркутской области |
Информация на интернет-ресурсе Центра выявления и поддержки одаренных детей в Иркутской области |
Июнь - август X года |
19. |
Повышение квалификации (профессионального мастерства) сотрудников Центра |
Министерство образования Иркутской области |
Свидетельство о повышении квалификации, отчет по программам переподготовки кадров |
25 августа X года, далее ежегодно |
20. |
Доставлено, установлено, налажено оборудование |
Министерство образования Иркутской области |
Акты приемки работ, товарные накладные и т.д. |
25 августа X года |
21. |
Проведен мониторинг оснащения средствами обучения и приведения площадки Центра в соответствии с дизайн-проектом |
Министерство образования Иркутской области, ведомственный проектный офис нацпроекта "Образование" |
По форме, определяемой ведомственным проектным офисом нацпроекта "Образование" |
30 августа X года |
22. |
Организация набора детей, обучающихся по программам Центра |
Центр выявления и поддержки одаренных детей в Иркутской области |
Локальный акт организации, информация на интернет-ресурсе Центра |
30 августа X года, далее на регулярной основе |
23. |
Формирование перечня и плана-графика проведения региональных мероприятий для выявления выдающихся способностей и высокой мотивации у детей и молодежи |
Министерство образования Иркутской области, Центр выявления и поддержки одаренных детей в Иркутской области |
Распорядительный акт министерства образования Иркутской области, информация на интернет-ресурсе Центра выявления и поддержки одаренных детей в Иркутской области |
1 сентября X года |
24. |
Организация сопровождения детей, проявивших выдающиеся способности, в том числе в дистанционной форме |
Министерство образования Иркутской области, Центр выявления и поддержки одаренных детей в Иркутской области |
Годовой отчет Центра, информация на интернет-ресурсе Центра выявления и поддержки одаренных детей в Иркутской области |
Ежегодно |
25. |
Открытие Центра в единый день |
Министерство образования Иркутской области |
Информационное освещение в СМИ |
1 сентября X года |
Утверждено
распоряжением Правительства
Иркутской области
от 4 июля 2019 года N 462-рп
Описание
создаваемого регионального центра выявления и поддержки одаренных детей в Иркутской области
1. Обоснование потребности в реализации Мероприятия по созданию регионального центра выявления и поддержки одаренных детей в Иркутской области (далее - Центр) в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".
Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей в Иркутской области создается с целью формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся в соответствии с поручением Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации о 1 декабря 2016 г. N 642 и Концепцией подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2018 г. N 2245-р, а также в целях достижения результата 1.8 "Созданы региональные центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, с учетом опыта Образовательного фонда "Талант и успех", федерального проекта "Успех каждого ребенка" паспорта национального проекта "Образование", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 18 марта 2019 г. N 3), в неразрывной связи с региональным проектом "Успех каждого ребенка", утвержденным Правительством Иркутской области от 14 декабря 2018 г. N 06-437/18, в том числе в части поддержки одаренных детей, в том числе путем развития системы конкурсов и олимпиад, заочных школ и дистанционного обучения по программам углубленного изучения предметов, предоставление равных возможностей для всех детей Иркутской области, независимо от их проживания и состояния здоровья.
Талантливые, одаренные дети являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы социально-экономического, культурного и духовно-нравственного преображения. Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем. Создание условий, обеспечивающих не только выявление, но и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач государства и общества.
Выявление, психолого-педагогическая поддержка одаренных детей, единое научно-методическое и информационное пространство, эффективное развитие и реализация интеллектуально-творческого потенциала талантливых детей на региональном уровне - это задача, которая требует комплексного подхода к ее решению в Иркутской области.
Действующая система выявления и сопровождения талантливых детей и молодежи не может обеспечить в полной мере качественную и эффективную поддержку одаренных детей, которая в перспективе позволит им стать конкурентоспособными на рынке труда.
Современные требования к системе выявления и поддержки одаренных детей нацеливают региональную систему образования на преодоление существующих проблем и дальнейшее ее развитие:
недостаточно развита сеть инновационных образовательных организаций в Иркутской области, в том числе специализированных педагогических площадок для выявления и развития одаренных детей;
ограничен кадровый потенциал, низкий уровень владения современными образовательными технологиями; как следствие - отсутствие педагогических кадров для реализации современных программ по актуальным вопросам педагогики одаренности;
недостаточен выбор, низкая вариативность образовательных услуг дополнительного образования (программ, продуктов), предлагаемых для развития одаренных детей Иркутской области;
недостаточно используются инфраструктурные, материально-технические и кадровые ресурсы образовательных организаций разного типа, научных организаций, организаций культуры, спорта и реального сектора экономики Иркутской области, потенциально пригодных для реализации образовательных программ для одаренных и высокомотивированных детей;
отсутствует механизм сопровождения развития одаренных детей и молодежи при переходе с одного уровня образования на другой.
Создание и функционирование регионального центра выявления и поддержки одаренных детей предполагает достижение следующих результатов:
создание целостной системы работы по выявлению, поддержке, развитию и социализации одаренных детей Иркутской области, обеспечению их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения;
охват максимального количества одаренных обучающихся и их педагогов, содействие повышению уровня профессиональной подготовки по приоритетным направлениям в Иркутской области;
развитие научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся и педагогов Иркутской области;
разработка новых конкурсных и иных мероприятий, обеспечивающих выявление и сопровождение одаренных детей;
повышение результативности участия образовательных организаций региона в олимпиадном движении, конкурсах и конференциях различного уровня;
формирование нового поколения программно-методического обеспечения для работы с одаренными детьми;
развитие условий для реализации интеллектуального и личностного потенциала, профессионального самоопределения и становления детей независимо от их места жительства, социального положения и финансовых возможностей их семей;
осуществление сетевого взаимодействия по созданию единой креативной среды с образовательными организации, работающими с одаренными детьми и молодежью, с вузами и учреждениями науки и культуры, центрами одаренных детей в России и за рубежом;
создание синтеза трех основных направлений Центра: науки, искусства и спорта, системы "социальных лифтов" для талантливых детей, объединяющей профориентационные, образовательные, спортивные, творческие, исследовательские и иные ресурсы для их развития и профессионального становления.
Региональный Центр выявления и поддержки одаренных детей в области науки, искусства и спорта создается как структурное подразделение на базе Государственного автономного учреждения дополнительного образования Иркутской области "Центр развития дополнительного образования детей" министерства образования Иркутской области (далее - ГАУ ДО ИО "Центр развития дополнительного образования детей"), с учетом опыта Образовательного Фонда "Талант и успех" (далее - Фонд).
Основными целями создания и развития регионального Центра в Иркутской области являются:
выявление проявляющих выдающиеся способности детей и молодежи, проживающих в Иркутской области, сопровождение и мониторинг их дальнейшего развития;
координация, организация и проведение олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений;
разработка и реализация образовательных программ для детей и молодежи Иркутской области, проявивших выдающиеся способности;
обеспечение индивидуальной работы с детьми и молодежью, проявившими выдающиеся способности, по формированию и развитию их познавательных интересов, построению индивидуальных образовательных маршрутов, в том числе тьюторской и (или) тренерской поддержки;
формирование и развитие партнерской сети из промышленных предприятий, научных и образовательных организаций, организаций культуры и спорта, общественных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Иркутской области для обеспечения сопровождения и дальнейшего развития детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности;
проведение исследований, способствующих формированию образовательной политики Иркутской области в области выявления, сопровождения и дальнейшего развития проявивших выдающиеся способности детей и молодежи, в соответствии с задачами социально-экономического, научно-технологического, промышленного и пространственного развития Иркутской области;
информирование общественности о целях и задачах работы с проявившими выдающиеся способности детьми и молодежью, возможностях по развитию их талантов и способностей в Иркутской области;
иная деятельность, направленная на развитие системы выявления, сопровождения и развития проявивших выдающиеся способности детей и молодежи.
С учетом целей, задач и опыта Фонда (Образовательного центра "Сириус") основными видами деятельности Центра будут являться:
реализация дополнительных образовательных программ для детей;
организация и проведение общественно значимых мероприятий в сфере образования, науки, искусства и спорта.
Региональный Центр будет использовать свой бренд, название, символику.
Деятельность Центра планируется выстраивать в партнерстве с Фондом (Образовательным центром "Сириус") на основании соглашения с Правительством Иркутской области (координация, сопровождение, обмен опытом, информационная и методическая поддержка).
В образовательной программе создаваемого Центра будут принимать участие обучающиеся Иркутской области, демонстрирующие выдающиеся успехи в науках - математике, информатике, физике, химии, биологии, а также в проектной деятельности; спорте - легкой атлетике, футболе, теннисе, восточных единоборствах и шахматах; искусстве - театре, живописи, хореографии, классической музыке и литературном творчестве.
Обучение будет проводиться ведущими педагогами региона, победителями всероссийских и региональных педагогических конкурсов, педагогами - авторами и разработчиками уникальных предметных и междисциплинарных модулей, а также выдающимися деятелями российской и региональной науки, литературы, искусства в сфере классической музыки, театра, хореографии и изобразительного искусства.
Таким образом, к 2024 году деятельностью создаваемого регионального Центра, с учетом опыта Образовательного фонда "Талант и успех", планируется обеспечить охват не менее 5% обучающихся по образовательным программам основного и среднего общего образования в Иркутской области (в рамках параметров реализации национального проекта "Образование").
2. Данные по региональной сети организаций, осуществляющих деятельность по работе с одаренными детьми, их количеству и кадровому составу.
Региональная сеть образовательных организаций Иркутской области включает 821 образовательную организацию, в том числе 14 гимназий, 17 лицеев, 8 школ с углубленным изучением отдельных предметов, 878 дошкольных образовательных организаций, 257 организаций дополнительного образования детей и 25 ВУЗов.
Количество педагогических работников образовательных организаций Иркутской области составляет 45 849 чел. 75 процентов педагогических работников имеют высшее образование, 44 педагогических работника имеют ученую степень кандидата наук, 61,6 процента - высшую и первую квалификационные категории.
Количество обучающихся Иркутской области, занимающихся в творческих объединениях различной ведомственной принадлежности и научных обществах, - 308 579 чел., что составляет 79 процентов (детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих в Иркутской области). Однако, учитывая посещение детьми двух и более творческих объединений, количество обучающихся составляет 73 процента.
В регионе созданы и функционируют 2 детских технопарка "Кванториум". Указанные элементы системы образования являются основой для работы с одаренными детьми региона.
3. Информация о повышении квалификации педагогических работников, специалистов и руководящего состава в области выявления и поддержки одаренных детей.
Ключевым вопросом в развитии и совершенствовании системы образования региона является повышение квалификации педагогических работников, специалистов и руководящего состава в области выявления и поддержки одаренных детей.
Повышение квалификации организовано через прохождение курсов повышения квалификации, курсовой переподготовки, проведение семинаров (вебинаров), стажировочных сессий.
В 2018 - 2019 годах специалистами Центра развития общего и дополнительного образования ГАУ ДПО Иркутской области "Институт развития образования" в регионе были организованы и проведены следующие мероприятия, способствующие повышению квалификации педагогических работников, распространению эффективных практик на территории всего региона: I региональная стажировочная сессия по теме "Создание условий для выявления и развития одаренных детей в системе общего и дополнительного образования Иркутской области", Региональная стажировочная сессия "Современное дополнительное образование детей: сочетание традиций и инноваций", региональный семинар (круглый стол) "Современные досуговые программы для детей и подростков: проектирование, реализация, экспертиза", флеш-семинар "Проектные технологии в дополнительном образовании", конференция "Особенности организации образовательной деятельности для одаренных детей в дополнительном образовании", семинар "Творчество без границ", I региональный фестиваль инновационных педагогических проектов "Дополнительное образование детей: мы вместе" и ряд других. Всего участниками указанных мероприятий стали около 1,5 тыс. педагогов Иркутской области.
Ежегодно ГАУ ДПО Иркутской области "Институт развития образования" совместно с научно-педагогическими кадрами кафедры психологии образования Института психологии и педагогики ГАОУ ВО МГПУ (г.Москва) проводится региональный вебинар "Психолого-педагогические особенности работы с одаренными детьми: теория и практика".
В 2018 - 2019 годах были проведены региональные методические семинары-совещания: "Дополнительное образование детей в образовательном пространстве Иркутской области", посвященное 100-летию системы дополнительного образования детей России, и "Стратегия развития и модельные изменения в сфере дополнительного образования детей Иркутской области - 2019" (далее - семинары-совещания).
Организаторами семинаров-совещаний выступили: министерство образования Иркутской области, ГАУ ДО ИО "Центр развития дополнительного образования детей". Участники семинаров-совещаний: руководители и специалисты органов управления в сфере образования, руководители и педагогические работники учреждений дополнительного образования детей, представители организаций негосударственного сектора в сфере дополнительного образования.
124 специалиста из 17 районов Иркутской области прошли обучение, в том числе по вопросам современных образовательных моделей и практик работы с одаренными детьми.
4. Опыт Иркутской области в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области работы с одаренными детьми за последние три года.
Иркутская область имеет значительный опыт в реализации федеральных и международных проектов в области работы с одаренными детьми.
В рамках реализации подпрограммы "Развитие системы выявления и поддержки способностей и талантов у детей и молодежи" государственной программы Иркутской области "Развитие образования" на 2019 - 2024 годы (с изменениями на 11 февраля 2019 года), утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 9 ноября 2018 года N 820-пп, проводятся мероприятия в Иркутской области, направленные на воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности; олимпиады, конференции, конкурсы и иные мероприятия научно-интеллектуальной направленности с детьми и молодежью; поощрение детей и молодежи за достижение высоких результатов в интеллектуальной, научно-технической, художественно-творческой, спортивной деятельности, а также создание системы соревнований по основам профессионального мастерства среди обучающихся образовательных организаций по стандартам JuniorSkills (Джуниорскиллс)".
О реализации мероприятий ведомственной целевой программы Иркутской области "Одаренные дети" на 2014 - 2020 годы по состоянию на 1 января 2019 года (далее - программа).
В рамках мероприятия "Организация и проведение Всероссийской олимпиады школьников и участие в заключительном этапе" министерство образования Иркутской области на основании Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников N 1252 от 18 ноября 2013 года ежегодно организует и проводит региональный этап (далее - РЭ ВсОШ).
В РЭ ВсОШ 2017 - 2018 годов приняли участие 1480 обучающихся из 42 муниципальных образований Иркутской области (в 2016 - 2017 - 1412 участников на РЭ ВсОШ).
Дипломантами олимпиады стали 376 школьников (в 2016 - 2017 годах - 298 дипломантов), что составляет 25,4% (на уровне прошлого года) от общего количества. Из них: призеров 319 человек (21,6%), победителей - 57 человек (3,8%).
По результатам РЭ ВсОШ для участия в заключительном этапе, который проходил с 20 марта по 30 апреля 2018 года, приглашены 70 обучающихся из гг.: Иркутска, Ангарска, Братска, Усть-Илимска по 20 предметам. Дипломантами стали 22 (32,4%) старшеклассника из городов Иркутска, Братска, Ангарска, завоевав 4 диплома победителя и 20 дипломов призера.
В 2018 - 2019 учебном году численность обучающихся 9 - 11 (12) классов Иркутской области, принявших участие в заключительном этапе ВсОШ, - 37 чел. Из них: победителей и призеров 7 чел.
С 17 по 21 ноября 2018 года организован и проведен III Региональный чемпионат компетенций по стандартам JuniorSkills (Джуниорскиллс) с обучающимися общеобразовательных организаций Иркутской области. Чемпионат прошел по восьми компетенциям: "Мультимедийная журналистика"; "Конструирование"; "Мобильная робототехника"; "Инженерный дизайн CAD (САПР)"; "Прототипирование"; "Лабораторный химический анализ"; "Агрономия"; "Сити-фермерство". В чемпионате приняли участие 110 обучающихся из 10 муниципальных образований Иркутской области.
В рамках чемпионата состоялась деловая программа для участников и гостей, в том числе круглые столы на тему: "Формирование работы с одаренными, талантливыми и высокомотивированными детьми" и "Обеспечение качества дополнительного образования на основе конструктивного сотрудничества с социальными партнерами и общественными организациями".
Ежегодно проводится Межрегиональный Байкальский детский форум (далее - форум). В 2016 году VII Межрегиональный Байкальский детский форум "Безопасность глазами детей" был посвящен актуальной в современном обществе сфере - обеспечению безопасности детей. В рамках программы форума внимание школьников было направлено на формирование собственного безопасного пространства. В форуме приняли участие школьники из различных объединений, связанных с вопросами безопасности (юные инспектора дорожного движения, члены отрядов юных друзей полиции, дружин юных пожарных, юных спасателей, обучающиеся специализированных классов МЧС), - всего 120 старшеклассников из 6 субъектов Сибирского и Дальневосточного федеральных округов: Иркутской области, Республики Хакасия, Красноярского края, Кемеровской области, Республики Бурятия, Амурской области. Для участия в работе форума приглашались представители региональных управлений МЧС России, МВД России по Иркутской области, Восточно-Сибирское линейное управление МВД России на транспорте и Всероссийское добровольное пожарное общество, Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области С.Н.Семенова.
В 2017 году проходил VIII Межрегиональный Байкальский детский форум "Экологическая культура: воспитание, мировоззрение, ответственность". Указом Президента Российской Федерации от 5 января 2016 года N 7 2017 год в России был объявлен Годом экологии. Учитывая уникальные природно-географические и экологические особенности Иркутской области, темой VIII Форума были выбраны вопросы экологии и охраны окружающей среды. Мероприятие проводилось при участии Иркутского регионального отделения общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников", Всероссийского общества охраны природы, органов государственной власти и других общественных организаций, занимающихся вопросами охраны окружающей среды и экологии. Участие в Форуме 2017 года приняли более 120 школьников и 60 педагогов из Республик Бурятия, Хакасия, Алтай, Алтайского, Красноярского, Забайкальского краев, Иркутской и Кемеровской областей. Впервые в Форуме участвовала делегация школьников из Монголии.
В 2018 году прошел IX Межрегиональный Байкальский детский форум "Правопорядок глазами детей. Форум проводился министерством образования Иркутской области, при поддержке Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области, Уполномоченного по правам детей в Иркутской области, Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников", Главного управления МВД России по Иркутской области.
Тематика Форума была посвящена вопросам формирования правовой культуры и правосознания подрастающего поколения, обеспечения реализации и защиты прав детей. Участники встретились с Губернатором Иркутской области С.Г.Левченко, начальником Главного управления МВД России по Иркутской области А.Е.Калищуком, руководителем Следственного управления Следственного Комитета России по Иркутской области А.Ю.Буневым, посетили организации высшего образования, имеющие юридический профиль подготовки специалистов (ФГБОУ ВО "Байкальский государственный университет", Иркутский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России). Также в работе Форума принял участие исполнительный директор Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников" Д.В.Клебанов.
Участниками Форума стали 120 школьников в возрасте 13 - 18 лет, активисты различных объединений, деятельность которых направлена на правовую социализацию и профилактику противоправной деятельности, а также 50 специалистов и методистов, курирующих профилактическую деятельность на муниципальном уровне из Республики Алтай, Республики Бурятия, Республики Хакасия, Республики Якутия, Забайкальского края, Кемеровской, Томской и Иркутской областей.
В 2019 году прошел X Межрегиональный Байкальский детский форум "Духовно-нравственные ценности в мире современных технологий". Тематика юбилейного Форума посвящена проблемам формирования и сохранения духовно-нравственных ценностей молодого поколения в эпоху развития информационных технологий и глобализации. Вопросы влияния процессов развития информационного общества на мировоззрение подростков, их восприятие реалий современного мира являются актуальными и требуют совместного обсуждения представителей органов власти с участниками образовательных отношений. Участниками форума стали более 200 чел. - педагоги и обучающиеся из 10 регионов России: представители Москвы, Чувашии, Саха (Якутии), Тывы, Алтая, Хакасии, Кемеровской, Томской и Иркутской областей.
В соответствии с распоряжением министерства образования Иркутской области от 23 апреля 2018 года N 249-мр "О реализации регионального этапа Всероссийских спортивных мероприятий "Президентские состязания" и "Президентские спортивные игры" и об участии во всероссийских этапах" в период с 11 по 18 мая 2018 года на базе Оздоровительно-образовательного центра "Галактика" с. Одинск Ангарского района прошли региональные этапы Президентских спортивных игр и Президентских состязаний.
В региональном этапе Президентских спортивных игр приняли участие 120 школьников из 6 муниципальных образований Иркутской области. Победителем Президентских спортивных игр на протяжении нескольких лет становится команда МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 8 имени Бусыгина Михаила Ивановича", город Усть-Илимск. Эта команда представила Иркутскую область в финальном этапе Всероссийских спортивных игр школьников "Президентские спортивные игры", который состоялся 28 сентября 2018 года в Краснодарском крае на базе ФГБОУ ВДЦ "Орленок", г.Туапсе. В соревнованиях приняли участие 1680 учащихся 12 - 13 лет в составе команд-школ из 84 субъектов Российской Федерации. Делегация Иркутской области второй год подряд занимает 1 почетное место.
В региональном этапе Президентских состязаний участвовали классы-команды общеобразовательных организаций, сформированные из учащихся одного класса, победители муниципальных этапов. В региональном этапе приняли участие 144 обучающихся из 11 муниципальных образований Иркутской области.
Победители регионального этапа представили Иркутскую область на IV (всероссийском) этапе соревнований, которые состоялись с 3 по 24 сентября 2018 года в г.Анапа на базе ФГБОУ ВДЦ "Смена". На заключительный всероссийский этап в ВДЦ "Смена" прибыла 151 класс-команда - это около 1800 обучающихся 10 классов (2001 - 2003 гг. рождения) из 81 региона Российской Федерации. Команда МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 13" г.Усолье-Сибирское в общекомандном зачете заняла 12 место, команда муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Заларинская средняя общеобразовательная школа N 2 заняла 32 место.
С 2003 года и по настоящее время в Иркутской области министерством образования Иркутской области при поддержке Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области проводится Губернаторский бал выпускников общеобразовательных организаций Иркутской области, награжденных региональным почетным знаком "Золотая медаль "За высокие достижения в обучении" (далее - Губернаторский бал), ставший традиционным и значимым событием в жизни лучших выпускников региона.
По итогам 2015 - 2016 учебного года на Губернаторском бале было вручено 498 региональных почетных знаков лучшим выпускникам Иркутской области из 37 муниципальных образований. По итогам 2016 - 2017 года - более 558 почетных знаков, в 2018 году регионального почетного знака удостоено 476 человек из 38 муниципальных образований, расположенных на территории Иркутской области, имеющих аттестаты за 9-й и 11-й класс с отличием. С 2018 года также учитываются результаты государственной итоговой аттестации по русскому языку и математике. Награды ребятам вручали Губернатор Иркутской области С.Г.Левченко, заместитель Председателя Правительства Иркутской области В.Ф.Вобликова, министр образования Иркутской области В.В.Перегудова, заместитель председателя Законодательного Собрания Иркутской области, председатель комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве К.Р.Алдаров. В 2019 году - почетные знаки вручены 522 выпускникам Иркутской области.
Министерством образования Иркутской области при поддержке Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области, Уполномоченного по правам детей в Иркутской области, начиная с 2003 года, два раза в год проводятся сессии Областного детского парламента (далее - сессия, ОДП). Участниками сессии ежегодно являются обучающиеся образовательных организаций, расположенных на территории муниципальных образований Иркутской области. В рамках программы сессии парламентарии отчитываются о проделанной работе в учебном году, проходят коммуникативный тренинг и тренинг по самопознанию и развитию личности, заслушивают лекции, встречаются с министром образования Иркутской области В.В.Перегудовой.
28 сессия ОДП стала юбилейной: 13 февраля 2018 года ОДП исполнилось 15 лет. Специально к юбилею ребята собрали информацию о деятельности своих предшественников и сформировали архив реализованных проектов. Участниками сессии стали 60 обучающихся образовательных организаций из 35 муниципальных образований Иркутской области.
Ежегодно осенью в рамках сессии ОДП подводятся промежуточные итоги реализации социальных проектов, представляются отчеты муниципальных образований и комитетов ОДП о проведенной работе в межсессионный период, проводятся встречи с министром образования Иркутской области В.В.Перегудовой ("Правительственный час").
В 2019 году на 29 сессии разработаны следующие проекты: "Весь мир - театр", посвященный Году театра в Российской Федерации; "Дружба с министром", направленный на решение проблемных вопросов системы образования благодаря активному взаимодействию и открытому диалогу с органами государственной власти и местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования; "Шаг за шагом", предполагающий создание маршрута достопримечательностей Иркутской области с описанием историй и легенд о каждом месте; "Правовой навигатор", направленный на обеспечение защиты прав ребенка.
В соответствии с распоряжением министерства образования Иркутской области от 10 сентября 2018 года N 564-мр "О проведении XVIII Областного конкурса "Лучший ученик года - 2018" с 29 октября по 2 ноября 2018 года на базе оздоровительно-образовательного центра "Галактика" (п. Одинск, Ангарский район) проведен XVIII Областной конкурс "Лучший ученик года" (далее - Конкурс).
Конкурс проводится в Иркутской области с 2001 года в целях выявления, поддержки и общественного признания талантливых детей, повышения престижа социально активной деятельности обучающихся и активизации этой деятельности в муниципальных образованиях Иркутской области и является одним из традиционных социально значимых мероприятий в системе образования региона.
Участниками Конкурса в 2018 году стали 50 обучающихся из 42 муниципальных образований, расположенных на территории Иркутской области, которые стали победителями муниципальных этапов Конкурса, а также воспитанники Государственного нетипового общеобразовательного бюджетного учреждения Иркутской области "Школа-интернат музыкантских воспитанников г.Иркутска", Государственного общеобразовательного бюджетного учреждения Иркутской области "Иркутский гвардейский кадетский корпус имени П.А.Скороходова" и Государственного общеобразовательного казенного учреждения Иркутской области - кадетской школы-интерната "Усольский гвардейский кадетский корпус".
В течение недели конкурсанты проходили творческие испытания, выполняли задания на проверку эрудиции, общего кругозора. Ребята продемонстрировали умение работать в команде, навыки самопрезентации и ведения дискуссии. Для обучающихся также организованы мастер-классы и коммуникативные тренинги.
Победителя Конкурса из числа лауреатов, прошедших во второй этап, ежегодно определяет жюри, в состав которого входят представители органов государственной власти, общественных организаций, преподаватели и студенты образовательных организаций высшего образования.
В соответствии с Указом Губернатора Иркутской области "О премиях Губернатора Иркутской области обучающимся общеобразовательных организаций, расположенных на территории Иркутской области" ежегодно проводится конкурсный отбор кандидатов на присуждение премии Губернатора. В 2017 году количество участников конкурса составляло 188 человек.
В 2018 году на основании перечня критериев Совет по присуждению премий Губернатора, сформированный из представителей министерства, иных исполнительных органов государственной власти, а также из представителей Законодательного Собрания Иркутской области, Иркутской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, образовательных организаций и общественных организаций, расположенных на территории Иркутской области, осуществил оценку документов 157 кандидатов из 28 муниципальных образований и сформировал список 30 (тридцати) обучающихся, получивших наибольшее количество баллов (далее - победители). Размер премии составил 25000 (двадцать пять тысяч) рублей.
На сегодняшний день ведется работа по сбору и обработке документов, поступивших на конкурс 2019 года.
Имеющийся опыт реализации федеральных, межрегиональных и региональных проектов в Иркутской области способствует развитию системы дополнительного образования естественно-научной и технической направленностей: внедрение лучших педагогических практик, обновление содержания программ дополнительного образования, совершенствование организационных условий проведения конкурсно-массовых мероприятий для обучающихся, развитие сетевого взаимодействия и социального партнерства.
Разработана Концепция создания и функционирования сети детских технопарков "Кванториум" в Иркутской области на 2018 - 2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Иркутской области от 23.10.2017 г. N 602-рп.
В 2018 году подписано трехстороннее Соглашение о взаимодействии между Правительством Иркутской области, Автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" и Федеральным государственным автономным учреждением "Фонд новых форм развития образования" по вопросам достижения основных показателей эффективности деятельности детских технопарков "Кванториум" на территории Иркутской области. Соглашение регламентирует принципы и условия сотрудничества сторон, осуществляемые в целях создания и функционирования детского технопарка "Кванториум".
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 года N 823-р "О распределении иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставляемых в 2018 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий по созданию детских технопарков "Кванториум" в рамках реализации приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" из федерального бюджета выделено на создание сети детских технопарков "Кванториум" в Иркутской области 65 644,7 тыс. руб. (областной бюджет - 17 449,9 тыс. руб. и финансовые вложения ВСЖД).
В рамках реализации мероприятий национального проекта "Развитие образования" и приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей", в соответствии с Соглашением N 074-17-2018-077 от 6 августа 2018 года, заключенным Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Иркутской области, в 2018 году были открыты 2 детских технопарка: "Кванториум Байкал" и "Кванториум РЖД". На базе данных детских технопарков выстроен образовательный лифт, соответствующий запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями, обеспечивающий возможность проектирования индивидуальных образовательных траекторий ребенка.
Активные и успешные обучающиеся Иркутской области, в том числе призеры Всероссийской олимпиады школьников, регулярно приглашаются в Образовательный центр "Сириус" в городе Сочи, созданный Образовательным Фондом "Талант и успех" (далее - Центр "Сириус"), для участия в образовательных и проектных сменах по физике, математике, химии, литературе и других. За 2018 - 2019 учебный год в Центре "Сириус" побывали порядка 53 обучающихся из городов Иркутска и Ангарска.
Начиная с 2013 года и по настоящее время обучающиеся Иркутской области, добившиеся высоких результатов в межрегиональных и общероссийских федеральных конкурсах по научно-технической и проектно-инженерной направленностям, принимают участие во Всероссийском форуме "Будущие интеллектуальные лидеры России". Это призеры и победители таких конкурсных мероприятий, как международная интернет-игра "Наше достояние", международная конференция научно-технических работ школьников "Старт в науку" (г.Москва), Всероссийская научно-практическая конференция "Юные исследователи - науке и технике" (г.Томск), Всероссийская научно-образовательная школа программы "Лифт в будущее", Тихоокеанская проектная школа, проходящая на базе Всероссийского детского центра "Океан" (г.Владивосток), Конкурс научно-исследовательских и прикладных проектов учащихся старших классов по теме охраны и восстановления водных ресурсов, Всероссийская научно-экологическая конференция "Вода - источник жизни на Земле" (всего за 2013 - 2019 годы - 38 участников).
На территории Иркутской области осуществляют свою деятельность инновационные ресурсные площадки по проекту "Ассоциированные школы ЮНЕСКО". Данный проект позволяет производить обмен школьными группами в рамках Международного Французско-Российского образовательного проекта "Водные ресурсы" в области экологического воспитания школьников, инициированного администрацией города Иркутска (Россия) и ассоциацией "ЭРКАЗИЯ" (Франция). Образовательные организации проекта "Ассоциированные школы ЮНЕСКО" приняли участие в Международном фестивале-конкурсе "Экологический фольклор народов мира", в Фестивале культур, посвященном Международному дню толерантности, Международном конкурсе проекта "Ассоциированные школы ЮНЕСКО" "Мир на планете", посвященном 70-летию ЮНЕСКО, и в других мероприятиях.
В Иркутской области осуществляется поиск наиболее эффективных практик организации работы с одаренными детьми. В июле 2017 года на озере Байкал состоялась Региональная летняя школа для одаренных детей "Нерпенок-2017" (далее - летняя школа для одаренных детей). Организаторами проекта выступили Правительство Иркутской области, ГАУ ДПО Иркутской области "Институт развития образования" и Иркутская городская общественная детско-молодежная организация "Краеведческий клуб "Иркутск - Форт Росс".
Участниками летней школы для одаренных детей стали 60 обучающихся 7 - 10 классов, продемонстрировавших особые успехи в математике, физике, информатике, химии, биологии и экологии, а также в проектной деятельности (победители и призеры городских, региональных, всероссийских конкурсов и участники конференций школьников), а преподавателями - специалисты ведущих ВУЗов и научно-исследовательских центров России: Национального исследовательского центра "Курчатовский институт" (г.Москва), Национального исследовательского университета Информационных технологий, механики и оптики (г.Санкт-Петербург). Научный руководитель проекта - Ларионова Людмила Игнатьевна, доктор психологических наук, профессор ГАОУ ВО МГПУ.
Участники разработали исследовательские проекты, презентация и защита которых состоится на заседании детской научной секции в рамках X Международной конференции "Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика" на базе ФГБОУ ВО "Иркутский государственный университет" в октябре 2017 года.
Средства на проведение летней школы для одаренных детей выделены в рамках соглашения о социально-экономическом сотрудничестве, заключенного между Правительством Иркутской области и одной из золотодобывающих компаний в Иркутской области. Это успешный опыт по привлечению крупных хозяйствующих субъектов к сотрудничеству в сфере реализации проектов по выявлению и поддержке одаренных детей.
В целях обеспечения непрерывного деятельностного образования и полноценного отдыха в летний период детям Иркутской области предлагается обучение и отдых в летней детской научной школе "Байкал - территория открытий", которая работает на базе многопрофильного палаточного лагеря "Страна Байкалия" ГАУ ДО ИО "Центр развития дополнительного образования детей".
Участники летней школы: обучающиеся образовательных организаций Иркутской области и других регионов Сибири, а также обучающиеся и педагоги из Монголии, Белоруссии, Китая, Казахстана и других государств.
Проведение школы на побережье Байкала способствует изучению озера и его побережья как объекта мирового наследия и привлечению внимания к проблемам "Великого Сибирского моря", а также формированию бережного отношения подрастающего поколения к окружающему миру. Взаимодействие с детьми и молодежью зарубежных стран, совместная исследовательская, научная и культурная работа позволяет укрепить в участниках проекта чувства толерантности, взаимного уважения и обеспечит основу последующей совместной работе.
Детская научная школа работает по образовательной программе, включающей научный лекторий, практикум научных исследований, реализацию исследовательских проектов и полевую конференцию. В рамках работы школы проводится исследовательская работа по программам естественно-научной, туристско-краеведческой и технической направленностям.
В 2018 году на базе летнего палаточного лагеря ГАУ ДО ИО "Центр развития дополнительного образования детей" был впервые в Иркутской области проведен Всероссийский Слет юных краеведов, посвященный 100-летию системы дополнительного образования в России. Данное мероприятие стало важным этапом в развитии туристско-краеведческой, исследовательской деятельности школьников Российской Федерации. В слете приняли участие школьники (13 команд) из 8 регионов Российской Федерации: Алтайский край, Красноярский край, Кемеровская область, Костромская область, Оренбургская область, Московская область, Ярославская область, Иркутская область. Программа слета включала в себя более 10 видов конкурсов по гуманитарному и естественно-научному направлениям, соревнования по ориентированию и технике туризма, экскурсионную программу.
В 2018 году в Иркутской области проведен II Байкальский международный экологический водный форум (далее - Форум). Организатором Форума выступило Правительство Иркутской области. Мероприятие объединило более 900 участников деловой программы из 32 стран мира и 22 регионов Российской Федерации ради главной цели - сохранения природного наследия озера Байкал и Байкальской природной территории. Участниками мероприятий стали более 500 обучающихся и педагогических работников Иркутской области. Всего в Форуме приняло участие более тысячи человек из Европы, Америки, Африки и Азии.
В Иркутской области ежегодно проводятся региональные этапы федеральных конкурсов (экология, биология, лесное хозяйство):
- Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского и "Тропой открытий" (учредители: общественное движение творческих педагогов "Исследователь", Неправительственный экологический фонд им. В.И.Вернадского и другие);
- Российский национальный юниорский конкурс водных проектов старшеклассников (учредитель: Автономная некоммерческая организация "Институт консалтинга экологических проектов");
- Всероссийский детский экологический форум "Зеленая планета" (учредитель Общероссийское общественное детское экологическое движение "Зеленая планета");
- "Подрост", "Юннат", "Юный исследователь окружающей среды", "Летопись юннатских дел" (учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Федеральный детский эколого-биологический центр") и другие.
Ежегодно с целью поиска и поддержки молодых талантов и одаренных детей, повышения уровня исполнительского мастерства в Иркутской области проводятся: Международный фестиваль-конкурс "Юные дарования России", Межрегиональный фестиваль-конкурс "Восходящие звезды Приангарья", Всероссийский фестиваль-конкурс "Ступеньки к успеху" и другие.
Всего за 2017 - 2019 годы стали участниками 17 498 чел. обучающихся и педагогических работников Иркутской области. После отборочных этапов региональных конкурсов победители и призеры принимают участие в Международном фестивале-конкурсе "Парящий Феникс" (Китайская Народная Республика, г.Пекин). В рамках фестиваля ежегодно проводится круглый стол "Специфика и современное содержание работы с одаренными детьми" совместно с педагогическими работниками Дворца детского и юношеского творчества района Дасин города Пекин.
Опыт по работе с одаренными детьми Иркутской области нуждается в дальнейшем совершенствовании и развитии.
5. Описание площадки Центра (общая площадь, перечень функциональных зон с указанием их площади, техническое состояние здания, необходимость капитального/косметического ремонта, информация о собственнике, сроки ввода в эксплуатацию (для строящихся), территориальная доступность для населения).
Центр создается как структурное подразделение ГАУ ДО ИО "Центр развития дополнительного образования детей" министерства образования Иркутской области.
Полное наименование: Государственное автономное учреждение дополнительного образования Иркутской области "Центр развития дополнительного образования детей".
Сокращенное наименование: ГАУ ДО ИО "Центр развития дополнительного образования детей" (далее - учреждение).
Тип образовательной организации - организация дополнительного образования.
Организационно-правовая форма - государственное учреждение. Тип государственного учреждения - автономное.
Функции и полномочия учредителя учреждения от имени Иркутской области осуществляет министерство образования Иркутской области (далее - учредитель).
Имущество учреждения находится в государственной собственности Иркутской области. Полномочия собственника имущества учреждения от имени Иркутской области осуществляет орган государственной власти Иркутской области по управлению областной государственной собственностью (министерство имущественных отношений Иркутской области).
Местонахождение и почтовый адрес ГАУ ДО ИО "Центр развития дополнительного образования детей":
Юридический адрес - Российская Федерация, 664007, Иркутская область, город Иркутск, улица 1-я Красноказачья, дом 9;
Фактический адрес центра выявления и поддержки одаренных детей - 664520, Иркутская область, поселок Листвянка, ул. Горького, дом 113.
Полномочия собственника имущества учреждения осуществляет министерство имущественных отношений Иркутской области.
Описание площадки Центра.
Площадка Центра: Детская экскурсионно-туристская база "Ангарская волна" (поселок Листвянка Иркутской области) является структурным подразделением ГАУ ДО ИО "Центр развития дополнительного образования детей".
Поселок Листвянка Иркутской области - туристический, самый посещаемый на Байкале населенный пункт. Это самое популярное место для отдыха, расположенное в часе езды от города Иркутска. А.П.Чехов, побывав в этих местах в июне 1890 года, в письме родным отмечал: "Берега высокие, крутые, каменистые, лесистые; направо и налево видны мысы, которые вдаются в море вроде Аю-Дага или феодосийского Коктебеля. Похоже на Крым. Станция Лиственничная расположена у самой воды и поразительно похожа на Ялту; будь дома белые, совсем была бы Ялта". С центральной пристани открывается великолепный вид на озеро Байкал - памятник Всемирного Природного наследия ЮНЕСКО.
Детская экскурсионно-туристская база "Ангарская волна" ГАУ ДО ИО "Центр развития дополнительного образования детей" (далее - детская база) располагается в нескольких зданиях общей площадью 2475,2 кв. м. в центре поселка Листвянка в 100 метрах от берега Байкала. Площадь земельного участка составляет 4758 кв. м. Рядом с детской базой сосредоточены уникальные природные и культурные ресурсы территории, которые обладают важнейшими характеристиками: доступностью, контрастностью, экзотичностью, уникальностью, исторической и художественной ценностью, емкостью, устойчивостью, надежностью, эстетической привлекательностью, экспонентностью и информативностью.
Научно-образовательные объекты:
1. Байкальский Музей Иркутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук (БМ ИНЦ СО РАН). Экспозиционно-просветительская деятельность Байкальского музея направлена на формирование естественно-научного мировоззрения населения, в том числе обучающихся, с помощью использования инновационных научно-просветительских и образовательных технологий. На базе музея расположен образовательный центр. С 2000 года и по настоящее время для круглогодичного практикума и летней естественно-научной школы "Крохалята" ГАУ ДО ИО "Центр развития дополнительного образования детей" успешно реализуется программа по байкаловедению. Совместно с научными сотрудниками музея обучающиеся проводят научные исследования, изучают уникальные коллекции, отражающие вещественную историю развития науки, обучаются естественно-научному проектированию.
2. Дендропарк БМ ИНЦ СО РАН, в котором собрана уникальная ботаническая коллекция лекарственных растений Сибири.
3. Музей байкальских самоцветов. В музее расположена полная коллекция минералов и пород Байкальского региона.
4. Байкальская астрофизическая обсерватория с большим телескопом. Является солнечной обсерваторией Института солнечно-земной физики Сибирского отделения Российской академии наук.
5. ФГКУ "Байкальский поисково-спасательный отряд МЧС России", на базе которого сотрудники отряда проводят учебные занятия по программам: "Азбука безопасности" и "Школа безопасности" в течение лагерной смены для детей и подростков летней экологической школы "Крохалята" ГАУ ДО ИО "Центр развития дополнительного образования детей".
Этнографические и исторические объекты:
1. Иркутский архитектурно-этнографический музей "Тальцы" (27 км от поселка Листвянка). Интерактивные экспозиции музея позволяют обучиться старинным русским ремеслам, изучить быт народов, населяющих Сибирь с XVII века.
2. Объекты историко-культурного наследия: Храм святителя Николая, Католический приход имени Иоанна Павла II, получивший это имя еще при жизни Папы.
3. Памятник Александру Вампилову, драматургу и иркутскому писателю.
4. Кругобайкальская железная дорога (КБЖД), время строительства 1899 - 1905 годы. Уникальное инженерное сооружение XIX века России.
Культурно-образовательные объекты: Картинная галерея им. Владимира Пламеневского, "Ретро-Парк" - картинная галерея, выставка скульптур из металла, коллекция ретро автомобилей, Театр бардовской авторской песни, Нерпинарий.
Природные объекты для пешеходного туризма: Горнолыжный центр "Истлэнд" с подъемником, Большая байкальская тропа от поселка Листвянка в поселок Большие Коты (20 км), Камень Черского, смотровая площадка на озеро Байкал, Шаман-камень и другие.
Все ресурсы территории поселка Листвянка используются сотрудниками детской базы для создания и функционирования образовательного комплекса и организации естественно-научных туров, целью которых является участие обучающихся в исследовательской и проектной деятельности. В ходе проведения естественно-научного тура решаются задачи как образовательного, так и научного аспекта, при этом обучающиеся принимают участие в тематических исследованиях.
Ежегодно детская база принимает обучающихся со всех уголков нашей страны. Так, в 2018 - 2019 учебном году отдыхали группы детей различных возрастов: из Башкирии, Алтайского края, городов: Санкт-Петербурга, Красноярска, Челябинска, Новосибирска, Улан-Удэ, Читы и других.
Важная составляющая образовательного комплекса детской базы - создание и реализация комплексных образовательных и досуговых программ для обучающихся разного возраста и уровня развития и их педагогов. Образовательные программы характеризуются многопрофильностью и многообразием форм проведения. Например, такие как: областная естественно-научная школа - лагерь "Крохалята", смены - слеты для одаренных детей Иркутской области (техников, спортсменов, туристов, краеведов, этнографов, экологов, отрядов РДШ, художественных детских объединений). Ежегодно на детской базе проводятся областные мероприятия: школа общения для детей-инвалидов Иркутской области, олимпиада по байкаловедению "Байкал - жемчужина Сибири", шахматный турнир "Папа, мама, я - шахматная семья", научно-практическая конференция "Дети. Техника. Творчество" и другие. Образовательная деятельность детской базы осуществляется в формах: кружковой и клубной работы; методических курсов, семинаров, совещаний, туристских и спортивных сборов, конференций, слетов, поисково-исследовательских экспедиций, походов, экскурсий, экологических практикумов и т.п.
Ежегодно традиционно проводится Региональный фестиваль краеведческих проектных и исследовательских работ младших школьников "Я - исследователь" юных краеведов-исследователей 2 - 5 классов. Он является региональным этапом Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского.
Цель конкурса: интеллектуальное и личностное развитие юношества из России и других стран, участвующих в исследовательской деятельности; развитие системы организации и инфраструктуры исследовательской деятельности обучающихся в образовательных организациях.
В 2019 году в конкурсе приняло участие 43 финалиста из 19 районов Иркутской области. В рамках конкурса проводятся: методический семинар для педагогических работников "Проектная и исследовательская деятельность младших школьников в современном образовательном пространстве", программа взаимодействия, мастер-классы, экскурсионная программа.
Перечень функциональных зон Центра.
Для достижения планируемого показателя планируется организация специализированных функциональных зон Центра - лабораторий технического и естественно-научного блоков, компьютерных классов, коворкинга, лектория, зон для проектной деятельности и укомплектование кабинетов для аудиторных занятий, серверной, медиатеки, шахматных зон, сцены, художественной мастерской, кампуса Центра современными средствами обучения. Оборудование для видеоконтента и доступ к сети "Интернет" обеспечит использование дистанционных форм обучения для работы с одаренными детьми и молодежью Иркутской области.
Комплекс Центра предусматривает: учебные и спальные корпуса, столовую-кафе, физкультурно-спортивную, рекреационную и хозяйственные зоны. Общая площадь помещений составляет 2475,2 кв. м.
Спальный корпус N 1 - 3-этажное здание. Площадь 2011 кв. м.;
Спальный корпус N 2 - 1-этажное здание. Площадь 126,6 кв. м.;
Спальный корпус N 3 - 2-этажное здание. Площадь 337,6 кв. м.;
Вместимость 2019 года составляет 86 чел.
Спальный корпус N 1 предусматривает не менее:
- 2 лекционных аудиторий (на 50 человек каждая), оснащенных современным интерактивным оборудованием, позволяющим проводить онлайн-видеотрансляции;
- 6 кабинетов для аудиторных занятий на 15 человек каждый (все кабинеты планируется укомплектовать интерактивным и мультимедийным оборудованием);
- 6 лабораторий для исследовательской деятельности;
- 2 инженерные лаборатории и мастерская для экспериментальной деятельности;
- краеведческий музей;
- конференц-зал на 150 мест, который может трансформироваться в актовый зал;
- столовую-кафе. Количество посадочных мест в обеденном зале - 200, с необходимым оборудованием и подсобными помещениями (в соответствии с СанПиН 2.4.4.3155-13). Рядом с обеденным залом предусматриваются туалеты, раздельные для мальчиков и девочек, оборудованные унитазами и раковинами для мытья рук (10 шт., не менее 1 раковины на 25 посадочных мест).
Физкультурно-оздоровительный комплекс Центра включает:
- тренажерный зал (для занятий 20 человек);
- зал для учебно-тренировочных занятий борьбой и восточными единоборствами;
- спортивную универсальную площадку на открытом воздухе;
- сцену с выдвижными трибунами на открытом воздухе.
Для каждого зала предусмотрено дополнительное помещение для расстановки вспомогательного оборудования.
В медицинском блоке предусматриваются помещения: кабинет врача, процедурный кабинет, комната медицинской сестры, помещение для приготовления дезинфицирующих растворов и хранения уборочного инвентаря, предназначенного для помещений медицинского назначения, туалет с умывальником. При проектировании помещений медицинского назначения предусматриваются палаты для временной изоляции больных (изолятор). В изоляторе предусматриваются не менее двух палат (для капельных и кишечных инфекций). В составе помещений изолятора предусматриваются: туалет с раковиной для мытья рук, а также буфетная с 2 моечными раковинами для мойки посуды.
Зона хозяйственного назначения включает: гараж, баню (раздевалка, моечная, парная), прачечную, складские помещения, котельную, уличный туалет. На въезде на территорию Центра будет оборудован пропускной пункт.
Зонирование помещений Центра предусматривается проводить согласно современным и актуальным стандартам зонирования общественных пространств.
С 2017 года проводится подготовительный этап создания регионального Центра. По программе "Укрепление материально-технической базы организации, оказывающей услуги по организации отдыха и оздоровления детей, в рамках полномочий министерства образования Иркутской области" учреждению была выделена субсидия на иные цели, связанные с проведением текущего и (или) капитального ремонта, а также разработкой и экспертизой проектной документации" в сумме 2 280 800,00 рубля.
На выделенные субсидии в декабре 2017 года проведены редукционы в электронной форме на право заключения государственного договора на выполнение работ, услуг, и заключены следующие договоры:
- Договор N 59/17 от 6 сентября 2017 года на выполнение проектно-изыскательских работ по возведению сцены с выдвижными трибунами и проверкой достоверности определения сметной стоимости в Государственном автономном учреждении Иркутской области "Экспертиза в строительстве Иркутской области" на сумму 154 051,07 рубля.
- Договор N 58/17 от 6 сентября 2017 года на выполнение проектно-изыскательских работ по возведению спортивной площадки и проверкой достоверности определения сметной стоимости в Государственном автономном учреждении Иркутской области "Экспертиза в строительстве Иркутской области" на сумму 109 814,13 рубля.
- Договор N 2017.66385 от 25 декабря 2017 года на выполнение обследования и оценки технического состояния строительных конструкций и инженерных систем, обмерных работ, с последующей разработкой проектно-сметной документации на капитальный ремонт спального корпуса N 2 и здания бани Детской экскурсионно-туристической базы по адресу: Иркутская область, р.п. Листвянка, ул. Горького, д. 113 и проверку достоверности определения сметной стоимости в Государственном автономном учреждении Иркутской области "Экспертиза в строительстве Иркутской области" на сумму 549 656 руб.
На этапе обследования подрядчиком по договору N 2018.3364 от 26 января 2018 года было сделано заключение о физическом износе здания (корпуса N 1) в целом на 61%, т.е. "ветхое". В связи с этим разработка проектно-сметной документации по капитальному ремонту данного здания невозможна. Рекомендовано произвести реконструкцию или полный демонтаж данного здания с последующим возведением нового сооружения с применением современных строительных материалов.
В 2018 году в рамках заключенного соглашения с министерством образования Иркутской области была доведена субсидия на иные цели, связанные с проведением капитального ремонта зданий и сооружений, а также разработкой и экспертизой проектной документации на проведение капитального ремонта детской экскурсионно-туристической базы, находящейся по адресу: Иркутская область, поселок Листвянка, ул. Горького, д. 113. В размере 10 401 000,00 рубля.
На выделенные средства в 2018 году проведен капитальный ремонт спального корпуса N 2 и здания бани детской экскурсионно-туристической базы, находящейся по адресу: Иркутская область, поселок Листвянка, ул. Горького, д. 113.
В настоящее время в стадии заключения договор на выполнение работ по спальному корпусу N 1 (разработка проектно-сметной документации на полный демонтаж данного здания с последующим возведением нового сооружения с применением современных строительных материалов). По данному договору планируется во вновь возведенном здании предусмотреть: кафе-столовую, кабинеты для аудиторных занятий, лаборатории, кампус для проживания детей, актовый зал на 150 мест.
Одновременно идет разработка образовательных программ Центра по направлениям: "Наука", "Искусство", "Спорт", определяется механизм отбора детей для участия в программах Центра, проведения конкурсных процедур.
Для осуществления эффективной деятельности Центра планируются:
- проведение образовательных смен длительностью 14 - 25 дней, в том числе тематических летних школ. Интенсивные образовательные программы по направлениям, занятия в малых группах (до 12 человек);
- количество участников каждого направления - до 100 человек, отобранных по прозрачным критериям предметных олимпиад, турниров, соревнований и конкурсов регионального, всероссийского и международного уровней;
- одновременное нахождение в центре до 150 обучающихся, а также до 60 педагогических работников;
- круглосуточное проживание в течение образовательной смены, питание, культурная и досуговая программа;
- скомплектованный штат ключевых педагогических работников, обладающих необходимой квалификацией;
- разрабатываются механизмы отбора и привлечения педагогов и воспитателей (кураторов) с участием ведущих педагогических работников лучших образовательных организаций Иркутской области, центров дополнительного образования, региональных ВУЗов и внешних специалистов регионального и федерального уровней;
- очное и дистанционное сопровождение выпускников программ с последующим обучением в Образовательном Центре "Сириус" (г.Сочи);
- внешняя экспертиза и участие экспертов по направлениям федерального уровня;
- формирование ключевых индикаторов работы регионального Центра (достижения по направлениям федерального и международного уровней, поступление в лучшие ВУЗы страны, формирование экспертного и педагогического сообщества Иркутской области, способного решать задачи современного образования одаренных детей и молодежи);
- развитие новых форм включения одаренных детей в интеллектуально-познавательную, художественную, физкультурно-спортивную и общественно полезную деятельность с использованием потенциала инфраструктуры Иркутской области и партнеров Центра.
Деятельность регионального Центра выстраивается в партнерстве с ведущими научными и образовательными организациями, индустриальными и технологическими компаниями, организациями культуры и спорта Иркутской области по следующим направлениям:
реализация с использованием сетевой формы дополнительных общеобразовательных программ по приоритетным направлениям, определенным Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, планами социально-экономического развития Иркутской области, направленными на решение актуальных образовательных и научно-исследовательских задач;
совместное проведение просветительских мероприятий по научно-технологическим направлениям, определенным Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации;
реализация с использованием сетевой формы программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников для работы с проявившими выдающиеся способности детьми и молодежью;
определение высококвалифицированных наставников (кураторов) от культурных и научных организаций, индустриальных и технологических компаний Иркутской области, в том числе потенциальных работодателей, реализующих индивидуальные программы дальнейшего сопровождения выпускников регионального центра и Образовательного центра "Сириус".
Активное вовлечение в обучение ведущих научных организаций, индустриальных и технологических компаний региона обеспечит:
обучение через выполнение заказов и проектов реального сектора экономики; вовлечение обучающихся Иркутской области в исследовательскую деятельность, обучение через опыт активного экспериментирования и ранних специализаций, командной и проектной деятельности;
обучение основам технологического предпринимательства.
6. Иная дополнительная информация.
Координация деятельности образовательных организаций, использующих материально-технические и другие ресурсы Центра, осуществляется в пределах, установленных законодательными и нормативными актами в сфере образования.
Финансовые и иные взаимоотношения Центра и других образовательных организаций осуществляются на договорной основе.
Взаимодействие с ведущими научными организациями, организациями культуры и спорта, индустриальными и технологическими компаниями партнерами регионального Центра осуществляется в рамках соглашений о сотрудничестве регионального Центра.
Мониторинг результатов реализации мероприятий регионального Центра выявления и поддержки одаренных детей Иркутской области организуется путем сбора, обработки, анализа статистической, справочной и иной информации о результатах реализации мероприятий и оценке достигнутых результатов.
Публичность (открытость) информации о значениях и результатах мониторинга реализации деятельности Центра обеспечивается путем размещения оперативной информации в сети "Интернет" на информационном портале Центра и сайте министерства образования Иркутской области.
Приложение 1
к описанию создаваемого регионального центра
выявления и поддержки одаренных детей
Таблица индикаторов
эффективности деятельности регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи
N п/п |
Наименование индикатора/показателя |
Минимальное значение, начиная с года создания регионального центра |
Иркутская область |
1. |
Общий объем программ дополнительного образования детей, проводимых на регулярной (еженедельной) основе (человекочасов на 1 млн. населения) |
25000 |
25000 |
2. |
Общий объем региональных профильных смен (человекодней на 1 млн. населения) |
10000 |
10000 |
3. |
Доля детей, обучающихся в 5 - 11 классах, вовлеченных в мероприятиях по выявлению и сопровождению одаренных детей (процентов) |
10 |
10 |
4. |
Численность детей, участвующих в программах с применением дистанционных технологий (человек на 1 млн. населения) |
3000 |
3000 |
5. |
Число проведенных региональных мероприятий по выявлению выдающихся способностей и высокой мотивации у детей и молодежи, включая региональный этап Всероссийской олимпиады школьников и Всероссийского конкурса научно-технологических проектов, очные отборочные туры в Образовательный центр "Сириус" |
40 |
40 |
6. |
Число детей, включенных в государственный информационный ресурс, проявивших выдающиеся способности (человек на 1 млн. населения) |
1000 |
1000 |
7. |
Доля сотрудников регионального центра, прошедших обучение (повышение квалификации, стажировку) по программам и методикам работы с одаренными детьми на площадках ведущих организаций по работе с одаренными детьми (процентов) |
100 |
100 |
8. |
Доля педагогов регионального центра, принявших участие в организации образовательных программ или прошедших обучение (повышение квалификации, стажировку) по программам и методикам по работе с одаренными детьми на площадке Образовательного центра "Сириус" (процентов) |
50 |
50 |
Приложение 2
к основным принципам целевой модели развития
региональной системы дополнительного образования
детей Иркутской области
Предварительная калькуляция
операционных расходов на функционирование регионального центра выявления и поддержки одаренных детей
Статья расходов |
Расчет суммы X год, далее с ежегодной корректировкой (тыс. руб.) |
211 - заработная плата |
6 706,10 |
212 - прочие несоциальные выплаты (суточные) |
28,80 |
213 - начисления на выплаты по оплате труда |
2 025,24 |
222 - транспортные услуги (проезд детей на соревнования) |
1 140,00 |
222 - транспортные услуги (проезд педагогов и сопровождающих детей на соревнования) |
342,00 |
226 - транспортные расходы сотрудников, направленных в командировку и приобретающих билеты в рамках командировочных расходов (проезд педагогов на обучение) |
1 224,00 |
226 - прочие работы, услуги (проживание детей на соревнованиях) |
360,00 |
226 - прочие работы, услуги (проживание педагогов на обучении) |
1 701,00 |
226 - прочие работы, услуги (проживание педагогов и сопровождающих детей на соревнованиях) |
108,00 |
340 - увеличение стоимости материальных запасов (приобретение расходных материалов) |
3 430,60 |
Иные расходы (коммунальные платежи) |
6 200,95 |
Итого: |
23 266,69 |
Приложение 3
к описанию создаваемого регионального центра
выявления и поддержки одаренных детей
Зонирование и дизайн-проект
центра выявления и поддержки одаренных детей Иркутской области
Площадка Центра выявления и поддержки одаренных детей - детская экскурсионно-туристская база "Ангарская волна" (поселок Листвянка Иркутской области). Центр является структурным подразделением ГАУ ДО ИО "Центр развития дополнительного образования детей".
Фактический адрес Центра выявления и поддержки одаренных детей - 664520, Иркутская область, поселок Листвянка, ул. Горького, дом 113. Располагается в нескольких зданиях общей площадью 2475,2 квадратного метра, в 100 метрах от берега озера Байкал.
Площадь земельного участка составляет 4758 квадратных метров.
В Центре предусмотрены специализированные функциональные зоны: лаборатории технического и естественно-научного блоков, компьютерные классы, коворкинг, лекторий, зоны для проектной деятельности и учебные классы, серверная, медиатека, шахматная зона.
Комплекс Центра включает: учебные и спальные корпуса, столовую-кафе, физкультурно-спортивную, рекреационную и хозяйственные зоны.
План-схема
расположения кабинетов и функциональных зон регионального модельного центра
Фасад здания РМЦ
Зона "ресепшн" РМЦ
Учебно-методическая зона
Зона навигации
Зона "коворкинг"
Зона общения и отдыха
Учебно-методическая зона
Приложение 4
к описанию создаваемого регионального центра
выявления и поддержки одаренных детей
Штатное расписание
регионального центра выявления и поддержки одаренных детей
Категория персонала |
Должность |
Кол-во шт. ед. |
Управленческий персонал |
Руководитель структурного подразделения* |
1 |
Административный персонал |
Администратор |
1 |
Основной персонал |
Педагог-организатор |
1 |
Педагог по направлению (лаборант) |
1 |
|
Специалист по работе с электронной базой данных одаренных детей |
1 |
|
Специалист по координации и проведению особо значимых мероприятий |
1 |
|
Специалист по работе с партнерами |
1 |
|
Специалист технической поддержки (IT) |
1 |
|
Специалист по связям с общественностью и работе со СМИ |
1 |
|
Специалист по организации интенсивных профильных программ |
1 |
|
Специалист по организации программ дополнительного образования |
1 |
|
Специалист по сопровождению онлайн-обучения |
1 |
|
Специалист |
1 |
|
Психолог |
1 |
|
Методист по направлениям деятельности |
3 |
|
Педагоги по направлениям деятельности (в том числе привлеченные в рамках договоров гражданско-правового характера) |
12 |
* Структурное подразделение Государственного автономного учреждения дополнительного образования Иркутской области "Центр развития дополнительного образования детей".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Иркутской области от 4 июля 2019 г. N 462-рп "О создании в Иркутской области регионального центра выявления и поддержки одаренных детей в Иркутской области"
Настоящее распоряжение вступает в силу c 4 июля 2019 г.
Текст распоряжения опубликован в газете "Областная" от 14 октября 2019 г. N 117
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Иркутской области от 18 мая 2021 г. N 279-рп
Изменения вступают в силу с 18 мая 2021 г.
Распоряжение Правительства Иркутской области от 5 октября 2020 г. N 839-рп
Изменения вступают в силу с 30 октября 2020 г.
Распоряжение Правительства Иркутской области от 30 марта 2020 г. N 229-рп
Изменения вступают в силу с 24 апреля 2020 г.