Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено
приказом Комитета
цифрового развития
Ленинградской области
от 22 июля 2019 года N 9
(приложение 3)
Методика
оценки предполагаемой эффективности создаваемых государственных информационных систем ленинградской области
1. Общие положения
1.1. Настоящая методика определяет порядок проведения оценки эффективности государственной информационной системы Ленинградской области (далее - ИС), возникновение которой ожидается в результате создания такой ИС, ввода ее в эксплуатацию и эксплуатации органами исполнительной власти Ленинградской области, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями при исполнении государственных полномочий и функций (далее - государственные полномочия).
1.2. Целями проведения оценки являются:
- повышение качества и эффективности исполнения государственных полномочий Ленинградской области за счет использования преимуществ новых информационных коммуникационных технологий;
- повышение эффективности расходов областного бюджета Ленинградской области на создание ИС;
- открытость процедур принятия решений о приоритетности и очередности работ по автоматизации и цифровизации административной деятельности в Ленинградской области.
1.3. Исходные данные для проведения оценки получаются из состава заявки на создание ИС (форма утверждена приказом Комитета цифрового развития Ленинградской области от _________ 2019 N ___, далее - заявка), направленной органом исполнительной власти Ленинградской области (далее - ОИВ) в адрес Комитета цифрового развития Ленинградской области (далее - уполномоченный орган) в соответствии с Порядком взаимодействия органов исполнительной власти Ленинградской области при создании, модернизации и развитии ИС (утвержден постановлением Правительства Ленинградской области от ___________ 2019 N ___, далее - Порядок) и Регламента реализации Порядка (утвержден приказом Комитета цифрового развития Ленинградской области от ___________ 2019 N ___, далее - Регламент).
1.4. Методика применяется при оценке эффективности как создания ИС, так и развития/модернизации ИС (далее по тексту - создание ИС).
1.5. Оценка предполагаемой эффективности создаваемых ИС (далее - оценка) осуществляется по следующим направлениям:
1.5.1. Правовые основания создания ИС;
1.5.2. Технологические особенности ИС;
1.5.3. Финансово-экономическая характеристика создания ИС.
2. Порядок проведения оценки правовых оснований создания ИС
2.1. Для проведения оценки правовых оснований создания ИС используются следующие показатели:
а) Правовой акт, устанавливающий необходимость создания ИС;
б) Соответствие полномочий ОИВ проектируемым автоматизированным процессам.
2.2. Значение показателей, указанных в пункте 2.1 настоящей методики, определяется с использованием балльной системы.
2.3. Расчет значения показателя "Правовой акт, устанавливающий необходимость создания ИС" осуществляется следующим образом:
1) В пунктах 2.1 - 2.4 раздела 2 "Правовые основания для автоматизированной и/или информационной поддержки исполнения государственных полномочий или функций" заявки выявляется акт наиболее высокого статуса (далее - критерий А).
2) Значение критерия А определяется согласно следующей таблицы:
N п/п |
Вид документа |
Нормы права дополнительно на контроле высшего должностного лица (поручения, резолюции) |
Правовой акт РФ |
Правовой акт ЛО |
Иные акты (отсутствуют акты правового свойства) |
||
Нет |
Да |
||||||
РФ |
ЛО |
||||||
1. |
Закон Российской Федерации (РФ) |
4 |
7 |
6 |
X |
X |
X |
2. |
Иной нормативный правой акт РФ |
3 |
6 |
5 |
X |
X |
X |
3. |
Закон Ленинградской области (ЛО) |
4 |
7 |
5 |
X |
X |
X |
4. |
Иной нормативный правой акт ЛО |
3 |
6 |
4 |
X |
X |
X |
5. |
Отсутствует правовой акт нормативного свойства |
X |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
3) В случае если в акте, указанном в подпункте 1 пункта 2.3 настоящей методике, устанавливается прямое (не косвенное) указание на создание ИС, то значение критерия А удваивается. Полученный результат определяет значение показателя "Правовой акт, устанавливающий необходимость создания ИС"
2.4. Расчет значения показателя "Соответствие полномочий ОИВ проектируемым автоматизированным процессам" осуществляется с использованием данных раздела 5 "Описание процессов, выполняемых информационной системой" заявки (далее - процессы ИС) и пункта 2.5 "Полномочия/функции органа исполнительной власти Ленинградской области, для выполнения которых создается (развивается) информационная система" заявки (далее - административные процедуры).
Для этого проводится сопоставительный анализ процессов ИС и административных процедур, результаты которого оцениваются по следующей шкале:
- полностью соотносятся - 3 балла;
- частично соотносятся - 2 балла;
- соотносятся опосредованно - 1 балл;
- не соотносятся - 0 баллов.
2.5. Оценка правовых оснований создания ИС осуществляется посредством суммирования баллов по показателям, указанным в пункте 2.1 настоящей методики (далее - критерий ).
В зависимости от значения критерия определяется оценка правовых оснований создания ИС. Оценка содержит наименование категории и значение итогового балла, и устанавливается согласно следующей таблице:
N п/п |
Значение |
Оценка правовых оснований создания ИС |
|
Категория оценки |
Значение итогового балла (итог, балл) |
||
1. |
от 7 до 14 баллов |
Высокий уровень региональной потребности |
7 итог. баллов |
2. |
от 5 до 7 баллов |
Основания достаточные для создания ИС |
4 итог. балла |
3. |
менее 5 баллов |
Региональная потребность недостаточно обоснована |
1 итог. балл |
3. Порядок проведения оценки технологических особенностей ИС
3.1. Для проведения оценки технологических особенностей ИС используются следующие показатели:
а) Пользователи;
б) База данных;
в) Внешние справочники/классификаторы;
г) Интеграция с иными ИС;
д) Переиспользование автоматизированных процессов;
е) Цифровые технологии.
3.2. Значение показателей, указанных в пункте 3.1 настоящей методики, определяется с использованием балльной системы.
3.3. Расчет значения показателя "Пользователи" осуществляется на основании данных раздела 3 "Пользователи информационной системы" заявки согласно следующей шкале:
- свыше 1000 пользователей - 4 балла;
- от 150 до 1000 пользователей - 3 балла;
- от 50 до 150 пользователей - 2 балла;
- от 10 до 50 пользователей, при условии не менее двух категорий пользователей - 1 балл;
- иные случаи - 0 баллов.
Численность пользователей определяется суммированием численности внутренних и внешних пользователей, указанной в соответствующих разделах заявки.
3.4. Расчет значения показателя "База данных" осуществляется на основании данных раздела 4 "Перечень видов документов информационной системы с указанием атрибутивных характеристик каждого документа" заявки.
Для этого суммируется количество параметров всех видов документов, представленных в указанном разделе заявки (т.е. определяется размер массива данных ИС), а также добавляется количество внутренних справочников и классификаторов ИС (из пункта 4.1 заявки).
С учетом полученного значения показатель "База данных" оценивается по следующей шкале:
- свыше 80 параметров и справочников - 4 балла;
- от 50 до 80 параметров и справочников - 3 балла;
- от 30 до 50 параметров и справочников - 2 балла;
- от 15 до 30 параметров и справочников - 1 балл;
- менее 15 параметров и справочников - 0 баллов.
3.5. Расчет значения показателя "Внешние справочники/классификаторы" осуществляется на основании данных пункта 4.1 "Наименования справочников и классификаторов, которые планируется создать или использовать (из числа существующих, внешних ресурсов) в информационной системе" заявки в части внешних информационных ресурсов.
Значение показателя "Внешние справочники/классификаторы" определяется следующим образом:
- если ИС использует внешние справочники или классификаторы - 2 балла;
- если ИС не использует внешние справочники или классификаторы - 0 баллов.
3.6. Расчет значения показателя "Интеграция с иными ИС" осуществляется на основании данных пунктов 5.5 "Взаимодействие с иными информационными системами" и 5.6 "Требования по экспорту/импорту данных" заявки согласно следующей шкале:
- ИС осуществляет выгрузку (экспорт) данных в федеральную ИС - 4 балла;
- ИС осуществляет экспорт и (или) импорт данных в/из региональную(ой) ИС - 3 балла;
- ИС осуществляет загрузку (импорт) данных из федеральной ИС - 2 балла;
- ИС осуществляет экспорт и (или) импорт данных в/из иной (не государственной) ИС - 1 балл;
- ИС не осуществляет взаимодействие с внешними ИС - 0 баллов.
3.7. Расчет значения показателя "Переиспользование автоматизированных процессов" осуществляется на основании данных пунктов 5.1 "Процессы сбора информации", 5.2 "Процессы учета" и 5.3 "Процессы обработки информации" заявки методом экспертного анализа на предмет наличия в действующих (эксплуатируемых) ИС аналогичных административных процессов.
В случае выявления действующих в Ленинградской области решений (в составе ИС), автоматизирующих аналогичный процесс, показателю "Переиспользование автоматизированных процессов" присваивается 4 балла, а в ином случае - 0 баллов.
3.8. Расчет значения показателя "Цифровые технологии" осуществляется на основании данных раздела 5 "Описание процессов, выполняемых информационной системой" заявки методом экспертного анализа на предмет целесообразности использования в составе ИС сквозных цифровых технологий. К таким технологиям относятся:
а) промышленный Интернет (Интернет вещей);
б) большие данные;
в) нейротехнологии и искусственный интеллект;
г) системы распределенного реестра (блокчейн);
д) квантовые технологии;
е) новые производственные технологии;
ж) робототехника и сенсорика;
з) беспроводная связь;
и) виртуальная и дополненная реальность.
Если в результате анализа будет установлена целесообразность использования в составе ИС сквозных цифровых технологий, то показателю "Цифровые технологии" присваивается 4 балла, а в ином случае - 0 баллов.
3.9. Оценка технологических особенностей ИС осуществляется посредством суммирования баллов по показателям, указанным в пункте 3.1 настоящей методики, (далее - критерий ). Оценка содержит наименование категории и значение итогового балла.
В зависимости от значения критерия определяется оценка технологических особенностей ИС, которая устанавливается согласно следующей таблице:
N п/п |
Значение |
Оценка технологических особенностей ИС |
|
Категория оценки |
Значение итогового балла (итог. балл) |
||
1. |
от 6 до 22 баллов |
Предусмотрено сбалансированное технологическое решение |
3 итог. балла |
2. |
от 4 до 6 баллов |
Предусмотрено обычное технологическое решение |
2 итог. балла |
3. |
менее 4 баллов |
Технологическое решение требует оптимизации |
1 итог. балл |
4. Порядок проведения оценки финансово-экономической характеристики создания ИС
4.1. Для проведения оценки финансово-экономической характеристики создания ИС используются следующие показатели:
а) Стоимость работ;
б) Показатели эффективности;
в) Права на ИС.
4.2. Значение показателей, указанных в пункте 4.1 настоящей методики, определяется с использованием балльной системы.
4.3. Расчет значения показателя "Стоимость работ" осуществляется на основании данных раздела 6 "Сведения о рассмотрении существующих на рынке аналогов информационной системы" заявки, выявляя потенциальную стоимость работ по созданию ИС, и с учетом следующей шкалы:
- до 3 млн. рублей - уровень расходов обычный, 3 балла;
- от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей - работы средне затратные, 2 балла;
- более 10 млн. рублей - работы высоко затратные, 1 балл.
4.4. Расчет значения показателя "Показатели эффективности" осуществляется на основании данных раздела 7 "Критерии оценки предполагаемой эффективности информационной системы" заявки.
Для этого в пунктах 7.1 - 7.3 заявки выбирается наиболее динамичный показатель, у которого наибольшая разница между значениями показателя на прогнозную и текущую даты, с учетом временного диапазона (далее - критерий D). Величина D нормируется на 100%.
Значение показателя "Показатели эффективности" определяется согласно следующей шкале:
- D>50% - 3 балла;
- 20%<=D<=50% - 2 балла;
- 1%<=D<20% - 1 балл;
- D<1% - 0 баллов.
4.5. Расчет значения показателя "Права на ИС" осуществляется на основании данных пункта 9 "Лицензионные права на информационную систему" заявки.
В случае определения исключительных прав на систему показателю "Права на ИС" присваивается 1 балл, а в ином случае - 0 баллов.
4.6. Оценка финансово-экономической характеристики создания ИС осуществляется посредством суммирования баллов по показателям, указанным в пункте 4.1 настоящей методики (далее - критерий ). Оценка содержит наименование категории и значение итогового балла.
В зависимости от значения критерия определяется оценка финансово-экономической характеристики создания ИС, которая устанавливается согласно следующей таблице:
N |
Значение |
Оценка финансово-экономической характеристики создания ИС |
|
Категория оценки |
Значение итогового балла (итог. балл) |
||
1. |
от 6 до 7 баллов |
Прогнозируется высокая эффективность расходов |
5 итог. баллов |
2. |
от 3 до 5 баллов |
Прогнозируется обычная эффективность расходов |
3 итог. балла |
3. |
менее 3 баллов |
Требуется оптимизация расходов на создание ИС |
1 итог. балл |
5. Результаты проведения оценки предполагаемой эффективности создаваемых государственных информационных систем Ленинградской области
5.1. Для получения результатов проведения оценки необходимо суммировать значения итоговых баллов по направлениям, указанным в пункте 1.5 настоящей методики, и индексированных согласно шкале, представленной в пунктах 2.5, 3.9 и 4.6 настоящей методики.
5.2. В ходе определения оценки уполномоченный орган заполняет карту эксперта по форме приложения 1 к настоящей методике.
5.3. На основе результатов, полученных в соответствии с пунктом 5.1 настоящей методики, предполагаемая эффективность создаваемых государственных информационных систем Ленинградской области может быть отнесена к следующим категориям:
Категория 1: ИС обеспечит значительное повышение эффективности исполнения государственных полномочий Ленинградской области - от 10 до 15 итоговых баллов;
Категория 2: ИС будет содействовать повышению эффективности исполнения государственных полномочий Ленинградской области - от 7 до 9 итоговых баллов;
Категория 3: Влияние ИС на повышение эффективности исполнения государственных полномочий Ленинградской области незначительное - менее 7 итоговых баллов.
5.4. ИС рекомендуется к созданию при выполнении следующих условий:
1) оценка относится к категории 1 или категории 2 согласно пункту 5.3 настоящей методики;
2) по всем направлениям, указанным в пункте 1.5 настоящей методики, значения итогового балла превышают значение минимальной категории оценки по соответствующему направлению.
5.5. В случае невыполнения одного или нескольких условий, указанных в пункте 5.4 настоящей методики, соответствующая заявка рекомендуется к доработке.
5.6. По итогам оценки уполномоченный орган подготавливает заключение по форме приложения 2 к настоящей методике в сроки, установленные Порядком. В указанные сроки включается время для направления заключения в адрес органа исполнительной власти Ленинградской области, подготовившего соответствующую заявку.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.