Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено
приказом Комитета
цифрового развития
Ленинградской области
от 22 июля 2019 года N 9
(приложение 1)
Регламент
реализации порядка взаимодействия органов исполнительной власти Ленинградской области при создании, модернизации и развитии государственных информационных систем Ленинградской области
Настоящий регламент разработан в целях регулирования взаимодействия органов исполнительной власти Ленинградской области при создании, модернизации и развитии государственных информационных систем Ленинградской области.
1. Взаимодействие органов исполнительной власти Ленинградской области при создании, модернизации и развитии государственных информационных систем Ленинградской области ведется в автоматизированной информационной системе "Подготовка планов информатизации Ленинградской области" (далее - АИС "Планы информатизации"). Доступ к АИС "Планы информатизации" осуществляется в соответствии с приказом Комитета по связи и информатизации Ленинградской области от 01.12.2017 N 31 "Об утверждении Правил разграничения доступа к государственным информационным ресурсам и системам Ленинградской области".
2. Орган исполнительной власти, инициирующий создание информационной системы Ленинградской области, направляет в Комитет цифрового развития Ленинградской области (далее - Комитет) посредством АИС "Планы информатизации" заявку на создание информационной системы в порядке, установленном уполномоченным органом.
Требования к заявке:
2.1. заявка должна быть направлена в Комитет в следующие сроки:
в случае, если финансирование создания, модернизации и развития информационной системы Ленинградской области планируется осуществлять за счет средств, предусмотренных в областном бюджете Ленинградской области уполномоченному органу - в срок до 01 апреля (в 2019 году - до 1 июля) года, предшествующего созданию информационной системы Ленинградской области,
в случае, если финансирование создания, модернизации и развития информационной системы Ленинградской области планируется осуществлять за счет средств, предусмотренных в областном бюджете Ленинградской области органу исполнительной власти Ленинградской области, направившему заявку - в сроки, предусмотренные Постановлением Правительства Ленинградской области от 30.12.2014 N 641 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов исполнительной власти Ленинградской области".
Данный срок установлен с учетом необходимости составления ряда документов, получения финансирования, проведения закупочных процедур.
2.2. в заявке должна содержаться следующая информация (форма в приложении 2 к распоряжению Комитета):
- реквизиты и положения нормативно-правового акта, которым предусмотрена обязанность субъекта Российской Федерации по созданию соответствующей информационной системы;
- указание на полномочие органа исполнительной власти, обеспечение реализации которого планируется автоматизировать посредством заявляемой системы;
- описание административных процедур и действий, требующих автоматизации;
- функциональные возможности проектируемой информационной системы;
- финансово-экономическое обоснование (в том числе информация о наличии на товарном рынке желаемой продукции, ценовых характеристиках);
- информация о представителе(ях) функционального заказчика для дальнейшего взаимодействия на период с момента подачи заявки до введения в эксплуатацию информационной системы включительно.
Подтверждение большей эффективности вновь создаваемой информационной системы Ленинградской области возлагается на функционального заказчика, путем представления сравнительной оценки имеющейся и вновь создаваемой информационных систем Ленинградской области.
3. Комитет в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявки рассматривает ее на наличие оснований, указанных в п. 3.4. Постановления Правительства Ленинградской области от 20.06.2019 N 287 "Об утверждении Порядка взаимодействия органов исполнительной власти Ленинградской области при создании, модернизации и развитии государственных информационных систем Ленинградской области" (далее - Постановление N 287):
фактическое отсутствие полномочия органа исполнительной власти Ленинградской области, исполнение которого обеспечивает создаваемая информационная система Ленинградской области;
наличие информационной системы Ленинградской области, введенной в эксплуатацию и/или зарегистрированной в реестре государственных информационных систем и государственных информационных ресурсов Ленинградской области, обеспечивающей более эффективное исполнение полномочия органа исполнительной власти Ленинградской области, чем заявленная к созданию информационная система Ленинградской области.
не соответствие заявки установленной форме.
При наличии данных оснований заявка отклонятся. При этом повторное представление заявки осуществляется функциональным заказчиком после устранения оснований, послуживших основанием для отклонения заявки, но не позднее сроков приема заявок, указанных в п. 3.2 Постановления N 287.
4. После окончания срока приема заявок (01 апреля) Комитет в течение 30 календарных дней рассматривает заявки с участием функционального заказчика, органов исполнительной власти Ленинградской области, заинтересованных в решении вопроса о создании информационной системы, и экспертным советом по вопросам цифрового развития Ленинградской области и подготавливает заключение на заявку, которое содержит выводы с обоснованием целесообразности расходов на создание информационных систем Ленинградской области при подготовке обоснований бюджетных ассигнований проекта областного бюджета Ленинградской области.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4. При рассмотрении заявки Комитету необходимо:
оценить автоматизируемую функцию в части наличия в других информационных системах аналогичных процессов, алгоритмов, информации; возможность создания модуля уже существующей системы;
определить возможности интеграции и взаимодействия с существующими и создаваемыми государственными, муниципальными, ведомственными и иными информационными системами, а также функционирования в информационно-телекоммуникационных сетях, включая информационно-технологическую и коммуникационную инфраструктуры, используемые для предоставления государственных и муниципальных услуг в Ленинградской области;
в целях однократности сбора информации предусмотреть совместимость информационных систем-поставщиков данных и информационных систем-получателей данных;
осуществлять единство используемых классификаторов, справочников, терминов.
5. Заключение прикрепляется к заявке в АИС "Планы информатизации" (рисунок 1 приложения 4) в случае полного наличия необходимой информации и положительной оценки предполагаемой эффективности создаваемой информационной системы. Заключение содержит конкретную оценку такой эффективности, сформированную на основании методики, утвержденной уполномоченным органом.
6. После получения на заявку заключения Комитета заявитель подготавливает и направляет посредством системы электронного документооборота (СЭД) на согласование проект правового акта Правительства Ленинградской области о создании информационной системы Ленинградской области.
7. В правовом акте о создании информационной системы Ленинградской области должна содержаться следующая информация (образец приложение 2):
наименование органа исполнительной власти, осуществляющего правомочия обладателя информации, обрабатываемой в информационной системе Ленинградской области;
наименование оператора информационной системы Ленинградской области;
наименование информационной системы;
назначение информационной системы;
цель (цели) создания информационной системы Ленинградской области;
сведения о наличии/отсутствии персональных данных в информационной системе Ленинградской области;
источник финансирования работ по созданию информационной системы Ленинградской области.
К проекту прикладывается заключение Комитета (из АИС "Планы информатизации"), финансово-экономическое обоснование для выделения денежных средств на создание информационной системы.
Оператором информационной системы может быть орган (органы) исполнительной власти Ленинградской области и государственные учреждения Ленинградской области, при наличии у соответствующих органов и организаций функций по непосредственному использованию (осуществляет ввод, вывод, обработку, передачу) данных, содержащихся в информационной системе.
8. Проект правового акта о создании государственной информационной системы Ленинградской области согласуется с Комитетом, Комитетом финансов, иными заинтересованными органами.
При согласовании правового акта происходит также согласование финансирования проекта через получение визы Комитета финансов. Для этого в проекте правового акта указывается необходимость выделения бюджетных средств и сроки финансирования.
В проект включаются сведения об источнике финансирования (наименование государственной программы).
9. После выхода правового акта, его текст заносится в ИС "Планы информатизации" и проект в течение пяти дней включается в План информатизации на следующий год (рисунок 2 приложения 5). Это необходимо сделать до 01 мая года, предшествующего планируемому.
ГРБС направляет заявку на финансирование в Комитет финансов, согласно финансово-экономическому обоснованию.
10. До 01 августа года, предшествующего планируемому году создания информационной системы, должно быть подготовлено техническое задание на выполнение таких работ.
10.1. Техническое задание подготавливается с учетом типовых требований, представленных в приложении 1.
10.2. Для оптимизации процесса подготовки и согласования проекта технического задания заявителем заполняется шаблон технического задания в ИС "Планы информатизации" (рисунок 3 приложения 4). Заявитель заполняет разделы, к которым имеются права доступа, после чего техническое задание автоматически переходит на параллельное согласование уполномоченным лицам (рисунок 4 приложения 4).
Состав согласующих лиц определяется согласно данных приложения 1 (столбец 5 таблицы).
Согласующие лица либо визируют документ (рисунок 5 приложения 4), либо указывают замечания (рисунок 6 приложения 4), после получения замечаний заявитель вносит необходимые правки в шаблон и повторно направляет на согласование.
10.3. Срок согласования проекта технического задания составляет 10 рабочих дней со дня направления на согласование заполненного шаблона до получения окончательного результата (без учета времени для повторного рассмотрения результатов устранения замечаний), то есть за это время должны согласовать все уполномоченные лица.
10.4. По результатам получения положительных согласований всех участников процесса техническое задание утверждается руководителем заказчика.
10.5. Регистрация, учет и хранение утвержденного технического задания осуществляется в АИС "Планы информатизации".
11. После согласования технического задания ГРБС инициирует проведение процедуры закупки и заключение государственного контракта.
12. Взаимодействие исполнителя, заказчика и заявителя (функционального заказчика), в рамках исполнения государственного контракта.
12.1. В течение 5 рабочих дней после заключения государственного контракта, должна быть создана приемочная комиссия, в которую обязательно должны быть включены представители заказчика, представители функционального заказчика и представители Комитета по цифровому развитию, уполномоченные на приемку работ и подписание технических актов выполненных работ. Персональный состав приемочной комиссии определятся заказчиком, и может быть изменен в любой момент исполнения государственного контракта.
12.2. Каждый этап работ/услуг принимается приемочной комиссией отдельно, при этом достаточно, чтобы на приемке системы присутствовало не менее пяти членов комиссии: не менее двух представителей функционального заказчика, не менее одного представителя Заказчика, не менее одного представителя КЦР.
12.3. В рамках создания системы должны быть последовательно реализованы следующие этапы:
а) разработка документации на систему и ее части;
б) разработка рабочей документации на систему и ее части;
в) разработка или адаптация программного обеспечения;
г) пусконаладочные работы;
д) проведение предварительных испытаний системы;
е) проведение опытной эксплуатации системы;
ж) проведение приемочных испытаний системы.
12.4. Этап разработки документации на систему и ее части включает разработку, согласование и утверждение документации в объеме, необходимом для описания полной совокупности проектных решений (в том числе по защите информации) и достаточном для дальнейшего выполнения работ по созданию системы. Вся разработанная документация должна быть завизирована представителями заказчика и функционального заказчика.
12.5. Этап разработки рабочей документации на систему и ее части включает разработку, согласование и утверждение документации, содержащей сведения, необходимые для выполнения работ по вводу системы в эксплуатацию и ее эксплуатации, и порядка эксплуатации системы, содержащего сведения, необходимые для выполнения работ по поддержанию уровня эксплуатационных характеристик (качества) системы (в том числе по защите информации), установленных в проектных решениях.
12.6. Этап разработки или адаптации программного обеспечения включает разработку программного обеспечения системы, выбор и адаптацию приобретаемого программного обеспечения, а также в установленных случаях и порядке сертификацию разработанного программного обеспечения системы и средств защиты информации по требованиям безопасности информации.
12.7. Этап пусконаладочных работ включает автономную наладку технических средств и программного обеспечения частей системы, загрузку информации в ее базу данных, комплексную наладку технических средств и программного обеспечения системы, включая средства защиты информации.
12.8. Этап проведения предварительных испытаний включает:
а) разработку программы и методики предварительных испытаний, в соответствии с которыми осуществляется проверка системы на работоспособность и соответствие техническому заданию на ее создание;
б) проверку системы на работоспособность и соответствие техническому заданию на ее создание;
в) устранение выявленных при проведении таких испытаний неисправностей и внесение изменений в документацию и рабочую документацию на систему;
г) оформление протокола испытаний и акта о приемке системы в опытную эксплуатацию.
12.9. Этап проведения опытной эксплуатации включает:
а) разработку программы и методики опытной эксплуатации;
б) опытную эксплуатацию системы в соответствии с программой и методикой опытной эксплуатации;
в) доработку программного обеспечения системы и дополнительную наладку технических средств в случае обнаружения недостатков, выявленных при опытной эксплуатации системы;
г) оформление акта о завершении опытной эксплуатации, включающего перечень недостатков, которые необходимо устранить до начала эксплуатации системы.
12.10. Этап проведения приемочных испытаний включает:
а) испытания системы на соответствие техническому заданию на ее создание в соответствии с программой и методикой приемочных испытаний;
б) анализ результатов устранения недостатков, указанных в акте о завершении опытной эксплуатации;
в) оформление акта о приемке системы в эксплуатацию.
13. После окончания этапа приемки работ, функциональный заказчик подготавливает проект правового акта Правительства Ленинградской области о вводе в эксплуатацию информационной системы (образец в приложении 4), в котором указывается:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "образец в приложении 3"
а) мероприятия по разработке и утверждению организационно-распорядительных документов, определяющих мероприятия по защите информации в ходе эксплуатации системы, разработка которых предусмотрена нормативными правовыми актами и методическими документами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, а также национальными стандартами в области защиты информации;
б) мероприятия по аттестации системы по требованиям защиты информации, в результате которых в установленных законодательством Российской Федерации случаях подтверждается соответствие защиты информации, содержащейся в системе, требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации;
в) мероприятия по подготовке органа исполнительной власти к эксплуатации системы;
г) мероприятия по подготовке должностных лиц органа исполнительной власти к эксплуатации системы, включая лиц, ответственных за обеспечение защиты информации.
13.1. Срок начала эксплуатации системы не может быть ранее срока окончания последнего мероприятия, предусмотренного правовым актом о вводе системы в эксплуатацию.
13.2. Ввод системы в эксплуатацию не допускается в следующих случаях:
а) невыполнение установленных законодательством Российской Федерации требований о защите информации, включая отсутствие действующего аттестата соответствия требованиям безопасности информации;
б) отсутствие в реестре территориального размещения объектов контроля, предусмотренном Правилами осуществления контроля за размещением технических средств информационных систем, используемых государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 675 "О порядке осуществления контроля за соблюдением требований, предусмотренных частью 2.1 статьи 13 и частью 6 статьи 14 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", сведений о размещении технических средств информационной системы на территории Российской Федерации;
в) невыполнение требований настоящего раздела, выявленных в ходе осуществления контроля в соответствии с Правилами осуществления контроля за соблюдением требований к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 675 "О порядке осуществления контроля за соблюдением требований, предусмотренных частью 2.1 статьи 13 и частью 6 статьи 14 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
13.3. Выполнение всех необходимых мероприятий по информационной безопасности будет контролироваться ответственными лицами Комитета цифрового развития, ГКУ ЛO "ОЭП", функциональным заказчиком в соответствии с обязанностями, предусмотренными Порядком создания ИС.
13.4. Комитет цифрового развития обеспечивает:
формирование требований к защите информации, содержащейся в информационной системе;
разработку системы защиты информации информационной системы;
внедрение системы защиты информации информационной системы;
аттестацию информационной системы по требованиям защиты информации;
защиту информации в ходе эксплуатации аттестованной информационной системы;
защиту информации при выводе из эксплуатации аттестованной информационной системы или после принятия решения об окончании обработки информации.
13.5. Оператор информационной системы:
утверждает модель угроз безопасности информации информационной системы;
утверждает организационно-распорядительные документы на основе типовых документов, предоставленных уполномоченным органом;
поддерживает организационно-распорядительные документы в актуальном состоянии;
выполняет организационные мероприятия по защите информации, сформированные для информационной системы, в части его касающейся.
13.6. После ввода в эксплуатацию информационной системы, она подлежит включению в реестр информационных систем в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 27.12.2017 N 623.
14. В ходе эксплуатации информационной системы оператор информационной системы (либо орган, принявший решение о ее создании), вправе принять решение о развитии информационной системы (расширении функциональных возможностей).
14.1. Развитие информационных систем осуществляется аналогично порядка создания информационных систем.
14.2. Если в результате развития возникнет необходимость внесения изменений в правовой акт о создании информационной системы, то такие изменения должны быть осуществлены функциональным заказчиком в течение 2 месяцев со дня принятия решения о развитии информационной системы.
15. Вывод из эксплуатации государственной информационной системы Ленинградской области.
15.1. Для вывода из эксплуатации информационной системы необходимо решение органа, принявшего решение о вводе ее в эксплуатацию, либо являющегося правопреемником такого государственного органа в случае его реорганизации, либо осуществляющего эксплуатацию государственной информационной системы Ленинградской области в случае упразднения указанного государственного органа.
15.2. Основанием для вывода информационной системы из эксплуатации является:
а) завершение срока эксплуатации информационной системы, в случае если такой срок был установлен правовым актом, указанным в п. 3.3 настоящего Постановления;
б) нецелесообразность эксплуатации информационной системы, в том числе низкая эффективность используемых технических средств и программного обеспечения, изменение правового регулирования, принятие управленческих решений, а также наличие иных изменений, препятствующих эксплуатации информационной системы;
в) финансово-экономическая неэффективность эксплуатации информационной системы.
15.3. При наличии одного или нескольких оснований для вывода информационной системы из эксплуатации, орган исполнительной власти Ленинградской области, инициировавший ввод в эксплуатацию соответствующей информационный системы, готовит правовой акт Правительства Ленинградской области о выводе информационной системы из эксплуатации.
15.4. Правовой акт, должен содержать ссылку на конкретный подпункт пункта 15.2, явившийся основанием для вывода информационной системы из эксплуатации.
В случае, если основанием для вывода информационной системы из эксплуатации являются подпункты "б" и "в" пункта 15.2 к правовому акту прилагается обоснование нецелесообразности либо финансово-экономической неэффективности эксплуатации информационной системы.
После вывода из эксплуатации государственной информационной системы Ленинградской области такую систему исключают из единого реестра в порядке, утвержденном постановлением Правительства Ленинградской области от 27.12.2017 N 623.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.