Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего В.В. Кретова, судей Д.Н. Басманова, Н.В. Боковиковой
с участием представителей Правительства Республики Коми Е.А. Клименковой - начальника отдела конституционного и социального законодательства Государственно-правового управления Главы Республики Коми, М.П. Дужан - заместителя заведующего юридическим отделом Министерства финансов Республики Коми, Е.Ю. Шмидт - консультанта отдела анализа и развития законодательства в сфере социальной защиты населения Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми,
руководствуясь частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, пунктом 2 части первой статьи 3, статьями 78, 79 и 80 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности пунктов 15, 16, 17 Порядка и условий признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, назначения и выплаты им государственной социальной помощи в виде пособия семье, одиноко проживающему гражданину, среднедушевой доход которых ниже гарантированного душевого денежного дохода (приложение N 1), утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 31 декабря 2004 года N 281 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми".
Поводом к рассмотрению настоящего дела явились запросы мирового судьи Лесозаводского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми, а основанием к рассмотрению - обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Коми оспариваемые нормативные положения.
Поскольку запросы мирового судьи Лесозаводского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми касаются одного и того же предмета, Конституционный Суд Республики Коми, руководствуясь статьей 43 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", соединил дела по этим запросам в одном производстве.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Н.В. Боковиковой, объяснения представителей Правительства Республики Коми, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Коми установил:
1. Частью первой статьи 2 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года N 57-РЗ "О государственных гарантиях в Республике Коми семьям, имеющим детей" предоставлено право одному из родителей в семьях, признанных в установленном порядке малоимущими, на получение пособия на ребенка в размерах, предусмотренных этой статьей в зависимости от возраста ребенка. Порядок и условия признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими определены Постановлением Правительства Республики Коми от 31 декабря 2004 года N 281 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми" (приложение N 1) (далее - Порядок и условия). Пункты 15, 16 Порядка и условий предусматривают обязанность гражданина известить центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения, который признал семью или одиноко проживающего гражданина малоимущими (далее - центр), об изменениях, имевших место в расчетном периоде, в составе семьи, размере доходов гражданина и (или) членов его семьи и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, которые не были известны гражданину на дату подачи документов, в течение двух недель, когда гражданин узнал о наступлении таких изменений, и обязанность гражданина в течение месяца представить в центр документы при изменении состава семьи, имущества на праве собственности, истечения срока регистрации по месту пребывания гражданина и (или) членов его семьи в пределах муниципального образования, на территории которого находится центр или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ), имевших место в период с месяца подачи им документов, указанных в пункте 2 Порядка и условий, до окончания срока признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими. Пункт 17 Порядка и условий регламентирует вопросы прекращения статуса малоимущей семьи или одиноко проживающего гражданина, отмены решения о признании семьи малоимущей или одиноко проживающего гражданина малоимущим, в том числе при невыполнении гражданином обязательств, предусмотренных пунктами 15 и 16 Порядка и условий (подпункт "б" подпункта 1 и подпункт "б" подпункта 2).
В запросах мирового судьи Лесозаводского судебного участка города Сыктывкара Республики Коми ставится вопрос о проверке конституционности пунктов 15, 16, 17 Порядка и условий, подлежащих применению судом при рассмотрении двух гражданских дел по исковым заявлениям ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара" к И.В. Любельской и О.А. Рокиной о взыскании излишне выплаченных сумм ежемесячного пособия на детей как неосновательного обогащения.
Из содержания запросов и поступивших материалов следует, что И.В. Любельская, имеющая на иждивении троих малолетних детей, 21 марта 2017 года обратилась в центр с заявлением о присвоении статуса малоимущей семьи с назначением пособия на каждого ребенка, которое было удовлетворено. 04 июля 2017 года состав семьи изменился в связи с рождением И.В. Любельской четвертого ребенка, о чем сведения в центр поступили лишь 28 февраля 2018 года. В связи с нарушением И.В. Любельской предусмотренной пунктом 16 Порядка и условий обязанности в месячный срок представить в центр документы об изменении состава семьи истцом было принято решение о прекращении статуса малоимущей семьи с 01 августа по 30 сентября 2017 года (с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошло изменение состава семьи) и взыскании ежемесячного пособия, полученного на каждого ребенка как неосновательного обогащения.
О.А. Рокиной, имеющей на иждивении четверых малолетних детей, на основании представленных ею документов и заявления также был присвоен статус малоимущей семьи на период с 01 июля по 31 декабря 2017 года с выплатой пособия на каждого ребенка. 05 октября 2017 года в связи с рождением пятого ребенка состав ее семьи изменился. В месячный срок с момента изменения состава семьи О.А. Рокина информацию и соответствующие документы об этом событии в центр не представила. Указанные сведения стали известны центру в декабре 2018 года, что явилось основанием для прекращения статуса малоимущей семьи с 01 ноября по 30 ноября 2017 года и обращения с иском о взыскании с О.А. Рокиной ежемесячного пособия, полученного в указанные месяцы на каждого ребенка.
Совокупный среднедушевой доход на каждого члена семьи И.В. Любельской и О.А. Рокиной, размер которого является основанием для признания семьи малоимущей и назначения данного пособия, в связи с рождением ими соответственно четвертого и пятого ребенка не увеличился, а только уменьшился.
Для прекращения статуса малоимущей семьи, влекущего лишение права на получение пособия на ребенка (подпункт 1 пункта 16 Порядка назначения и выплаты пособия на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) ребенка (приложение N 4), утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 31 декабря 2004 года N 282 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О государственных гарантиях в Республике Коми семьям, имеющим детей"), в обоих случаях явилось формальное основание - несвоевременное представление сведений об изменении состава семьи, поскольку данные обстоятельства, по мнению центра, в силу диспозиции пункта 17 Порядка и условий являются достаточными без каких-либо дополнительных уточнений.
В связи с этим мировой судья полагает, что пункты 15, 16, 17 Порядка и условий нарушают права малоимущих граждан на меры социальной поддержки, противоречат статьям 11 и 40 Конституции Республики Коми в той мере, в какой они в буквальном толковании и по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, позволяют органу, назначившему выплату пособия на ребенка, в безусловном порядке, без проведения проверки и установления всех обстоятельств, прекращать ранее присвоенный статус малоимущей семьи и лишать гражданина предусмотренных законодательством социальных выплат в случаях неисполнения или несвоевременного исполнения им обязательств, предусмотренных пунктами 15 и 16 Порядка и условий.
Конституционный Суд Республики Коми в силу частей второй и третьей статьи 68 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" выносит постановления и определения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которого подвергается сомнению в обращении. При этом Конституционный Суд Республики Коми принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальными и другими актами толкования или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов.
В соответствии с частями второй и третьей статьи 3 этого же Закона Конституционный Суд Республики Коми решает исключительно вопросы права, при осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
Исходя из этого, предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Коми являются положения пунктов 15, 16, 17 Порядка и условий признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, назначения и выплаты им государственной социальной помощи в виде пособия семье, одиноко проживающему гражданину, среднедушевой доход которых ниже гарантированного душевого денежного дохода (приложение N 1), утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 31 декабря 2004 года N 281 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми" в части прекращения статуса малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в случае невыполнения гражданином обязательств по своевременному представлению в центр или МФЦ документов о происшедших изменениях в показателях, перечисленных в пунктах 15 и 16 Порядка и условий, учитываемых при определении среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина, а именно проверка соответствия указанных пунктов Конституции Республики Коми, гарантирующей признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина (статья 4) и право граждан на социальное обеспечение и достойную жизнь (статьи 11, 40).
2. Конституция Российской Федерации и Конституция Республики Коми в соответствии с целями социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, каждому гарантируют социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 7, часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации; статья 11, часть 1 статьи 40 Конституции Республики Коми). В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пособия и иные гарантии социальной защиты; материнство и детство, семья находятся под защитой государства, для воспитания детей гарантируется социальное обеспечение (часть 2 статьи 7, часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 39 Конституции Республики Коми).
Защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита составляют, согласно статье 72 (пункт "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 64 Конституции Республики Коми). По предметам совместного ведения издаются федеральные законы, в соответствии с которыми Республика Коми осуществляет собственное правовое регулирование (часть 2 статьи 64 Конституции Республики Коми). При этом в соответствии со статьей 65 Конституции Республики Коми законы и иные правовые акты Республики Коми не могут противоречить законам, принятым федеральными органами государственной власти в соответствии с полномочиями Российской Федерации.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам определены в Федеральном законе от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон), который в целях поддержания уровня жизни малоимущих семей, малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, предусматривает виды государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории Российской Федерации (статьи 3, 4, 12).
К компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью первой статьи 5 Федерального закона отнесены вопросы правового регулирования в части определения размера, условий и порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи.
В соответствии с подпунктом 24 части второй статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации отнесено решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей. Одним из способов такой поддержки является установление субъектами Российской Федерации выплаты пособия на ребенка.
3. В пределах предоставленных федеральным законодательством полномочий республиканским законодателем принят Закон Республики Коми от 12 ноября 2004 года N 56-РЗ "Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми", определяющий размеры, условия и порядок назначения и предоставления государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным Федеральным законом, проживающим в Республике Коми. В статье 2 приведенного республиканского закона, в перечне видов государственной помощи наряду с другими предусмотрено "пособие на ребенка", подпункт 3-6 части первой статьи 3 этого закона для определения размера пособий отсылает к Закону Республики Коми от 12 ноября 2004 года N 57-РЗ "О государственных гарантиях в Республике Коми семьям, имеющим детей".
В целях реализации вышеуказанного Закона Республики Коми в соответствии с полномочиями, предусмотренными Конституцией Республики Коми (статья 91) и Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ (статья 5), Правительством Республики Коми принято Постановление от 31 декабря 2004 года N 281 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми", которым утвержден оспариваемый Порядок и условия признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими. Рассматриваемый Порядок и условия приняты с учетом Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" и Федерального закона от 05 апреля 2003 года N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", регулируют вопросы признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде пособия семье, одиноко проживающему гражданину.
Вопросы прекращения и отмены статуса малоимущей семьи или одиноко проживающего гражданина урегулированы пунктами 15, 16, 17 Порядка и условий. Пункты 15 и 16 предусматривают обязанность гражданина в определенные сроки представить в центр информацию и документы об изменениях в показателях, учитываемых при определении среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина (состава семьи, размера доходов семьи и принадлежащего ему (его семье) имущества на праве собственности, истечения срока регистрации по месту пребывания гражданина и членов его семьи в пределах муниципального образования, на территории которого находится центр или МФЦ), имеющих значение для определения (подтверждения) статуса малоимущей семьи.
Материальное положение семьи или одиноко проживающего гражданина меняется, что соответственно может повлечь и изменение среднедушевого дохода, который может сравняться или превысить прожиточный минимум, установленный в Республике Коми, в результате чего данная семья или одиноко проживающий гражданин теряет статус малоимущего и основания для оказания социальной помощи отпадают. В связи с чем имеется необходимость в регулярном уточнении сведений и обязанности получателя социальной помощи сообщать обо всех изменениях в своем материальном положении в сроки, установленные пунктами 15 и 16 Порядка и условий. Такие меры позволяют более полно реализовать принцип адресности, обеспечивающий предоставление социальной поддержки конкретным гражданам, которые в этом действительно нуждаются в соответствии с установленными критериями. Приведенные меры не нарушают конституционного принципа - всеобщего права на социальную защиту в Республике Коми, поскольку все потенциальные получатели социальной поддержки, определенные законом, имеют равные права на ее получение.
Таким образом, нормы указанных пунктов не умаляют и не нарушают конституционные права человека и гражданина, в том числе и прав на социальную защиту приведенных в запросах мирового судьи гражданок И.В. Любельской и О.А. Рокиной.
4. Пункт 17 Порядка и условий предусматривает конкретные случаи, когда центр принимает решение о прекращении статуса малоимущей семьи или одиноко проживающего гражданина и (или) отмене решения о признании малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина, одним из которых является невыполнение гражданином обязательств, предусмотренных пунктами 15 и 16 Порядка и условий, в случае выявления этого факта в период признания семьи малоимущей (подпункт "б" подпункта 1 абзаца первого) и в случае выявления этих фактов по истечении срока признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими (подпункт "б" подпункта 2 абзаца 1).
Норма пункта 17 направлена прежде всего на недопущение злоупотребления правом на получение социальной помощи гражданами, а также на рациональное эффективное использование бюджетных средств. В этом смысле она законодательно оправдана.
Между тем, диспозиция приведенной нормы свидетельствует о ее императивности и не предполагает никаких иных решений со стороны центра, кроме как обязанности по принятию решения о прекращении статуса малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина или отмене решения о признании малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина, в случае нарушения ими обязательств, предусмотренных пунктами 15 и 16 Порядка и условий. В то время как обстоятельства и причины, по которым гражданин не выполнил эти обязательства, могут быть самыми различными, в том числе и уважительными, например, в силу болезни, беспомощного состояния или необходимости ухода за нуждающимися малолетними членами семьи, объективно не позволившими своевременно сообщить в центр необходимые сведения. Центр лишен также возможности учесть степень влияния невыполнения гражданином приведенных обязательств на право гражданина на получение социальной помощи. Из запросов мирового судьи следует, что совокупный среднедушевой доход на каждого члена семьи ответчиц по гражданским делам, находящимся в его производстве, в связи с рождением ими соответственно четвертого и пятого ребенка не увеличился, а только уменьшился, их семьи по-прежнему подпадали под статус малоимущих и имели право на социальную помощь, которой лишились по формальным основаниям.
Отсутствие у центра возможности принимать решение о прекращении статуса малоимущей семьи или одиноко проживающего гражданина, об отмене решения о признании семьи малоимущей или одиноко проживающего гражданина малоимущим, исходя из обстоятельств и причин невыполнения гражданином обязательств, предусмотренных пунктами 15 и 16 Порядка и условий, нарушает права граждан в той мере, в какой органы социальной защиты населения без установления фактических обстоятельств лишают граждан, в том числе несовершеннолетних детей, права на получение социальной помощи в том случае, когда нарушение пунктов 15 и 16 Порядка и условий имело место по уважительным причинам и изменения в показателях, о которых сведения не были представлены в центр в срок, не повлияли на статус, и семья или одиноко проживающий гражданин продолжали оставаться малоимущими. Это противоречит и общеправовым принципам юридической ответственности.
5. Прекращение статуса малоимущей семьи или одиноко проживающего гражданина, отмена решения о признании семьи малоимущей или одиноко проживающего гражданина малоимущим в связи с невыполнением обязанностей, предусмотренных пунктами 15, 16 Порядка и условий, как мера воздействия должна быть соразмерна и адекватна конституционно защищаемым ценностям и правам. В связи с чем она не может применяться лишь по формальному основанию в обязательном порядке без учета причин допущенных нарушений и вызванных ими последствий.
Статья 10 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предоставляет право органу социальной защиты лишить гражданина права на получение государственной социальной помощи в случае установления факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности и в случае несвоевременного извещения об изменении указанных сведений (часть 2).
Анализ рассматриваемого пункта 17 Порядка и условий свидетельствует о том, что федеральный законодатель, регулируя вопросы основания для прекращения оказания государственной социальной помощи при определенных нарушениях со стороны граждан, предоставил органу социальной защиты право лишать гражданина права на получение государственной социальной помощи, исходя из обстоятельств нарушения, в то время как рассматриваемый пункт нормативного акта Республики Коми предусмотрел при аналогичных нарушениях со стороны граждан обязанность органа социальной защиты прекратить статус малоимущей семьи или одиноко проживающего гражданина и (или) отменить решения о признании малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина, в силу чего нарушаются права граждан на получение социального пособия, допустивших невыполнение обязательств, предусмотренных пунктами 15, 16 Порядка и условий, по уважительным причинам и подпадающих под статус малоимущих.
Такое правовое регулирование нарушает общие правила прекращения оказания государственной социальной помощи, ухудшает положение малоимущих семей, малоимущих одиноко проживающих граждан, допустивших невыполнение обязательств, предусмотренных пунктами 15, 16 Порядка и условий по уважительным причинам, чем нарушают их права на оказание социальной поддержки.
Закрепление в оспариваемом пункте 17 Порядка и условий мер ответственности без учета вины и иных обстоятельств, влияющих на оценку характера и степени нарушения охраняемых интересов, противоречит конституционным принципам справедливости и гуманизма, поскольку не позволяет обеспечить баланс основных прав гражданина и общего интереса.
Исходя из изложенного, оспариваемые положения пункта 17 Порядка и условий в той мере, в какой они в буквальном толковании и по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, позволяют органу, назначившему выплату социального пособия, в безусловном порядке, без проведения проверки и установления всех обстоятельств, прекращать ранее присвоенный статус малоимущей семьи и лишать гражданина предусмотренных законодательством социальных выплат в случаях неисполнения или несвоевременного исполнения им обязательств, предусмотренных пунктами 15 и 16 Порядка и условий, по уважительным причинам, нарушают право указанной выше категории лиц на социальную поддержку, а, следовательно, и на достойную жизнь и поэтому не соответствуют Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 11, 16, 40.
На основании изложенного, руководствуясь частью 3 статьи 96 Конституции Республики Коми, статьями 66, 68, 69, 80 и 81 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми, постановил:
1. Признать пункты 15 и 16 Порядка и условий признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, назначения и выплаты им государственной социальной помощи в виде пособия семье, одиноко проживающему гражданину, среднедушевой доход которых ниже гарантированного душевого денежного дохода (приложение N 1), утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 31 декабря 2004 года N 281 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми" в части установления обязанности гражданина в определенные сроки представить в центр информацию и документы об изменениях в показателях, учитываемых при определении среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина (состава семьи, размера доходов семьи и принадлежащего ему (его семье) имущества на праве собственности, истечения срока регистрации по месту пребывания гражданина и членов его семьи в пределах муниципального образования, на территории которого находится центр или МФЦ), имеющих значение для определения (подтверждения) статуса малоимущей семьи, соответствующими Конституции Республики Коми в той мере, в какой установленное ими правовое регулирование принято в рамках дискреционных полномочий Правительства Республики Коми и согласуется с адресным принципом, применяемым в совокупности с категориальным при осуществлении социальных выплат в Республике Коми.
2. Признать подпункт "б" подпункта 1 пункта 17 и подпункт "б" подпункта 2 пункта 17 Порядка и условий признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, назначения и выплаты им государственной социальной помощи в виде пособия семье, одиноко проживающему гражданину, среднедушевой доход которых ниже гарантированного душевого денежного дохода (приложение N 1), утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 31 декабря 2004 года N 281 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми" не соответствующими Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 11, 16, 40, в той мере, в какой они в буквальном толковании и по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, позволяют органу, назначившему выплату соответствующих пособий, в безусловном порядке, без проведения проверки и установления фактических обстоятельств, прекращать ранее присвоенный статус малоимущей семьи и лишать граждан, допустивших невыполнение обязательств, предусмотренных пунктами 15 и 16 Порядка и условий, по уважительным причинам и подпадающих под статус малоимущих, социальной помощи.
3. Согласно статье 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
4. Согласно статье 72 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление подлежит незамедлительному официальному опубликованию в журнале "Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" и размещению на официальном сайте Республики Коми в информационно-коммуникационной сети "Интернет" в сетевом издании "Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации" (http://law.rkomi.ru).
Конституционный Суд Республики Коми |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Коми от 22 июля 2019 г. "По делу о проверке конституционности пунктов 15, 16, 17 Порядка и условий признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, назначения и выплаты им государственной социальной помощи в виде пособия семье, одиноко проживающему гражданину, среднедушевой доход которых ниже гарантированного душевого денежного дохода (приложение N 1), утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 31 декабря 2004 года N 281 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми" по запросам мирового судьи Лесозаводского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми"
Настоящее постановление вступает в силу немедленно после его провозглашения
Текст постановления опубликован в сетевом издании "Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации" (http://www.law.rkomi.ru) 24 июля 2019 г., в журнале "Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" от 16 августа 2019 г. N 12