Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению сессии Совета депутатов
Искитимского района
от 30 апреля 2013 г. N 254
Целевая программа
"Охрана окружающей среды Искитимского района на 2009 - 2013 годы"
1. Паспорт программы
Наименование программы |
Целевая программа "Охрана окружающей среды Искитимского района на 2009-2013 годы" |
Основание для разработки программы |
Решение тридцать первой очередной сессии совета депутатов Искитимского района Новосибирской области от 24.06.2008 г. N 268. |
Муниципальный заказчик программы |
Администрация Искитимского района |
Исполнитель программы |
Отдел природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Искитимского района |
Руководитель программы |
Заместитель главы администрации Искитимского района по экономическим вопросам Б.В.Безденежный |
Основные разработчики программы |
Отдел природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Искитимского района |
Цель и задачи программы. Важнейшие целевые показатели |
Целью Программы является реализация права населения на благоприятную окружающую среду, повышение уровня экологической безопасности и содействие улучшению демографического положения на территории Искитимского района. Поставленная цель достигается путем решения следующих задач: - системного анализа фонового загрязнения приземного воздушного слоя; - сокращения выбросов в атмосферу за счет совершенствования технологических процессов, модификации газоочистного оборудования, внедрение экологически чистых технологий; - снижения объема сброса загрязненных сточных вод в открытые водоемы; - совершенствования системы обращения с отходами производства и потребления, включая обеспечение их безопасного хранения, внедрение современных технологий по обезвреживанию и утилизации отходов; - сохранения и восстановления биологического разнообразия за счет развития и совершенствования сети особо охраняемых природных территорий муниципального значения; - повышения культуры и грамотности населения района в вопросах охраны окружающей среды; - привлечения инвестиций и внебюджетного финансирования для обеспечения внедрения передовых технологий. |
Сроки (сроки этапов) реализации этапов программы. |
2009-2013 годы |
Объемы финансирования (с расшифровкой по годам и источникам) |
2009г. - 222900,46 тыс. руб., в т.ч. средства Искитимского района - 480; средства организаций - 222420,46 тыс. руб.; 2013г. - 9544,6 тыс. руб., в т.ч. средства Искитимского района - 2144,6 тыс. руб., средства организаций - 7400,0 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
Реализация мероприятий Программы позволит: - разработать инструмент по определению загрязнения атмосферного воздуха в Линевской промышленной зоне, что позволит с учетом экологической обстановки эффективно размещать и развивать промышленные и социальные объекты; - снизить рост объемов выбросов загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников на территории района на 5-10%; - снизить концентрацию загрязняющих веществ в р. Бердь по нефтепродуктам на 10 - 15%; - в области обращения с отходами ликвидировать несанкционированные свалки. Позволит повысить эффективность мероприятий по утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления; - расширить сеть особо охраняемых природных территорий муниципального значения, обеспечить мероприятия по охране и сохранению биологического разнообразия.
|
Сумма финансовых затрат на разработку проекта программы и источники их финансирования |
На разработку программы средства не выделялись |
2. Общие положения
Целевая программа "Охрана окружающей среды Искитимского района на 2009 - 2013 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с Концепцией охраны окружающей среды Новосибирской области на период до 2015, утвержденной распоряжением Губернатора Новосибирской области от 17.11.2009 N 283-р, и в соответствии с постановлением администрации Новосибирской области от 24.03.2008 N 70-па "Об утверждении порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ Новосибирской области". Разработка Программы осуществлена в контексте с Экологической доктриной Российской Федерации, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002 N 1225-р, законодательством Российской Федерации и Новосибирской области в сфере охраны окружающей среды, требованиями СанПиНов, перспективной схемой развития особо охраняемых природных территорий области на период до 2020 года, утвержденной решением сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 26.11.1996, а также с учетом рекомендаций III областной конференции по охране природы от 16.09.2003, Постановления главы администрации НСО от 13.01.03 N 13 "Об Основных направлениях демографического развития Новосибирской области на период до 2015 года". Предметом регулирования Программы являются общественные отношения в сфере охраны атмосферного воздуха населенных пунктов района, поверхностных вод рек Бердь, Койниха, Ик и др., открытых водоемов, растительного и животного мира, особо охраняемых природных территорий муниципального значения на территории района. Программа содержит комплекс мероприятий по решению приоритетных задач в области охраны окружающей среды Искитимского района, осуществление которых направлено на обеспечение благоприятной окружающей среды, устойчивое функционирование естественных экологических систем, улучшение состояния здоровья населения. При разработке Программы учтены сценарные условия развития состояния окружающей среды Искитимского района на 2009 - 2013 годы исходя из анализа и прогноза загрязнения окружающей среды на территории района 2009 - 2013 годах.
3. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
В последние годы на смену тезису о "нулевом росте" пришла концепция "устойчивого развития", декларирующая неразрывное единство экономического развития и сохранения окружающей среды.
Концепция системы устойчивого развития - необходимое условие сбалансированного развития на глобальном, региональном и муниципальном уровне.
В современных условиях рыночной экономики, когда происходят быстрыми темпами количественные и в первую очередь качественные изменения в сфере производства и потребления, решение задач социально экономического развития территории Искитимского района без реализации целенаправленной политики на муниципальном уровне в природоохранной сфере на основе анализа и прогноза загрязнения окружающей среды становится просто невозможным. Состояние окружающей среды на территории района неоднородно и в промышленных зонах остается напряженным, с высоким уровнем загрязнения. При анализе и прогнозе динамики загрязнения окружающей среды на территории Искитимского района с использованием методов swot - анализа, статистического анализа, включая корреляционный анализ, выработаны предложения по организации мероприятий защиты окружающей среды. Результаты анализа и прогноза состояния окружающей среды обсуждены на депутатской комиссии по экологии районного совета депутатов. В ближайшей и среднесрочной перспективе наиболее серьезными экологическими проблемами территории Искитимского района, от решения которых во многом зависит качество окружающей среды и состояние здоровья населения, являются:
1. Захламление земель отходами потребления;
2. Загрязнение выбросами атмосферного воздуха в "Линевской промышленной зоне";
3. Загрязнение водоохранных зон и открытых водоемов, неудовлетворительная техническая эксплуатация водных объектов;
4. Состояние биоресурсов (животного и растительного мира).
Выброс загрязняющих веществ в атмосферу по крупным предприятиям района.
Наименование предприятия |
Период, тонн год |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 (прогноз) |
|
ЗАО "Сибирский антрацит" |
615,1 |
1463,84 |
2059,36 |
2100,3 |
2150 |
ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ- |
15478,08 |
13671,17 |
12387,89 |
10888,21 |
10800 |
ОАО "ЛДСК" |
19,39 |
19,399 |
19,4 |
19,39 |
19,39 |
ОАО "Новосибирская Птицефабрика" |
853,39 |
99,369 |
99,39 |
99,4 |
99,4 |
ОАО "Евсинская птицефабрика" |
342,15 |
321,796 |
341,84 |
85,46 |
85,46 |
ООО "Финтрейд" |
1892,21 |
29,444 |
7,36 |
29,44 |
29,44 |
ООО "Евсинский комбинат хлебопродуктов" |
52,56 |
57,313 |
97,31 |
97,31 |
97,31 |
Рост выбросов загрязняющих веществ составляет в среднем 1-3% в год, что обусловлено увеличением выпуска продукции на промышленных предприятиях и ростом количества автотранспорта и грузоперевозок на территории района.
Основную долю в общем количестве выбросов загрязняющих веществ составляют выбросы электродного завода 70% и выбросы от автотранспорта 15%.
Передвижные источники (автотранспорт) являются одним из основных источников загрязнения атмосферного воздуха района.
От сжигания различных видов топлива автотранспортом в атмосферный воздух выделяются следующие загрязняющие вещества:
от сжигания бензина - окислы азота 1,33%, сера диоксид 0,26%, углерод оксид 87, 56%, бензин (в пересчете на углерод) 10,85%
от сжигания дизельного топлива - окислы азота 21,79%, углерод (сажа) 2,59%, сера диоксид 3,4%, углерод оксид 63,25%, керосин 8,79%.
В связи с ростом темпов развития экономики в различных ее отраслях произошел рост количества грузоперевозок, а как следствие, количественный рост автотранспорта, как у промышленных предприятий, так и у частных лиц. По территории Искитимского района проходит федеральная трасса "Новосибирск - Ташанта", с нагрузкой около 4 тысяч автотранспортных средств в час, как местного, так и транзитного направления. В связи с этим происходит и рост валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. За последние пять лет уровень выбросов возрос на 50%. В связи с тем, что трасса не имеет альтернативы при перевозках в южном направлении с востока и запада, а с южного во все направления, выбросы сконцентрированы на не большой территории, что приводит к загрязнению территорий примыкающих к трассе, близлежащих населенных пунктов (ст. Евсино, п. Керамкомбинат, р.п. Линево и т.д.)
Сброс загрязняющих веществ в открытые водоемы
Наименование предприятия (водного объекта) |
Наименование загрязняющего вещества, разрешенный сброс тонн в год |
|||||||||
БПК |
Нефтепродукты |
Взвешенные вещества |
Минерализация |
Железо |
Марганец |
Хлорид-анион |
Аммоний-ион |
Нитрит-ион |
Нитрат-ион |
|
ЗАО "Сибирский антрацит" ручей Урунчик |
|
0,013 |
1,863 |
|
0,026 |
0,003 |
|
0,128 |
|
10,276 |
р. Елбаш |
|
0,045 |
6,077 |
|
0,09 |
0,009 |
|
0,45 |
|
36,013 |
р. Выдриха |
|
0,038 |
8,867 |
|
0,075 |
0,008 |
|
0,376 |
|
30,057 |
ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ- НОВЭЗ" р. Койниха |
0,665 |
0,0106 |
2,5 |
116,375 |
0,0186 |
|
4,548 |
0,106 |
0,0079 |
0,186 |
р. Шипуниха |
0,365 |
0,00438 |
1,358 |
64,49 |
0,0102 |
|
3,0076 |
0,0584 |
0,00292 |
0,0876 |
- ЗАО "Сибантрацит"- существует три сброса условно чистых карьерных вод из открытых разрезов в ручей Урунчик, р. Выдриха, р. Елбаш.
- ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ-НовЭЗ"- существует два сброса промышленных загрязняющих веществ в р. Койниха, р. Шипуниха.
Хозфекальные стоки от крупных промышленных предприятий района централизованно через хоз. - фекальный коллектор поступают на очистные сооружения, где после многоступенчатой очистки условно чистые воды сбрасываются в водные объекты. В то же время следует отметить, что фоновые концентрации загрязняющих веществ в реке Бердь и ее притоках по ряду показателей превышают предельно допустимые нормы в несколько раз (по нефтепродуктам в 4 - 6 раз).
Основные факторы загрязнения:
- Размещение дачных участков на землях водоохранных зон или к ним примыкающих;
- Порывы хоз. фекальных коллекторов предприятий;
- Захламление водоохранных и прибрежных зон открытых водоемов;
- Неэффективная техническая эксплуатация прудов.
Отходы производства и потребления
Отходы производства, образующиеся на крупных промышленных предприятиях и предприятиях сельхозпроизводства, повторно используются на 75 - 80% и какой либо значительной экологической опасности не представляют.
Отходы потребления: тонн в год.
|
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 прогноз |
Образование отходов потребления |
52350 |
54400 |
55000 |
58850 |
62970 |
Объем образования отходов потребления по прогнозам увеличится с 2009 по 2013 год на 7%.
Рост образования отходов связан с резким увеличением сферы услуг и предприятий торговли на территории района, а так же с изменением структуры и количества упаковочной тары товаров массового спроса.
Отсутствие полигонов бытовых отходов, отвечающих техническим требованиям природоохранного законодательства, быстрый рост объемов отходов потребления приводит к образованию несанкционированных свалок на территории района, что приводит к захламлению земель и снижению качества окружающей среды.
В результате хозяйственной деятельности, дикого туризма и высокого уровня браконьерства на территории района наметилась тенденция к обеднению животного и растительного мира, среды их обитания.
Низкая экологическая культура жителей области является одним из факторов, наносящих значительный ущерб окружающей среде. Экологические проблемы, возникновение которых обусловлено, прежде всего, социально-экономическими факторами, могут быть решены только образованным населением с высоким уровнем экологической культуры и сознания. Поэтому вопросы информирования населения, пропаганды необходимости всеобщей охраны окружающей среды, формирования экологической культуры имеют очень важное значение.
Необходимо продолжить работу по поддержке и развитию созданной в Искитимском районе в последние годы системы традиционных экологических акций и мероприятий, позволяющих обеспечить широкое участие населения, координировать природоохранную деятельность организаций, общественных и творческих объединений, использовать накопленный положительный опыт в сфере экологического образования, просвещения и воспитания различных групп населения.
Повышение уровня обеспечения населения и организаций Искитимского района достоверной экологической информацией позволит предупредить и эффективнее решать многие экологические проблемы.
Учитывая затратность большинства планируемых природоохранных мероприятий и продолжительные сроки их реализации, необходимость привлечения средств из различных источников, необходимо решать обозначенные выше проблемы программно-целевым методом.
4. Основная цель и задачи программы
Целью Программы является право населения на благоприятную окружающую среду, повышение уровня экологической безопасности и содействие улучшению демографического положения.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
- системного анализа фонового загрязнения приземного воздушного слоя, сокращения выбросов в атмосферу за счет совершенствования технологических процессов, модификации газоочистного оборудования, внедрение экологически чистых технологий;
- снижения объема сброса загрязненных сточных вод в открытые водоемы;
- совершенствования системы обращения с отходами производства и потребления, включая обеспечение их безопасного хранения, внедрение современных технологий по обезвреживанию и утилизации отходов;
- сохранения и восстановления биологического разнообразия за счет развития и совершенствования сети особо охраняемых природных территорий муниципального значения;
- повышения культуры и грамотности населения района в вопросах охраны окружающей среды;
- привлечения инвестиций и внебюджетного финансирования для обеспечения внедрения передовых технологий.
5. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий (приложение N 1) направлена на осуществление следующих приоритетных направлений:
- охрану атмосферного воздуха;
- охрану водной среды;
- совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления;
- сохранение и восстановление природных экосистем, биологического разнообразия;
- экологическое просвещение населения;
- обеспечение системы управления охраной окружающей среды на районном уровне.
6. Ресурсное обеспечение
Программа реализуется за счет средств бюджета Искитимского района (плата за негативное воздействие на окружающую среду), а также внебюджетных источников. Объемы финансирования мероприятий на 2009 - 2013 годы, составляют 284 508,507 тыс. руб., в т. ч. средства организаций - 278 992,12 тыс. руб.
Сводные финансовые затраты приведены в приложении N 2.
7. Оценка эффективности реализации программы
Реализация мероприятий позволит разработать инструмент по определению степени загрязнения атмосферного воздуха в Линевской промышленной зоне, что позволит с учетом экологической обстановки размещать и развивать промышленные и социальные объекты, снизить рост объемов выбросов загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников на территории района на 5-10%. Реализация планируемых мероприятий по охране водных объектов позволит снизить концентрацию загрязняющих веществ в р. Бердь по нефтепродуктам на 5 - 10%. В области обращения с отходами Программой предусмотрено строительство полигонов бытовых отходов в сельских муниципальных образованиях, уделено серьезное внимание ликвидации несанкционированных свалок.
Реализация Программы позволит расширить сеть особо охраняемых природных территорий муниципального значения, обеспечить мероприятия по охране и сохранению биологического разнообразия.
Осуществление мероприятий по контролю за экологической обстановкой на территории района обеспечит получение объективной информации для принятия управленческих решений, определения ущерба, нанесенного объектам окружающей среды при экологических правонарушениях, при чрезвычайных ситуациях экологического характера, повысит действенность управления охраной окружающей среды в целом. Медико-социальная эффективность реализации Программы также может быть оценена по показателям динамики экологически зависимой патологии, определяемой по результатам проводимого в Новосибирской области социально-гигиенического мониторинга. Осуществление мероприятий Программы позволит сохранить и укрепить систему традиционных ежегодных экологических акций и мероприятий областного значения (Дни защиты от экологической опасности, областные и районные смотры-конкурсы, и т.д.), повысить эффективность работы по экологическому просвещению населения, обеспечить регулярное информирование населения района об экологической обстановке через все виды СМИ, издание справочно-информационных материалов.
Основными индикаторами эффективности реализации программы являются следующие показатели:
- загрязнение атмосферного воздуха по данным анализа снегового покрова;
- загрязнение поверхностных и подземных вод;
- качественный и количественный состав флоры и фауны на особо охраняемых территориях.
8. Контроль за ходом реализации программы
Отдел природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Искитимского района ежегодно отчитывается о выполнении мероприятий Программы перед Главой Искитимского района и Районным Советом депутатов. Информация по результатам рассмотрения отчета подлежит опубликованию в средствах массовой информации. Реализация мероприятий Программы возлагается на отдел природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Искитимского района, органы местного самоуправления сельских муниципальных образований Искитимского района, управление образования Искитимского района, ЗАО "ЭПМ-НовЭЗ", ОАО "Новосибирская птицефабрика", ЗАО "Сибирский Антрацит".
Координацию и текущее управление Программой осуществляет отдел природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Искитимского района. Отдел природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Искитимского района готовит соглашения и договоры, осуществляет учет и хранение документов, касающихся Программы, проводит анализ хода выполнения мероприятий.
<< Назад |
Приложение >> N 1. Перечень программных мероприятий |
|
Содержание Решение Совета депутатов Искитимского района Новосибирской области от 30 апреля 2013 г. N 254 "Об утверждении в новой... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.