Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 июля 2019 г. N 44-АПА19-15
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества "Курорт Усть-Качка" (далее - Общество) о признании недействующими пунктов 3859, 3860, 4053, 4058 таблицы 1 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год, определённого постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года N 944-п (далее - Перечень), по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Пермского краевого суда от 28 февраля 2019 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя административного истца Ярыгиной Я.Ю., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гашуниной Н.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
в соответствии со статьёй 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года N 141-ПК "О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае" (далее - Закон о налоге на имущество организаций) постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года N 944-п, размещённым на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 30 ноября 2017 года и опубликованным 4 декабря 2017 года в официальном печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", N 48 (вступило в силу с 1 января 2018 года), утверждён Перечень, в который в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется в соответствии со статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) как кадастровая стоимость включены нежилые здания, расположенные по адресу: Пермский край, г. Усть-Качка, под пунктами:
3859 - здание с кадастровым номером 59:32:0000000:6173 (далее - спорное здание 1);
3860 - здание с кадастровым номером 59:32:0000000:6175 (далее - спорное здание 2);
4053 - здание с кадастровым номером 59:32:1950001:1875 (далее - спорное здание 3);
4058 - здание с кадастровым номером 59:32:1950001:3530 (далее - спорное здание 4).
Общество, собственник перечисленных объектов недвижимого имущества, обратилось с административным исковым заявлением о признании недействующими приведённых норм, указав в обоснование требований, что спорные здания являются частью имущественного комплекса лечебно-санаторного назначения, инфраструктуры курорта "Усть-Качка", расположены на земельных участках с видом разрешённого использования - для размещения объектов здравоохранения, использование названных объектов связано с осуществлением медицинской деятельности курорта на основании лицензии на медицинскую деятельность, спорные здания не относятся к административно-деловым или торговым центрам (комплексам) и не обладают признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, их включение в Перечень не соответствует предписаниям статьи 378.2 НК РФ и нарушает законные интересы Общества, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Пермского краевого суда от 28 февраля 2019 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Правительство Пермского края просит отменить судебный акт и вынести решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неверное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Относительно апелляционной жалобы участвующим в деле прокурором и административным истцом представлены возражения о необоснованности её доводов и законности судебного решения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание судебной коллегии не явился представитель административного ответчика.
В соответствии с частью 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, Судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, пришёл к правильному выводу, что признать спорные здания объектами недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, не позволяет ни вид разрешённого использования земельного участка, ни техническая документация, ни фактическое использование зданий.
Позиция суда основана на правильном применении норм материального права, соответствует материалам дела и фактическим обстоятельствам.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Суд первой инстанции, проанализировав предписания подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статей 372 и 378.2 НК РФ, пункта 2 статьи 2 Закона о налоге на имущество организаций, а также постановления Правительства Пермского края от 16 октября 2015 года N 848-п "Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждения Порядка определения фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", сделал верный вывод о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14 и 372 НК РФ).
Законом о налоге на имущество организаций с 1 января 2018 года на территории Пермского края введён названный налог исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества (статья 8).
Частью 2 статьи 2 упомянутого регионального закона на основании статьи 372, пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
К объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены, в частности, административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв.м в городских округах (свыше 300 кв.м в муниципальных районах) и помещения в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казённых учреждений Пермского края (пункт 1 части 1 статьи 2 Закона о налоге на имущество организаций).
Как следует из пункта 3 статьи 378.2 НК РФ, административно-деловыми центрами признаются отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения), помещения в которых принадлежат одному или нескольким собственникам и которые отвечают хотя бы одному из содержащихся в них условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, то есть если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
По смыслу приведённых предписаний федерального и регионального законодательства, в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев, установленным названными выше правовыми нормами.
Как следует из объяснений административного ответчика, все спорные здания включены в Перечень исходя из указанных в Едином государственном реестре недвижимости их наименований - "административно-бытовой корпус", "клуб-столовая, пищеблок", "бокс на 14 машин с административно-бытовыми помещениями", "лечебно-административный корпус".
Между тем, как обоснованно указал суд первой инстанции, такое условие федеральным налоговым законодательством для определения объекта в целях статьи 378.2 НК РФ не предусмотрено.
Суд первой инстанции, установив расположение спорных зданий 1, 2, 3, и 4 на земельных участках, кадастровые номера 59:32:1950001:1150 и 59:32:1950001:3757, с видами разрешённого использования - "коммунальное обслуживание" и "для оздоровительной деятельности" соответственно, правомерно констатировал, что названные виды безусловно не предусматривают размещения на них перечисленных в статье 378.2 НК РФ объектов.
Из содержащихся в технической документации сведений, следует, что спорное здание 1 общей площадью 307,9 кв.метров включает 5 помещений с назначением "помещение"; спорное здание 2 общей площадью 2118,2 кв.метров - 81 помещение с назначением "помещение", а также помещения с назначением "вестибюль", "тамбур", "проход", "переход", "коридор", "санузел", "туалет", "лифты", "лестничная клетка" и помещение с назначением "зрительный зал" площадью 207,3 кв.метров, что составляет 9,7 процентов от общей площади здания; спорное здание 3 общей площадью 442 кв.метра является составной частью здания электроцеха, состоит из пристройки и бокса-стоянки автомашин, включает помещения с назначением "бокс" и "кабинет"; спорное здание 4 общей площадью 2499,7 кв.метров включает помещения с назначением "вент. камера", "кладовка", "подсобное помещение", "вестибюль", "гардероб", "тамбур", "регистратура", "архив", "сан. узел", "эл. щитовая", "процедурная", "раздевалка", "душевая", "комната", "коридор", "лестничная клетка", "умывальная", "стерилизаторная", "холл", "изолятор", "комната отдыха", "касса" (20,4 кв.метра), "зал заседаний", "приёмная" (31.4 кв.метра) и 27 помещений с назначением "кабинет" (694,5 кв.метров), которые тождественными понятию "офис" не являются и не свидетельствуют о назначении и фактическом их использовании в целях, установленных статьёй 378.2 НК РФ.
Обследование спорных зданий и помещений в них на предмет их фактического использования до принятия Перечня не проводилось.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Правительством Пермского края относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорных зданий 1, 2, 3 и 4 условиям, установленным НК РФ и необходимым для включения их в Перечень, не представлено.
При таком положении суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, основания для её удовлетворения и отмены судебного акта отсутствуют.
Ввиду изложенного, руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Пермского краевого суда от 28 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 июля 2019 г. N 44-АПА19-15
Текст определения опубликован не был