Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 июня 2019 г. N 43-АПА19-8
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.
судей Корчашкиной Т.Е. и Калининой Л.А.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Авдеева Константина Александровича о признании недействующим пункта 879 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного постановлением правительства Удмуртской Республики от 29 ноября 2018 года N 507 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год" по апелляционной жалобе правительства Удмуртской Республики на решение Верховного суда Удмуртской Республики от 26 февраля 2019 года, которым административный иск Авдеева К.А. удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Правительством Удмуртской Республики принято 29 ноября 2018 года постановление N 507 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год".
Пунктом 1 указанного постановления утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее по тексту - Перечень на 2019 год).
Указанный нормативной правовой акт опубликован на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru, 29 ноября 2018 года, зарегистрирован в Управлении Минюста России по Удмуртской Республике 04 декабря 2018 года N RU18000201801271.
Пунктом 879 Перечня включен объект недвижимости с кадастровым номером|, расположенный по адресу: г. ...
Авдеев К.А., являясь собственником указанного объекта недвижимости, не согласившись с его включением в Перечень обратился в суд с административным исковым заявлением о признании пункта 879 Перечня на 2019 год не действующим с момента принятия, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что на дату принятия оспариваемого в части нормативного правового акта отсутствовали данные, подтверждающие использование объекта недвижимости для размещения офисов либо торговых объектов, объектов общественного питания либо объектов бытового обслуживания. Кроме того административный истец указывал на то, что включение нежилого помещения в Перечень незаконно возлагает на него обязанность уплачивать налог на имущество в большем размере.
Решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 26 февраля 2019 года административное исковое заявление Авдеева К.А. удовлетворено.
В апелляционной жалобе правительства Удмуртской Республики поставлен вопрос об отмене решения суда и отказе в удовлетворении административного искового заявления Авдеева К.А.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным истцом представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Конституция Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "и" части 1 статьи 72).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Проанализировав положения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами Закона Удмуртской Республики от 13 декабря 2016 года N 84-РЗ "О правительстве Удмуртской Республики", Закона Удмуртской Республики от 02 марта 2001 года N 6-РЗ "О правительстве Удмуртской Республики" (утратившего силу в связи с принятием Закона Удмуртской Республики от 13 декабря 2016 года N 84-РЗ), суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в установленной форме и опубликованы в установленном законодательством порядке и в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц является местным налогом.
Налог на имущество физических лиц устанавливается названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, формируемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и конкретизирующими его положения актами.
Согласно этому пункту уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Суд первой инстанции установил, что уполномоченным исполнительным органом исполнительной власти Удмуртской Республики по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость является правительство Удмуртской Республики.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Статьей 1.1. Закона Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года N 55-РЗ "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республики" установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
В подпункте 1 статьи 1.1 вышеуказанного Закона к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены, в частности административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв. м и помещения в них.
Как установлено судом, объект недвижимости общей площадью 1044,4 кв.м, лит А, находящийся по адресу: ... имеет наименование - склад, назначение - складское.
Данный объект расположен на земельном участке площадью 7037 кв.м., находящемся по адресу: ... который отнесен к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования "для эксплуатации и обслуживания прирельсового склада".
Судом установлено, что фактическое обследование путем посещения и осмотра объекта недвижимости в соответствии с требованиями Положения о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением правительства Удмуртской Республики от 14 июля 2014 года N 270 не проводилось.
Объект недвижимости включен в Перечень на 2019 год по критерию, предусмотренному абзацем вторым пункта 2 части 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть по предназначению, поскольку наименование расположенных в нем помещений общей площадью более 20% общей площади этого здания в соответствии со сведениями, содержащимися в документах технического учета (инвентаризации), в том числе в техническом паспорте, составленном по состоянию на 16 января 2018 г. предусматривали размещение офисов.
Давая оценку техническому паспорту, послужившему основанием для установления 20% площади объекта для использования под размещение офисов, и как следствие включения его в соответствии с положениями абзаца второго пункта 2 части 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в Перечень на 2019 год, суд счел данное доказательство не отвечающим признакам относимости и допустимости, поскольку, как установил суд, указанный объект недвижимости имеет площадь 1044,4 кв.м, тогда как из технического паспорта следует, что его общая площадь составляет 1066,4 кв.м, что не соответствует правоустанавливающим документам.
Согласно экспликации к поэтажному плану здания, содержащейся в техническом паспорте, в данном здании, имеющем наименование "прирельсовый склад" находятся помещения: склад, офис, подсобное, офис, подсобное, офис, коридор, склад, комната кладовщика, комната кладовщика, офис, санузел, подсобное, коридор, санузел, душевая, туалет, душевая, туалет, офис, офис, коридор, санузел, офис.
Суд пришел к выводу о том, что определение 20% соотношения офисных помещений к общей площади здания не может служить установленным обстоятельством, поскольку последнее определено на основании сведений об общей площади объекта недвижимости, содержащихся в техническом паспорте (1066,4 кв.м.) и не соответствующих сведениям Единого государственного реестра недвижимости и правоустанавливающим документам (1044,4 кв.м).
При этом судом установлено, что в технический паспорт, составленный по состоянию на 16 января 2018 года были внесены изменения 27 декабря 2018 года в части смены наименования "офис" на "кабинет".
Из технического паспорта, составленного по состоянию на 16 января 2018 года (с изменениями на 27 декабря 2018 года) в здании, имеющем наименование "прирельсовый склад" находятся помещения: склад, кабинет, подсобное, кабинет, подсобное, кабинет, коридор, склад, комната кладовщика, комната кладовщика, кабинет, санузел, подсобное, коридор, санузел, душевая, туалет, душевая, туалет, кабинет, кабинет, коридор, санузел, кабинет.
Установив наличие указанных противоречий, суд пришел к обоснованному выводу о том, что представленные административным ответчиком доказательства не подтверждают с достоверностью использование 20% площади объекта недвижимости под размещение офисов, что являлось основанием для включения данного объекта недвижимости в Перечень на 2019 год.
Удовлетворяя заявленные требования, суд, руководствуясь положениями Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года N 55-РЗ "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике", пришел к правильному выводу о том, что отнести нежилое здание к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется из их кадастровой стоимости, не позволял ни вид разрешенного использования земельного участка, ни сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, ни техническая документация, ни фактическое использование объекта.
При таких обстоятельствах оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 26 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу правительства Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 июня 2019 г. N 43-АПА19-8
Текст определения опубликован не был