Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 июня 2019 г. N 4-АПА19-10
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Продовольственная безопасность" на решение Московского областного суда от 27 февраля 2019 года об отказе в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим пункта 1 распоряжения Правительства Московской области от 10 апреля 2018 года N 174-РП/14 "О подготовке к пожароопасному периоду 2018 года на территории Московской области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А, объяснения представителя ООО "Продовольственная безопасность" Козырева Д.Е., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя Правительства Московской области Кавина А.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение законным и обоснованным и не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Продовольственная безопасность" обратилось в Московский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 1 Распоряжения Правительства Московской области от 10 апреля 2018 года N 174-РП/14 "О подготовке к пожароопасному периоду 2018 года на территории Московской области", устанавливающим начало пожароопасного периода на территории Московской области - с 10 апреля 2018 года, считая, что начало пожароопасного периода не учитывает природно-климатические особенности.
В подтверждение нарушенных прав административный истец указывал, что имеет в собственности земельные участки, граничащие с лесом, был привлечён к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение правил пожарной безопасности в лесах) в 2018 году.
Кроме того, нормативный правовой акт принят не уполномоченным на то органом и в ненадлежащей форме.
Решением Московского областного суда от 27 февраля 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Продовольственная безопасность" просит решение отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов апелляционной жалобы Прокуратурой Московской области, Правительством Московской области, Главным управлением МЧС России по Московской области представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда не подлежащим отмене.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что оспариваемое нормативное правовое регулирование осуществлено Правительством Московской области в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к порядку принятия, в том числе опубликования и вступления в действие, и не противоречит требованиям федерального закона о пожарной безопасности и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, и согласуются с нормами материального права, содержащими требования пожарной безопасности, устанавливающими правила поведения, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
В силу статьи 13 Закона Московской области от 27 декабря 2005 года N 269/2005-ОЗ "О пожарной безопасности в Московской области" меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Московской области, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной безопасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.
В соответствии с пунктами 72.3, 490 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390, пунктом 9.1 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417, органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям независимо от их организационно правовой формы и форм собственности, гражданам предписано в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова обеспечивать противопожарные мероприятия. Начало пожароопасного сезона ежегодно устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации исходя из природно-климатических особенностей, связанных со сходом снежного покрова в лесах.
Пожароопасный сезон в лесу - это часть календарного года, в течение которой возможно возникновение лесного пожара (ГОСТ 17.6.1.01-83 Государственный стандарт Союза ССР. Охрана природы. Охрана и защита лесов. Термины и определения, утвержденный и введенный в действие постановлением Госстандарта СССР от 19 декабря 1983 г. N 6263).
При таких данных с учётом прогноза рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, обусловленных природной пожарной опасностью на территории Российской Федерации в 2018 году (предварительный), выполненного Всероссийским центром мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера центр "Антистихия" МЧС России, долгосрочного прогноза, выполненного Центром управления в кризисных ситуациях Центрального регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России, согласно которым по многолетним данным в Московской области установлены наиболее ранние сроки и высокая вероятность появления первых очагов пожаров (в первой декаде апреля), наибольшее количество очагов торфяных пожаров, а также данных официального сайта "Гидрометцентр России" о превышении температуры плюс 21.1 градуса, оспариваемый пожароопасный период не может рассматриваться установленным произвольно, на чём фактически настаивает административный истец.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Московского областного суда от 27 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Продовольственная безопасность" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 июня 2019 г. N 4-АПА19-10
Текст определения опубликован не был