Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 июня 2019 г. N 9-АПА19-13
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Абакумовой И.Д.,
судей Нефедова О.Н. и Никифорова С.Б.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Грошевой Галины Львовны о признании частично недействующими Генерального плана сельского поселения "Дуденевский сельсовет" Богородского муниципального района Нижегородской области, утвержденного решением сельского Совета Дуденевского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области от 21 декабря 2012 г. N 29, и Правил землепользования и застройки Дуденевского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области, утвержденных решением сельского Совета Дуденевского сельсовета от 14 марта 2013 г. N 9, по апелляционной жалобе департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области на решение Нижегородского областного суда от 27 февраля 2019 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д. и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда является законным, обоснованным и не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Грошева Галина Львовна обратилась в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании частично не действующими с момента вступления решения суда в законную силу Генерального плана сельского поселения "Дуденевский сельсовет" Богородского муниципального района Нижегородской области, утвержденного решением сельского Совета Дуденевского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области от 21 декабря 2012 г. N 29 (далее также - Генеральный план), и Правил землепользования и застройки Дуденевского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области, утвержденных решением сельского Совета Дуденевского сельсовета от 14 марта 2013 г. N 9 (далее также - Правила землепользования и застройки), поскольку согласно названным нормативным правовым актам принадлежащий ей на праве собственности земельный участок с кадастровым номером ..., относящийся к категории земель "земли населенных пунктов", с разрешенным видом использования "для индивидуального жилищного строительства", находится в 500-метровой санитарно-защитной зоне биометрической ямы N Н-03-04/104.
В обоснование заявленных требований Грошева Г.Л. указала, что Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации не принимались постановления об утверждении санитарно-защитной зоны на территории Дуденевского сельсовета, а органы местного самоуправления, принявшие оспариваемые нормативные правовые акты, не наделены правом на самостоятельное определение размера и границ таких зон. В связи с изложенным полагает, что Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки установлены необоснованные ограничения по использованию принадлежащего ей земельного участка.
Решением Нижегородского областного суда от 27 февраля 2019 г. административное исковое заявление удовлетворено: признаны не действующими с момента вступления в законную силу решения суда Генеральный план в части отображения на картах генерального плана границы зоны с особыми условиями использования территорий - санитарно-защитной зоны биометрической ямы N Н-03-04/204, охватывающей земельный участок с кадастровым номером ..., и Правила землепользования и застройки в части отображения на карте зон с особыми условиями использования территорий, на карте градостроительного зонирования территории границы зоны с особыми условиями использования территорий - санитарно-защитной зоны биометрической ямы N Н-03-04/204, охватывающей земельный участок с кадастровым номером ...
В апелляционной жалобе департамент градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области (далее также - Департамент), ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, указывает, что ни Генеральным планом, ни Правилами землепользования и застройки санитарно-защитная зона, относящаяся к зонам с особыми условиями использования территории, не устанавливалась, а лишь отображена на картах территориального планирования и градостроительного зонирования во исполнение требований статей 23 и 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ). В связи с этим считает, что оспариваемые в указанной части нормативные правовые акты не противоречат актам большей юридической силы. Кроме того, законодательством, действовавшим в период принятия Генерального плана и Правил землепользования и застройки и внесения в них изменений, не было предусмотрено требований о том, что отображение в документах территориального планирования и градостроительного зонирования санитарно-защитных зон допускается только после их установления уполномоченным органом. Также полагает, что судом первой инстанции при принятии решения должны были учитываться положения части 13 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". По результатам рассмотрения апелляционной жалобы просит отменить решение и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокуратурой Нижегородской области и Грошевой Г.Л. представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.
С учетом положений пунктов 1 и 3 части 1 статьи 8, статьи 8.2, части 1 статьи 24, части 1 статьи 32 ГрК РФ, части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Нижегородской области от 23 декабря 2014 г. N 197-З "О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области" суд первой инстанции правомерно признал, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в установленной форме и надлежащим образом доведены до всеобщего сведения.
Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование, т.е. планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ).
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план поселения (пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Согласно части 6 и пункту 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в виде карт, которые отображают зоны с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с частью 5 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются среди прочего границы зон с особыми условиями использования территорий.
Зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 1 ГрК РФ).
Как указано в части 3 статьи 4 ГрК РФ, в части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации и иное законодательство Российской Федерации, к числу которого относится и законодательство о санитарном благополучии населения.
Так, пунктами 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 (далее также - Санитарные правила), которыми определены, в частности, класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству.
В силу раздела VII Санитарных правил для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон, конкретные размеры и границы которых определяются в проекте санитарно-защитной зоны.
Пунктом 4.2 Санитарных правил определено, что установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании, в том числе, предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации с учетом действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя (пункт 4.3 Санитарных правил).
В данном случае, как установлено судом, подтверждено материалами дела и не оспаривается административным ответчиком, санитарно-защитная зона биометрической ямы N Н-03-04/104 в указанном порядке не устанавливалась, заключение Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации не принималось.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, Судебная коллегия считает верным вывод суда о том, что отображение в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки санитарно-защитной зоны, не утвержденной в установленном порядке, противоречит актам большей юридической силы.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Нижегородского областного суда от 27 февраля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Абакумова И.Д |
Судьи |
Нефедов О.Н. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 июня 2019 г. N 9-АПА19-13
Текст определения опубликован не был