Письмо Минфина России от 19 июля 2019 г. N 02-09-07/54472
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел письмо Бюджетного учреждения и сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, однако Минфину России не предоставлено право официального толкования законодательных или иных нормативных правовых актов в части бюджетного законодательства.
В соответствии с пунктом 12.5 Регламента Минфина России, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляются Минфином России по обращениям в случаях, если на Минфин России возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Вместе с тем, полагаем возможным сообщить следующее.
Требования к ведению бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях определены приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению", приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению".
Порядок составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений утвержден приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н (далее - Инструкция N 33н).
В соответствии с пунктом 9 Инструкции N 33н бухгалтерская отчетность составляется на основе данных Главной книги и других регистров бухгалтерского учета, установленных законодательством Российской Федерации для учреждений, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета, а также на основе плановых (прогнозных) и (или) аналитических (управленческих) данных, сформированных в ходе осуществления субъектом учета своей деятельности.
Согласно положениям статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, либо нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, повлекшее представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей незначительное, значительное или грубое искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - показатели) влечет соответствующую административную ответственность.
Таким образом, искажение указанных показателей может быть как следствием нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, так и следствием нарушения порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В этой связи, по мнению Департамента, при квалификации соответствующих действий должностных лиц необходимо исходить из нарушенных положений законодательства Российской Федерации, повлекших искажение показателей (нарушение требования к ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, либо требования к составлению (формированию) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности).
Так, принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформлены не имевшие места факты хозяйственной жизни, может повлечь за собой административную ответственность, предусмотренную рассматриваемой статьей, за искажение соответствующих показателей в Балансе государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) (далее - Баланс), которое привело к искажению информации об активах и (или) обязательствах (например, искажение показателя по счету 010500000 "Материальные запасы" (строка 080 Баланса) по графе "На конец отчетного периода" по соответствующему виду финансового обеспечения (деятельности) учреждения).
Вместе с тем, контрольным органом в ходе контрольного мероприятия может быть выявлено нарушение порядка составления (формирования) бухгалтерской отчетности, выразившееся в совершении должностными лицами учреждения действий, повлекших искажение итоговых (суммарных) показателей отчетности. Так, например, в соответствии с пунктом 18 Инструкции N 33н строка 350 "Баланс" формируется как сумма строк 190 "Итого по разделу I" и 340 "Итого по разделу II". В данном случае нарушение порядка формирования суммирующих строк Баланса (в том числе строки 350 "Баланс") может рассматриваться как нарушение порядка составления (формирования) бухгалтерской отчетности, при этом данные действия должностных лиц не могут рассматриваться в контексте статьи 15.15.6 КоАП.
Дополнительно полагаем необходимым отметить, что согласно положениям части 5 статьи 4.1 КоАП никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
В этой связи привлечение должностных лиц к административной ответственности дважды за совершение действий, повлекших соответствующее искажение "ключевых" и "суммарных" показателей (наступившее в результате искажения "ключевых" показателей), по мнению Департамента, не представляется корректным.
В части вопроса о квалификации действий должностных лиц, повлекших искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности на один процент, при этом сумма указанного искажения составила менее ста тысяч рублей, сообщаем следующее.
Положениями части 2 статьи 15.15.6 КоАП установлена ответственность должностных лиц за нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, повлекшее представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей незначительное искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, повлекшее значительное искажение показателей этой отчетности.
При этом согласно части 2 примечания под незначительным искажением показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате: не менее чем на 1 процент (включая 1 процент), но не более чем на 10 процентов и на сумму, не превышающую ста тысяч рублей (до ста тысяч рублей включительно).
Учитывая данные положения законодательства Российской Федерации, по мнению Департамента, указанные действия должны рассматриваться в контексте части 2 статьи 15.15.6 КоАП.
Заместитель директора Департамента |
С.С. Бычков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности может быть следствием нарушения:
- требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету;
- порядка составления консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Нельзя привлекать должностных лиц к административной ответственности дважды за совершение действий, повлекших искажение "ключевых" и "суммарных" показателей (наступившее в результате искажения "ключевых" показателей).
Действия должностных лиц, повлекшие искажение показателя отчетности на 1%, если сумма искажения не превысила 100 тыс. руб., следует квалифицировать как незначительное искажение.
Письмо Минфина России от 19 июля 2019 г. N 02-09-07/54472
Текст письма опубликован не был