Законодательство в сфере образования на федеральном уровне претерпело ряд изменений, что обусловливает необходимость корректировки задач, планируемых результатов и показателей эффективности программы развития системы общего образования на муниципальном уровне. При этом стратегические цели и приоритетные направления развития образования сохраняются.
Доступное и современное образование, безопасная и технологичная образовательная среда являются основой для повышения качества жизни екатеринбуржцев.
В 2014 году утвержден федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС) дошкольного образования. В настоящее время все дошкольные организации планомерно включились в работу по его реализации: проводится повышение квалификации педагогов, разрабатываются образовательные программы, обеспечиваются надлежащие условия предоставления дошкольного образования.
Для дальнейшей успешной реализации ФГОС дошкольного образования предстоит решить следующие задачи: обеспечить стопроцентное повышение квалификации педагогических работников; продолжить работу по созданию материально-технических условий, соответствующих положениям основной образовательной программы дошкольного образования; обеспечить деятельность "базовых" и стажировочных площадок по введению ФГОС дошкольного образования.
В последние годы сделан важный шаг в обновлении содержания общего образования. В Екатеринбурге в 100% школ реализуется ФГОС начального общего образования. С 01.09.2015 все общеобразовательные организации Екатеринбурга в штатном режиме приступили к реализации ФГОС основного общего образования. Всего по ФГОС основного общего образования обучаются 60 852 школьника (47,6%). В пилотном режиме реализуют ФГОС среднего общего образования 24 школы Екатеринбурга.
Перспективными направлениями работы образовательного комплекса Екатеринбурга является обеспечение 100-процентной курсовой подготовки педагогических кадров, мониторинг реализации ФГОС основного общего образования, подготовка к внедрению ФГОС начального общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). В школах Екатеринбурга обучается около 5 172 детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, из них 1 142 человека - в 93 школах по программам инклюзивного образования.
С целью создания безбарьерной среды для образования детей-инвалидов в образовательных организациях реализуется государственная программа "Доступная среда" (дошкольные образовательные организации: N 399, 466, 101, 115; общеобразовательные организации: N 47, 50, 62, 66, 74, 85, 132).
Проблемой остается создание в каждой образовательной организации условий для обучения детей с ОВЗ: программно-методических, кадровых, материально-технологических.
Сегодня одна из первоочередных задач развития экономики - привлечение в современное производство высококвалифицированных специалистов, готовых работать в сфере электроники, мехатроники, робототехники и информационных технологий. Включение детей и молодежи в техническое творчество, в том числе в рамках дополнительного образования, - один из самых действенных механизмов профессионального самоопределения. В настоящее время в Екатеринбурге созданы и развиваются различные организационные модели образования, направленные на развитие способностей детей к прикладному техническому, инженерному, информационно-технологическому творчеству. Предстоит решать задачу соответствия направленности профильного обучения потребностям региона.
Нововведением стал проект "Екатеринбургская инженерная школа". Идея заключается в построении системы непрерывного технического образования, включающей все уровни общего, профессионального, дополнительного образования, реализующейся в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций с организациями бизнеса и промышленности, органами власти. Пилотными районами, внедряющими проект, стали Орджоникидзевский и Чкаловский.
Программы технической направленности, по которым занимаются 2 172 обучающихся, реализуют 7 из 17 организаций дополнительного образования, подведомственных Департаменту образования. Среди программ как традиционные (спортивно-техническое моделирование, прикладное творчество, радио- и фотодело), так и инновационные (легомоделирование и робототехника, компьютерное моделирование и графика, медийные технологические программы). Проблемой развития дополнительного образования технической и естественно-научной направленности является высокая стоимость необходимого оборудования и расходных материалов.
Более 10 лет успешно реализуется стратегический проект "Одаренные дети". Результатом его реализации стало увеличение количества участников муниципального тура предметных олимпиад: в 2016 году - 24 064 школьника, что составило 48,2% от общего количества обучающихся в 7 - 11-х классах (в 2015 году - 43%). Количество победителей и призеров муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников в 2015/2016 учебном году по сравнению с 2014/2015 учебным годом увеличилось до 5 533 человек.
Продолжается рост количества участников всех этапов Всероссийской олимпиады школьников. На основании результатов рейтинга победителей и призеров муниципального тура 861 обучающийся в 9 - 11-х классах из 98 образовательных организаций города стал участником регионального этапа всероссийской олимпиады школьников (в 2015/2016 учебном году - 776 обучающихся в 9 - 11-х классах из 61 образовательной организации города), из них победителями и призерами стали 340 человек, что составило 39,6% от общего количества участников.
В 2018/2019 учебном году обучающиеся из 163 муниципальных общеобразовательных организаций заняли на школьном этапе 34 000 призовых мест, на муниципальном этапе - 8 500 мест, на региональном этапе - 282 места.
В соответствии с Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.12.2018 N 325 "О проведении заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2018/19 учебном году" с 17.03.2019 по 27.04.2019 состоялся заключительный этап олимпиады.
В интеллектуальных соревнованиях по 18 предметам из 24 принял участие 31 обучающийся в 8 - 11-х классах муниципальных общеобразовательных организаций Екатеринбурга. Наиболее многочисленные команды представили город по предметам "Информатика и ИКТ" (5 участников), "Литература" (4 участника), "Русский язык" (3 участника), "История" (3 участника).
Эти данные свидетельствуют о качественной подготовке обучающихся педагогами, использующими современные технологии и иные ресурсы в обучении и подготовке к олимпиадам различного уровня.
В перспективе органы управления образованием в муниципальном образовании "город Екатеринбург" будут расширять спектр предметов, представленных на Всероссийском уровне олимпиады школьников.
Кроме того, требуется создание организационно-содержательных условий для решения вопроса о компенсации расходов по оплате проезда интеллектуально одаренных детей - участников тематических смен и всероссийских конкурсов (фестивалей), проводимых во Всероссийских детских центрах.
С целью обеспечения реализации требований ФГОС проводится работа по масштабному технологическому переоснащению образовательных организаций. В настоящее время уровень оснащенности образовательных организаций компьютерной техникой составляет 1 компьютер на 8 обучающихся.
Проблемой является быстрое устаревание техники, необходимость ежегодного обновления программного обеспечения, приобретение и продление лицензий.
Необходимо решать задачу планового обновления парка компьютерной техники, сетей и программно-методического обеспечения. Также проблемой является организация полноценного дистанционного обучения школьников в связи с высокой стоимостью необходимых информационных ресурсов и недостаточным качеством разработанных методических материалов.
В процессе информатизации образовательной среды принимают активное участие и дошкольные образовательные организации.
Одним из современных требований, предъявляемых к сфере образования, является наличие целостной системы мониторинга качества освоения образовательных программ. Именно поэтому особое внимание уделяется совершенствованию муниципальной системы оценки качества образования (далее - МСОКО). Внедрение инструментов МСОКО в штатном режиме, создание информационно-аналитических условий для принятия управленческих решений является приоритетной задачей Администрации города Екатеринбурга до 2020 года.
В муниципальном образовании "город Екатеринбург" создан комплекс условий для развития инновационной деятельности в образовательных организациях. В 2016 году в 118 образовательных организациях реализовывались 226 инновационных проектов.
Успех обновления российской школы, повышения ее конкурентоспособности напрямую зависит от профессионального уровня педагогических работников.
Сравнительный анализ ряда статистических данных по уровню образования и квалификации, педагогическому стажу позволил выявить некоторые тенденции. Наблюдается рост образовательного уровня педагогических работников: в настоящее время доля педагогов с высшим образованием составляет 89,5% (в 2015 - 84,5%). Директорский корпус отвечает требованиям, предъявляемым к должности руководителя образовательной организации: 88,6% руководителей имеют дополнительное профессиональное образование по направлениям "Государственное и муниципальное управление", "Менеджер образования".
91 педагогический работник и 7 руководителей имеют ученую степень. На 2,7% снизилось количество педагогических работников, имеющих стаж работы от 10 до 20 лет, на 2,4% - педагогических работников в возрасте свыше 55 лет. Происходит омоложение педагогических и руководящих кадров. Ежегодно на 1 - 1,5% растет количество педагогов, имеющих стаж работы до 5 лет; доля руководителей, имеющих стаж работы до 20 лет, выросла на 3,9%; доля руководителей, имеющих стаж работы более 20 лет, уменьшилась на 8,3%. Вместе с тем возрастная структура в образовательном комплексе еще не является оптимальной. Задачи современного образования требуют от педагогов и руководителей большей мобильности и гибкости. Требуется развитие персонифицированной системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников в соответствии с требованиями профессиональных стандартов.
Укрепление материально-технической базы образовательных организаций является неотъемлемой частью организации образовательного процесса.
Общая численность детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории Екатеринбурга, на 01.01.2016 составляла более 164 900 человек; на 01.01.2019 - более 200 000 человек.
За последние годы в развитии системы образования Екатеринбурга были достигнуты существенные положительные результаты. В дошкольном образовании решена задача обеспечения его доступности. В целом по городу не имеется дефицита мест в дошкольных организациях для детей в возрасте от 3 лет и старше, но сохраняются проблемы предоставления мест в организациях "шаговой доступности", а также предоставления мест детям в возрасте до 3 лет.
В целях поддержания уровня обеспеченности детей услугами дошкольного образования, сеть муниципальных дошкольных организаций муниципального образования "город Екатеринбург" в 2017 - 2020 годах может быть увеличена путем возврата в систему дошкольного образования ранее перепрофилированных зданий детских садов после проведения в них капитального ремонта. Также необходимо оказывать организационно-методическое содействие негосударственным дошкольным организациям в целях поддержки различных форм получения детьми дошкольного образования.
Образовательное пространство города Екатеринбурга включает все виды разноуровневых образовательных организаций, предоставляющих достаточно широкий спектр услуг.
Екатеринбург обеспечивает доступность дошкольного образования, занимая лидирующие позиции среди городов-миллионников. По итогам 2018/2019 учебного года на территории города функционирует 355 муниципальных дошкольных образовательных организаций (436 зданий). Количество воспитанников в муниципальных детских садах составляет 79 629 человек.
Сеть общеобразовательных организаций представлена 163 общеобразовательными организациями, в том числе 27 гимназиями, 12 лицеями, 28 школами с углубленным изучением отдельных предметов.
Сеть учреждений дополнительного образования включает в себя 17 организаций: 3 в Верх-Исетском районе, 2 в Железнодорожном районе, 4 в Кировском районе, 2 в Ленинском районе, 3 в Орджоникидзевском районе, 2 в Чкаловском районе, 1 в Октябрьском районе.
Сеть детских загородных оздоровительных лагерей представлена 17 учреждениями. Также функционирует детский загородный оздоровительный лагерь "Чайка", учредителем которого является Департамент образования Администрации города Екатеринбурга.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" дети имеют право на полноценный отдых и оздоровление. Под отдыхом и оздоровлением детей и подростков подразумевается комплекс мероприятий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья, условия для развития творческого потенциала личности, формирования здорового образа жизни. Организация отдыха и оздоровления детей и подростков является неотъемлемой частью социально-демографической политики Администрации города Екатеринбурга, так как дети и подростки в первую очередь нуждаются в адресной государственной поддержке и предоставлении услуг по организации отдыха и оздоровления
|