Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
1. Внести в приложение к постановлению Правительства Камчатского края от 27.07.2010 N 332-П "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Камчатского края до 2030 года" следующие изменения:
1) в части 4 введения:
а) пункт 22 изложить в следующей редакции:
"22) Указ Президента Российской Федерации от 25.04.2019 N 193 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации";";
б) пункт 69 изложить в следующей редакции:
"69) Государственная программа Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 N 377;";
2) в разделе 2.3 "Система приоритетных направлений социально- экономического развития Камчатского края до 2030 года" главы 2 "Приоритеты, цели, задачи и направления социально-экономической политики Камчатского края на период до 2030 года":
а) таблицу "Прогнозный баланс энергетической мощности Камчатского края" части 2.3.2.1 "Топливно-энергетический комплекс" подраздела 2.3.2 "Развитие инфраструктуры" изложить в следующей редакции:
Наименование |
2020 год |
2025 год |
2030 год |
2035 год |
|||
ПОТРЕБНОСТЬ: |
|
|
|
|
|||
Электропотребление, млрд. кВт*ч |
1,860 |
2,080 |
2,200 |
2,500 |
|||
Итого потребность |
1,860 |
2,080 |
2,200 |
2,500 |
|||
ПОКРЫТИЕ |
|
|
|
|
|||
Выработка электроэнергии на электростанциях, в том числе: |
1,860 |
2,080 |
2,200 |
2,510 |
|||
Центральный энергоузел, в том числе: |
1,540 |
1,716 |
1,820 |
2,120 |
|||
Камчатская ТЭЦ-1 |
0,276 |
0,279 |
0,000 |
0,000 |
|||
Камчатская ТЭЦ-2 |
0,814 |
0,850 |
0,400 |
0,400 |
|||
ГЭС на реке Толмачева |
0,070 |
0,070 |
0,070 |
0,080 |
|||
Каскад ГЭС на реке Жупанова |
|
|
0,820 |
1,110 |
|||
ГеоЭС |
0,380 |
0,517 |
0,530 |
0,530 |
|||
Выработка электроэнергии на электростанциях в изолированных энергоузлах: |
0,320 |
0,364 |
0,380 |
0,380 |
|||
в том числе Усть-Камчатский объединенный энергоузел |
|
|
|
|
|||
ПОТРЕБНОСТЬ: |
|
|
|
|
|||
Электропотребление, млрд. кВт*ч |
0,053 |
0,054 |
0,056 |
0,057 |
|||
Итого потребность |
0,053 |
0,054 |
0,056 |
0,057 |
|||
ПОКРЫТИЕ |
|
|
|
|
|||
Выработка электроэнергии на электростанциях, в том числе: |
0,053 |
0,054 |
0,056 |
0,057 |
|||
ДЭС |
0,051 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
|||
ВЭС (10% от общей выработки) |
0,002 |
0,005 |
0,005 |
0,005 |
|||
МГЭС на реке Кававля (6,6 мВт) |
0,000 |
0,027 |
0,027 |
0,027 |
|||
МГЭС на реке Большая Хапица (9 - 24 мВт) |
0,000 |
0,080 |
0,120 |
0,120 |
|||
МГЭС на реке Белая (6 мВт) |
0,000 |
0,012 |
0,024 |
0,024 |
|||
Дефицит (-) в зимний период энергопотребление в потребности электроэнергии покрывается мощностью МГЭС и ВЭС - ДЭС демонтируются. Избыток (+) электроэнергии используется переводом |
|
+ 0,070 |
+ 0,120 |
+ 0,119 |
|||
теплоснабжения на эл. обогрев, который составляет 108 млн. квт*ч в год, а в летне-осенний период избытка гидроэнергии, электроэнергию необходимо аккумулировать в топливных пеллетах (дерево, торф, создание водохранилищ) |
|
|
|
|
б) подраздел 2.3.12 "Межрегиональное и международное сотрудничество" изложить в следующей редакции:
"2.3.12. Межрегиональное и международное сотрудничество
2.3.12.1. Общая информация о межрегиональных и международных связях.
Основное стратегическое направление развития межрегионального и международного сотрудничества Камчатского края - обеспечение ускоренного развития региона и улучшения в нем инвестиционного климата, привлечение качественных капитальных, финансовых, материально-технических, управленческих, предпринимательских и иных ресурсов для содействия экономическому росту, эффективному использованию имеющегося ресурсного и трудового потенциала Камчатского края, а также повышению внутренней и внешней конкурентоспособности регионального бизнеса.
Приоритетными направлениями межрегионального и международного сотрудничества являются:
1. Обеспечение роста объемов товарооборота Камчатского края с регионами России и с зарубежными странами наряду с качественным развитием его товарной и географической структуры, рост объема и качества экспорта услуг; формирование конкурентоспособного рынка на территории Камчатского края.
2. Обеспечение устойчивого роста прямых инвестиций из регионов России и из-за рубежа в отрасли и проекты Камчатского края, определяемые как приоритетные; создание условий для реализации крупных комплексных инвестиционных проектов с длительными сроками окупаемости.
3. Развитие логистической инфраструктуры.
4. Повышение результативности мероприятий исполнительных органов государственной власти Камчатского края, направленных на развитие межрегионального и международного сотрудничества, и повышение эффективности использования бюджетных средств на эти цели.
5. Развитие человеческого потенциала путем создания комфортных условий для жизни граждан, развития современных образовательных и научных центров.
Задачами развития межрегионального и международного сотрудничества являются:
- увеличение объемов и развитие товарной и географической структуры внешней торговли Камчатского края;
- увеличение доли компаний, осуществляющих экспортную деятельность в Камчатском крае, от зарегистрированных компаний, в том числе увеличение количества малых и средних компаний-экспортеров;
- привлечение прямых иностранных инвестиций в производственные и инфраструктурные проекты Камчатского края;
- создание условий для привлечения частных инвесторов из регионов Дальнего Востока, обладающих относительно избыточными накопленными инвестиционными ресурсами в форме денежного капитала и проектных компетенций;
- содействие привлечению недостающих компетенций и технологий через систему межрегионального и международного научно-технологического сотрудничества;
- формирование эффективной региональной системы привлечения инвесторов из регионов России и из-за рубежа, поддержки региональных экспортеров.
Мерами и механизмами, обеспечивающими развитие внешнеторгового, межрегионального и международного сотрудничества, являются:
- поощрение формирования кооперационных связей региональных компаний с иностранными, обладающими технологиями глубокой переработки сырья и возможностями продвижения продукции с высокой добавленной стоимостью на зарубежные рынки;
- обеспечение эффективной работы институтов, содействующих привлечению инвестиций из регионов Российской Федерации и из-за рубежа: совершенствование работы по продвижению инвестиционного имиджа Камчатского края, развитие государственно-частного партнерства, актуализация информации об инвестиционном потенциале Камчатского края на Инвестиционном портале Камчатского края, развитие кадрового обеспечения деятельности инвестиционных институтов Камчатского края;
- разработка и реализация программы целевой подготовки кадров в сфере внешнеэкономической деятельности;
- разработка и реализация комплекса мероприятий по развитию межрегионального и международного сотрудничества.
Для Камчатского края целью развития межрегионального сотрудничества является повышение инвестиционной привлекательности региона и оказание содействия в продвижении продукции камчатских производителей на товарные рынки других регионов. Камчатский край имеет соглашения о сотрудничестве с 14 субъектами Российской Федерации (Амурская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Алтайский край, Сахалинская область, Хабаровский край, Магаданская область, Республика Татарстан, Республика Саха (Якутия), Республика Крым, Республика Хакасия, Владимирская область, Ленинградская область, Кемеровская область - Кузбасс, Архангельская область) и Правительствами 2 городов (г. Москва и г. Севастополь).
Для конкретизации подписанных соглашений планируются и реализовываются мероприятия, предусмотренные протоколами и программами двустороннего сотрудничества Камчатского края с регионами. В целях расширения направлений межрегионального взаимодействия, проведения переговоров и подписания документов о сотрудничестве организуются визиты делегаций субъектов Российской Федерации в Камчатский край, а также выезды представителей Камчатского края в регионы.
На основании действующих соглашений между Камчатским краем и российскими регионами осуществляется сотрудничество практически во всех сферах деятельности: экономика, образование, культура, спорт, туризм, здравоохранение, социальная защита населения, организуются и проводятся межрегиональные фестивали, конкурсы, научно-практические конференции и пр.
Ежегодно делегация во главе с Губернатором Камчатского края принимает участие в таких крупных, и непосредственно влияющих на формирование положительного имиджа региона мероприятиях, как Петербургский международный экономический форум (г. Санкт-Петербург), Международный инвестиционный форум "Сочи" (г. Сочи) и Восточный экономический Форум (г. Владивосток).
В вопросах межрегионального сотрудничества важную роль играют ассоциации экономического взаимодействия. В рамках ассоциаций активизация торгово-экономического, научно-технического сотрудничества приобретает особую актуальность. Для регионов - участников ассоциаций такое сотрудничество означает выбор партнеров и потенциальных потребителей продукции, объединенных исторически сложившимися связями, географической близостью, развитой транспортной инфраструктурой и другими факторами.
Камчатский край является членом Межрегиональной Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации "Дальний Восток и Забайкалье", в которую также входят: Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Забайкальский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ. Ассоциация создана по инициативе руководителей дальневосточных территорий Российской Федерации с целью скоординированного использования их экономических потенциалов в условиях децентрализации экономики и развития рыночных отношений.
Камчатский край осуществляет свою международную деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 04.01.1999 N 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".
Основными направлениями международной деятельности являются:
- укрепление экономических и гуманитарных связей и расширение партнерских отношений со странами СНГ;
- сотрудничество со странами дальнего зарубежья;
- внешнеэкономическая деятельность и работа по привлечению иностранных инвестиций в экономику региона.
Уникальное географическое положение, мощнейшая сырьевая база региона имеют для Российской Федерации большое геополитическое значение. С возрастающей ролью Камчатского края в мировой экономике увеличивается и значимость региона как контактной зоны, обеспечивающей внешнеэкономическое, культурное и другие виды межгосударственного сотрудничества.
Камчатский край занимает выгодное экономико-географическое положение в России и АТР, соседствуя с такими странами, как Китай и Япония, вдоль камчатских берегов проходит Северный морской путь. Международное сотрудничество Камчатского края строится на исторически и географически обусловленной базе, подразумевающей первоочередную ориентацию на страны Северо-Восточной Азии и ситуационное подключение партнеров из других регионов АТР и Европы. Контакты субъекта Федерации с СНГ незначительны и, как правило, связаны с визитами сюда соответствующих представителей дипломатических и консульских учреждений.
Внешнеэкономическую деятельность в 2018 году осуществляли 185 участников ВЭД (без учета данных взаимной торговли с государствами - членами ЕАЭС). Количество участников по сравнению с 2018 годом возросло на 2,8%. Удельный вес количества участников ВЭД, зарегистрированных на территории Камчатского края, составляет 3,5% от общего количества участников, зарегистрированных на территории ДФО.
Внешнеторговый оборот составил 917,1 млн. долларов США, что на 107,3 млн. долларов США больше, чем в 2017 году (на 13,2%), при этом экспорт возрос на 142,7 млн. долларов США (на 20,4%), а импорт уменьшился на 35,5 млн. долларов США (на 32,4%).
Количество стран-контрагентов, с которыми осуществляли внешнеэкономическую деятельность участники ВЭД Камчатского края, сократилось с 59 до 53 (на 10%).
Наибольший объем внешнеторгового оборота Камчатского края пришелся на следующие группы стран:
АТЭС - 879,9 млн. долларов США или 95,9% от стоимости внешнеторгового оборота, рост на 15,6% к уровню 2017 года;
ОЭСР - 525,4 млн. долларов США или 57,3%, увеличение на 4,8%;
ЕС - 29,4 млн. долларов США или 3,2%, уменьшение на 15,6%.
Крупнейшие страны-контрагенты во внешнеторговом обороте: Китай, Республика Корея, Япония, США, Дания, Таиланд.
Основными товарными группами экспорта по итогам 2018 года стали: продовольственные товары и сырье, рыба, ракообразные и моллюски, минеральные продукты, металлы и изделия из них и др. Товарная структура импорта Камчатского края распределилась следующим образом: машиностроительная продукция, древесина и целлюлозно-бумажные изделия, текстиль, текстильные изделия и обувь, продукция химической промышленности, каучук и др.
Камчатский край поддерживает межрегиональные экономические и гуманитарные связи со странами ближнего и дальнего зарубежья и по-прежнему остается привлекательным для иностранных партнеров как стабильный и перспективный Дальневосточный регион России. Заключены международные соглашения о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, культурной и иных сферах с субъектами зарубежных стран и Меморандумы о намерениях: Соглашение с Правительством провинции Больцано (Итальянская Республика), Соглашение с Народным Правительством провинции Хэйлунцзян (Китайская Народная Республика), Соглашение с Республикой Беларусь, Соглашение по дружественному сотрудничеству между портовыми городами Петропавловском-Камчатским и Кусиро (Япония), Меморандум о сотрудничестве между г. Петропавловск-Камчатский и г. Хорсенс (Королевство Дания) по вопросам изучения истории Витуса Беринга, Меморандум о намерениях сотрудничества между городами Петропавловск-Камчатский Камчатского края Российской Федерации и Гюмри Ширакского марза Республики Армения, Меморандум о намерениях о сотрудничестве между городом Пхохан Республики Корея и Петропавловск-Камчатским городским округом, Соглашение о дружбе и сотрудничестве между Администрацией Елизовского муниципального района и Народным Правительством уезда Дуннин (КНР), подписан Протокол о намерениях по взаимовыгодному сотрудничеству между городами-побратимами г. Хомер (Аляска, США) и г. Елизово (Российская Федерация).
С целью расширения и укрепления международного и межрегионального сотрудничества ежегодно Камчатский край посещают иностранные делегации, с которыми проводятся официальные встречи, организуется посещение промышленных предприятий, инвестиционных площадок.
С 1996 года с периодичностью 1 раз в два года в Камчатском крае проводятся "Дни японской культуры", начиная с 2009 года - ежегодно. Помимо Дней японской культуры с 2015 года в Камчатском крае проходят "Дни Москвы" и "Дни Кореи".
Камчатский край является постоянным участником форума Российско-американского тихоокеанского партнерства - РАТОП (двусторонний форум между частным и государственным секторами по установлению сотрудничества и преодолению препятствий на пути делового и коммерческого развития между востоком России и Соединенными Штатами Америки, по расширению возможностей между востоком России и западом США посредством партнерской деятельности волонтеров-энтузиастов РАТОП, представителей частного и государственного секторов, путем поддержки и сотрудничества в развитии инициатив РАТОП).
По итогам мероприятий РАТОП последних лет, была подчеркнута важность сотрудничества Камчатского края и США в сфере энергетики, авиасообщения, а также о развитии торгово-экономических, туристических, научных и общественных связей.
Представители США выражают заинтересованность в части транспортных контактов через международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово) по воздушным линиям Анкоридж - Петропавловск-Камчатский - Якутск, Анкоридж - Петропавловск-Камчатский - Владивосток с целью увеличения туристического потока, а также обозначают потребность по авиационному маршруту Анкоридж - Токио, транзит авиаперевозок через международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово) им представляется наиболее предпочтительным.
Камчатский край с 2014 года входит в 5 из 10 рабочих групп Международной организации северных регионов "Северный Форум". Регионами-членами Северного Форума, а также Секретариатом Северного Форума проводится работа по расширению международного межрегионального сотрудничества и расширению членства в организации. Членами Северного Форума являются 14 регионов: Ненецкий автономный округ (Россия), Акюрейри (Исландия), Провинция Кангвон (Республика Корея), Республика Саха (Якутия), Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Камчатский край (Россия), Красноярский край (Россия), Лапландия (Финляндия), Магаданская область (Россия), Приморский край (Россия), Хабаровский край (Россия), Чукотский автономный округ (Россия), Штат Аляска (США), Ямало-Ненецкий автономный округ (Россия).
С 1996 года Камчатский край (область) является членом международной организации поддержки межрегионального сотрудничества (АРАССВА), в которую на основе членства входят субъекты 6 стран (КНР, Япония, Республика Корея, Монголия, КНДР и Российская Федерация).
В список членов АРАССВА входят 15 региональных администраций из Российской Федерации: Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Республика Тыва, Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Красноярский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Иркутская область, Кемеровская область, Магаданская область, Сахалинская область, Томская область.
Основные виды деятельности Ассоциации:
1. Регулярное проведение Конференции региональных администраций стран Северо-Восточной Азии.
2. Сбор и предоставление членам Ассоциации информации об экономике, технологии и ходе развития территорий, входящих в Ассоциацию.
3. Оказание содействия мероприятиям, направленным на развитие сотрудничества и расширение взаимодействия регионов Северо-Восточной Азии, в числе которых выставки, ярмарки, обмены делегациями и пр.
Международные отношения Камчатского края с зарубежными странами имеют широкие перспективы развития. Это обусловлено заключением множества совместных проектов, реализация которых приведет к усилению торгового сотрудничества между иностранными государствами и Камчатским краем, а также проведением целенаправленной внешнеторговой политики, предусматривающей развитие экспортных связей.
2.3.12.2. Развитие экспортной деятельности в Камчатском крае.
По результатам 2018 года, экспорт Дальневосточного региона составил 28 188,7 млн. долларов США, произошло увеличение на 26,7% по сравнению с 2017 годом. В это же время экспорт Камчатского края возрос на 20,4% по сравнению с 2017 годом и составил 843,1 млн. долларов США.
Ввиду своего географического положения, на сегодняшний день, наиболее перспективными партнерами Камчатского края безусловно являются страны АТР. Компании этих стран имеют опыт участия в инфраструктурных, энергетических, рыбохозяйственных, агропромышленных и прочих инвестиционных проектах в субъектах ДФО, что соответствует отраслевым приоритетам Камчатского края.
В среднем внешнеэкономическое сотрудничество осуществляется ежегодно с более чем 50 странами мира, из которых 2 - 3 страны - государства СНГ.
Товарная структура экспорта Камчатского края в 2018 году распределилась следующим образом:
стоимость (тыс. долларов США) | |||||
Код группы |
Наименование товаров |
2017 год |
2018 год |
Темп роста, % |
|
01 - 24 |
Продовольственные товары и сырье |
659 337,75 |
794 393,93 |
120,5% |
|
в т.ч. 03 |
Рыба, ракообразные и моллюски |
644 057,16 |
781 081,48 |
121,3% |
|
25 - 27 |
Минеральные продукты |
34 208,98 |
43 287,43 |
126,5% |
|
в т.ч. 27 |
Топливно-энергетические товары |
5 733,70 |
5 121,67 |
89,3% |
|
28 - 40 |
Продукция химической промышленности, каучук |
36,14 |
0,00 |
0% |
|
41 - 43 |
Кожевенное сырье, пушнина и изделия |
0,00 |
0,00 |
0% |
|
44 - 49 |
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия |
21,44 |
6,66 |
31% |
|
50 - 67 |
Текстиль, текстильные изделия и обувь |
58,09 |
0,00 |
0% |
|
72 - 83 |
Металлы и изделия из них |
4 996,24 |
3 884,36 |
77,7% |
|
84 - 90 |
Машиностроительная продукция |
1 732,65 |
1 542,43 |
89% |
|
68 - 71, 91 - 97 |
Прочие товары |
0,39 |
20,71 |
в 53,3 раза |
Основные торговые партнеры Камчатского края при экспорте в 2018 году:
- Китай - 361 млн. долларов США или 42,8% экспорта. Стоимость экспорта увеличилась на 88,5 млн. долларов США (на 32,5%). Главные статьи экспорта: рыба мороженая - 78,4%; руды и концентраты никелевые - 10,6%; ракообразные - 7% от стоимости экспорта;
- Республика Корея - 265,8 млн. долларов США или 31,5% экспорта. Произошло уменьшение экспорта на 46,7 млн. долларов США (на 15%). Основные статьи экспорта: рыба мороженая - 56,6%; ракообразные - 32,9%; филе рыбное и прочее мясо рыб - 7,7%.
- Япония - 173 млн. долларов США или 20,5% экспорта. Экспорт возрос на 74,8 млн. долларов США (в 1,8 раза). Главные статьи экспорта: рыба мороженая - 97,6%; ракообразные - 1,6%.
- Дания - 13,7 млн. долларов США или 1,6% экспорта. Стоимость экспорта увеличилась на 6,9 млн. долларов США (в 2 раза). Единственная статья экспорта: рыба мороженая.
- Таиланд - 13,3 млн. долларов США или 1,6% экспорта. Произошло увеличение экспорта на 13 млн. долларов США (в 38,5 раза). Единственная статья экспорта: рыба мороженая.
- Соединенные Штаты Америки - 13 млн. долларов США или 1,5% экспорта. Экспорт возрос на 8,6 млн. долларов США (в 3 раза). Основные статьи экспорта: рыба мороженая - 42,2%; ракообразные - 39,4%"; нефть и нефтепродукты кроме сырых - 11,0%.
За последние 3 года стоимость экспорта в Камчатском крае возросла на 302,4 млн. долларов США (на 36%).
Экспортная направленность в регионе сохраняет ряд сильных сторон, позволяющих значительно преодолеть препятствия, которые могут появляться в ближайшие десятилетия. Камчатский край обладает запасами природных ресурсов, которые могут одновременно покрывать потребности внутреннего рынка и быть потенциально востребованы за рубежом.
Качество трудовых ресурсов в регионе повышает сравнительную конкурентоспособность камчатских товаров на мировом рынке. Многие предприятия отрасли являются хорошо организованными и могут производить качественные товары.
Регион активно совершенствует деятельность по предоставлению финансовых и нефинансовых мер поддержки действующим экспортерам и субъектам предпринимательства, планирующим осуществлять экспортную деятельность услуг, а также по формированию организационных основ деятельности, в крае создана система региональных институтов поддержки экспорта. В Камчатском крае поддерживается либерализованный инвестиционный режим. По состоянию на 01.06.2019 года количество действующих резидентов ТОР "Камчатка" - 79. Еще большее число инвесторов воспользовались режимом свободного порта Владивосток, который распространен исключительно на Петропавловск-Камчатский городской округ - 117. Сумма заявленных инвестиций в проекты превышает 44,6 миллиарда рублей. Их реализация позволит создать более 8 000 рабочих мест. Ведется работа и по обеспечению инфраструктурой площадок ТОР.
Стабильные социальные, экономические и политические условия в регионе способствуют ведению предпринимательской деятельности, а понятные целевые ориентиры государственной экспортной политики позволяют повышать конкурентоспособность камчатской продукции с последующим ее выходом на внешние рынки.
Экспорт для многих камчатских организаций является способом расширения бизнеса, способом повышения его устойчивости и, что особенно важно, индикатором конкурентоспособности их продукции (услуг). Тем не менее, можно выделить ряд барьеров, или слабых сторон, устранение которых поможет нарастить экспортный потенциал камчатских компаний в ближайшее время и серьезно увеличить экспорт продукции.
Слабые стороны, препятствующие развитию несырьевого экспорта в Камчатском крае связаны, в первую очередь, с: географическими особенностями региона, которые не способствуют развитию на Камчатке промышленного производства товаров, предназначенных для зарубежных рынков (за исключением продуктов переработки продукции морского промысла); низкой конкурентоспособностью товаров, производимых в Камчатском крае, из-за высокой стоимости производства и доставки; инфраструктурой порта Петропавловск-Камчатский, которая нуждается в реконструкции; логистическими проблемами (отсутствие прямых международных авиарейсов из аэропорта Петропавловск-Камчатский, в том числе в страны Азии, вынуждает экспортеров при вывозе товаров воздушным транспортом организовывать поставки через аэропорты Владивостока или Хабаровска); слабой заинтересованностью камчатских товаропроизводителей в выходе на внешний рынок, особенно среди субъектов малого и среднего предпринимательства, низкой финансовой грамотностью в сфере внешнеэкономической деятельности и отсутствием культуры экспорта; сложной и бюрократизированной системой организации процедуры экспорта.
Что касается маркетинговой деятельности, только некоторые предприятия проводят маркетинг их продукции, в основном на внутреннем рынке, а не на рынке экспорта. "Торговая марка" Камчатского края не очень известна на мировом рынке. Низкая информированность о товарах, производимых в Камчатском крае (за исключение рыбной продукции), является следствием низкого спроса на внешнем рынке. Брендирование должно рассматриваться как управленческий процесс по созданию, планированию и продвижению уникальных особенностей региона с целью достижения в перспективе социального и экономического эффекта. Социальный эффект от использования бренда заключается в повышении качества жизни населения, формировании лояльности жителей к своему региону. Экономический эффект - в росте туристических потоков, инвестиционных вложений, доли реализованных инновационных разработок, числа инновационно-активных предприятий и т.д.
В системе исполнительных органов государственной власти Камчатского края отсутствует необходимая межведомственная координация в экспортной сфере с выстроенной вертикалью подчинения соответствующему межведомственному органу, в котором ресурсный, кадровый и управленческий потенциал позволял бы заниматься проблемами экспорта как в операционном ежедневном режиме, так и осуществляя координацию действий всех структур для целей продвижения экспорта. Поддержка экспорта не является ключевой деятельностью для большинства вовлеченных организаций. Цели и задачи в этой сфере зачастую не имеют необходимого приоритета и не зафиксированы в соответствующих ключевых показателях эффективности (КПЭ), либо отражены формально и не имеют прямой связи с поставленными задачами.
Расширять производство и совершенствовать качество продукции экспортно ориентированным компаниям мешает, в первую очередь, нехватка дешевых финансовых ресурсов. Речь здесь идет как о неприемлемо высоких ставках по кредитам, так и о сложности получения займов и налоговых льгот, необходимых для модернизации производств.
В целях защиты жизни и здоровья людей, благополучия животных, растений и окружающей среды государства разрабатывают технические требования к продукции и производственным процессам, обязательные для соблюдения изготовителями. Однако применение технических требований практически всегда приводит к усложнению процесса торговли, так как влечет за собой увеличение издержек производства.
В системе поддержки экспорта на региональном уровне не созданы механизмы "единого окна", что сильно затрудняет для экспортеров использование мер и инструментов поддержки, особенно, когда требуется комплексное содействие малым и средним экспортерам. Институты и инфраструктура поддержки экспорта не функционируют как единое целое. Созданные механизмы поддержки экспорта не имеют массового эффекта для экспортеров в силу отсутствия их системности и взаимосвязанности. Коммуникационные связи между предпринимателями (их объединениями) и государством формируются стихийно, в силу сложившихся обычаев, без наличия отлаженных процедур регулярного проведения консультаций, осуществления мониторинга эффективности принимаемых мер и их периодической настройки в связи с меняющейся ситуацией. Нехватка форматов взаимодействия предпринимателей между собой и с государством замедляет обмен информацией и снижает результативность принимаемых мер.
Регуляторные ограничения, заложенные в различные акты нормативного и распорядительного характера, влияющие на экспорт, должны периодически пересматриваться. Ограничения для осуществления определенных видов деятельности (например, ограничения в области экспортного контроля, применение косвенных налогов при экспорте отдельных товаров и услуг, оказание услуг в морских портах) необходимо соизмерять с эффектами для развития экспорта.
При реализации пилотных проектов экспортеры - "новички" сталкиваются с объемностью, плохой структурированностью нормативных правовых актов в области таможенного права, наличием неясных и неоднозначных положений и формулировок в сфере таможенного дела; сложностью работы с общероссийским порталом электронного декларирования ФТС России.
Административные барьеры для производства экспортно ориентированной продукции и ее экспорта по-прежнему являются труднопреодолимыми для малого бизнеса и затрудняющими экспорт для средних компаний. Несмотря на предпринятые в последние годы шаги по устранению или снижению административных барьеров, включая улучшение законодательства в таможенной и налоговой сферах, в области валютного регулирования и контроля, экспортного контроля, регулирование деятельности компаний, связанной с экспортом, остается существенно более обременительным, чем в других странах. Избыточные требования - от необходимости заключения контракта, подписанного на бумаге сторонами внешнеэкономической сделки, до представления множества документов в контролирующие органы и банки - затрудняют вовлечение в экспортную деятельность малого бизнеса, оставляют без заказов камчатские компании в тех отраслях, где конкурентное преимущество получают экспортеры способные обеспечить поставку необходимых товаров в короткие сроки. Громоздкие административные процедуры на транспорте, прежде всего в морских портах, не в меньшей мере препятствуют развитию экспорта транспортных услуг, чем инфраструктурные ограничения транспортного комплекса.
Экспортируемая продукция должна соответствовать законодательным требованиям и требованиям рынка страны-импортера. Подтверждением выполнения указанных требований являются: сертификаты соответствия, декларации о соответствии, протоколы испытаний и иные документы об оценке соответствия. Экспортерам бывает сложно самостоятельно определить требования, процедуры оценки соответствия и найти орган по оценке соответствия, который поможет получить необходимый документ и избежать ненужных посреднических услуг, в результате которых стоимость работ по оценке соответствия может увеличиться в несколько раз.
Зачастую из-за несовершенства налоговых и таможенных процедур компании не могут получить гарантированные законодательством льготы.
У компаний, которые заинтересовались экспортом и решили выйти на внешние рынки возникает ряд преимуществ и возможностей и в этом конечно плюс экспортной деятельности. Но ключевая проблема заключается в другом, не каждый может осознать эти преимущества и главное реализовать их на практике. Основные преимущества сводятся к следующим:
- совершенно иной взгляд на бизнес и развитие компании;
- экспорт - способ расширения рынка сбыта;
- экономическая рентабельность экспорта.
С одной стороны, экспорт довольно затратное направление для компании, с другой стороны компания может обладать не реализованным производственным потенциалом, который может стать дополнительным источником увеличения прибыли для компании. Поэтому, с экономической точки зрения экспорт позволяет увеличить прибыль компании за счет:
- увеличения объема сбыта продукции;
- увеличения объема производства и снижения издержек;
- использования налоговых и финансовых выгод для предприятий-экспортеров.
Данные вопросы всегда требуют дополнительного изучения и довольно тщательного анализа, но все же для многих компаний экспорт является очень рентабельным.
Важнейшей задачей по поддержке экспорта является создание условий для того, чтобы все процедуры, необходимые для осуществления экспорта, могли быть выполнены любым экспортером самостоятельно, без посредников, в том числе за счет повышения профессионализма, информированности экспортеров, разработки и предоставления экспортерам вспомогательных информационных сервисов.
Одним из основных мероприятий в данной сфере является развитие на базе интернет-портала по информационной поддержке экспорта сервисов, включающих:
- пошаговое руководство экспортера, детально описывающее всю последовательность операций, связанных с осуществлением экспортной поставки, включая выполнение требований законодательства, а также организацию перевозки товаров;
- комплекс электронных сервисов для экспортера, объединенных в единое окно (таможенное декларирование, уплата таможенных платежей, государственных пошлин, получение лицензий, получение сертификатов происхождения, получение иных разрешительных документов, запрос на финансовую поддержку экспорта, информирование об административных препятствиях для экспорта в России и за рубежом, сервис оперативных консультаций по вопросам экспорта, сервис отслеживания прохождения поставки, сервис поиска транспорта для вывоза товара, а также, по мере необходимости, иные сервисы, в которых заинтересованы экспортеры).
Отдельной темой является создание торговой площадки E-commerce по аналогии с Alibaba, позволяющей малому бизнесу осуществлять экспортную торговлю камчатскими товарами.
Одним из перспективных инструментов выхода на зарубежные рынки является создание специализированных площадок, которые, с одной стороны, позволят решить проблему недостатка у камчатских компаний успешного опыта в маркетинге и продажах (при конкурентоспособном продукте), с другой - позволят обеспечить экономию усилий и финансовых затрат для освоения конкретного рынка (законодательство, налоги, языковые и культурные барьеры). По мнению экспортеров, одним из важных этапов продвижения является открытие представительного офиса с образцами продукции и возможностью проведения переговоров, что может быть реализовано на базе Центра поддержки экспорта Камчатского края с меньшими затратами.
Благоприятный инвестиционный фон в Камчатском крае открывает новые возможности и перспективы для доступа камчатских товаров на мировые рынки, создания совместных предприятий и предприятий с иностранными стратегическими инвесторами, расширения ассортимента и повышения качества производимой продукции из местного сырья, повышения конкурентоспособности и производства новой экспортной продукции.
Разработка и реализация в Камчатском крае региональных проектов, направленных на поддержку экспорта с установлением целевых показателей будет способствовать не только развитию экспортной культуры в предпринимательской среде Камчатского края, но и будет способствовать решению приоритетных задач по снижению и устранению барьеров для развития экспорта.
В части подготовки документов для осуществления экспортной поставки это касается:
1) исключения требований о подтверждении отсутствия необходимости представления разрешительных документов для экспорта товаров, в том числе за счет предельно четкого определения категорий товаров, для экспорта которых необходимы разрешительные документы, опубликования их перечней, повышения квалификации должностных лиц таможенных органов, специализации таможенных органов;
2) упрощения процедур, связанных с применением лицензий, разрешений на ввоз или вывоз товаров в связи с ввозом (вывозом) товаров в единичных экземплярах или незначительных количествах для облегчения выставочной деятельности;
3) устранения препятствий для использования во внешнеторговой деятельности контракта не только в виде единого документа, подписанного двумя сторонами сделки, но и в других формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации (при сохранении требования об обязательной письменной форме сделки).
В части налогообложения это касается:
1) автоматизации подтверждения обоснованности применения нулевой ставки (освобождения от налогообложения) по операциям по реализации товаров (работ, услуг) и проведения проверки налоговых вычетов по НДС и акцизам при экспорте за счет совершенствования информационного обмена между таможенными, налоговыми органами и банками (исходя из возможности проведения проверочных мероприятий при выявлении признаков, указывающих на недостоверность заявленных сведений, требующих более тщательной проверки документов);
2) установления комфортных для экспортера правил подтверждения вывоза для применения ставки НДС в размере 0% при экспорте в государства Таможенного союза.
В части таможенных процедур это касается осуществления мониторинга применения таможенных процедур свободной таможенной зоны, свободного склада и переработки на таможенной территории в целях выявления проблемных вопросов, возникающих при применении таких таможенных процедур, и при необходимости, подготовка предложений о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и внесение изменений в нормативные правовые акты Федеральной таможенной службы России.
В части межведомственного взаимодействия и взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности и государственных органов это касается:
1) внедрения механизма "единого окна" при взаимодействии участников внешнеэкономической деятельности с государственными органами и уполномоченными организациями, в том числе при получении лицензий и иных разрешительных документов, необходимых сертификатов и свидетельств при подаче декларации на товары таможенному органу, при убытии товаров из Таможенного союза;
2) дальнейшего развития межведомственного электронного взаимодействия, в том числе с целью исключения истребования у лиц документов и сведений, уже имеющихся в базах данных государственных органов.
Большой угрозой для экспортной деятельности в Камчатском крае является сильная конкуренция и действия других компаний из других регионов Дальнего Востока. Выход камчатских компаний на рынки других стран связан с конкурентными условиями, влияние на которые оказывают как местные компании-производители, так и другие компании-импортеры. Главной проблемой остается недостаточный уровень логистики и транспортной доступности для осуществления международной торговли. Неразвитая логистика ставит Камчатский край в крайне невыгодное положение по сравнению с основными конкурентами - Приморским краем, Хабаровским краем, Сахалинской областью.
Кроме того, подавляющее большинство камчатских малых и средних предприятий существуют "обособлено" от остальных. Такая обособленность зачастую не способствует выходу на внешние рынки. Вероятнее всего, для повышения конкурентоспособности продукции микропредприятиям придется объединиться в более крупные, например, промышленные зоны или парки.
Еще одной угрозой является рост тарифов естественных монополий (уровень тарифов на электроэнергию, водоснабжение и т.д.). Уровень тарифов естественных монополий напрямую влияет на конкурентоспособность экспортной продукции региональных производителей. При этом их стоимость является одной из наиболее высоких в стране. С учетом географического положения Камчатского края и текущей геополитической ситуации особое значение имеет обеспечение энергетической безопасности региона.
Угрозой также является возможное дальнейшее ухудшение ситуации в связи с риском финансового кризиса, при этом многие предприятия будут находиться в состоянии недостатка капитала. Любые планы по развитию должны учитывать представленные факторы, чтобы использовать сильные стороны с целью капитализации возможностей, а также принятия мер для устранения слабых сторон, которые могут стать угрозой для инвестиционной привлекательности Камчатского края.
Учитывая вышеизложенное, первоочередными мероприятиями по достижению положительной динамики в сфере развития экспорта в Камчатском крае на ближайшую перспективу являются:
- организация работы по информированию участников внешнеэкономической деятельности: о сокращении административных процедур и барьеров в сфере международной торговли в части установления безлицензионного экспорта в отношении некоторых стран, создание информационных сервисов для обеспечения соблюдения требований экспортного контроля; об отмене избыточных требований валютного контроля; о возможности применения ставки 0% НДС в отдельных случаях; о расширении доступа к таможенной процедуре переработки на таможенной территории;
- подготовка проектов нормативных правовых актов, регламентирующих подключение участников внешнеэкономической деятельности и исполнительные органы государственной власти Камчатского края, а также подведомственные учреждения к информационной системе "Реестр экспортеров";
- формирование перечня экспортеров для включения в информационную систему "Реестр экспортеров" и перечень исполнительных органов государственной власти Камчатского края, а также подведомственных им государственных учреждений, для включения в информационную систему "Реестр экспортеров";
- получение доступа к информационной системе "Одно окно" и ее дополнительным сервисам;
- проведение маркетинговой кампании по продвижению информационных систем "Одно окно" и "Реестр экспортеров" среди целевой аудитории в период с 2019 по 2021 год;
- проведение мониторинга востребованности лабораторных баз среди участников внешнеэкономической деятельности, а также географической доступности существующих и создаваемых лабораторных баз для потенциальных экспортеров Камчатского края;
- привлечение представителей бизнеса Камчатского края к работе по стандартизации и оценке соответствия при разработке международных стандартов в целях повышения конкурентоспособности экспортной продукции;
- информирование представителей бизнеса Камчатского края о нормативных правовых актах по совершенствованию механизмов реализации агентско-сервисной поддержки в соответствии с принятыми изменениями на федеральном уровне;
- разработка плана международного продвижения (в рамках исполнения Регионального экспортного стандарта 2.0) с указанием страновых планов по основным партнерам с учетом географических особенностей по продвижению продукции Камчатского края на экспорт;
- обучение региональной управленческой команды по развитию экспортного потенциала;
- создание и обеспечение функционирования базы экспортеров Камчатского края;
- обеспечение деятельности Центра поддержки экспорта Камчатского края, доступа предприятий Камчатского края к государственным мерам поддержки;
- участие Камчатского края в единой системе продвижения экспорта Российской Федерации;
- создание образовательной площадки для начинающих экспортеров;
- внедрение системы экспортного аудита компаний, обладающих экспортным потенциалом, формирование перечня предпринимателей в Камчатском крае, обладающих экспортным потенциалом;
- участие субъектов предпринимательства, зарегистрированных на территории Камчатского края, в акселерационных программах для экспортеров;
- расширение каналов международного продвижения и повышение их эффективности;
- содействие по участию региональных экспортеров в цифровых форматах торговли;
- участие бизнес-делегаций в визитах руководства Камчатского края за рубеж;
- формирование плана мероприятий для организации привлечения иностранных покупателей, включая визиты иностранных делегаций, организацию выставочно-ярмарочных мероприятий, "дней международного бизнеса" и т.д.;
- обеспечение консультационной поддержки субъектов предпринимательства по вопросам экспортной деятельности;
- создание механизма продвижения продукции региональных компаний за рубеж, включая создание и развитие бренда Камчатского края;
- создание механизма и проведение масштабной кампании по популяризации экспортной деятельности;
- проведение ежегодного конкурса "Лучший экспортер года" и последующее участие экспортеров Камчатского края во Всероссийской премии в области международной кооперации и экспорта "Экспортер года":
- создание информационного ресурса для предоставления экспортерам информации о перспективах поставок и барьерах на зарубежных рынках.
2.3.12.3. Инвестиционная политика в Камчатском крае.
К приоритетным отраслевым направлениям для иностранных прямых инвестиций относятся:
- туристско-рекреационный комплекс;
- проекты развития инфраструктуры Северного морского пути: транспортно-логистического центра с крупным разгрузочным терминалом, современной судоремонтной и бункеровочной базой;
- проекты развития транспортно-логистической инфраструктуры, обеспечивающей товарные экспортно-импортные потоки;
- инвестиции в рыбодобывающий флот, в технологические комплексы по рыбопереработке, хозяйства марикультуры;
- агропромышленный комплекс (сельскохозяйственное производство и переработка сельскохозяйственного сырья);
- коммунальное хозяйство и жилищное строительство;
- гидро- и теплоэнергетические проекты;
- горнодобывающие и горно-обогатительные комбинаты;
- проекты комплексной переработки древесного сырья.
Основными направлениями мероприятий по привлечению прямых иностранных инвестиций в Камчатский край являются:
- информационные взаимодействия с потенциальными инвесторами, включая мероприятия по улучшению имиджа Камчатского края для целевых групп иностранных инвесторов;
- устранение административных барьеров и предоставление иностранным инвесторам необходимого пакета услуг на всех этапах осуществления инвестиционных проектов.
Для обеспечения устойчивого притока прямых иностранных инвестиций в Камчатский край необходимо:
- развивать успешные практики по привлечению иностранных инвестиций: АО "Корпорация развития Камчатского края", Инвестиционного совета Камчатского края, Инвестиционного фонда Камчатского края, отраслевых исполнительных органов государственной власти Камчатского края и органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае;
- повышать эффективность имиджевой политики, мероприятий, информационно-презентационных материалов по продвижению инвестиционных возможностей Камчатского края на внешнем рынке;
- обеспечивать ежегодное участие делегаций Камчатского края в торгово-экономических форумах/ярмарках/конференциях/выставках, в программах обмена опытом со странами АТР, в том числе по отраслевым приоритетам; проводить "Дни Камчатского края", презентации инвестиционного и экспортного потенциала Камчатского края за рубежом;
- распространять информацию об инвестиционном потенциале Камчатского края и инвестиционных проектах через посольства Российской Федерации в зарубежных странах, торговые и экономические представительства, торгово-промышленные палаты и объединения деловых кругов зарубежных стран;
- привлекать к работе по продвижению инвестиционного имиджа Камчатского края экспертов, уже имеющих положительный опыт в данной сфере; повышать соответствующую квалификацию государственных служащих, специалистов АО "Корпорация развития Камчатского края", Инвестиционного фонда Камчатского края;
- на Инвестиционном портале Камчатского края совершенствовать ресурс "Путеводитель для иностранных инвесторов"; своевременно и в полном объеме актуализировать информацию об инвестиционных приоритетах, мерах и механизмах поддержки иностранных инвесторов, актуализировать базы данных инвестиционных объектов Камчатского края, при этом следует размещать планы и описание земельных участков и объектов недвижимости, которые предлагаются инвесторам под определенные проекты и направления бизнеса;
- для иностранных инвесторов регулярно издавать каталог с наиболее подготовленными инвестиционными проектами Камчатского края;
- создать и обеспечить работу сервисов обратной связи, "горячей линии" для иностранных инвесторов и их представителей по взаимодействию с органами государственной власти Камчатского края;
- создавать совместные с иностранными партнерами рабочие группы с участием представителей АО "Корпорация развития Камчатского края", научной среды и бизнеса для поиска приемлемых для всех сторон форматов инвестиционного сотрудничества по приоритетным отраслевым направлениям;
- развивать совместную с иностранными партнерами исследовательскую, аналитическую и консалтинговую деятельность по приоритетным отраслевым направлениям;
- совершенствовать практику предоставления земельных участков для иностранных инвесторов, реализующих инвестиционные проекты государственно-частного партнерства, особо значимые инвестиционные проекты Камчатского края, с предварительным согласованием предоставления земельных участков объекта без проведения торгов.
В рамках проектов создания агропромышленных и промышленных парков:
- развивать сельскохозяйственное инвестиционное и научно-техническое сотрудничество, особенно с территориями со схожими природно-климатическими условиями (Аляска, Канада, Хоккайдо). Сферами сотрудничества являются: улучшение агропродовольственных культур, развитие животноводства и отрасли производства кормов, улучшение земель, изготовление органических удобрений, защита окружающей среды и т.п.;
- развивать инвестиционное сотрудничество в сфере производства и поставок в Камчатский край оборудования для сельского хозяйства и пищевой переработки;
- разработать меры привлечения иностранных предприятий к организации глубокой переработки древесины на территории Камчатского края; развивать инвестиционное сотрудничество с иностранными партнерами (например, из КНР, Японии, США, Индонезии) в области использования высокотехнологичного деревообрабатывающего оборудования.
В рамках туристско-рекреационного комплекса:
- конкретизировать предложения для иностранных инвесторов, их возможности и форматы участия в проектах освоения рекреационных ресурсов Камчатского края;
- интенсифицировать мероприятия по привлечению иностранных инвесторов в создание туристских объектов и транспортной, коммунальной, энергетической инфраструктуры туристско-рекреационных кластеров ("Паратунка", "Эссо", "Зеленовские озерки", других).
В рамках развития рыбопромышленного кластера Камчатского края:
- с учетом требований действующего законодательства в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов стимулировать реализацию совместных проектов по созданию высокотехнологичных рыбоперерабатывающих производств, обновлению рыбопромыслового флота, развитию аквакультуры с инвесторами Республики Корея, КНР, Японии, других стран с целью поставок готовой продукции на внутренний рынок России и за рубеж.
В области энергетики, коммунального хозяйства, жилищного строительства:
- привлекать иностранных экспертов для адаптации зарубежного опыта в сфере строительства, в частности в сейсмически активных районах, в сфере организации строительных проектов и схем развития территорий, финансирования такого развития, привлечения инвестиций;
- привлекать технологии и инвестиции из Японии, Китая, Республики Корея, других стран для строительства и совместной эксплуатации каскада Жупановских гидроэлектростанций, в проекты обеспечения энергоснабжения изолированных территорий Камчатского края на основе возобновляемых источников энергии;
- совершенствовать нормативную правовую базу в части упрощения допуска иностранных строительных организаций к осуществлению подрядных строительных работ и временному ввозу строительной техники и оборудования на территорию Камчатского края;
- способствовать созданию эффективных совместных инвестиционных проектов в области строительства и промышленности строительных материалов, в которых российская сторона обеспечивает адаптацию проектной документации и процессов строительных работ, а иностранная сторона привлекает финансовые средства, технологии, оборудование, квалифицированную рабочую силу.
Одним из инструментов для привлечения иностранных портфельных и прочих инвестиций для финансирования инвестиционных проектов в Камчатском крае является инструмент особого режима предпринимательской деятельности - территории опережающего социально-экономического развития "Камчатка" и свободный порт Владивосток.
Задачами Правительства Камчатского края в рамках деятельности по привлечению финансовых средств от зарубежных инвесторов является:
- активизация работы по информированию иностранных партнеров о возможностях реализации инвестиционных проектов в рамках ТОР "Камчатка" и свободного порта Владивосток в транспортно-логистической, туристической, агропромышленной сферах будет способствовать росту иностранных инвестиций в Камчатский край;
- консультирование иностранных партнеров по финансовым и нефинансовым мерам государственной поддержки инвестиционной деятельности в Камчатском крае, предоставляемым в рамках реализации инвестиционных проектов в Камчатском крае.
С целью изучения воздействия вступления России в ВТО на развитие основных отраслей экономики Камчатского края проведен анализ возможных последствий и угроз для экономик регионов в целом и в разрезе отраслей.
Учитывая сложившуюся структуру внешнеторговой деятельности Камчатского края, которая в значительной степени носит сырьевой характер, можно прогнозировать, что принятые Россией обязательства в связи с вступлением в ВТО в краткосрочной и среднесрочной перспективе не окажут существенного влияния на экономическую деятельность ресурсодобывающих отраслей.
Основные вызовы членства в ВТО лежат в плоскости усиления конкуренции за счет увеличения притока зарубежных товаров на внутренний рынок.
Одной из значимых отраслей и немаловажной социальной составляющей в экономике Камчатского края является рыбохозяйственный комплекс.
Несомненно, что вступление страны в ВТО означает дальнейшую интеграцию в мировую экономическую систему.
В этой связи назрела необходимость разработки и реализации ряда управленческих решений, направленных на совершенствование системы государственного управления комплексом и дифференцированного применения мер экономического стимулирования отечественных производителей рыбной продукции, не противоречащих правилам ВТО и которые, в совокупности, позволят обеспечить дальнейший рост и эффективность работы рыбоперерабатывающего сектора и всего рыбохозяйственного комплекса в целом.
В целях недопущения ситуации вытеснения отечественных производителей с внутреннего рынка необходимы меры по оказанию государственной поддержки отечественным производителям рыбной продукции пропорционально снижению импортных таможенных пошлин, включающие возможности дополнительного предоставления им как прямых преференций, так и субсидий на федеральном и региональном уровнях в целях стимулирования развития глубокой переработки рыбной продукции, качественные характеристики которой способны удовлетворить потребителей как отечественного, так и зарубежных рынков.
Несмотря на то, что соглашениями в рамках ВТО предусмотрен наиболее длительный по сравнению с другими отраслями переходный период (по некоторым позициям до 7 лет) и на то, что сохранится беспрецедентно высокий по сравнению с другими странами уровень государственной поддержки (около 9 млрд. в год), сельское хозяйство является наиболее уязвимой отраслью.
В сфере животноводства необходимо возмещение части затрат по наращиванию поголовья северных оленей, по поддержке племенного животноводства, поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств по направлениям: поддержка начинающих фермеров, развитие семейных животноводческих ферм, возмещение части затрат при оформлении в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также внедрение и применение новых видов поддержки сельскохозяйственного производства.
Также в качестве одной из мер рассматривается государственная поддержка на проведение технической и технологической модернизации, инновационного развития отраслей сельского хозяйства.
В разработке мероприятий долгосрочной государственной поддержки необходим усиленный акцент на допускаемый в рамках ВТО вариант осуществления непрямых способов поддержки сельхозпроизводителей (подготовкой кадров для аграрного сектора, внедрением программ страхования, проведением фитосанитарных и ветеринарных мероприятий, улучшением инфраструктуры на селе и т.д.)
К негативным последствиям в лесной отрасли может привести снижение ставок ввозных пошлин на продукцию переработки древесины в рамках ВТО.
Перспектива развития лесопромышленного комплекса в условиях ВТО заключается в дальнейшем развитии деревопереработки за счет выпуска востребованных на внешних рынках пиломатериалов, шпона и фанеры, плитной продукции, топливных гранул, бумаги и целлюлозы на базе построенных и строящихся современных лесоперерабатывающих заводов в рамках реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
В складывающихся условиях требуются меры государственной поддержки отрасли, способствующие сохранению объемов производства и развитию переработки древесины, такие как:
- софинансирование строительства объектов лесной инфраструктуры и выполнения лесохозяйственных работ (посадки леса);
- принятие на федеральном уровне мер, сдерживающих рост тарифов на перевозку лесных грузов железнодорожным, речным и морским транспортом;
- расширение перечня льгот предприятиям, реализующим приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов, в части предоставления льготных ставок по банковским кредитам, освобождения от налогов на имущество и прибыль на срок окупаемости проектов.
Также необходимы разработка и принятие федеральных нормативных правовых актов по стимулированию развития внутреннего рынка потребления древесных материалов, развитию деревянного домостроения.
Вместе с тем, вступление России в ВТО открывает большие перспективы для развития минерально-сырьевого комплекса.
Снижение пошлин на импорт оборудования, запасных частей и расходных материалов положительно скажется на процессе оснащения и переоснащения материально-технической базы предприятий отрасли.
Привлечение иностранных банков и повышение конкуренции в банковском секторе повлечет расширение возможностей кредитования предприятий.
Одной из мер, направленной на создание конкурентоспособности горнопромышленного бизнеса, является государственная поддержка в части разработки механизмов защиты инвестиций компаний, осуществляющих геологоразведку в зонах повышенных рисков, в том числе установление налоговых льгот на прибыль, имущество горнопромышленных предприятий, реализация проектов по созданию инфраструктуры к удаленным объектам недропользования на условиях государственно-частного партнерства.
Вместе с тем, дальнейшее эффективное развитие минерально-сырьевого комплекса, в том числе и международной конкурентоспособности, невозможно без совершенствования законодательства в сфере недропользования и решения вопросов по модернизации существующих и созданию новых инфраструктурных объектов (ЛЭП, дорог и других составляющих).
Реализация поставленных задач по развитию экспортной, международной и инвестиционной деятельности потребует дополнительных финансовых и кадровых ресурсов на обеспечение деятельности Центра поддержки экспорта Камчатского края, предоставления финансовых мер поддержки, организации образовательных программ и т.д., что может быть обеспечено путем включения конкретных мероприятий в подпрограмму 3 "Развитие промышленности, внешнеэкономической деятельности, конкуренции" государственной программы Камчатского края "Развитие экономики и внешнеэкономической деятельности Камчатского края", утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 29.11.2013 N 521-П.";
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2) в таблице Приложения Б к Стратегии социально-экономического развития Камчатского края до 2030 года:
а) пункты 3.2.1 - 3.3.1 раздела 3 "Минерально-сырьевой комплекс" изложить в следующей редакции:
"
3.2.1. |
Количество разведанных на территории Камчатского края месторождений драгоценных металлов |
шт. |
66,0 |
68,0 |
69,0 |
70,0 |
71,0 |
72,0 |
72,0 |
72,0 |
72,0 |
105,9 |
|
3.3. |
Задача: Освоение разведанных месторождений |
||||||||||||
3.3.1. |
Количество горно-обогатительных комбинатов и горнодобывающих предприятий на территории Камчатского края |
шт. |
3,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
6,0 |
7,0 |
7,0 |
9,0 |
11,0 |
220,0 |
б) пункт 17.2.5 раздела 17 "Социальная защита" признать утратившим силу.
<< Назад |
Часть 2 >> Часть 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Камчатского края от 25 июля 2019 г. N 333-П "О внесении изменений в приложение к постановлению... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.