Предисловие
1 Разработан Обществом с ограниченной ответственностью "ИндорСофт" (ООО "ИндорСофт")
2 Внесён Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения Федерального дорожного агентства
3 Издан Распоряжением Федерального дорожного агентства от 29.07.2019 N 1983-р
4 Имеет рекомендательный характер
5 Введен впервые
1 Область применения
1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее - методический документ) содержит рекомендации по порядку сбора, хранения и обновления данных в географических информационных системах автомобильных дорог, содержащие данные о существующих, вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорогах, улицах и дорогах городов и населенных пунктов.
1.2 Положения настоящего методического документа предназначены для применения учреждениями и организациями, создающими и использующими географические информационные системы автомобильных дорог общего пользования, базы и банки дорожных данных, а также автоматизированные системы обработки этих данных, в том числе в интернете.
1.3 Настоящий стандарт направлен на обеспечение единства принципов хранения, доступа и обработки данных паспортизации и инвентаризации автомобильных дорог, искусственных сооружений и прочего имущества; диагностики автомобильных дорог и искусственных сооружений; о дорожно-транспортных происшествиях; по учёту интенсивности и состава дорожного движения; по оценке уровня содержания дорог; по техническому учёту дорожных работ; по обследованиям, выполненным для разработки проектов организации дорожного движения; по изысканиям и проектам ремонтов, строительства и реконструкции автомобильных дорог; земельно-имущественного учёта.
2 Нормативные ссылки
В настоящем методическом документе использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 7.0-99. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения.
ГОСТ 15971-90. Системы обработки информации. Термины и определения.
ГОСТ 21667-76. Картография. Термины и определения.
ГОСТ 22268-76. Геодезия. Термины и определения.
ГОСТ 28441-99. Картография цифровая. Термины и определения.
ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля
ГОСТ Р 52155-2003. Географические информационные системы федеральные, региональные, муниципальные. Общие технические требования.
ГОСТ Р 52438-2005. Географические информационные системы. Термины и определения.
ГОСТ Р 52572-2006. Географические информационные системы. Координатная основа. Общие требования.
3 Термины и определения
В настоящем методическом документе применены следующие термины с соответствующими определениями:
информационная система: Система, предназначенная для хранения, обработки, поиска, распространения, передачи и представления информации [ГОСТ 7.0, статья 3.1.30].
данные: Информация, представленная в виде, пригодном для обработки автоматическими средствами при возможном участии человека [ГОСТ 15971, статья 1].
пространственные дорожные данные: Информация о расположении, размерах, конструкции и технических характеристиках автомобильных дорог, их конструктивных частей, элементах инженерного обустройства и искусственных сооружений.
географическая информационная система (геоинформационная система): Информационная система, оперирующая пространственными данными.
модель данных: Совокупность правил порождения структур данных в базе данных, операций над ними, а также ограничений целостности, определяющих допустимые связи и значения данных, последовательность их изменения [ГОСТ 20886, статья 58].
модель дорожных данных: Модель данных для описания расположения, размеров, конструкции и технических характеристиках автомобильных дорог, их конструктивных частей, элементов инженерного обустройства и искусственных сооружений, а также их изменения в течение жизненного цикла автомобильной дороги.
пространственная (геопространственная) база данных автомобильных дорог: Совокупность пространственных дорожных данных по автомобильным дорогам, организованная в соответствии с моделью дорожных данных.
классификатор элементов автомобильных дорог: Перечень видов логических и конструктивных элементов автомобильных дорог, элементов инженерного обустройства, искусственных сооружений.
дорожная адресация: Способ идентификации автомобильных дорог, их элементов, объектов обустройства, искусственных сооружений и других объектов, событий и явлений на автомобильной дороге однозначным способом, позволяющим человеку или информационной системе однозначно определить расположение идентифицируемого объекта.
собственник: Тот, в чьей собственности находится автомобильная дорога.
Примечание - Собственником автомобильной дороги может быть Российская Федерация, субъект Федерации, муниципалитет, физическое или юридическое лицо.
владелец: Организация, имеющая на своём балансе автомобильную дорогу или её участок и/или осуществляющая управление процессами проектирования, эксплуатации, строительства/реконструкции и ремонтов.
Примечание - Владелец является основным пользователем пространственной базы данных автомобильных дорог в процессах принятия технических и управленческих решений.
подрядчик: Организация, выполняющая дорожные работы по заказу владельца.
Примечание - Подрядчик в процессе выполнения работ предоставляет Владельцу сведения о выполненных работах по определённым нормативам.
оператор: Организация, выполняющая процессы внесения данных в геоинформационную модель автомобильных дорог.
4 Общие положения
Порядок внесения данных в пространственную базу данных автомобильных дорог предназначен для упорядочения процессов формирования, актуализации и сопровождения пространственной базы данных автомобильной дороги, как основного хранилища технической и технологической информации об автомобильной дороге в течение её жизненного цикла.
Процесс внесения данных в пространственную базу данных автомобильной дороги подразделяется на три этапа:
а) формирование пространственной базы данных автомобильной дороги (первичный ввод данных) - создание новой пространственной базы данных автомобильной дороги для объектов, на которых ещё не создавалась пространственная база данных автомобильной дороги или имеющаяся пространственная база данных автомобильной дороги не проходила актуализацию и сопровождение в течение последних пяти лет, а также для вновь проектируемых объектов;
б) актуализация пространственной базы данных автомобильной дороги (ввод данных по результатам периодических мероприятий на автомобильной дороге) - обновление пространственной базы данных автомобильной дороги для объектов (дорог, участков дорог), на которых производились:
реконструкция, капитальный ремонт и исполнительная съёмка (по результатам реконструкции и капитального ремонта);
изменения инженерного обустройства и организации дорожного движения;
измерения эксплуатационных показателей автомобильной дороги;
землеустроительные работы;
значительные изменения рельефа местности и объектов придорожной полосы.
в) оперативное ведение пространственной базы данных автомобильной дороги (оперативный ввод данных по выявляемым незначительным изменениям, связанным с автомобильной дорогой) - постоянный ввод данных о:
работах, выполняемых в период их реконструкции и эксплуатации;
локальных изменениях инженерного обустройства и организации дорожного движения;
дефектах, выявляемых в ходе технических инспекций автомобильной дороги;
интенсивности и состава дорожного движения, дорожно-транспортных происшествиях;
изменениях смежных землепользователей и объектов сервиса в придорожной полосе и полосе отвода;
незначительных изменениях местности и объектов в придорожной полосе.
Действия по внесению данных в пространственной базы данных автомобильной дороги необходимо начинать на предпроектной стадии (разработка схемы территориального планирования, проекта планировки) или проектной стадии существования автомобильной дороги и использовать имеющиеся пространственные базы данных смежных автомобильных дорог на этапах предпроектной и проектной деятельности в качестве одного из видов исходных данных.
Для существующих автомобильных дорог формирование пространственной базы данных необходимо проводить вместо очередных работ по паспортизации, а также совмещать их с работами по землеустройству.
Примечание - В данном случае необходимость в работах по периодической паспортизации отпадает ввиду замены их пространственной базой данных автомобильной дороги.
В организации-владельце рекомендуется составить список подразделений, использующих пространственную базу данных автомобильной дороги, и назначить лиц, ответственных за актуализацию данных по конкретным дорожным объектам. В должностные инструкции сотрудников, работающих с пространственной базой данных автомобильной дороги, рекомендуется внести соответствующие изменения.
5 Требования к процессам внесения данных на этапах жизненного цикла
Процессы внесения данных на разных этапах жизненного цикла автомобильной дороги отличаются друг от друга по видам вносимых данных и по их последовательности. Общая схема порядка выполнения работ по внесению данных на этапах жизненного цикла приведена на рисунке 1.
Рис. 1. Общая схема внесения данных на этапах жизненного цикла
Процесс N 1. Этап "Формирование пространственной базы данных автомобильных дорог" на стадии "Проектирование планировки территории". В данном процессе Подрядчик работ по проектированию планировки территории / вариантному трассированию выступает в роли Оператора и формирует пространственную базу данных автомобильной дороги, включающую в себя модель местности, кадастровый план и варианты осевых линий автомобильной дороги, разбивку по техническим категориям. Подрядчик сдаёт Владельцу пространственной базы данных автомобильной дороги, что необходимо заблаговременно предусмотреть в Техническом задании на проектирование планировки территории.
Процесс N 2. Этап "Формирование пространственной базы данных автомобильных дорог" на стадии "Проектирование". В данном процессе Подрядчик работ по проектированию выступает в роли Оператора и формирует пространственную базу данных автомобильной дороги, включающую в себя модель рельефа, кадастровый план и проектное решение в виде пространственной базы данных, что необходимо заблаговременно предусмотреть в Техническом задании на проектирование.
Процесс N 3. Этап "Актуализация пространственной базы данных автомобильных дорог" на стадии "Проектирование". Данный процесс возникает, если на предыдущем этапе уже была сформирована пространственная база данных автомобильной дороги с вариантами для проектирования. В данном процессе Подрядчик работ по проектированию выступает в роли Оператора и формирует пространственную базу данных автомобильной дороги, включающую в себя модель рельефа, кадастровый план и проектное решение в виде пространственной базы данных, что необходимо заблаговременно предусмотреть в Техническом задании на проектирование.
Процесс N 4. Этап "Формирование пространственной базы данных автомобильных дорог" на стадии "Строительство, реконструкция". Данный процесс возникает по результатам выполнения исполнительной съёмки построенного или реконструированного объекта. Подрядчик сдаёт Владельцу исполнительную съёмку в виде готовой пространственной базы данных автомобильной дороги, что необходимо заблаговременно предусмотреть в Техническом задании на строительство или реконструкцию.
Процесс N 5. Этап "Актуализация пространственной базы данных автомобильных дорог" на стадии "Строительство, реконструкция". Данный процесс возникает, если на предыдущем этапе уже была сформирована пространственная база данных автомобильной дороги с проектом строительства/реконструкции. В данном процессе Подрядчик работ по исполнительной съёмке выступает в роли Оператора и актуализирует пространственную базу данных автомобильной дороги на основании материалов исполнительной съёмки, что необходимо заблаговременно предусмотреть в Техническом задании на строительство или реконструкцию.
Процесс N 6. Этап "Формирование пространственной базы данных автомобильных дорог" на стадии "Содержание, ремонт". Данный процесс проводится для существующих автомобильных дорог, не имеющих пространственной базы данных автомобильной дороги. Подрядчик выполняет специализированный вид работ - формирование пространственной базы данных автомобильной дороги в полном объёме, что необходимо заблаговременно предусмотреть в Техническом задании на содержание или ремонт.
Процесс N 7. Этап "Оперативное ведение пространственной базы данных автомобильных дорог" на стадии "Содержание, ремонт". Данный процесс возникает при наличии пространственной базы данных автомобильной дороги и предназначен для поддержания пространственной базы данных автомобильной дороги в актуальном состоянии и регистрации изменений технико-эксплуатационных параметров автомобильной дороги. Для выполнения этого процесса Владелец может привлекать специализированного Оператора по принципу аутсорсинга. В процессе оперативного ведения пространственной базы данных автомобильной дороги в модель вносятся данные:
о дорожных работах;
об ограничениях движения на автомобильных дорогах (как сезонные, так и связанные с производством работ);
об интенсивности дорожного движения и дорожно-транспортных происшествиях;
о повреждениях, выявляемых в ходе осмотров, инспекций, приёмки работ;
о результатах оценки состояния;
о локальных изменениях инженерного обустройства и средств организации дорожного движения;
об изменениях объектов придорожного сервиса;
об изменениях геометрии автомобильной дороги;
иные сведения об автомобильной дороге, искусственных сооружениях, полосе отвода и придорожной полосе в объёме, не требующем проведения исполнительной съёмки.
Процесс N 8. Этап "Актуализация пространственной базы данных автомобильных дорог" на стадии "Содержание, ремонт". Данный процесс возникает при наличии пространственной базы данных автомобильной дороги. При актуализации в пространственную базу данных вносятся данные:
об изменениях смежных землепользователей, изменениях кадастровых линий;
об изменениях геометрии автомобильной дороги.
Появление новых и замена старых элементов обустройства корректируется соответствующими элементами в модели.
Выполнение актуализации проводит либо Оператор по заказу Владельца, либо иной привлечённый Подрядчик. Работы по актуализации принимаются в виде пространственной базы данных, что необходимо предусмотреть в Техническом задании на содержание или ремонт.
Процесс N 9. Этап "Актуализация пространственной базы данных автомобильных дорог" на стадии "Капитальный ремонт". Данный процесс возникает при наличии пространственной базы данных автомобильной дороги после выполнения капитального ремонта. В данном процессе Подрядчик работ по исполнительной съёмке выступает в роли Оператора и актуализирует пространственную базу данных автомобильной дороги на основании материалов исполнительной съёмки, что необходимо предусмотреть в Техническом задании на капитальный ремонт.
Требования к формированию пространственной базы данных автомобильных дорог
Необходимость формирования пространственной базы данных автомобильной дороги возникает, как правило, на стадиях проектирования, строительства, реконструкции и ремонта автомобильной дороги и при содержании дорог, не имеющих пространственной базы данных автомобильной дороги.
При выполнении на участках автомобильных дорог работ по капитальному ремонту, реконструкции и строительству, по окончании работ соответствующие изменения должны быть внесены в пространственную базу данных автомобильной дороги. Если такие изменения будут касаться многих объектов на участке, то возможен вариант, когда старые объекты будут удалены из базы данных, а на их месте будут размещены новые объекты. При наличии проекта строительства (реконструкции) или данных исполнительной съёмки в электронном виде возможен импорт таких данных в автоматическом режиме с последующей корректировкой. В других случаях возможно использование электронного проекта в качестве подложки для ручной векторизации данных.
Рекомендуемый перечень работ, выполняемый при формировании пространственной базы данных автомобильной дороги, приведён в таблице 1.
Таблица 1.
Наименование работы |
Результат работы |
Создание дорожной геодезической сети из пунктов с шагом 18-22 км, определение координат пунктов в географической системе ко ординат WGS-84 (система высот EGM2008). |
Дорожная геодезическая сеть, применяемая для выполнения высокоточных ГНСС-измерений при исполнительной съёмке автомобильных дорог. |
Выполнение аэрофотосъёмки (космосъёмки) автомобильной дороги в коридоре 300-500 м в зависимости от категории автомобильной дороги и конфигурации развязок. |
Ортофотоплан автомобильной дороги с разрешением не ниже 10 см/пиксель (для аэрофотосъёмки) или 50 см/пиксель (для космосъёмки). |
Исполнительная съёмка геометрии автомобильной дороги (средствами наземной мобильной лазерной съёмки, видеофотограмметрии, геодезическими методами). |
Геометрическая модель автомобильной дороги в географической системе координат WGS-84 (система высот EGM2008). |
Уточнение концов трасс, расположения километровых столбов. |
Сведения о топологии автомобильной дороги, точные координаты концов участков автомобильной дороги и километровых столбов в географической системе координат WGS-84 (система высот EGM2008). |
Обследование ИССО. |
Паспорта ИССО в пространственной базе данных. |
Ситуационная съёмка элементов обустройства, средств организации движения, объектов сервиса, коммуникаций и других объектов в полосе отвода и придорожной полосе. |
Сведения об элементах обустройства, средствах организации движения, объектах сервиса, коммуникациях и других объектах в электронном виде. |
Формирование кадастрового плана придорожной полосы. |
Кадастровый план придорожной полосы в географической системе координат WGS-84 (система высот EGM2008) с указанием кадастровых номеров участков, сведениях о владельцах и категории земель. |
Создание крупномасштабного топографического плана автомобильной дороги. |
Внесение в пространственную базу данных автомобильной дороги сведений по результатам исполнительной съёмки автомобильной дороги. |
Внесение имеющихся сведений о транспортно-эксплуатационных характеристиках автомобильной дороги. |
Внесение в пространственную базу данных автомобильной дороги сведений о транспортно-эксплуатационных характеристиках автомобильной дороги. |
Требования по актуализации пространственной базы данных автомобильных дорог.
После выполнения кадастровых работ в придорожной полосе автомобильной дороги по изменению, уточнению или постановке на учёт земельных участков, а также при получении новых сведений о земельных участках из Единого государственного реестра недвижимости необходимо добавить (изменить) информацию в следующих разделах дорожных объектов: "Земельные участки", "Смежные земельные участки".
После выполнения оценки состояния автомобильных дорог (ОДН 218.0.006-2002), необходимо внести в пространственную базу данных автомобильных дорог результаты выполненных измерений. Для того, чтобы эти данные внести, необходимо в пространственной базе автомобильных дорог создать новый "участок оценки состояния", указав его тип - "оценка состояния", а также дату выполнения работ, начало и конец участка. В участок оценки состояния заносят результаты следующих измерений: ровности, прочности, сцепления, глубины колеи, дальности видимости и др. Вносимые результаты измерений следует группировать в участки с одинаковым количеством полос, для которых выполнялись измерения. Своевременное внесение в базу данных результатов выполненной оценки состояния позволит своевременно выявлять участки с неудовлетворительными показателями и планировать мероприятия по устранению выявленных недостатков.
Если результаты оценки состояния получены от подрядной организации в электронном виде в виде файлов формата АБДД Дорога или Microsoft Excel, то загрузка этих результатов в пространственную базу данных автомобильных дорог должна проводиться автоматизировано с последующей проверкой ответственным лицом.
Рекомендуемый перечень работ, выполняемый при актуализации пространственной базы данных автомобильной дороги, приведён в таблице 2.
Таблица 2.
Наименование работы |
Результат работы |
Оценка актуальности аэрофотосъёмки придорожной полосы на участках после капитального ремонта, реконструкции, строительства, а также на участках, где аэрофотосъёмка выполнялась более 3 лет назад. |
Выработка предложений по проведению аэрофотосъёмки придорожной полосы. Добавление (замена) в пространственной базе данных автомобильной дороги участков выполнения аэрофотосъёмки. |
Корректировка пространственной базы данных автомобильной дороги. |
Внесение в пространственную базу данных автомобильной дороги сведений по результатам исполнительной съёмки участков автомобильных дорог. |
Обновление сведений по придорожной полосе. |
Внесение в пространственную базу данных автомобильной дороги сведений по результатам исполнительной съёмки автомобильных дорог. |
Требования по оперативному ведению пространственной базы данных автомобильных дорог.
Если в результате визуального осмотра (или выполненных измерений) выявилось несоответствие какого-либо конструктивного элемента автомобильной дороги его описанию в пространственной базе данных, необходимо, при наличии прав на корректировку данных, внести исправления и сообщить об этом ответственному лицу, в случае отсутствия прав на внесение изменений - сообщить ответственному лицу о необходимости внесения изменений.
Если несоответствия носят массовый характер и их исправление требует значительных временных затрат, то необходимо включить в план работы подразделения организации-Владельца актуализацию пространственной базы данных автомобильной дороги и назначить исполнителей.
Сведения о ДТП необходимо вносить в базу данных ежемесячно.
Примечание - Наличие достоверных данных о ДТП позволит выявить участки их концентрации, а также планировать мероприятия по повышению безопасности дорожного движения.
Кроме выполнения описанных в п. 8.1 процедур визуального осмотра, которые, как правило, могут быть совмещены с другими видами работ, например с оценкой качества работ по содержанию, необходимо выполнить некоторые периодические проверки, а именно: измерения и обследования дорожных объектов. По результатам таких работ необходимо обновить информацию в базе данных. Рекомендуемый перечень таких работ и их периодичность приведены в таблице 3.
Таблица 3.
Наименование работы |
Периодичность |
Результат работы |
Визуальной осмотр пунктов единой ведомственной геодезической сети и контрольные измерения на пунктах с помощью приборов спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS. |
Ежегодно |
Выработка предложений по восстановлению и совершенствованию геодезической сети. Корректировка координат реперов в БД. |
Ежегодный визуальный осмотр километровых столбов, а также выборочные контрольные измерения с помощью приборов спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS. |
Ежегодно |
Выработка предложений по восстановлению километровых столбов. Корректировка координат и пикетажного положения километровых столбов в БД. |
Проведение панорамной видеосъёмки. |
Ежегодно |
Запись панорамного видео. Подключение видео к трассам автомобильных дорог в пространственной базе данных автомобильных дорог. |
Визуальное обследование придорожной полосы на предмет существенного расхождения сведений в пространственной базе данных автомобильной дороги и придорожной полосы. |
Ежегодно |
Выработка предложений по проведению паспортизации участков дорог и обследованию ИССО. |
Обновление паспортов ИССО. |
В соответствии с графиком обследования ИССО |
Внесение в пространственную базу данных автомобильной дороги сведений по результатам обследований ИССО. |
Хранение и техническое сопровождение пространственной базы данных автомобильных дорог
Обновление пространственной базы данных автомобильной дороги происходит постоянно в течение всего жизненного цикла автомобильной дороги.
Для обеспечения сохранности данных в случаях аппаратного или программного сбоя оборудования должны создаваться резервные копии базы данных не реже одного раза в сутки.
Для сокращения объёма хранимых резервных копий не менее одного раза в месяц необходимо создавать полную резервную копию базы данных, при этом допускается удаление ежесуточных резервных копий.
Для обеспечения сохранности данных в процессе внесения изменений в пространственную базу данных информационную модель автомобильных дорог должна быть предусмотрена система прав доступа. Перед началом работы необходимо:
для каждого пользователя создать пароль;
сформировать группы пользователей;
разграничить права доступа (просмотр, создание, удаление) к данным в соответствии с характером решаемых задач;
воспользоваться функцией ведения журнала работ для отслеживания операций, производимых каждым пользователем в процессе работы с системой.
В силу административного и территориального распределения органов управления дорогой - пользователей системы, допускается нахождение базы данных на различных серверах.
Для поддержания актуальности данных на всех серверах должна выполняться их синхронизация с периодичностью не менее одного раза в сутки и, как правило, в ночное время, когда новые данные не вводятся и каналы связи не загружены.
Библиография
Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства |
|
Рекомендации по организации и проведению работ по стандартизации в дорожном хозяйстве |
|
Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог |
|
СТО 90308606-060101-2012 |
Дороги автомобильные общего пользования. Инженерные информационные системы автомобильных дорог. Основные положения |
СТО 90308606-060102-2012 |
Дороги автомобильные общего пользования. Инженерные информационные системы автомобильных дорог. Базовая модель данных. Общие технические требования |
СТО 90308606-060103-2012 |
Дороги автомобильные общего пользования. Инженерные информационные системы автомобильных дорог. Порядок ввода и обновления данных. Общие технические требования |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отраслевой дорожный методический документ ОДМ 218.9.008-2019 "Геоинформационные системы автомобильных дорог. Порядок сбора, хранения и обновления данных" (рекомендован распоряжением Федерального дорожного агентства от 29 июля 2019 г. N 1983-р)
Текст ОДМ (отраслевой дорожной методики) опубликован не был