Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к распоряжению
Правительства Омской области
от 27 июня 2019 года N 120-рп
Описание
создаваемых Центров образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" (далее - Центры)
18 октября 2019 г.
Раздел 1 изменен с 18 октября 2019 г. - Распоряжение Правительства Омской области от 18 октября 2019 г. N 184-рп
1. Обоснование потребности в реализации мероприятия по созданию Центров, в том числе с указанием проблематики и предполагаемых результатов
В 2019 году в Омской области осуществляется реализация мероприятий регионального проекта "Современная школа", федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", в том числе по обновлению материально-технической базы для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей посредством создания Центров на базе общеобразовательных организаций Омской области, расположенных в сельской местности и малых городах.
В целях формирования современных компетенций и навыков у детей по предметным областям "Технология", "Математика и информатика", "Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности" и другим предметным областям в Омской области в 2019 году ведется работа по созданию 58 Центров. Результатом создания Центров будет являться обеспечение в 2019 году охвата программами Центров более 9 тысяч детей Омской области, обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах.
Создание Центров будет являться этапом, объединяющим результаты работы межмуниципальных проектов Омской области по формированию у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков и предусматривающим совершенствование материально-технической базы общеобразовательных организаций Омской области, расположенных в сельской местности и малых городах, направленной на повышение доступности современного оборудования для всех участников образовательных отношений, создание условий для организации и проведения профессиональных проб и реализации программ внеурочной деятельности для освоения обучающимися цифровых компетенций (в том числе для подготовки обучающихся к участию в чемпионатах "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia) WorldSkills Russia Juniors, таких как веб-дизайн, видеопроизводство, графический дизайн, изготовление прототипов, инженерный дизайн, интернет вещей, мехатроника, мобильная робототехника, печатные технологии в прессе, программные решения для бизнеса, разработка виртуальной и дополненной реальности, сетевое и системное администрирование, фотография, электроника.
Таким образом, уже в 2019 году в 58 общеобразовательных организациях Омской области создаются условия для внедрения на уровнях начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей.
Учитывая тот факт, что не все общеобразовательные организации, расположенные в сельской местности и малых городах региона, осуществляют образовательный процесс с использованием современного оборудования, создание Центров позволит внедрить модель равного доступа к современным общеобразовательным программам детям населенных пунктов сельских территорий.
Важнейшим аспектом открытия Центров является становление и развитие шахматного образования, направленного на формирование самостоятельного критического мышления у детей, развитие интеллекта, умение мыслить логически, тренировать память, что представляет собой приоритетную задачу для современной школы.
Также на базе Центров планируется реализация учебных предметов "Технология", "Информатика" и "Основы безопасности жизнедеятельности" (далее - "ОБЖ") по разделам, предусматривающим использование высокотехнологичного оборудования в сетевом режиме, что является важным аспектом в построении модели сетевого взаимодействия образовательных организаций, расположенных на территории сельских поселений.
На базе Центров предполагается создание системы внеурочных мероприятий, функционирование лабораторий, видеолекториев, клубов, салонов, проведение занятий обучающего характера (курсы, семинары, вебинары), социально значимых мероприятий (фестиваль, арт-выставка, форум, неделя, декада).
Ожидаемый результат Омской области за период с 2020 по 2022 год - создание 190 Центров, в том числе:
- 2020 год - 42 Центра;
- 2022 год - 73 Центра.";
- 2022 год - 73 Центра.
Численность обучающихся, охваченных основными и дополнительными общеобразовательными программами цифрового, естественно-научного и гуманитарного профилей, к 2023 году в Омской области составит более 35 тысяч человек.
2. Информация о повышении квалификации педагогических работников предметной области "Технология", "Информатика", "ОБЖ"
Базовой площадкой по организации дополнительного профессионального образования педагогических работников образовательных организаций Омской области является бюджетное образовательное учреждение Омской области дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Омской области" (далее - Институт развития образования Омской области). За период с 2016 по 2019 год на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки на базе Института развития образования Омской области обучено 1435 педагогических работников по учебным предметам "Информатика", "Технология", "ОБЖ", в том числе:
1) 556 педагогических работников по учебному предмету "Технология" ("Реализация образовательных технологий, обеспечивающих достижение планируемых результатов федерального государственного образовательного стандарта при обучении технологии" (72 часа), "Педагогические условия повышения качества обучения предмету на основе анализа результатов по предметной области (Технология)" (36 часов) и др.);
2) 492 педагогических работника по учебному предмету "Информатика" ("Использование современных образовательных технологий при обучении информатике в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта" (72 часа), "Оценка достижения учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы при обучении информатике. Государственная итоговая аттестация выпускников по информатике" (72 часа), "Развитие универсальных учебных действий в процессе обучения учащихся информатике" (72 часа), "Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования предметной области "Математика и информатика" (16 часов) и др.);
3) 387 педагогических работников по учебному предмету "ОБЖ" ("Разработка и экспертиза содержания программно-методического обеспечения образовательного процесса по физической культуре и основам безопасности жизнедеятельности" (72 часа), "Реализация современных образовательных технологий учителем основ безопасности жизнедеятельности для обеспечения планируемых результатов федерального государственного образовательного стандарта" (72 часа), "Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования учебных предметов "Физическая культура", "Экология", "Основы безопасности жизнедеятельности" (16 часов) и др.).
В число педагогических работников, прошедших обучение на курсах повышения квалификации, вошли сотрудники Центров, открытие которых состоится 1 сентября 2019 года. Так, в I полугодии 2019 года для руководителей 58 Центров реализована 1 дополнительная профессиональная программа (далее - ДПП) повышения квалификации "Формирование у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков" трудоемкостью 36 часов, для педагогов дополнительного образования реализовано 2 ДПП повышения квалификации "Организация детско-юношеского туризма в дополнительном образовании и внеурочной деятельности обучающихся (с включением модуля по краеведческой деятельности и геологии)", "Формирование у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков" трудоемкостью 24 часа каждая - обучен 151 педагогический работник, 3 ДПП повышения квалификации "Проектирование современного программно-методического обеспечения в деятельности педагога дополнительного образования", "Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов в дополнительном образовании детей", "Цифровая трансформация образовательных программ дополнительного образования детей" трудоемкостью 72 часа каждая - обучен 141 педагогический работник. Проведен 1 семинар "Базовые навыки оказания первой помощи" трудоемкостью 8 часов - обучено 80 педагогических работников.
Для учителей-предметников 58 Центров реализовано 3 ДПП повышения квалификации "Освоение новых технологий преподавания учебного предмета "ОБЖ" предметной области "Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности", "Освоение новых технологий преподавания учебного предмета "Технология" предметной области "Технология", "Освоение новых технологий преподавания учебного предмета "Информатика" предметной области "Математика и информатика" трудоемкостью 36 часов каждая - обучен 161 педагогический работник.
3. Опыт субъекта Российской Федерации в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области образования за последние три года
Омская область неоднократно участвовала в реализации федеральных проектов, что позволило сформировать практический опыт достижения положительных результатов в сфере образования.
В 2016 году Омская область приняла участие в конкурсном отборе региональных программ развития оценки качества образования в целях реализации мероприятия 5.1 "Развитие национально-региональной системы независимой оценки качества образования через реализацию пилотных региональных проектов и создание национальных механизмов оценки качества" Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 года N 497 (далее - мероприятие 5.1). Объем средств в рамках соглашения между Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки и Правительством Омской области в 2017 году составил 18 615 714,27 руб., в том числе 13 031 000 руб. из федерального бюджета. Указанные средства были направлены на развитие технологического обеспечения процедур оценки качества образования, в том числе на материально-техническое оснащение регионального центра обработки информации и пунктов проведения экзаменов.
В результате реализации мероприятия 5.1 уровень оснащенности пунктов проведения экзаменов оборудованием вырос на 50%, регионального центра обработки информации - до 61% (декабрь 2016 года - 31%).
Кроме того, в рамках мероприятия 5.1 Институтом развития образования Омской области разработано 8 дополнительных профессиональных программ для педагогических и управленческих работников системы образования, по которым обучено 680 человек.
Важным показателем выполнения мероприятий стала разработка 15 пакетов оценочного инструментария. В апробации 12 пакетов оценочного инструментария по определению уровня достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам и метапредметных результатов (февраль - октябрь 2017 года) приняло участие более 35 тыс. обучающихся.
Три модели оценки деятельности образовательных организаций, работающих в сложных социальных условиях и осуществляющих обучение на повышенном уровне, а также имеющих сложную организационную структуру, прошли апробацию в трех муниципальных образованиях (Нижнеомском, Полтавском, Усть-Ишимском муниципальных районах Омской области). Результаты реализации указанных моделей позволили организовать адресную работу по повышению качества образования на местах.
В 2017 году проведены 26 обучающих мероприятий по разработанным программам подготовки (повышения квалификации) работников сферы образования и региональная научно-практическая конференция "Региональная оценка качества образования: анализ результатов и перспективы развития", на которой представлены лучшие практики и перспективные направления развития региональной системы оценки качества образования.
В целях развития инновационной деятельности - одного из стратегических направлений в образовании - Институт развития образования Омской области с 2010 года реализует экспериментальный проект "Интегрированные научно-образовательные структуры региона (инновационные комплексы)", который направлен на формирование и развитие инновационной инфраструктуры в сфере регионального образования, в частности, создание инновационных комплексов. На основании постановления Экспертного совета по работе инновационных площадок федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия образования" (протокол N 1 от 17 декабря 2015 года) Институту развития образования Омской области присвоен статус инновационной площадки Российской академии образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.