Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 735817-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
внесенный депутатами Государственной Думы С.А. Пахомовым, П.Р. Качкаевым, С.В. Чижовым, М.М. Бариевым и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
В проекте предлагается предоставить наймодателям жилых помещений, управляющим организациям, ресурсоснабжающим организациям и другим лицам, которым в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, право запрашивать сведения, необходимые для расчета размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, для обращения в суд для взыскания задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, включая персональные данные физических лиц.
В отношении всех проектируемых положений, касающихся предоставления персональных данных, обращаем внимание на необходимость соблюдения норм Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных". Так, согласно статье 5 данного Федерального закона "обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей" (см. часть 2 указанной статьи). При этом "обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки" (см. часть 4 указанной статьи). Кроме того, "содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки" (см. часть 5 указанной статьи). Также обращаем внимание на необоснованно широкий круг субъектов, которым предлагается предоставить право запрашивать сведения, составляющие персональные данные граждан. Так, в предлагаемой редакции части 15 статьи 155 Кодекса предусматривается право запрашивать соответствующие сведения от лиц, обязанных вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, и в проектируемой части 16.1 статьи 155 Кодекса допускается привлечение третьих лиц, в том числе для сбора сведений, кроме того, устанавливается, что "при привлечении указанных лиц согласие субъектов персональных данных на передачу их персональных данных таким лицам не требуется".
Из содержания предлагаемых редакций частей 15 и 16 статьи 155 Кодекса следует, что наймодатель может не располагать соответствующими сведениями о нанимателях жилых помещений, что требует пояснения. Кроме того, обращаем внимание на частичное дублирование перечня запрашиваемых сведений, лиц, в отношении которых предлагается запрашивать такие сведения, и лиц, которым предлагается предоставить право их запрашивать, что также нуждается в пояснении.
Положение предлагаемой редакции части 16 статьи 155 Кодекса, согласно которому Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах "устанавливается порядок предоставления указанной информации, а также могут быть предусмотрены иные сведения", которые "органы власти и организации" обязаны предоставлять, допускает неясность в отношении того, какие именно сведения (включая персональные данные) должны предоставляться, что в том числе допускает установление для правоприменителя необоснованно широких пределов усмотрения.
В статье 2 проекта предусмотрено внесение изменения в статью 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации), согласно которому информация, содержащаяся в базе данных (в том числе персональные данные), также предоставляется в составе и порядке, определяемом жилищным законодательством, безвозмездно по запросам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, их представителям.
В связи с этим возникает вопрос о соотношении рассматриваемого положения проекта с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Федеральный закон N 3-ФЗ).
Так, согласно статье 3 Закона Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел ведет базовый государственный информационный ресурс регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. В свою очередь, в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона N 3-ФЗ полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах. Внесению в банки данных подлежит информация в том числе о лицах - гражданах Российской Федерации, зарегистрированных и снятых с регистрационного учета по месту пребывания или по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом информация, содержащаяся в банках данных, предоставляется государственным органам и их должностным лицам только в случаях, предусмотренных федеральным законом (см. пункт 24 части 3 и часть 5 статьи 17 Федерального закона N 3-ФЗ).
Таким образом, в Федеральном законе N 3-ФЗ не предусмотрена возможность предоставления полицией информации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
В проектируемой части 3.1 статьи 62 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) во взаимосвязи с проектируемым положением предлагаемой редакции части 16 статьи 155 Кодекса, согласно которому предоставление органами власти и организациями соответствующей информации осуществляется безвозмездно, необходимо учитывать нормы статьи 63 Федерального закона N 218-ФЗ. В частности, часть 1 этой статьи содержит перечень лиц, которым сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются бесплатно по запросам о предоставлении сведений; частью 2 данной статьи установлено, что сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, аналитическая и иная информация по запросам о предоставлении сведений лиц, не указанных в части 1 данной статьи, предоставляются за плату. Кроме того, обращаем внимание, что в части 13 статьи 62 Федерального закона N 218-ФЗ определен исчерпывающий перечень субъектов, которым могут быть предоставлены определенные сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости.
В отношении проектируемого положения пункта 3 статьи 44.1 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи" отмечаем, что в пояснительной записке к проекту отсутствует обоснование необходимости предоставления ряду лиц права осуществления рассылки соответствующих сообщений.
Одновременно обращаем внимание, что создание правовых и организационных основ для обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций информацией о жилищно-коммунальном хозяйстве, а также регулирование отношений, возникающих при сборе, обработке, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении, являются предметом Федерального закона от 21 июля 2014 года N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (статья 1). Так, статьей 6 данного Федерального закона определяются виды информации, размещаемой в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - система), к которой отнесена в том числе информация об объектах государственного учета жилищного фонда, информация о количестве зарегистрированных в жилых помещениях по месту пребывания и по месту жительства граждан (пункты 6, 8 части 1 статьи 6). Кроме того, согласно части 6 статьи 7 данного Федерального закона федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, и его территориальные органы размещают в системе информацию из государственного кадастра недвижимости и из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об объектах государственного учета жилищного фонда.
Принимая во внимание, что в пояснительной записке к проекту в контексте обоснования внесения соответствующих изменений упоминается Федеральный закон от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", обращаем внимание на положения находящихся на рассмотрении Государственной Думы проектов федеральных законов N 681872-7 и N 759178-7.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.