Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 733024-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации"
(в части налогового стимулирования развития гражданской авиации)
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел в части своей компетенции проект федерального закона N 733024-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) и отмечает:
Законопроектом предлагаются изменения налогового законодательства, направленные на стимулирование расширения парка гражданских воздушных судов в Российской Федерации. Для достижения данных целей проектируемыми положениями предлагается освободить от обложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) ввоз в Россию гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, запчастей и комплектующих. Аналогичное освобождение от уплаты НДС уже содержится в Налоговом кодексе Российской Федерации в отношении ввоза на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов.
Помимо авиационных двигателей, запасных частей и комплектующих изделий у организаций авиационной промышленности в ряде случаев также возникает необходимость ввоза документации, опытных образцов и (или) их составных частей, которые необходимы для разработки и (или) испытания гражданских воздушных судов на территории Российской Федерации, в связи с чем законопроектом предусматривается освобождение их ввоза от обложения НДС.
Вышеуказанные льготы планируется распространить на воздушные суда, зарегистрированные в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации.
Законопроектом предлагается предоставить переходный период по перерегистрации воздушных судов, зарегистрированных в реестрах иностранных государств, до 1 января 2023 г. В рамках такого переходного периода будут освобождены от обложения НДС самолеты, зарегистрированные в реестрах иностранных государств, если в таможенный орган будет предоставлено свидетельство о регистрации воздушного судна в стране, которой в соответствии с международным договором Российской Федерацией переданы полностью или частично функции и обязанности государства регистрации.
При этом Комитет отмечает, что вызывает вопрос обоснованности и целесообразности установления четырехлетнего переходного периода, поскольку материалы к законопроекту не содержат убедительных доводов, подтверждающих необходимость предусмотренных законом сроков перерегистрации.
Кроме этого, предусматривается применение нулевой ставки по НДС для операций по реализации: гражданских воздушных судов, работ (услуг) по строительству указанных воздушных судов, услуг по передаче гражданских воздушных судов по договорам аренды (лизинга), что будет способствовать повышению конкурентоспособности российской авиационной техники и выравниванию условий их реализации по сравнению с иностранными аналогами.
Одновременно в целях установления равных экономических условий выполнения ремонта воздушных судов иностранного и российского производства предлагается установить ставку НДС 0% на приобретение двигателей, запасных частей и комплектующих изделий, используемых для строительства, ремонта и (или) модернизации воздушных судов. Освобождение от уплаты НДС запасных частей, комплектующих изделий и авиационных двигателей позволит снизить расходы организаций на производство и проведение ремонта и модернизации воздушных судов и формирование складов запасных частей.
В настоящее время 95% воздушных судов, эксплуатируемых российскими авиакомпаниями, зарегистрированы в иностранных юрисдикциях. Это, в свою очередь, существенно затрудняет возможность осуществления контроля за их состоянием, порядком, сроками и качеством технического обслуживания, поскольку надзор и контроль за летной годностью воздушных судов зарубежного производства с иностранной регистрацией, в том числе разработка требований к поддержанию летной годности самолета в процессе его эксплуатации и технического обслуживания, взаимодействие со страной изготовителя, выдача и продление сертификата летной годности, определение состояния летной годности самолета, оставлены за страной регистрации воздушного судна. Такая ситуация обусловлена, в том числе, несоответствием действующей в настоящее время отечественной системы обеспечения летной годности воздушных судов международным стандартам.
По мнению Комитета, указанные меры налогового стимулирования развития гражданской авиации будут способствовать постепенной популяризации регистрации воздушных судов на территории Российской Федерации, что позволит обеспечить надлежащий контроль за техническим состоянием воздушных судов и в целом повысить уровень национальной безопасности в авиационной сфере.
Кроме того, необходимо отметить, что предлагаемых мер экономического стимулирования поддержки российских организаций самолетостроения явно недостаточно и работу по выработке дополнительных мер стимулирования развития российских разработчиков и производителей авиационной техники целесообразно продолжать.
Одновременно, в целях создания дополнительных условий для редомициляции компаний в специальные административные районы на территориях Калининградской области и Приморского края законопроектом предлагается обнулить НДС на ввоз на территорию России судов, подлежащих регистрации в Российском открытом реестре судов, лицами, получившими статус участника специальных административных районов.
Законопроектом предусматривается и ряд других изменений. Так, предлагается не учитывать в целях налога на прибыль доходы от эксплуатации и реализации судов судовладельцами-резидентами специальных административных районов в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 291-ФЗ "О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края". Также организации, находящиеся в этих районах, планируется освободить от обложения транспортным налогом и налогом на имущество в отношении водных и воздушных судов, которые принадлежат лицам, попавшим под международные санкции.
Комитет отмечает, что указанный вопрос входит в пакет "антисанкционных мер" и не связан с вопросами стимулирования расширения парка гражданских воздушных судов в Российской Федерации в целях развития рынка пассажирских перевозок, поэтому требует отдельного рассмотрения во взаимосвязи с иными мерами государственной "антисанкционной политики".
Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству поддерживает концепцию проекта федерального закона N 733024-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.