Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Орловской области
от 31 июля 2019 г. N 427
Паспорт
региональной программы "Повышение качества водоснабжения на территории Орловской области" на 2019 - 2024 годы
Наименование региональной программы |
"Повышение качества водоснабжения на территории Орловской области" на 2019 - 2024 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 апреля 2019 года N 253/пр "Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке региональных программ по повышению качества водоснабжения на период с 2019 по 2024 год" |
Государственный заказчик Программы |
Правительство Орловской области |
Разработчик Программы |
Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области (далее также - Департамент) |
Руководитель Программы |
Член Правительства Орловской области - руководитель Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области |
Ответственный исполнитель Программы |
Начальник управления жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области |
Цель Программы |
Повышение качества питьевой воды для населения Орловской области |
Задачи Программы |
Модернизация систем водоснабжения и водоподготовки с использованием перспективных технологий, включая технологии, разработанные организациями оборонно-промышленного комплекса |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
1. Доля населения Орловской области, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения. 2. Доля городского населения Орловской области, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения |
Муниципальные образования - участники Программы |
Все городские округа и муниципальные районы Орловской области |
Этапы и сроки реализации Программы |
2019-2024 годы |
Объемы финансового обеспечения Программы |
Источники финансирования Программы - средства федерального бюджета в пределах утвержденного для Орловской области лимита предоставления финансовой поддержки, а также средства долевого финансирования за счет средств областного бюджета, бюджетов муниципальных образований Орловской области, участвующих в Программе. Общий объем финансирования Программы в 2019 - 2024 годах за счет средств софинансирования составит 495 778 485,36 рублей, в том числе по годам реализации: 2019 год - 16 038 702,82 рубля; 2020 год - 48 490 447,09 рубля; 2021 год - 79 702 286,02 рубля; 2022 год - 120 754 917,6 рубля; 2023 год - 140 499 734,18 рубля; 2024 год - 90 292 397,66 рубля; субсидии за счет средств федерального бюджета - 455 980 100 рублей, в том числе: 2019 год - 15 084 400 рубля; 2020 год - 35 305 700 рубля; 2021 год - 74 960 000 рубля; 2022 год - 113 570 000 рубля; 2023 год - 132 140 000 рубля; 2024 год - 84 920 000 рубля; субсидии за счет средств областного бюджета - 15 009 461,10 рубля, в том числе: 2019 год - 152 367,68 рубля; 2020 год - 10 760 224,73 рубля; 2021 год - 757 171,72 рубля; 2022 год - 1 147 171,72 рубля; 2023 год - 1 334 747,47 рубля; 2024 год - 857 777,78 рубля; субсидии, предусмотренные в бюджетах муниципальных образований Орловской области на долевое финансирование, - 24 788 924,27 рубля, в том числе: 2019 год - 801 935,14 рубля; 2020 год - 2 424 522,35 рубля; 2021 год - 3 985 114,30 рубля; 2022 год - 6 037 745,88 рубля; 2023 год - 7 024 986,71 рубля; 2024 год - 4 514 619,88 рубля |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Увеличение доли населения Орловской области обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения до 95,6% к 2024 году. Увеличение доли городского населения Орловской области обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения до 96,6% к 2024 году. |
I. Описание состояния водоснабжения на территории Орловской области, приоритетные меры по повышения качества водоснабжения
На территории Орловской области 981 подземный и 2 поверхностных источника водоснабжения. Общая протяженность централизованных сетей водоснабжения Орловской области составляет 7512,31 км.
В 2018 году в централизованную систему водоснабжения подано 55 106,52 тыс. м3 воды. Общий объем потерь воды в водопроводных сетях составляет 8381,18 тыс. м3 (15,2% от поданной в сеть).
Территория Орловской области характеризуется природным несоответствием качества подземных вод, связанным с естественными аномалиями. По результатам лабораторных исследований в отдельных населенных пунктах Орловской области отмечается несоответствие питьевой воды установленным требованиям. Основными причинами несоответствия проб питьевой воды установленным требованиям являются факторы природного характера (повышенное содержание в воде водоносных горизонтов соединений железа), высокий износ существующих водопроводных сетей и сооружений.
Краткий анализ результатов оценки состояния централизованных систем водоснабжения (инвентаризации):
доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, составляет 85,95% населения, проживающего на территории Орловской области;
доля городского населения Орловской области, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, составляет 89,86% населения, проживающего на территории Орловской области;
физический износ сетей водоснабжения Орловской области составляет 75,82%, объектов водозабора - 60,27%, объектов водоподготовки - 4,55%, водонасосных объектов - 18,18%.
По результатам инвентаризации объектов питьевого водоснабжения выявлены муниципальные образования Орловской области, качество питьевого водоснабжения в которых не соответствует установленным требованиям, в том числе вследствие значительного морального и физического износа объектов водоснабжения (наиболее значительный износ отмечен на сетях водоснабжения), отсутствия очистных водопроводных сооружений, обеззараживающих установок, способных очистить воду до нормативных значений.
Наибольшее количество населения, получающего питьевую воду, не соответствующую показателям качества и безвредности, выявлено на территории муниципального образования "Город Орел" (19,7 тыс. человек).
Помимо областного центра качество питьевого водоснабжения находится в зоне риска и требуются капитальные вложения в водоподготовку на территории следующих муниципальных образований Орловской области: Глазуновский район (получают некачественную питьевую воду из централизованных систем водоснабжения 5,3 тыс. чел), Дмитровский район (5,1 тыс. чел), Малоархангельский район (3,3 тыс. чел.), Свердловский район (4 тыс. чел), Урицкий район (1,8 тыс. чел), Кромской район (9,2 тыс. чел.), Орловский район (2,8 тыс. чел).
На территориях отдельных из указанных муниципальных образований Орловской области уже осуществляются мероприятия по строительству, модернизации (реконструкции), капитальному ремонту объектов водоснабжения с целью улучшения качества водоснабжения:
Свердловский район: в 2019 году начат капитальный ремонт сетей водоснабжения поселка Змиевка Свердловского района Орловской области в соответствии с проектно-сметной документацией, прошедшей государственную экспертизу. Реализация мероприятий осуществляется за счет средств консолидированного бюджета Орловской области в размере 17, 02 млн рублей в рамках межведомственной инвестиционной программы "Развитие и укрепление социальной и инженерной инфраструктуры Орловской области". Завершение работ планируется в 2020 году;
Малоархангельский район: на территории города Малоархангельска Малоархангельского района Орловской области ведутся работы по закольцовке новой скважины N 3, оборудованной комплексом водоподготовки, в существующую магистраль. Начаты работы по бурению скважины в поселке Прогресс с модульной установкой станции обезжелезивания;
Орловский район: в соответствии с инвестиционной программой МУП "Коммунальник" на 2019 - 2023 годы запланировано проведение реконструкция 4,99 км водопроводных сетей;
Дмитровский район: в соответствии с инвестиционной программой общества с ограниченной ответственностью "Жилстройсервис плюс" на 2019 - 2026 годы запланирована замена 1 км водопроводных сетей на территории районного центра - города Дмитровска.
Увеличение доли населения Орловской области, обеспеченного качественной питьевой водой в результате реализации данных мероприятий, будет оценено по итогам инвентаризации объектов водоснабжения в следующих отчетных периодах. Динамика достижения целевых показателей федерального проекта "Чистая вода" при реализации Программы не учитывает данные результаты.
За счет субсидий на мероприятия по повышению качества водоснабжения в 2019 - 2024 годах в рамках регионального проекта "Чистая вода" планируется увеличить долю населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, в следующих муниципальных образованиях Орловской области:
город Орел: численность населения, обеспеченного качественной питьевой водой из централизованной системы водоснабжения, составляет 295 444 человека (93,7% от общего количества человек, обеспеченного питьевым водоснабжением). Постановлением государственного санитарного врача по Орловской области установлены временные отклонения гигиенических нормативов на период с 1 июля 2017 года по 31 декабря 2022 года по показателям: общая жесткость, общая минерализация, общее железо, мутность. На территории муниципалитета 94 подземных источника водоснабжения. Особенностью централизованной системы холодного водоснабжения города Орла является использование воды из подземных горизонтов, которая в своем составе содержит большое количество ионов жесткости. Доля проб питьевой воды, не соответствующих нормативным требованиям, на источниках водоснабжения по санитарно-химическим показателям составляет 77,91%, в водопроводной сети - 75,6%. Физический износ объектов водозабора составляет 64,6%, сетей - 64,97%;
Кромской район: численность населения, обеспеченного качественной питьевой водой из централизованной системы водоснабжения, составляет 10 294 человека (50,1% от общего количества человек, обеспеченного питьевым водоснабжением), в том числе городского населения на территории поселка городского типа Кромы - 0 человек. На территории района 62 подземных источника водоснабжения. Доля проб питьевой воды, не соответствующих нормативным требованиям, на источниках водоснабжения по санитарно-химическим показателям составляет 60,49%, в водопроводной сети - 76,92%. Физический износ объектов водозабора составляет 77,52%, сетей - 85,86%.
II. Цель, задачи, целевые показатели и принципы формирования Программы
Целью Программы является повышение качества водоснабжения на территории Орловской области.
Задачей Программы является модернизация систем водоснабжения и водоподготовки с использованием перспективных технологий, включая технологии, разработанные организациями оборонно-промышленного комплекса.
Объекты для включения в Программу отобраны по итогам оценки состояния централизованных систем водоснабжения (инвентаризации), результаты которой размещены в АИС "Реформа ЖКХ".
Всего в рамках Программы планируется построить 5 крупных объектов питьевого водоснабжения.
Характеристика объектов, включенных в Программу, приведена в приложении 1 к Программе.
Строительство, реконструкция (модернизация) объектов питьевого водоснабжения, включенных в Программу, обеспечивают достижение показателей эффективности к концу 2024 года в соответствии с плановыми значениями, предусмотренными паспортом регионального проекта "Чистая вода" федерального проекта "Чистая вода" национального проекта "Экология" (далее также - региональный проект "Чистая вода"):
доля населения Орловской области, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, - 95,6%;
доля городского населения Орловской области, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, - 96,6%.
Динамика достижения целевых показателей федерального проекта "Чистая вода" при реализации Программы приведена в приложении 2 к Программе.
III. Механизм реализации Программы
Мероприятия по повышению качества водоснабжения с 2019 по 2024 год реализуются путем предоставления субсидий местным бюджетам на софинансирование мероприятий по строительству, реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения, которые находятся и (или) будут находиться в муниципальной собственности (далее - субсидии), в соответствии с региональным проектом "Чистая вода".
В Программу включены мероприятия, обеспечивающие высокую эффективность расходования субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Орловской области на софинансирование мероприятий по строительству объектов питьевого водоснабжения в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Порядок отбора объектов и предоставления субсидий местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты (далее - отбор) осуществляется в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Орловской области на строительство и реконструкцию (модернизацию) объектов питьевого водоснабжения в рамках подпрограммы 6 "Обеспечение муниципальных образований Орловской области чистой водой" государственной программы Орловской области "Обеспечение условий и формирование комфортной среды проживания в Орловской области", утвержденными постановлением Правительства Орловской области от 13 ноября 2012 года N 415 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Обеспечение условий и формирование комфортной среды проживания в Орловской области" (далее - Правила предоставления и распределения субсидий).
Объекты, на реализацию которых предоставляется субсидия, должны быть реализованы с применением перспективных технологий водоподготовки, включенных в справочник перспективных технологий водоподготовки и очистки воды с использованием технологий, разработанных организациями оборонно-промышленного комплекса и учетом оценки риска здоровью населения.
Переход к использованию перспективных технологий водоподготовки на объектах водоподготовки осуществляется органами местного самоуправления, планирующими принять участие в реализации Программы, с учетом следующего:
1. До проектирования определяются:
планируемые к использованию водоисточники;
показатели воды из источников питьевого водоснабжения;
необходимая производительность станции водоподготовки;
методы водоочистки по целевому назначению на основании справочника перспективных технологий водоподготовки и очистки воды с использованием технологий, разработанных организациями оборонно-промышленного комплекса, и учетом оценки риска здоровью населения.
2. На основании полученных данных готовится техническое задание на проектирование.
3. В ходе проектирования ведется мониторинг применения перспективных технологий водоподготовки, установленных техническим заданием на проектирование, подготовленным с учетом справочника перспективных технологий водоподготовки и очистки воды с использованием технологий, разработанных организациями оборонно-промышленного комплекса, и учетом оценки риска здоровью населения.
IV. Система программных мероприятий
Основные организационные мероприятия по реализации Программы, а также поэтапный план реализации Программы представлен в приложении 3 к Программе.
V. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется с привлечением субсидий из федерального бюджета, средств областного бюджета, бюджетов муниципальных образований Орловской области, а также привлечения инвестиционных (внебюджетных) ресурсов.
Финансовое обеспечение реализации Программы по годам реализации приведено в паспорте Программы и приложении 4 к Программе.
Показатель эффективности использования бюджетных средств определяется как рейтинговый отбор объектов по формуле:
, где
- объем инвестиций из федерального бюджета на реализацию объекта;
- плановый показатель увеличения доли населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, приведенный к общей численности населения Орловской области, обеспеченного питьевой водой.
Результаты рейтингового отбора приведены в таблице.
Таблица
Рейтинговый отбор объектов
Позиция в рейтинге |
Наименование объекта |
Объем инвестиций из федерального бюджета, тыс. руб., |
Плановый показатель увеличения доли населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, приведенный к общей численности населения Орловской области, |
Значение показателя эффективности использования бюджетных средств, тыс. руб./процент, Y |
1 |
Станции очистки и обезжелезивания воды в пгт. Кромы Кромского района Орловской области |
31 868,8 |
0,7 |
45 526,86 |
2 |
Строительство водовода по ул. Высоковольтной от Лужковского водовода до Кромского шоссе |
50 390,1 |
0,4 |
125 975,25 |
3 |
Станция умягчения на Комсомольском ВЗУ |
185 191,2 |
1,4 |
132 279,43 |
4 |
Станция умягчения на Окском ВЗУ |
113 570,0 |
0,5 |
227 140,00 |
5 |
Строительство водовода от ул. Авиационной до ул. Ген. Родина |
74 960,0 |
0,2 |
374 800,00 |
Итого |
455980,10 |
3,2 |
|
Прогноз тарифных последствий реализации мероприятий Программы приведен в приложении 5 к Программе.
VI. Управление и контроль за реализацией Программы, представление отчетности о ее исполнении
Контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Орловской области.
Оперативное управление выполнением мероприятий Программы и текущее руководство Программой осуществляет Департамент.
Руководитель Программы осуществляет мониторинг выполнения Программы. Мониторинг осуществляется на основе сбора и анализа представляемой главами муниципальных образований Орловской области отчетности в соответствии с заключенными соглашениями.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.