Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Утверждено
распоряжением
Администрации омской области
от 04.07.2019 N 410-ра
Описание
предполагаемых организаций, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным общеобразовательным программам, в которых обновлена материально-техническая база
1. Обоснование потребности в реализации мероприятия по обновлению материально-технической базы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным общеобразовательным программам, в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" (далее - Мероприятие), в том числе за счет софинансирования из федерального бюджета
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", в рамках реализации национального проекта "Образование" планируется обновление материально-технической базы в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным общеобразовательным программам (далее - коррекционные школы), в том числе для реализации предметной области "Технология" с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Реализация мероприятий в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" (далее - Проект), направленных на поддержку образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, предполагает внедрение современных программ трудового и профессионально-трудового обучения в коррекционных школах по востребованным на рынке труда профессиям; оборудование кабинетов педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда современными диагностическими комплексами, коррекционно-развивающими и дидактическими средствами; обновление оборудования для дополнительного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).
В целях реализации национального проекта "Образование" на территории Томской области протоколом заседания Совета при Губернаторе Томской области по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 14.12.2018 N СЖ-Пр-2537 утверждены паспорта региональных проектов "Современная школа", "Учитель будущего", "Успех каждого ребенка", "Цифровая образовательная среда", "Поддержка семей, имеющих детей", "Молодые профессионалы ("Повышение конкурентоспособности профессионального образования)", "Социальная активность", "Новые возможности для каждого", "Социальные лифты для каждого", "Экспорт образования".
Большинство детей с ОВЗ и детей, имеющих инвалидность, могут найти применение своим способностям в трудовой деятельности. Образовательные организации являются ресурсом формирования положительного отношения детей к труду, осуществляют подготовку выпускников к дальнейшему обучению или трудоустройству по востребованным профессиям, помогают им стать максимально конкурентоспособными на рынке труда.
Профессиональному самоопределению, адекватному выбору профессии и получению соответствующего профессионального образования будет способствовать расширение спектра направлений трудового и профессионально-трудового обучения, которое станет возможным в регионе при реализации мероприятий федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование".
В 2019 году Департаментом общего образования Томской области проведен ведомственный мониторинг материально-технического обеспечения образовательного процесса, здоровьесберегающей среды, коррекционных школ. По данным мониторинга выявлено, что материально-техническая база большинства коррекционных школ является устаревшей и не соответствует современным требованиям федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) для детей с ОВЗ и ФГОС для детей с умственной отсталостью.
В ходе реализации Проекта совершенствование материально-технической базы и повышение профессиональной компетентности педагогических работников позволят повысить мотивацию к обучению и вовлеченность в образовательный процесс детей с ОВЗ и детей-инвалидов, обновить содержание предметной области "Технология", совершенствовать систему профессиональной ориентации в школе.
Интеграция новых форм основного, дополнительного образования обучающихся с ОВЗ позволит школам оперативно разрабатывать и реализовывать новые формы проведения занятий по предметной области "Технология", применять современные здоровьесберегающие технологии, гибкие программы, в том числе межведомственного, сетевого взаимодействия, создать инфраструктуру, включающую в том числе представителей работодателя и реального сектора экономики.
Таким образом, реализация мероприятий по оснащению коррекционных школ оборудованием для реализации предметной области "Технология" позволит не только повысить доступность качественного образования для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, но и будет способствовать повышению конкурентоспособности получаемого образования, а, соответственно, и улучшению качества жизни детей с ОВЗ и детей-инвалидов в Томской области.
Реализация Проекта предполагает введение новых профилей трудового обучения для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, воспитывающихся в коррекционных школах.
Новые профили позволят обучающимся приобрести определенный потенциал трудовых возможностей для работы на производстве. В ходе реализации проекта с учетом индивидуальных особенностей развития в коррекционных школах будет сформирован "Строительный профиль" (комплексное облуживание# и ремонт зданий), "Агропромышленный профиль" (ландшафтный дизайн, экологическая студия, озеленитель), "Медицинский профиль", "Декоративно-прикладной профиль" (изготовление художественных изделий из кожи, бересты, дерева, лозы), "Кулинарное дело" (повар, кондитер, пекарь), "Швейное дело (портной, закройщик, швея, вышивальщица, вязальщица, кружевница)", "Гончарное дело", "Обувное дело" (ремонт обуви, изготовление ключей), "Картонажно-переплетное дело" (полиграфическое дело). В том числе актуальными являются трудовые профили в сфере информационных технологий: Web-дизайн, Web-анимация, фото/видео/копировальное дело, робототехника.
Реализация профилей предполагает совершенствование организации учебного процесса за счет оснащения учебных кабинетов и мастерских современным оборудованием (в соответствии с инфраструктурным листом).
Для детей с ОВЗ и детей-инвалидов трудовое воспитание и обучение также служат важным средством коррекции, компенсации и восстановления нарушенных и недоразвитых функций, основой их подготовки к жизни и труду в современном обществе.
Во исполнение распоряжения Администрации Томской области от 02.02.2018 N 61-ра "Об утверждении региональной программы "Сопровождение инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействие в последующем трудоустройстве на территории Томской области на 2018-2020 годы" в Томской области реализуется комплекс мероприятий по профессиональной ориентации детей-инвалидов.
По состоянию на 31.12.2018 в профессиональных образовательных организациях (далее - ПОО) Томской области обучалось 203 студента с ограниченными возможностями здоровья и 235 студентов-инвалидов, из них: студенты, передвигающиеся на колясках, - 2 человека (0,85%); инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата - 37 человек (15,7%); инвалиды по зрению - 21 человек (8,9%); инвалиды с нарушениями слуха - 31 человек (13,2%); ментальные инвалиды - 82 человека (34,9%). Более половины обучающихся с ОВЗ (59,8% в 2018 году) получают образовательные услуги в ОГБПОУ "Томский техникум социальных технологий", на базе которого открыт Ресурсный центр инклюзивного профессионального образования.
Студенты инвалиды обучаются по 55 программам среднего профессионального образования в инклюзивной среде, организованной в 22 ПОО. Профессиональное обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья организовано по 13 программам профессионального обучения в 7 ПОО.
На протяжении последних трех лет наблюдается рост численности инвалидов, выбирающих получение профессионального образования. Если в 2016 году на первый курс по программам профессионального образования и профессионального обучения было принято 150 инвалидов и лиц с ОВЗ, то в 2017 году на первый курс поступило 206 инвалидов и лиц с ОВЗ, в 2018 году на первом курсе обучались 217 студентов этой категории.
Внедрение новых профилей и программ трудового обучения, а также системная межведомственная работа по преемственности профориентационной работы коррекционных школ и ПОО и в дальнейшем будет способствовать профессиональному самоопределению обучающихся с ОВЗ в соответствии с желаниями, индивидуальными особенностями и с учетом экономической ситуации в регионе.
Таким образом, мероприятия, направленные на поддержку образования для детей с ОВЗ, реализуемые в рамках Проекта, будут способствовать увеличению численности детей, осваивающих предметную область "Технология" по обновленным образовательным программам общего образования и на обновленной материально-технической базе, увеличению численности детей с ОВЗ, обучающихся в коррекционных школах в условиях современной здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающей индивидуальный образовательный маршрут с учетом особых образовательных потребностей, а также повышению квалификации педагогов по вопросам работы с детьми с ОВЗ, в том числе по предмету "Технология" (таблица индикаторов представлена в приложении N 1 к настоящему описанию).
В настоящее время в Томской области реализуются мероприятия, направленные на создание условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в общеобразовательных организациях. В частности:
- в рамках государственной программы "Развитие образования в Томской области", утвержденной постановлением Администрации Томской области от 30.10.2014 N 413а, в образовательных организациях Томской области реализуются мероприятия, направленные в том числе на поддержку образования для детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
- образовательные организации Томской области участвуют в государственной программе Российской Федерации "Доступная среда", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 N 1297. С 2012 года по 2018 год в 82 образовательных организациях (74 школы, 6 детских садов, 2 организации дополнительного образования) созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования;
- в рамках реализации мероприятия "Организация предоставления услуг психолого-педагогического сопровождения детям-инвалидам Томской области" государственной программы "Социальная поддержка населения Томской области", утвержденной постановлением Администрации Томской области от 01.12.2014 N 447а, с 2017 года организовано сотрудничество с социально-ориентированными некоммерческими организациями, предоставляющими услуги психолого-педагогического сопровождения детям-инвалидам. За два года 160 детям с ОВЗ и детям-инвалидам, а также их родителям (законным представителям) были оказаны услуги по психолого-педагогическому сопровождению (объем субсидии составил 6,5 млн. рублей). В 2019 году услуги психолого-педагогического сопровождения будут оказаны 100 детям с ОВЗ и детям-инвалидам (объем субсидии составит 3,5 млн. руб.);
- в Томской области реализуется Межведомственный комплексный план Томской области по вопросам организации инклюзивного общего и дополнительного образования и создания специальных условий для получения образования обучающимися с инвалидностью и с ОВЗ на 2018-2020 годы, утвержденный 22.02.2019 заместителем Губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу.
В целях содействия развитию международного движения "Абилимпикс" в Томской области ежегодно проводится Региональный этап Национального чемпионата профессионального мастерства для людей с инвалидностью "Абилимпикс". Для выявления и поддержки творчески одаренных детей с ОВЗ, содействия их профессиональной ориентации и совершенствования навыков самостоятельной работы, активизации интереса к совместной деятельности взрослых и детей в 2019 году на презентационных площадках ПОО были организованы мастер-классы по следующим направлениям: IT-технологии, робототехника, 3D-моделирование, художественная резьба по дереву, роспись по дереву, бисероплетение, изготовление фоторекламы, изготовление домашних тортов без выпечки, парикмахерское искусство, изготовление цветов из фоамирана, изготовление открытки в технике скрапбукинг.
2. Статистические данные по сети школ, численности и контингенту обучающихся, кадровому составу
В реализацию мероприятия по поддержке образования для детей с ОВЗ в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" планируется включить 14 общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным основным общеобразовательным программам, общей численностью 1633 обучающихся (предполагаемая сеть коррекционных школ, в которых планируется обновление материально-технической базы, представлена в приложении N 2 к настоящему описанию):
I. для глухих (слабослышащих, позднооглохших) - Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха" (далее - ОГБОУ "Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха");
II. для слепых (слабовидящих) - Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение" Школа-интернат для обучающихся с нарушениями зрения" (далее - ОГКОУ "Школа-интернат для обучающихся с нарушениями зрения");
III. для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Общеобразовательная школа для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья N 10 города Асино Томской области" (далее - МКОУ "ОШ ОВЗ N 10 города Асино");
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Крыловская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья" (далее - МКОУ "Крыловская школа-интернат");
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Уртамская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья" (далее - ОГБОУ "Уртамская школа-интернат");
Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение "Моряковская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья" (далее - ОГКОУ "Моряковская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья");
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Северская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" города Северск Томской области (далее - МБОУ "Северская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья");
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Специальная (коррекционная) школа городского округа Стрежевой" (далее - МОУ "СКоШ");
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа-интернат для учащихся с ограниченными возможностями здоровья N 22 г. Томска (далее - МБОУ ООШИ N 22 г. Томска);
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья N 39 г. Томска (далее - МБОУ ООШ N 39 г. Томска);
МБОУ основная общеобразовательная школа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья N 45 г. Томска (далее - МБОУ ООШ N 45 г. Томска);
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Чаинская школа-интернат" Чаинского района Томской области (далее - МКОУ "Чаинская школа-интернат");
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Шегарская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (далее - ОГБОУ "Шегарская школа-интернат");
IV. для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи - Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа-интернат для обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи" (далее - ОГБОУ "Школа-интернат для обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи").
Статистические данные
по сети школ, численности и контингенту обучающихся коррекционных школ
N |
Наименование образовательной организации |
Всего обучающихся |
Из них |
|
численность обучающихся с ОВЗ |
численность обучающихся инвалидов |
|||
1. |
ОГБОУ "Уртамская школа-интернат" |
71 |
71 |
20 |
2. |
ОГКОУ "Школа-интернат для обучающихся с нарушениями зрения" |
122 |
122 |
76 |
3. |
ОГБОУ "Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха" |
122 |
122 |
121 |
4. |
МБОУ ООШ N 39 г. Томска |
212 |
10 |
202 |
5. |
ОГБОУ "Школа-интернат для обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи" |
53 |
53 |
23 |
6. |
МКОУ "ОШ ОВЗ N 10 города Асино" |
97 |
50 |
47 |
7. |
МОУ "СКоШ" |
109 |
63 |
46 |
8. |
МКОУ "Крыловская школа-интернат" |
53 |
53 |
11 |
9. |
МБОУ ООШИ N 22 г. Томска |
213 |
213 |
104 |
10. |
МБОУ "Северская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" |
121 |
121 |
92 |
11. |
МБОУ ООШ N 45 г. Томска |
260 |
260 |
173 |
12. |
МКОУ "Чаинская школа-интернат" |
50 |
50 |
13 |
13. |
ОГКОУ "Моряковская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья" |
60 |
60 |
27 |
14. |
ОГБОУ "Шегарская школа-интернат" |
90 |
90 |
20 |
Итого |
1633 |
1338 |
975 |
В вышеперечисленных коррекционных школах обучается 1633 ребенка с ОВЗ, из них 975 детей-инвалидов. 10 из 14 коррекционных школ обеспечивают обучение в интернатной форме (955 человек). 2 учреждения относятся к категории школ-интернатов для детей-сирот и детей с ОВЗ, оставшихся без попечения родителей. В них воспитывается 131 ребенок.
Трудовому и профессионально-трудовому обучению детей, имеющих интеллектуальные нарушения, их профессиональной ориентации в Томской области уделяется особое внимание. При этом оборудование морально и физически устарело. Темпы обновления материально-технической базы учебных и учебно-производственных мастерских не соответствуют возрастающим потребностям.
Часть учреждений испытывают потребность в оснащении кабинетов педагога-психолога, педагога-дефектолога, учителя-логопеда современным оборудованием для проведения специалистами диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы, а также в приобретении оборудования для дополнительного образования обучающихся.
Образовательный процесс в коррекционных школах обеспечивают 268 учителей, из них 53 педагога-психолога, 15 учителей-дефектологов и 21 учитель-логопед. Вместе с учебно-вспомогательным персоналом, мастерами производственного обучения, воспитателями, тьюторами и другими педагогическими работниками общая численность сотрудников вышеуказанных образовательных организаций составляет 471 человек.
Статистические данные
по кадровому составу коррекционных школ
N |
Наименование образовательной организации |
Численность педагогических работников, всего |
Из них |
учебно-вспомогательный персонал |
||||
учителей |
педагогов-психологов |
учителей-дефектологов |
учителей- логопедов |
|||||
Всего |
в т. ч. учителей технологии |
|||||||
1. |
ОГБОУ "Уртамская школа-интернат" |
28 |
11 |
3 |
1 |
0 |
1 |
26 |
2. |
ОГКОУ "Школа-интернат для обучающихся с нарушениями зрения" |
33 |
21 |
2 |
1 |
1 |
0 |
4 |
3. |
ОГБОУ "Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха" |
53 |
29 |
2 |
2 |
2 |
0 |
6 |
4. |
МБОУ ООШ N 39 г. Томска |
56 |
43 |
5 |
4 |
5 |
4 |
17 |
5. |
ОГБОУ "Школа-интернат для обучающихся, нуждающихся в ППМС помощи" |
30 |
12 |
2 |
2 |
1 |
1 |
0 |
6. |
МКОУ "ОШ ОВЗ N 10 города Асино" |
21 |
17 |
3 |
2 |
0 |
1 |
0 |
7. |
МОУ "СКоШ" |
22 |
19 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
8. |
МКОУ "Крыловская школа-интернат" |
19 |
8 |
3 |
1 |
0 |
0 |
6 |
9. |
МБОУ ООШИ N 22 г. Томска |
38 |
24 |
7 |
3 |
3 |
3 |
10 |
10. |
МБОУ "Северская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" |
38 |
25 |
3 |
1 |
0 |
1 |
14 |
11. |
МБОУ ООШ N 45 г. Томска |
60 |
28 |
6 |
5 |
2 |
6 |
10 |
12. |
МКОУ "Чаинская школа-интернат" |
15 |
8 |
2 |
1 |
0 |
0 |
8 |
13. |
ОГКОУ "Моряковская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья" |
26 |
10 |
3 |
1 |
0 |
1 |
11 |
14. |
ОГБОУ "Шегарская школа-интернат" |
32 |
13 |
3 |
2 |
1 |
2 |
4 |
Итого |
471 |
268 |
46 |
53 |
15 |
21 |
118 |
3. Информация о повышении квалификации педагогических работников, привлекаемых к реализации мероприятий проекта, направленного на поддержку образования для детей с ОВЗ, соответствующего федеральному проекту, утвержденному национальным проектом "Образование"
В Томской области создана распределенная модель повышения квалификации учителей. Педагогические работники образовательных организаций имеют возможность выбрать место повышения квалификации, программу на основании собственных профессиональных дефицитов. Основными образовательными организациями повышения квалификации педагогических работников в Томской области являются ФГБОУ ВО "Томский государственный педагогический университет", ОГБОУ ПО "Томский государственный педагогический колледж", ФГАОУ ВО "Национальный исследовательский Томский государственный университет", ОГБУ ДПО "Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования" (далее - ТОИПКРО).
В 2018 - 2019 учебном году на базе ТОИПКРО прошли курсы повышения квалификации по 26 программам повышения квалификации, в том числе по 6 программам в области поддержки детей с ОВЗ и детей-инвалидов: "Организация образовательного процесса для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях ФГОС", "Реализация инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с обеспечением реализации ФГОС", "Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС ДО", "Оказание первой помощи детям, в том числе детям с ОВЗ и детям-инвалидам", "Деятельность психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) в современных условиях развития образования", "Организация образовательного процесса (оказание первой помощи) для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях ФГОС".
Открытая в Томской области автономная некоммерческая организация дополнительного образования "Детский технопарк "Кванториум" (далее - АНО "Кванториум") с современной материально-технической базой и профессиональными кадрами позволяет совершенствовать компетенции учителей технологии с точки зрения современных подходов и направлений: прототипирование, проектирование, электроника и мехатроника, а также включение во внеурочную деятельность и программы дополнительного образования таких направлений, как робототехника, микроэлектроника, программирование, кибернетика, механика, 3D-печать. Реализация проекта позволит педагогическим работникам коррекционных школ принимать участие в семинарах/практикумах/стажировках на базе АНО "Кванториум", а обучающимся познакомиться с современными квантумами.
Система общего образования Томской области разрабатывает и реализует различные механизмы, способствующие повышению качества образования детей. Вместе с тем оценка текущей ситуации, сложившейся в системе общего образования Томской области, и анализ факторов, влияющих на предоставление качественных услуг в сфере образования для детей с ОВЗ и инвалидностью, в том числе по предметной области "Технология", выявляют следующие проблемы:
- недостаточный уровень профессиональных компетенций педагогических кадров в области коррекционной педагогики, специальной психологии, дефектологии;
- несоответствие материально-технической базы коррекционных школ современным технико-технологическим требованиям, необходимым для реализации обновленного содержания предметной области "Технология";
- несоответствие материально-технической базы коррекционных школ современным условиям здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающей реализацию индивидуальных образовательных маршрутов с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.
Предполагаемые результаты: для изменения текущей ситуации в ходе реализации проекта по обновлению материально-технической базы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным общеобразовательным программам, в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в Томской области запланировано проведение следующих мероприятий:
"Совершенствование кадровой политики":
- 100% обеспечение кадровой потребности коррекционных школ в педагогах и специалистах в соответствии с требованиями адаптированных общеобразовательных программ посредством системного взаимодействия с профильными вузами выпускающими учителей-дефектологов, клинических психологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов по привлечению и закреплению в коррекционных школах Томской области молодых учителей и специалистов;
- создание условий для непрерывного профессионального роста и развития учителей и специалистов коррекционных школ: расширение перечня программ курсов повышения квалификации в области образования детей с ОВЗ и инвалидностью (в том числе по предметной области "Технология"), обеспечение прохождения новых курсов педагогическим работниками коррекционных школ; активизация деятельности предметных ассоциаций учителей коррекционных школ, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов; супервизорская поддержка специалистов; участие педагогических работников коррекционных школ в конкурсах профессионального мастерства (региональный этап Всероссийского конкурса "Педагог-психолог России", "Учитель-дефектолог России", "Учитель здоровья России" и т.д.). Ключевым ресурсом реализации данного направления будет выступать региональный проект "Учитель будущего", в рамках которого запланировано решение поставленных задач;
"Совершенствование материально-технической базы":
- обновление диагностического инструментария, коррекционно-развивающих комплексов и дидактических материалов в кабинетах педагогов-психологов, учителей-логопедов и учителей-дефектологов коррекционных школ. Приобретение и активное применение в работе с обучающимися с нарушениями слуха, зрения, речи, интеллектуальными нарушениями сертифицированных аппаратно-программных комплексов оценки здоровья обучающихся (программно-индикаторное устройство для профилактики и коррекции речевых расстройств и коррекции психоэмоционального состояния методом "БОС", оборудование для скрининга слуховых и зрительных функций обучающихся, программное обеспечение для работы с текстовой и графической информацией для лиц с нарушениями зрения, комплекс "Интерактивная песочница - умный стол", мультимедийный комплекс с 3D-визуализацией, сенсорное оборудование и др.) позволят повысить качество психолого-педагогического сопровождения обучающихся;
- обновление материально-технической базы кабинетов "Технологии" коррекционных школ поможет пошагово формировать у обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов универсальные и частные компетенции, обеспечивающие социально-бытовую ориентацию в современном технологическом пространстве и формирование профессионально-трудовых навыков по современным востребованным на рынке труда профессиям. В рамках Проекта запланировано обновление оборудования зон для теоретической подготовки в кабинетах "Технологии" (компьютеры, проекторы, интерактивные доски, мультимедийные пособия), практических зон, в частности, лабораторно-технологического оборудования для кабинетов швейных мастерских, обувного дела, переплетно-картонажного дела, декоративно-прикладного искусства и т.д., с учетом нозологии нарушений обучающихся коррекционных школ. С учетом обновленной материально-технической базы в коррекционных школах будут разработаны и реализованы обновленные примерные основные образовательные программы общего образования предметной области "Технология" для каждой категории детей в отдельности с ориентацией на возрастные особенности и специфику нарушений (зрение, слух, речь, нарушения опорно-двигательного аппарата, интеллектуальные нарушения и т.д.). Коррекционные школы будут не только обеспечивать современный образовательный процесс в обновленных материально-технических условиях, но и станут площадкой взаимодействия сети коррекционных школ по реализации предметной области "Технология". Сетевая форма взаимодействия также будет способствовать расширению сферы социальных контактов обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов;
- проведение строительно-монтажных работ и косметических ремонтов помещений коррекционных школ позволит привести их в соответствие требованиям СанПиН и другим требованиям;
- в коррекционных школах будут созданы современные условия здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающей реализацию индивидуальных образовательных маршрутов с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.
"Совершенствование системы профориентационной работы в коррекционных школах":
- комплексное психолого-педагогическое изучение интересов и склонностей, мотивов выбора профессии, уровня сформированности предпрофессиональных навыков и общетрудовых умений с помощью автоматизированных программных комплексов позволит выстроить систему дифференцированной профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами;
- приобретение оборудования для дополнительного образования обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов, расширение программ дополнительного образования в коррекционных школах позволит увеличить пространство предпрофессиональных проб обучающихся;
- в рамках проекта будет выстроена система взаимодействия с организациями профессионального и высшего образования Томской области и Сибирского федерального округа, что будет обеспечивать преемственность профилей предпрофессионального обучения. Для обучающихся коррекционных школ будут разрабатываться индивидуальные образовательно-профессиональные траектории с учетом ресурсов региональной сети профессионального и высшего образования;
- межведомственное взаимодействие позволит расширить перечень социальных партнеров потенциальными работодателями с квотируемыми рабочими местами по формируемым в коррекционных школах профессионально-трудовым навыкам;
- в рамках проекта будет актуализирован региональный навигатор профессий с возможностью построения образовательно-профессиональных траекторий для детей с ОВЗ и детей-инвалидов с учетом нозологии нарушений.
"Совершенствование системы сетевого взаимодействия с образовательными организациями дополнительного образования детей":
- с учетом направлений социально-экономического развития региона, потребностей рынка труда в рамках дополнительного образования планируется разработка и реализация дополнительных программ технической и естественно-научной направленности для детей с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, тяжелыми нарушениями речи на базе детского технопарка "Кванториум". В 2018 году в Томской области на базе АНО ДО "Кванториум" апробированы и проведены мастер-классы по робототехнике, познавательно-ознакомительные экскурсии по Био, Гео, Аэро, Космо, Робо, IT- квантумов, промдизайну, VR/AR (дополненная виртуальная реальность) для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, обучающихся в коррекционных школах.
Ресурсом для вовлечения детей с ОВЗ в систему дополнительного образования, в том числе, будет выступать региональный проект "Успех каждого ребенка".
Таким образом, реализация мероприятий федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" позволит к 2024 году охватить профориентационной работой 100% обучающихся коррекционных школ.
4. Опыт Томской области в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области образования за последние три года
В Томской области имеется значительный опыт в разработке и реализации проектов всероссийского и международного уровней, а также организации проведения образовательных событий всероссийского и международного уровней. Реализованы проекты:
Всероссийский проект "Исследование индивидуальных различий в образовании и успешности" (с 2016 г. по настоящее время);
Федеральный проект "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации" (с 2016 г. по настоящее время).
Реализация проектов в рамках федеральных инновационных площадок Минобрнауки России:
проект ФИП ОГБУ "Региональный центр развития образования" "Создание региональной инновационной инфраструктуры в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения";
проект ФИП ОГБУ "Региональный центр развития образования" "Развитие региональной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей достижение высокого качества образования в соответствии с ФГОС";
проект ФИП ОГАОУ "Губернаторский Светленский лицей" "Эмоциональное образование как новая модель развития современной школы";
проект ФИП МБОУ СОШ "Эврика-развитие" г. Томска "Методическое обеспечение индивидуализации и тьюторского сопровождения в образовании";
проект ФИП ФГАОУ ВО "Национальный исследовательский Томский политехнический университет" "Инновационная модель организации образовательного процесса в области проектной деятельности и инженерного изобретательства";
проект ФИП ФГБОУ ВО "Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники" "Разработка и внедрение новых инновационных образовательных технологий для выстраивания индивидуальной траектории непрерывного образования по схеме "школа - вуз - предприятие";
Всероссийские и международные образовательные мероприятия:
Сибирская Молодежная Ассамблея "Профессии будущего";
Международная научно-практическая тьюторская конференция "Многообразие и индивидуализация как возможность становления образовательной культуры";
Всероссийская научно-практическая конференция школьников "Юные дарования";
Всероссийская научно-практическая конференция "Создание интегрированного образовательного пространства для развития детской одаренности: детский сад - школа - университет";
Всероссийская научно-практическая конференция "Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы";
Всероссийский форум молодых ученых U-NOVUS;
Межрегиональный Сибирский медиафестиваль "Солнечный парус";
Всероссийский образовательный форум-конкурс "Новое поколение - ресурс будущего";
Сибирский форум образования "Современное образование как ресурс инновационного развития региона";
Межрегиональный фестиваль лидеров ученического самоуправления, детских и молодежных объединений "Новый потенциал";
Всероссийская научно-практическая конференция "Развитие математического образования в школе";
Всероссийский чемпионат по робототехнике RoboCup Russia Open - 2017, 2018, 2019;
Всероссийский этап международных соревнований моделей робоавтомобилей "Роботраффик" - 2018;
Всероссийский форум университетских городов "Энергия университета для развития города и региона";
Всероссийский форум "Таланты Сибири" СФО;
Всероссийский форум Siberian Industrial Design Days;
Всероссийский форум образовательных практик;
Всероссийская конференция "Комплексные исследования человека. Психология";
Всероссийский форум молодых талантов;
Всероссийский форум организаторов творческих событий;
Международная научно-практическая тьюторская конференция "Многообразие и индивидуализация как возможность становления образовательной культуры";
Международный детско-юношеский кинофестиваль "Бронзовый витязь".
По результатам конкурсного отбора Томская область вошла в число победителей и включена в список субъектов Российской Федерации - получателей субсидии из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации в 2017, 2018 годах на финансовое обеспечение мероприятия 2.2 "Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов" ФЦПРО;
- в 2017 году Томской областью по итогам конкурсного отбора получена субсидия из федерального бюджета на финансовое обеспечение в 2018 году мероприятия 3.2 "Формирование современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей" ФЦПРО, в рамках реализации которого Томская область в числе 20 пилотных регионов внедряет систему персонифицированного учета и финансирования дополнительного образования;
- по результатам конкурсного отбора Томская область вошла в число победителей и включена в список субъектов Российской Федерации - получателей субсидии из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации в 2019 году на обновление материально-технической базы для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" мероприятия 2.2 "Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов".
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа-интернат для обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи" имеет многолетний опыт организации и проведения межрегиональной дистанционной олимпиады для школьников с ОВЗ.
Обучающиеся коррекционных школ являются участникам и победителями Всероссийской спартакиады Специальной олимпиады по лыжным гонкам, снегоступам и шорт-треку по программе Специальной Олимпиады в г. Йошкар-Оле; Всемирных Летних олимпийских игр по программе Специальной олимпиады в Лос-Анджелесе, Всероссийской спартакиады специальной олимпиады по легкой атлетике, Всероссийского творческого конкурса для детей с ограниченными возможностями здоровья "За природу в ответе взрослые и дети", Всероссийского творческого конкурса "Мама милая моя".
Педагоги коррекционных школ являются победителями конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках приоритетного национального проекта "Образование" на получение денежного поощрения лучшими учителями образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования; победителями конкурса на соискание премии Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры; X всероссийского педагогического конкурса "Профессиональный мониторинг", III всероссийского педагогического конкурса "Профессиональный рост", Всероссийского конкурса для педагогических работников "Профессиональная компетентность педагога", XII фестиваля проектов "Сетевое методическое объединение педагогов и наставников".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.