В связи с письмами Федеральной налоговой службы от 3 декабря 2018 года N 17-2-03/0008@ и от 1 марта 2019 года N 17-2-03/0002@ Департамент финансового мониторинга и валютного контроля совместно с заинтересованными структурными подразделениями Банка России рассмотрел составленный ФНС России и согласованный с Минфином России перечень некредитных финансовых организаций, которые следует относить к организациям финансового рынка (далее - Перечень) для целей исполнения главы 20.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), и направляет замечания и предложения по Перечню в формате документа Word в режиме рецензирования (прилагается).
С учетом успешного функционирования информационного раздела "Представление финансовой информации об иностранных клиентах по Стандарту ОЭСР" на официальном сайте ФНС России в сети Интернет, посредством которого до заинтересованных лиц доводятся ответы на часто задаваемые вопросы по применению главы 20.1 НК РФ и Постановления N 6931, представляется целесообразным разместить подготовленный перечень некредитных финансовых организаций, которые следует относить к организациям финансового рынка для целей исполнения главы 20.1 НК РФ, в указанном разделе.
В отношении пороговых значений для непроведения операторами по переводу денежных средств идентификации своих клиентов отмечаем следующее.
Банк России не наделен законодательно установленными полномочиями по толкованию норм Налогового кодекса Российской Федерации и изданных в соответствии с ним нормативных актов Правительства Российской Федерации. Вместе с тем полагаем возможным высказать мнение по вопросам, содержащимся в вышеуказанных письмах ФНС России.
В соответствии с пунктом 1.4 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца, а также упрощенная идентификация клиента - физического лица не проводится при осуществлении кредитными организациями перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях оплаты реализуемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, в пользу органов государственной власти и органов местного самоуправления, учреждений, находящихся в их ведении, получающих денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации, а также при предоставлении клиентом - физическим лицом кредитной организации денежных средств в целях увеличения остатка электронных денежных средств, если сумма денежных средств не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей, за исключением предусмотренных указанным Федеральным законом случаев.
Пунктом 1 статьи 142.4 НК РФ установлена обязанность организации финансового рынка в целях исполнения главы 20.1 НК РФ запрашивать, обрабатывать, в том числе документально фиксировать, и анализировать полученную информацию, а также принимать, в том числе документально фиксировать, обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению налогового резидентства клиентов, выгодоприобретателей и лиц, прямо или косвенно их контролирующих, включая проверку достоверности и полноты предоставленной клиентом информации, в порядке, установленном Постановлением N 693.
Пунктом 3 статьи 142.4 НК РФ предусмотрено право организации финансового рынка при исполнении обязанностей, предусмотренных главой 20.1 НК РФ, использовать имеющуюся у такой организации информацию, полученную в связи с исполнением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ).
С учетом изложенного, а также принимая во внимание нормы пунктов 35, 39, 44 и 47 Положения2, утвержденного Постановлением N 693, представляется, что информация, полученная организацией финансового рынка в связи с исполнением требований законодательства о ПОД/ФТ, является одним из возможных источников информации о налоговом резидентстве клиентов, выгодоприобретателей и лиц, прямо или косвенно их контролирующих.
Приложение: 1 файл.
Директор Департамента |
Ю.А. Полупанов |
------------------------------
1Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2018 года N 693 "О реализации международного автоматического обмена финансовой информацией с компетентными органами иностранных государств (территорий)".
2Положение об осуществлении запроса организацией финансового рынка у своих клиентов информации о таких клиентах, выгодоприобретателях и (или) лицах, прямо или косвенно их контролирующих, ее обработки, в том числе документальной фиксации, и анализа, о принятии, в том числе документальной фиксации, обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по установлению налогового резидентства клиентов, выгодоприобретателей и лиц, прямо или косвенно их контролирующих, включая проверку достоверности и полноты представленной клиентом информации, а также о составе, об условиях, о порядке и сроках представления указанной информации в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Банка России от 10 апреля 2019 г. N 12-7/2617 "Об отнесении поднадзорных Банку России организаций к ОФР"
Текст письма опубликован не был