Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Утверждена
распоряжением Правительства
Алтайского края
от 01.08.2019 г. N 287-р
Концепция
персонифицированного дополнительного образования детей в Алтайском крае
1. Введение
В системе дополнительного образования Алтайского края для удовлетворения запросов и потребностей детей по различным направлениям:
функционируют разнообразные виды детских творческих объединений;
расширяется возрастной диапазон дополнительных общеобразовательных программ;
увеличивается доля дополнительных общеобразовательных программ, рассчитанных на детей от 3 лет и старше;
расширяется спектр дополнительных общеобразовательных программ с правом выбора индивидуального маршрута (программы для одаренных детей, программы для детей с ограниченными возможностями здоровья);
внедряются современные образовательные технологии.
Произошли качественные изменения в деятельности государственных и муниципальных организаций дополнительного образования, направленные на совершенствование управления в данной сфере.
Между тем быстрые темпы информационного развития современного общества, изменение экономической ситуации, высокий уровень общественной вовлеченности в вопросы образования устанавливают новые требования к сложившейся системе дополнительного образования и обозначают ряд существующих проблем:
слабый уровень контроля за фактом получения ребенком образовательной услуги;
медленное обновление содержания дополнительного образования детей, в том числе незначительный уровень вариативности и разнообразия дополнительных общеобразовательных программ, ориентированных на решение конкретных социально-культурных и социально-экономических задач на территории муниципальных образований;
отсутствие в сфере дополнительного образования механизмов нормативной регламентации, что не позволяет в полном объеме предоставлять услуги достойного качества и эффективно расходовать средства бюджетов всех уровней, а также ограничивает возможности использования потенциала негосударственного сектора и государственно-частного партнерства.
Актуальной становится такая организация развития системы дополнительного образования детей в Алтайском крае, в рамках которой функционируют социально-ориентированные и финансово-экономические механизмы реализации принципов государственной политики.
2. Общие положения
Концепция персонифицированного дополнительного образования детей в Алтайском крае (далее - "Концепция") разработана в целях формирования и внедрения в регионе системы получения услуг дополнительного образования на основе персонифицированного выбора детьми или их законными представителями дополнительных общеобразовательных программ, организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность в соответствии с их индивидуальными потребностями в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании (далее - "поставщики образовательных услуг"), и последующего финансирования реализации выбираемых детьми дополнительных общеобразовательных программ.
Целью реализации Концепции является обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию посредством закрепления за ним возможности оплаты услуг дополнительного образования за счет бюджетных средств 1.
Реализация Концепции направлена:
на расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования за счет предоставления им выбора дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и индивидуальными предпринимателями независимо от их правового статуса и формы собственности;
на повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования для каждого ребенка, проживающего на территории Алтайского края;
на обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества;
на формирование эффективной межведомственной системы управления развитием дополнительного образования детей, ориентированной на соблюдение баланса между образовательными потребностями детей и направлениями социально-экономического развития территорий.
Концепция реализуется через механизмы персонифицированного финансирования дополнительного образования и персонифицированного учета услуг дополнительного образования посредством предоставления детям сертификатов дополнительного образования.
Сертификат дополнительного образования - реестровая запись о включении ребенка (обладателя сертификата дополнительного образования) в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования, удостоверяющая возможность его использования для оплаты выбираемой им услуги дополнительного образования за счет бюджетных средств. Сертификат дополнительного образования в зависимости от способа его использования может иметь один из следующих статусов:
сертификат учета - статус сертификата дополнительного образования, предусматривающий возможность его использования для обучения исключительно по программам, реализуемым государственными и муниципальными поставщиками образовательных услуг, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных средств;
сертификат персонифицированного финансирования - статус сертификата дополнительного образования, предусматривающий возможность использования средств, закрепляемых за сертификатом дополнительного образования, для оплаты услуг, оказываемых негосударственными поставщиками образовательных услуг, а также государственными и муниципальными поставщиками образовательных услуг в рамках внебюджетной деятельности.
Количество сертификатов дополнительного образования со статусом персонифицированного финансирования и объем средств местного бюджета, закрепляемых за ними (номинал сертификата), определяются органом местного самоуправления муниципального района (городского округа) (далее - "Уполномоченный орган").
3. Механизм реализации Концепции
Реализация Концепции осуществляется на уровне муниципальных образований, государственных организаций в сфере образования, культуры, спорта посредством формирования и использования современных управленческих и финансово-экономических механизмов, предусматривающих персонифицированный учет и финансирование дополнительного образования детей.
В целях обеспечения персонифицированного выбора и финансирования дополнительного образования Уполномоченный орган осуществляет ведение реестра сертификатов дополнительного образования в соответствии с порядком, который утверждается правовым актом Уполномоченного органа и предусматривает в том числе правила предоставления и прекращения действия сертификатов дополнительного образования.
В целях обеспечения вариативности и доступности дополнительного образования Уполномоченный орган осуществляет ведение реестров образовательных программ, доступных для прохождения обучения детьми, имеющими сертификаты дополнительного образования.
Для обеспечения персонифицированного учета образовательных траекторий детей осуществляется отдельное ведение следующих реестров:
реестр сертифицированных программ дополнительного образования, в который включаются дополнительные общеобразовательные программы, реализуемые негосударственными поставщиками образовательных услуг, а также государственными и муниципальными поставщиками образовательных услуг в рамках внебюджетной деятельности, прошедшие сертификацию в порядке, установленном Правилами персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Алтайском крае, утвержденными правовым актом Министерства образования и науки Алтайского края (далее - "Правила ПОДО");
реестр дополнительных предпрофессиональных программ, в который включаются дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств и (или) физической культуры и спорта, реализуемые за счет бюджетных средств;
реестр значимых программ дополнительного образования, в который включаются в установленном порядке дополнительные общеразвивающие программы, реализуемые за счет бюджетных средств, признаваемые важными для социально-экономического развития Алтайского края;
реестр дополнительных общеразвивающих программ, в который включаются дополнительные общеразвивающие программы, не вошедшие в реестр значимых программ дополнительного образования, в отношении которых Уполномоченным органом принято решение о сохранении финансирования в рамках выполнения поставщиками образовательных услуг за счет бюджетных средств независимо от спроса со стороны населения.
В реестр сертифицированных образовательных программ включаются дополнительные общеобразовательные программы, прошедшие в порядке, установленном Правилами ПФДО, добровольную сертификацию, осуществляемую региональным модельным центром дополнительного образования детей.
В целях формирования реестров дополнительных предпрофессиональных программ, значимых программ дополнительного образования, дополнительных общеразвивающих программ на уровне Уполномоченного органа проводится оценка образовательных программ, реализуемых образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ за счет бюджетных средств.
Оценка программ проводится комиссией по формированию реестров образовательных программ (далее - "Комиссия"), состав и порядок деятельности которой ежегодно утверждается правовым актом Уполномоченного органа. По результатам указанной оценки по каждой дополнительной общеобразовательной программе принимается решение о ее включении в соответствующий реестр образовательных программ, максимальном числе обучающихся по соответствующей программе за счет бюджетных средств.
Решения Комиссии являются основаниями для формирования и утверждения муниципальных заданий бюджетным и автономным учреждениям органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителей.
Решение о включении дополнительной предпрофессиональной программы в реестр дополнительных предпрофессиональных программ и установлении максимального числа обучающихся по программе принимается Уполномоченным органом с учетом необходимости обеспечения не менее 12% охвата детей дополнительными предпрофессиональными программами в области искусств, оценки потребности населения в соответствующей программе и направлений социально-экономического развития Алтайского края.
Решение о включении дополнительной общеразвивающей программы в реестр значимых программ дополнительного образования, реестр дополнительных общеразвивающих программ принимается в случае соответствия программ условиям, определяемым Уполномоченным органом.
Сертификат дополнительного образования может использоваться для получения ребенком дополнительного образования по любой из дополнительных общеобразовательных программ, включенных в реестр образовательных программ дополнительного образования.
Сертификат дополнительного образования, имеющий статус сертификата персонифицированного финансирования, может использоваться для оплаты получаемого ребенком дополнительного образования по программам, включенным в реестр сертифицированных образовательных программ дополнительного образования.
Статус сертификата дополнительного образования, а также условия и порядок его изменения, порядок использования сертификата, в том числе объем услуг, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных средств, определяются правовыми актами Уполномоченного органа.
Условия и порядок изменения статуса сертификата дополнительного образования определяются Уполномоченным органом.
Порядок использования сертификата дополнительного образования, имеющего статусы сертификата учета, сертификата персонифицированного финансирования, устанавливается Уполномоченным органом.
Порядок использования сертификата дополнительного образования для обучения по дополнительным общеобразовательным программам, включенным в реестр сертифицированных образовательных программ, определяется Правилами ПФДО и муниципальными правовыми актами, принятыми в рамках реализации Правил ПФДО.
В целях автоматизации процедур зачисления детей на обучение, согласования возможности зачисления детей на обучение Уполномоченный орган использует специальные информационные системы - навигаторы дополнительного образования детей.
4. Этапы реализации Концепции
Концепция реализуется в два этапа: I этап - 2019 год; II этап-2020-2021 годы.
На I этапе будет осуществлено внедрение в муниципальных районах (городских округах) Алтайского края сертификатов дополнительного образования, имеющих статус сертификатов учета. Не менее чем в 35 муниципальных районах (городских округах) Алтайского края будет предусмотрена возможность использования сертификатов дополнительного образования в качестве сертификатов персонифицированного финансирования.
На II этапе возможность использования сертификата дополнительного образования в качестве сертификата персонифицированного финансирования будет распространена на прочие муниципальные районы (городские округа).
Начиная с I этапа Министерством образования и науки Алтайского края, Министерством культуры Алтайского края, Министерством спорта Алтайского края, органами местного самоуправления Алтайского края и заинтересованными организациями будут проводиться постоянный мониторинг реализации Концепции и оценка ее эффективности, степени достижения ожидаемых результатов.
5. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Реализация Концепции обеспечит достижение следующих результатов: к 31 декабря 2019 года:
муниципальные районы (городские округа) Алтайского края перейдут на управление системой дополнительного образования детей на основе механизма персонифицированного учета;
не менее 50% муниципальных районов (городских округов) Алтайского края внедрят систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обеспечивающую поддержку мотивации, свободу выбора и построения образовательной траектории участников дополнительного образования путем закрепления за ними определенного объема средств (размер персонифицированного обязательства) и их передачи организации (индивидуальному предпринимателю), реализующей дополнительную общеобразовательную программу, после выбора этой программы потребителем;
не менее 25% детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории Алтайского края, получат возможность обучаться с использованием сертификатов дополнительного образования детей; к 31 декабря 2021 года:
муниципальные образования Алтайского края внедрят систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обеспечивающую поддержку мотивации, свободу выбора и построения образовательной траектории участников дополнительного образования путем закрепления за ними определенного объема средств (размер персонифицированного обязательства) и их передачи организации (индивидуальному предпринимателю), реализующей дополнительную общеобразовательную программу, после выбора этой программы потребителем;
не менее 55% детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории Алтайского края, получат возможность обучаться с использованием сертификатов дополнительного образования детей в рамках системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей.
1 Возможность оплаты услуг дополнительного образования за счет бюджетных средств подразумевает закрепление за сертификатом персональных обязательств по оплате выбираемого ребенком (его родителями (законными представителями) дополнительного образования (обязательств передачи средств выбранному поставщику образовательных услуг) либо предоставление возможности зачисления ребенка на обучение по образовательным программам, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.