В соответствии с Законом Свердловской области от 15 июня 2015 года N 45-ОЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации, осуществляемом на территории Свердловской области", постановлением Правительства Свердловской области от 07.12.2015 N 1083-ПП "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования, утверждения и реализации отраслевых и межотраслевых стратегий социально-экономического развития Свердловской области" Правительство Свердловской области постановляет:
1. Утвердить Стратегию развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области на период до 2035 года (прилагается).
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого Заместителя Губернатора Свердловской области А.В. Орлова.
3. Настоящее постановление вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.
4. Настоящее постановление опубликовать на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru)
Губернатор Свердловской области |
Е.В. Куйвашев |
Утверждена
постановлением
Правительства
Свердловской области
от 6 августа 2019 г. N 515-ПП
Стратегия
развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области на период до 2035 года
Общие положения
Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области на период до 2035 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Законом Свердловской области от 4 февраля 2008 года N 10-ОЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Свердловской области", направлением социально-экономической политики Свердловской области на 2016 - 2030 годы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Свердловской области" Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы, утвержденной Законом Свердловской области от 21 декабря 2015 года N 151-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы", постановлением Правительства Свердловской области от 30.08.2016 N 595-ПП "Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы", распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 N 1083-р.
Раздел 1. Основания для разработки Стратегии
Подраздел 1.1. Основания для разработки
Основаниями для разработки Стратегии являются:
1) Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
2) постановление Правительства Свердловской области от 07.12.2015 N 1083-ПП "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования, утверждения и реализации отраслевых и межотраслевых стратегий социально-экономического развития Свердловской области";
3) распоряжение Правительства Свердловской области от 03.08.2017 N 629-РП "Об утверждении Перечня концепций отраслевых и межотраслевых стратегий социально-экономического развития Свердловской области, планируемых к разработке в 2017 году";
4) перечень поручений Губернатора Свердловской области от 05.06.2017 N 13-ЕК пп.
Подраздел 1.2. Разработчики Стратегии
Разработчиком Стратегии является Министерство инвестиций и развития Свердловской области.
Подраздел 1.3. Ответственный исполнитель (ответственный исполнитель-координатор) и ответственный за контроль и реализацию Стратегии
Ответственным исполнителем и ответственным за контроль и реализацию Стратегии является Министерство инвестиций и развития Свердловской области.
Раздел 2. Предпосылки, цель и задачи Стратегии
Подраздел 2.1. Оценка и анализ развития отрасли
Анализируя изменения количества субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) с учетом индивидуальных предпринимателей (далее - ИП) за период 2015 - 2018 годов можно отчетливо проследить его рост. За последние пять лет количество субъектов МСП увеличилось на 11,8 тысячи, или более чем на 6,2%. При этом можно отметить определенную "стабилизацию" этого показателя (колебания значения количества субъектов МСП за последние три года не превышает 2%) (рисунок 1).
Рисунок 1.
Количество субъектов МСП в Свердловской области (единиц)
В 2014 году количество средних предприятий составило 445 единиц. В период с 2015 по 2016 год произошел существенный рост количества субъектов среднего предпринимательства (около 47%). За последние три года произошло незначительное снижение их количества (около 6%). Можно считать, что наблюдается некоторая "стабилизация" количества средних предприятий, так как колебания среднего значения не превышают 5% (рисунок 2).
Рисунок 2.
Количество средних предприятий в Свердловской области (единиц)
Рассматривая эти данные, необходимо принимать во внимание тот факт, что в 2015 году произошло изменение критериев отнесения субъектов предпринимательской деятельности к той или иной группе субъектов МСП: предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) для категорий субъектов МСП, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2015 N 702 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 13.07.2015 N 702), увеличились в два раза, что повлияло на увеличение показателя "число малых предприятий Свердловской области" в 2015 году.
До 13 июля 2015 года к малым предприятиям относились "предприятия с выручкой от 60 до 400 млн. рублей", после 13 июля 2015 года к данной категории относятся "предприятия с выручкой от 120 до 800 млн. рублей". При этом предприятия с выручкой до 120 млн. рублей по итогам 2015 года попали в категорию "микропредприятия", а часть средних компаний (с выручкой от 400 до 800 млн. рублей) пополнила категорию "малые предприятия". Вследствие этого произошло незначительное снижение количества малых предприятий и увеличение микропредприятий в 2016 году (рисунки 3 и 4).
Рисунок 3.
Количество малых предприятий в Свердловской области (без учета ИП) (единиц)
Рисунок 4.
Количество микропредприятий в Свердловской области (без учета ИП) (единиц)
Число индивидуальных предпринимателей, фактически осуществляющих свою деятельность на территории Свердловской области, за последние годы выросло и в целом составило более 15 тыс. субъектов предпринимательства. После резкого падения количества ИП в 2015 году далее наблюдается относительно стабильный рост количества ИП в среднем на 5% в год (рисунок 5).
Рисунок 5.
Количество зарегистрированных ИП в Свердловской области (единиц)
Глава 1. Оборот субъектов МСП
Оборот средних предприятий имеет положительную динамику более чем в 2 раза в 2017 году по отношению к 2013 году (рисунок 6). На рост данного показателя в 2017 году в сравнении с 2013 годом повлиял как фактический рост оборота средних предприятий, так и изменение критериев отнесения предприятий к той или иной группе субъектов МСП в связи с изменением предельных значений выручки от реализации товаров (работ, услуг) для категорий МСП, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2015 N 702.
Рисунок 6.
Оборот средних предприятий Свердловской области (млрд. рублей)
Показатель по обороту малых и микропредприятий в 2016 году из-за изменений критериев отнесения к группам субъектов МСП целесообразно рассматривать в общей сумме.
Общая сумма оборота по малым и микропредприятиям в 2015 году увеличилась по отношению к 2013 году на 69%, что обусловлено изменением критериев (рисунок 7).
В 2016 году в силу макроэкономических причин произошло резкое падение показателя оборота более чем на 45%. В 2017 году наметилась тенденция к восстановлению оборота, что можно объяснить адаптацией бизнеса к экономической ситуации в стране.
Рисунок 7.
Оборот малых и микропредприятий (млрд. рублей)
Глава 2. Численность занятых на средних, малых и микропредприятиях
Численность занятых на предприятиях МСП в 2015 году составила 572,23 тыс. человек, в 2018 году данный показатель повысился на 11,5% и составил 638,76 тыс. человек.
На численность занятых на предприятиях МСП повлияло изменение предельных значений выручки от реализации товаров (работ, услуг) для разных категорий субъектов МСП, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2015 N 702.
На рисунке 8 представлены данные о численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства с учетом ИП.
Численность занятых на средних предприятиях в 2018 году увеличилась почти на 55% по сравнению с 2015 годом. Рост показателя численности на микропредприятиях более чем на 37,5% объясняется снижением среднесписочной численности работающих на малых предприятиях.
Существенного изменения количества малых предприятий не произошло, однако наблюдается незначительный рост количества микропредприятий (с учетом ИП).
Рисунок 8.
Динамика численности занятых на предприятиях МСП (тыс. человек)
Глава 3. Отрасли ведения предпринимательской деятельности субъектов МСП
С 2014 по 2017 год субъекты МСП в основном были сосредоточены в сферах оптовой и розничной торговли, транспорта, информатизации и связи, обрабатывающей промышленности (рисунок 9).
Рисунок 9.
Отраслевая структура МСП в 2017 году
Сфера оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств и мотоциклов является превалирующей для всех групп субъектов МСП. Второй по степени распространенности среди малых и средних предприятий является сфера обрабатывающих производств и добычи полезных ископаемых, среди микропредприятий - сфера строительства, среди индивидуальных предпринимателей - сфера транспортировки и хранения. Распределение субъектов МСП по видам экономической деятельности в 2017 году приведено на рисунке 10.
Рисунок 10.
Распределение субъектов МСП по видам экономической деятельности в 2017 году
Проведенный анализ показывает стабильность ведения предпринимательской деятельности организаций в выбранных нишах, существенных изменений в структуре отраслей МСП не наблюдается.
В сфере торговли больше заняты микропредприятия и индивидуальные предприниматели, значительную долю в деятельности средних предприятий занимает сфера промышленности, микропредприятий - сфера строительства.
Объективными факторами, способствующими развитию малого и среднего бизнеса на территории Свердловской области, являются емкий внутренний рынок, формируемый спросом со стороны крупных предприятий, по уровню концентрации которых Свердловская область занимает лидирующие позиции в Российской Федерации, и население, уровень доходов которого традиционно на несколько процентных пунктов превышает среднероссийские значения.
Стабильно положительных тенденций развития МСП в Свердловской области удалось достичь благодаря последовательной реализации бизнес-ориентированной региональной политики, которая позволила создать разветвленную инфраструктуру организаций поддержки предпринимательства.
Основу многоуровневой инфраструктуры поддержки МСП составляет Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства (микрокредитная компания) (далее - Фонд), созданный в 2002 году.
На базе Фонда действуют региональная гарантийная организация, региональная микрофинансовая организация, центр координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Свердловской области (далее - международный центр), центр поддержки предпринимательства, центр инноваций социальной сферы, центр кластерного развития. Банками - партнерами Фонда выступают 42 финансово-кредитные организации и пять иных организаций, финансирующих субъекты МСП.
Фонд "Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Свердловской области" (далее - Свердловский венчурный фонд), созданный в 2006 году, финансирует проекты инновационных компаний, находящихся на стадии раннего роста, когда для продолжения разработки и запуска в серийное производство инновационных продуктов или услуг компании необходимы инвестиционные ресурсы.
Региональная инфраструктура поддержки МСП дополняется развитой муниципальной инфраструктурой. В муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области (далее - муниципальные образования), действуют 45 фондов поддержки МСП. Для поддержки начинающих субъектов малого предпринимательства работают 9 бизнес-инкубаторов (Краснотурьинский бизнес-инкубатор создан с привлечением средств федерального бюджета), действуют технопарки.
На территории Свердловской области функционирует акционерное общество "Корпорация развития Среднего Урала" (далее - КРСУ), которое оказывает профессиональную поддержку иностранным и российским инвесторам, реализует проекты по развитию инфраструктуры Свердловской области, управляет индустриальными парками и соинвестирует в промышленные проекты вместе с частным бизнесом. Обладая информацией о перспективных нишах, КРСУ предлагает их инвесторам для организации новых производств и совместных предприятий на территории Свердловской области. Работа по поиску идей для инвестиций ведется во взаимодействии с исполнительными органами государственной власти Свердловской области, органами местного самоуправления муниципальных образований, общественными объединениями и промышленными предприятиями.
По данным Федеральной таможенной службы, размещенным на сайте Федеральной службы государственной статистики, в Свердловской области ведут экспортную деятельность более 1800 субъектов МСП. Большую часть рынка составляет экспорт металлов, которым занимается крупный бизнес. Продукция малого бизнеса составляет в среднем 5% от общего объема экспорта. Исходя из отраслевой структуры компаний, которые ежегодно обращаются за поддержкой, 32,6% - это производственные компании (строительство, производство оборудования, приборостроение), 33% - предприятия сферы услуг, 31,4% - предприятия торговли (по оценке международного центра). В Свердловской области поддержку экспортно ориентированным компаниям оказывает международный центр.
МСП стало неотъемлемым элементом социально-экономической структуры Свердловской области, которое стабильно показывает рост. В сфере малого и среднего бизнеса занято более 28% экономически активного населения Свердловской области, в то время как в среднем по стране - не более 25%.
По развитию предпринимательства Свердловская область является одним из передовых регионов Российской Федерации, уступая лишь таким субъектам Российской Федерации, как Москва, Санкт-Петербург и Московская область по показателям, которые характеризуют развитость анализируемого сектора.
Свердловская область входит в ТОП-5 субъектов Российской Федерации по основным показателям, характеризующим развитие сектора МСП:
1) доля в числе малых и средних предприятий - юридических лиц - 3 место (после городов Москвы и Санкт-Петербурга);
2) доля в обороте (выручке) сектора МСП (юридические лица и индивидуальные предприниматели) - 4 место (после городов Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области);
3) доля в числе индивидуальных предпринимателей - 5 место (после Краснодарского края, города Москвы, Московской и Ростовской областей);
4) доля в общем числе малых и средних предприятий - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - 5 место (после городов Москвы и Санкт-Петербурга, Краснодарского края и Московской области);
5) доля в численности занятых на малых и средних предприятиях и в сегменте индивидуального предпринимательства - 5 место (после городов Москвы и Санкт-Петербурга, Московской области и Краснодарского края).
Анализ данных, характеризующих текущее состояние МСП, свидетельствует о наличии как минимум трех системных факторов-диспропорций, учет которых при формировании стратегических мероприятий позволит интенсифицировать развитие малого и среднего бизнеса в Свердловской области:
1) территориальные диспропорции - один из факторов, затрудняющий развитие всех муниципальных образований. На территории шести муниципальных образований (муниципальное образование "город Екатеринбург", город Нижний Тагил, городской округ Первоуральск, город Каменск-Уральский, Березовский городской округ, городской округ Верхняя Пышма) с населением около половины областного населения приходится более 70% всех зарегистрированных субъектов МСП. На данных территориях созданы разные условия для развития предпринимательской деятельности. Территориальные диспропорции связаны как с экономико-географическим расположением муниципальных образований, так и со сложившимся с советских времен территориальным распределением производительных сил (в том числе градообразующих предприятий);
2) отраслевые диспропорции. Отраслевой анализ вклада предприятий различных отраслей в обеспечение занятости населения позволяет сделать вывод о наибольшем вкладе в показатель "численность работающих" производственного бизнеса. На одном обрабатывающем предприятии малого и среднего бизнеса (без учета ИП) в среднем занято 6,6 человека, в то время как аналогичный показатель по другим секторам редко превышает 5 человек. Существенно превалирует сфера торговли и услуг - более 65% оборота и 50% занятых. В перспективе существенный вклад в рост количества субъектов МСП возможен за счет сферы услуг. Приоритетными по направлениям могут стать социальное предпринимательство и предпринимательство в сфере креативной и цифровой экономики, так же есть потенциал роста субъектов МСП в отдельных подотраслях промышленности (деревообработка, мебельная промышленность, производство пищевых продуктов, швейная промышленность, машиностроение в части приборостроения, производство оборудования, инструмента), транспортных услуг (автомобильные грузоперевозки), сельского хозяйства;
3) структурные диспропорции. Проведенный анализ показателей развития МСП в разрезе предприятий свидетельствует о значимости среднего бизнеса. Отдельно взятый бизнес проходит в своем развитии несколько этапов: микропредприятие - малое предприятие - средний бизнес, поэтому создание комфортных условий для развития микропредприятий в долгосрочной перспективе будет способствовать увеличению количества малых и средних предприятий.
Глава 4. Анализ конкурентных преимуществ Свердловской области
Результаты выявления сильных и слабых сторон МСП, возможностей и угроз систематизированы в структуре SWOT-анализа и представлены в таблице 1.
Таблица 1
SWOT-анализ развития предпринимательства в Свердловской области*(1)
Сильные стороны (факторы успеха) |
Слабые стороны (проблемы) |
1) формирующийся современный транспортно-логистический узел международного, общенационального и межрегионального масштаба; 2) Свердловская область - региональный экономический центр Уральского региона; 3) высокая концентрация научных и образовательных учреждений, значительный научно-технический потенциал; 4) многоотраслевая и диверсифицированная структура экономики; 5) развитая сфера бизнес-услуг и сопутствующая инфраструктура; 6) емкий потребительский рынок; 7) развивающийся региональный центр оптовой торговли; 8) развитость финансовых институтов, отвечающих современным требованиям; 9) сложившийся рынок информационных и телекоммуникационных услуг; 10) значительный удельный вес малого бизнеса в экономике; 11) емкий рынок труда, высококвалифицированный кадровый потенциал в областном центре и крупных городах; 12) активность и предприимчивость населения по сравнению с другими регионами Уральского федерального округа (далее - УрФО); 13) сформированная система государственной поддержки МСП в Свердловской области; 14) наличие высококвалифицированных кадров в сфере образования и повышения квалификации, которые могут быть вовлечены в решение проблемных вопросов МСП |
1) невысокий уровень предпринимательской грамотности и владения профессиональными компетенциями в сфере бизнеса в отдаленных от центра муниципальных и городских округах Свердловской области; 2) недостаточная информированность МСП о существующих в территориальных образованиях программах поддержки МСП; 3) низкий уровень финансовой устойчивости малого и среднего бизнеса в сложившихся экономических условиях; 4) трудности с кредитованием МСП, вызванные ограниченными возможностями в получении кредитов; 5) отсутствие достаточного количества подготовленных земельных участков и производственных помещений для удовлетворения потребностей субъектов МСП; 6) территориальный и структурный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы в Свердловской области, в том числе недостаток квалифицированных кадров за пределами областного центра; 7) ограниченные возможности субъектов предпринимательства по продвижению собственной продукции (работ, услуг) на региональные, межрегиональные и международные рынки; 8) отсутствие налаженных кооперационных связей и кластерных механизмов во взаимодействии крупного бизнеса и МСП |
Возможности |
Угрозы (риски) |
1) использование достижений лучшей практики других регионов Российской Федерации и международного опыта в сфере поддержки и развития МСП; 2) постоянно развивающиеся информационные технологии; 3) возможность получения из федерального бюджета софинансирования на реализацию региональных программных мероприятий; 4) увеличение активности субъектов МСП в закупочной деятельности; 5) реализация совместных кластерных проектов и инициатив; 6) вовлечение в предпринимательскую деятельность незанятого населения, в том числе молодежи; 7) рост спроса на экологически чистую продукцию; 8) участие в федеральных программах поддержки экспорта субъектов МСП |
1) сложившиеся областные диспропорции в развитии МСП, сильные межмуниципальные различия в уровне жизни населения, разные возможности для организации собственного бизнеса; 2) наличие удорожающих факторов, обусловленных географическим положением Свердловской области; 3) функционирование МСП в условиях высокой степени конкуренции со стороны крупного бизнеса в Свердловской области, УрФО и других регионов России; 4) общее падение покупательского спроса на продукцию (товары, услуги); 5) рост тарифов естественных монополий; 6) высокие требования банковской системы к обеспечению кредита МСП; 7) высокий уровень налоговой нагрузки на бизнес; 8) использование импортного оборудования и сырья, цены на которые постоянно растут; 9) высокий уровень инфляции, нестабильность национальной валюты, волатильность процентной ставки по кредитам; 10) зависимость системы поддержки МСП от объемов бюджетного финансирования |
Анализ представленных в таблице 1 консолидированных результатов многофакторного SWOT-анализа состояния среды МСП на территории Свердловской области позволяет заключить, что для МСП в Свердловской области характерна высокая зависимость от внешней среды, а в процессе осуществления своей деятельности МСП в Свердловской области находится под влиянием ряда факторов, сдерживающих его развитие.
Анализ факторов, влияющих на развитие субъектов МСП в Свердловской области, показывает, что существующие проблемы можно решить согласованными действиями органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований, общественных объединений предпринимателей, структур поддержки с привлечением необходимых ресурсов.
Подраздел 2.2. Территориальная привязка и графическая информация Стратегии
Учитывая концентрацию субъектов МСП в формирующихся агломерациях (муниципальное образование "город Екатеринбург", город Нижний Тагил, Серовский городской округ) и прилегающих к ним муниципальных образованиях, основной поток обращений субъектов МСП за поддержкой будет именно из этих территорий. При реализации Стратегии могут устанавливаться дополнительные приоритеты по поддержке субъектов МСП, учитывающие территориальные составляющие.
Для субъектов МСП, осуществляющих свою деятельность на территориях монопрофильных муниципальных образований и территориях опережающего социально-экономического развития, при формировании государственных программ предусматриваются отдельные мероприятия поддержки и ресурсы для их реализации.
Подраздел 2.3. Цель Стратегии
Целью Стратегии является вхождение Свердловской области в ТОП-3 регионов Российской Федерации по уровню развития МСП к 2035 году.
Показатели достижения цели:
1) доля субъектов МСП в валовом региональном продукте (далее - ВРП) Свердловской области составляет 40% к 2035 году;
2) доля занятых граждан в сфере МСП составляет 42% от числа занятых граждан в Свердловской области к 2035 году;
3) доля экспорта субъектов МСП в несырьевом экспорте составляет более 13%.
Стратегическим ориентиром является совершенствование отраслевой структуры МСП с планомерным увеличением к 2035 году доли промышленного и высокотехнологичного информационного секторов экономики, а также сферы услуг при одновременном сокращении удельного веса количества субъектов МСП, осуществляющих деятельность в сфере торговли. На рисунке 11 приведено целевое распределение субъектов МСП по отраслям экономики к 2035 году.
Рисунок 11.
Целевая отраслевая структура МСП к 2035 году
Государственная политика в отношении МСП является важным самостоятельным системным направлением социально-экономической политики Свердловской области, поскольку именно сектор малого и среднего бизнеса направлен на развитие диверсификации экономики Свердловской области, укрепление рыночных отношений между субъектами экономической деятельности и формирование среднего класса общества.
Основными принципами государственной политики в отношении развития МСП и принципами разработки и реализации механизмов достижения цели Стратегии являются:
1) системность и комплексный подход - направления, формы и инструменты поддержки разрабатываются и применяются в единой системе (комплексе) с учетом внутренних взаимосвязей;
2) соответствие мер, направленных на поддержку развития МСП, потребностям предпринимателей, представляющих разные уровни развития бизнеса, и состоянию экономики Свердловской области;
3) непрерывность поддержки - для получения положительного результата, эффективного использования ресурсов процесс поддержки должен быть непрерывен как во времени, так и в предложении инструментов поддержки для всех целевых групп, представляющих разные уровни развития МСП;
4) ресурсная обеспеченность - все направления, формы и инструменты государственной поддержки должны обеспечиваться соответствующим объемом бюджетных средств, квалифицированными кадрами;
5) обеспечение равной доступности государственной поддержки для каждого субъекта и равные права на государственную поддержку для всех субъектов МСП;
6) технологичность - доступность государственной поддержки, постоянный мониторинг и контроль обеспечиваются при условии разработки и оптимизации соответствующих процедур, доведения инструментов поддержки до уровня технологии, включая возможность тиражирования;
7) прозрачность - все направления, формы и инструменты поддержки должны быть не только понятны тем, на кого они направлены, но и информация об условиях доступа к поддержке и результатах ее осуществления должна быть открыта для общественности;
8) помощь для самопомощи - поддержка оказывается в первую очередь тем субъектам МСП, которые способны самостоятельно вести предпринимательскую деятельность;
9) партнерство между исполнительными органами государственной власти Свердловской области, органами местного самоуправления муниципальных образований, общественными организациями и объединениями предпринимателей, организациями инфраструктуры по поддержке малого бизнеса.
Подраздел 2.4. Задачи Стратегии
Глава 5. Модель реализации Стратегии
Для формулировки задач Стратегии предлагается разделить субъекты МСП условно на группы, установив потребности каждой группы. Разделение по группам и выявление потребностей каждой из групп представлены в таблице 2.
Таблица 2
Комплексная модель реализации Стратегии
Группы |
Потребности |
Направления развития |
Граждане |
обучение; мотивация; акселерация; наставничество; генерация идей |
популяризация предпринимательства; обучение навыкам предпринимательской деятельности и акселерация субъектов МСП, в том числе поддержка фермеров и развитие сельской кооперации; развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства; улучшение условий ведения предпринимательской деятельности; расширение доступа субъектам МСП к финансовым ресурсам |
Самозанятые граждане |
обучение; мотивация; популяризация |
|
Начинающие субъекты МСП |
финансовые ресурсы; административные ресурсы; кадровые ресурсы; наставничество; маркетинг; сбыт; обучение; производственная инфраструктура |
|
Действующие субъекты МСП |
снижение налоговой нагрузки; финансовые и инвестиционные ресурсы; административные ресурсы; кадровые ресурсы; маркетинг; сбыт; обучение; информационные ресурсы; производственная инфраструктура |
|
Экспортеры |
финансовые ресурсы; кадровые ресурсы; международный маркетинг; международный сбыт; обучение; сопровождение |
|
Инноваторы |
финансовые ресурсы; инновационная инфраструктура; льготное налогообложение; индивидуальные программы обучения; кооперация; маркетинг |
Глава 6. Перечень направлений Стратегии, методы их решения и планируемые результаты
Перечень направлений Стратегии, методы их решения и планируемые результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3
Номер строки |
Метод (основные мероприятия) |
Планируемые результаты реализации Стратегии |
Срок |
Номер строки показателя (таблица 4), на реализацию которого направлено мероприятие |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1. |
Направление 1. Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности в Свердловской области |
||||
2. |
Содействие совершенствованию системы налогообложения субъектов МСП |
снижение рейтинга "высокий уровень и сложная система налогообложения" в перечне основных проблем предпринимательства по результатам опросов |
до 2035 года |
1-12 |
|
3. |
Обеспечение субъектам МСП доступа к существующему инфраструктурному имущественному комплексу |
удовлетворение потребностей бизнеса в доступе к производственным и офисным помещениям |
до 2035 года |
6 |
|
4. |
Развитие института самозанятых граждан |
увеличение количества субъектов МСП через стимулирование граждан к предпринимательской деятельности, выход "из тени" отдельных категорий налогоплательщиков |
до 2035 года |
3-5 |
|
5. |
Улучшение условий для доступа субъектов МСП к участию в закупочной деятельности |
расширение возможностей для сбыта продукции и услуг субъектов МСП, увеличение доли МСП в государственных и муниципальных закупках, закупках крупных компаний |
до 2035 года |
11 |
|
6. |
Направление 2. Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию |
||||
7. |
Развитие системы гарантийной поддержки по банковским кредитам и гарантиям |
необходимое увеличение капитала региональной гарантийной организации для обеспечения потребностей рынка в кредитных ресурсах банков |
до 2035 года |
6 |
|
8. |
Развитие системы микрофинансирования |
необходимое увеличение капитала микрокредитной организации для обеспечения потребностей рынка в микрозаймах и их территориального охвата |
до 2035 года |
6 |
|
9. |
Специализированные финансовые продукты |
разработка и внедрение соответствующих потребностям предпринимателей финансовых продуктов |
до 2035 года |
6 |
|
10. |
Развитие экспортно ориентированных, инновационных и высокотехнологичных компаний |
разработка и внедрение необходимых финансовых инструментов для экспортеров и инноваторов |
до 2035 года |
1-12 |
|
11. |
Направление 3. Развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства в Свердловской области |
||||
12. |
Услуги инфраструктуры поддержки предпринимательства |
разработка и предоставление мер поддержки и услуг, востребованных субъектами МСП на территориях всех муниципальных образований |
до 2035 года |
1-12 |
|
13. |
Цифровизация |
повышение доступности услуг, оказываемых инфраструктурой поддержки предпринимательства. Сокращение времени ожидания для получения услуги. Увеличение доли субъектов МСП, охваченных поддержкой. Обеспечение 100-процентной возможности получения услуг и мер поддержки в электронном виде |
до 2035 года |
1-12 |
|
14. |
Территориальное развитие |
создание равной доступности мер поддержки для субъектов МСП в любой точке Свердловской области |
до 2035 года |
1-12 |
|
15. |
Формирование кластерных проектов |
создание и функционирование системы поддержки кластерных проектов, учитывающей потребности субъектов МСП и ускоряющей развитие компаний в кластерных группах |
до 2035 года |
1-12 |
|
16. |
Направление 4. Популяризация, обучение навыкам предпринимательской деятельности и акселерация субъектов МСП |
||||
17. |
Проведение информационной кампании по популяризации предпринимательской деятельности |
повышение информированности населения и субъектов МСП о возможностях, предоставляемых инфраструктурой поддержки МСП |
до 2035 года |
1-6 |
|
18. |
Реализация образовательных программ, направленных на формирование и развитие предпринимательских компетенций |
повышение квалификации кадров для предпринимательства, стимулирование притока новых предпринимателей |
до 2035 года |
1-6 |
|
19. |
Создание и развитие тематических акселераторов |
создание и осуществление деятельности акселераторов ускоренного развития субъектов МСП по приоритетным сферам деятельности (цифровая экономика, социальное, женское предпринимательство, иное) |
до 2035 года |
1-6 |
|
20. |
Создание системы поддержки фермеров и развития сельской кооперации |
создание и функционирование Центра компетенции в сельскохозяйственной кооперации |
до 2035 года |
1-6 |
Глава 7. Основные показатели Стратегии
Основные показатели Стратегии представлены в таблице 4.
Таблица 4
Номер строки |
Наименование показателя |
Единица измерения |
2017 год (факт) |
2018 год (оценка) |
Плановое значение показателя по годам реализации Стратегии |
|||||||||||
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2024 год |
2030 год |
целевой ориентир, 2035 год |
|||||||||||
минимальное |
целевое |
минимальное |
целевое |
минимальное |
целевое |
минимальное |
целевое |
минимальное |
целевое |
минимальное |
целевое |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
1. |
Доля субъектов МСП в ВРП Свердловской области |
процентов |
30,3 |
31,5 |
32,0 |
32,8 |
33,0 |
34,2 |
34,0 |
35,6 |
35,5 |
36,0 |
37,0 |
38,0 |
38,5 |
40 |
2. |
Оборот продукции субъектов МСП (включая индивидуальных предпринимателей) |
млрд. рублей |
2200,0 |
2330,0 |
2380,0 |
2560,0 |
2520,0 |
2940,0 |
2650,0 |
3520,0 |
3130,0 |
4907,0 |
3800,0 |
6210,0 |
4300,0 |
7200,0 |
3. |
Численность занятых в сегменте МСП, включая индивидуальных предпринимателей |
тыс. человек |
643 |
638 |
635 |
645 |
637 |
670 |
639 |
702 |
645 |
806 |
655 |
820 |
680 |
855 |
4. |
Доля занятых граждан в сфере малого и среднего бизнеса от общего числа занятых граждан в Свердловской области |
процентов |
26,5 |
27 |
26,6 |
30 |
26,7 |
35 |
26,8 |
40 |
28 |
40,5 |
30 |
41,5 |
32 |
42,0 |
5. |
Количество субъектов МСП (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. человек населения |
единиц |
44,5 |
46 |
44,5 |
50 |
44,5 |
53 |
44,6 |
55 |
44,9 |
58 |
45,1 |
60 |
45,3 |
63 |
6. |
Доля субъектов МСП, воспользовавшихся мерами государственной поддержки, от общего числа субъектов МСП |
процентов |
5 |
6 |
5 |
9 |
5 |
12 |
5 |
15 |
5 |
17 |
5 |
19 |
5 |
20 |
7. |
Доля экспорта субъектов МСП в несырьевом экспорте |
процентов |
5 |
5 |
5 |
6 |
5 |
6 |
5 |
7 |
6 |
9 |
6 |
11 |
7 |
13 |
8. |
Доля обрабатывающей промышленности в обороте субъектов МСП (без учета индивидуальных предпринимателей) |
процентов |
13,5 |
14,0 |
13,8 |
15,0 |
14,0 |
16,0 |
14,2 |
17,0 |
15,0 |
18,0 |
16,0 |
20,0 |
16,8 |
21,0 |
9. |
Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий, включая микропредприятия |
млрд. рублей |
16,8 |
15,5 |
15,6 |
16,2 |
16,3 |
17,1 |
17,0 |
17,9 |
19,5 |
20,7 |
24,0 |
27,8 |
30,0 |
35,5 |
10. |
Среднемесячная заработная плата работников средних, малых и микропредприятий |
тыс. рублей |
24,8 |
26,3 |
27,6 |
27,7 |
28,7 |
29,1 |
29,9 |
30,6 |
33,6 |
35,5 |
42,5 |
48,4 |
51,7 |
62,0 |
11. |
Доля закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, размещенных у субъектов МСП, социально ориентированных некоммерческих организаций согласно статье 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" |
процентов |
17,6 |
15 |
15 |
18 |
15 |
18 |
15 |
20 |
15 |
20 |
15 |
20 |
15 |
20 |
12. |
Прирост количества компаний экспортеров из числа субъектов МСП по итогам внедрения Регионального экспортного стандарта 2.0 |
процентов |
нет данных |
нет данных |
- |
10 |
- |
20 |
- |
30 |
- |
100 |
- |
- |
- |
- |
Раздел 3. Технология реализации Стратегии (механизмы)
Подраздел 3.1. Механизмы реализации Стратегии
Достижение цели Стратегии планируется осуществлять по следующим ключевым направлениям, обеспечивающим комплексный подход к решению поставленных задач и представляющим собой мероприятия, отличающиеся по степени влияния на бизнес, по продолжительности и скорости получения эффекта от реализации мер:
1) улучшение условий ведения предпринимательской деятельности в Свердловской области;
2) расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию;
3) развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства в Свердловской области;
4) популяризация, обучение навыкам предпринимательской деятельности и акселерация субъектов МСП.
Глава 8. Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности в Свердловской области
В рамках данного направления ключевой задачей является всестороннее улучшение предпринимательского климата на территории Свердловской области. Основными элементами, формирующими благоприятный бизнес-климат в Свердловской области, на которые в рамках своих полномочий влияют исполнительные органы государственной и муниципальной власти, являются система налогообложения, доступ предпринимателей к имуществу и инфраструктуре, создание правил, стимулирующих выход "из тени" отдельных категорий налогоплательщиков, расширение рынков сбыта за счет упрощения доступа предпринимателей к закупкам крупных компаний и государственным закупкам.
Методы (основные мероприятия), реализуемые в рамках данного направления:
1) содействие совершенствованию системы налогообложения субъектов МСП.
В Свердловской области реализована политика нулевой ставки (налоговые каникулы) для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей по упрощенной системе налогообложения (далее - УСН) и патентной системе налогообложения, осуществляющих отдельные виды деятельности, введена дифференцированная налоговая ставка при применении УСН в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, для отдельных видов деятельности.
Законом Свердловской области от 15 июня 2009 года N 31-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области налоговых ставок при применении упрощенной системы налогообложения для отдельных категорий налогоплательщиков" (далее - Закон Свердловской области от 15 июня 2009 года N 31-ОЗ) установлен перечень отдельных видов деятельности, при осуществлении которых впервые зарегистрированный индивидуальный предприниматель по УСН может применять нулевую ставку налога в течение первых двух налоговых периодов, а также регламентированы дифференцированные налоговые ставки в размере 5 и 7% при применении УСН в зависимости от основного вида деятельности.
Закон Свердловской области от 21 ноября 2012 года N 87-ОЗ "О введении в действие патентной системы налогообложения на территории Свердловской области и установлении налоговой ставки при ее применении для отдельных категорий налогоплательщиков" регламентирует применение патентной системы налогообложения (далее - ПСН) на территории Свердловской области и установление нулевой налоговой ставки при применении ПСН для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды деятельности.
Закон Свердловской области от 6 ноября 2018 года N 114-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области налоговой ставки при применении системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога)" для всех категорий организаций и индивидуальных предпринимателей - плательщиков налога устанавливает пониженную налоговую ставку налога в размере 5%.
Применение данных законодательных актов положительно влияет на дальнейшую деятельность для впервые зарегистрированных субъектов МСП и решение физических лиц зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей.
Реализация мероприятий по совершенствованию регионального налогового законодательства будет осуществляться исходя из полномочий, установленных на федеральном уровне, с учетом оценки эффективности внедрения таких механизмов поддержки;
2) обеспечение субъектам МСП доступа к существующему инфраструктурному имущественному комплексу.
Важным мероприятием является предоставление имущественной поддержки субъектам МСП, как в виде формирования перечней государственного и муниципального имущества для передачи во владение и (или) в пользование на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях, так и в виде предоставления объектов существующей инфраструктуры имущественного комплекса, включающей индустриальные парки, особую экономическую зону, складскую недвижимость, территории опережающего социально-экономического развития.
В целях упрощения доступа субъектов МСП к имущественной инфраструктуре необходимо реализовывать мероприятия, направленные на:
содействие субъектам предпринимательской деятельности в реализации инвестиционных проектов (взаимодействие по оказанию услуг инвестиционного консультирования, помощь в составлении бизнес-планов инвестиционных проектов, инициированных субъектами предпринимательства) на территории Свердловской области;
развитие сотрудничества и кооперационных связей между хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Свердловской области предпринимательскую и инвестиционную деятельность;
разработку механизмов для привлечения и размещения субъектов МСП на территории индустриальных парков Свердловской области;
продвижение на едином портале поддержки малого и среднего бизнеса (www.66msp.ru) информации о существующем инфраструктурном комплексе Свердловской области;
3) развитие института самозанятых граждан.
В целях улучшения условий осуществления деятельности самозанятых граждан и стимулирования физического лица к регистрации в качестве самозанятого гражданина необходимо реализовать следующие мероприятия:
рассмотрение возможности размещения (доступа) на льготной основе для групповой и/или индивидуальной работы самозанятых граждан в специально оборудованных помещениях: коворкинг-центрах, центрах краткосрочной аренды;
создание доступных финансовых инструментов на возвратной основе для самозанятых граждан;
реализация информационных мероприятий для самозанятых граждан и физических лиц для консультирования об особенностях специального налогового режима для самозанятых граждан и об IT-платформе, обеспечивающей постановку на учет самозанятых граждан, об администрировании налога и популяризации нового налогового режима;
4) улучшение условий для доступа субъектов МСП к участию в закупочной деятельности.
В целях создания условий для участия субъектов МСП в закупках, увеличения их активности и повышения информационной открытости закупок необходимо на постоянной основе реализовывать комплекс мероприятий по популяризации участия в закупочных процедурах:
консультирование субъектов МСП по вопросам участия и оказание методического сопровождения в конкурсных процедурах государственных и муниципальных заказов;
проведение регулярного анализа потребностей крупных заказчиков, информирование и привлечение к закупочной деятельности субъектов МСП.
Глава 9. Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию
В рамках данного направления ключевой задачей является повышение доступности финансовых ресурсов для всех субъектов МСП. Учитывая достаточно высокую эффективность существующих механизмов поддержки, необходимо продолжить реализацию действующих программ и разработку новых финансовых инструментов.
Основными мероприятиями, реализуемыми в рамках данного направления, являются:
1) развитие системы гарантийной поддержки по банковским кредитам и гарантиям.
Международный опыт стран с высоким уровнем развития МСП показывает, что наиболее эффективным инструментом государственной поддержки субъектов МСП является региональная гарантийная организация (далее - РГО), созданная за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
Предоставляя гарантийную поддержку в рамках государственных программ, РГО расширяет возможности МСП по получению кредитных ресурсов для его развития и стимулирует коммерческие банки по улучшению условий кредитования МСП в Свердловской области.
К 2035 году РГО будет являться системообразующей организацией, которая во взаимодействии с коммерческими банками обеспечит на региональном уровне значимую эффективную поддержку субъектам МСП, малым и средним инфраструктурным проектам, направленным на развитие МСП.
Являясь надежным финансовым партнером для банков и иных финансовых организаций, внедряя технологии качественного управления финансовыми рисками и гарантийным капиталом, РГО будет наращивать объемы предоставления гарантий и поручительств субъектам МСП, предлагая новые решения для снижения рисков и гарантийные продукты, отвечающие потребностям предпринимателей и финансовых партнеров.
Ключевые цели формирования региональной гарантийной системы:
улучшение условий кредитования субъектов МСП;
увеличение количества банковских продуктов, целевой аудиторией которых являются субъекты МСП;
увеличение объемов предоставления поручительств и банковских гарантий по кредитным обязательствам субъектов МСП;
повышение эффективности расходов бюджетов, направляемых на финансирование деятельности РГО;
повышение эффективности процессов управления РГО.
Реализация Стратегии предполагает выделение следующих этапов развития региональной гарантийной системы поддержки МСП:
2019 - 2021 годы - этап развития путем стимулирования кредитования субъектов МСП, расширение сети банков-партнеров и продуктовой линейки РГО;
2022 - 2035 годы - этап роста, в рамках которого пройдет совершенствование стандартов работы, интегрированной системы управления рисками, сформированной "продуктовой" линейки.
Одновременно с учетом растущего спроса на гарантийные продукты со стороны малых и средних предприятий необходимо обеспечить увеличение гарантийного капитала РГО на базе Фонда;
2) развитие системы микрофинансирования.
Проблема доступа субъектов МСП (в первую очередь микропредприятий) к финансовым ресурсам будет решаться за счет развития микрофинансирования.
Особенно важен сегмент микрофинансирования, прежде всего в населенных пунктах с небольшой численностью жителей, а также в удаленных населенных пунктах Свердловской области, где финансовый рынок и его инфраструктура традиционно не так хорошо развиты.
Микрофинансирование выполняет несколько важных социально-экономических функций:
предоставляет возможность широким слоям населения реализовать предпринимательскую инициативу, помогая гражданам сначала открыть собственное дело, став предпринимателями, и увеличить масштабы своего бизнеса;
за счет предоставления различных видов займов микрофинансирование стимулирует развитие субъектов МСП, не удовлетворяющих традиционным банковским требованиям.
Исполнительным органам государственной власти Свердловской области необходимо принять следующие меры по развитию инфраструктуры на региональном уровне:
обеспечение участия микрофинансовых организаций в системе кредитных бюро и обществах взаимного страхования;
содействие созданию институтов специализированного аудита и ревизионных союзов;
содействие в построении и развитии сетей и многоуровневых структур микрофинансовых организаций;
информационное сопровождение и поддержка деятельности микрофинансовых организаций через средства массовой информации, печатные и интернет-издания;
мониторинг деятельности системы микрофинансирования, позволяющий выявить сложности и проблемы, связанные с реализацией поддержки микрофинансирования в ходе выполнения Стратегии.
Для обмена информацией и укрепления отношений между исполнительными органами государственной власти Свердловской области и ассоциациями участников микрофинансового рынка, целесообразно реализовать следующие мероприятия:
регулярное проведение совещаний по ключевым вопросам регионального развития и возможностям участия микрофинансовых организаций (далее - МФО) в региональных программах поддержки малого предпринимательства, социальных программах, программах занятости;
организация выпусков электронных и печатных бюллетеней по темам малого предпринимательства и микрофинансирования;
поддержка выпуска тематических журналов;
организация обучения представителей исполнительных органов государственной власти Свердловской области и инициативных групп населения, а также действующих МФО основам микрофинансирования, в том числе межрегиональных стажировок специалистов МФО.
Для расширения доступности микрофинансовых услуг и дальнейшего развития кредитной кооперации необходимо создать условия для эффективного взаимодействия МФО с заемщиками, исполнительными органами государственной власти Свердловской области, Центральным банком Российской Федерации и соответствующими институтами поддержки.
Ключевыми механизмами развития МФО на базе Фонда являются:
увеличение капитализации МФО для повышения доступности и увеличения количества выдаваемых займов субъектам МСП;
развитие инструментов, позволяющих выдавать беспроцентные займы для начинающих предпринимателей;
создание и развитие специализированных займов для осуществления закупочной деятельности МСП;
рассмотрение возможности предоставления беззалоговых займов для части субъектов МСП;
субсидирование процентной ставки по выдаваемым микрозаймам за счет областного и федерального бюджетов в целях снижения конечной процентной ставки для субъектов МСП;
развитие займов для целей факторинга. Услуги факторинга играют особую роль в деятельности субъектов МСП. В отсутствие достаточного залогового обеспечения возможности кредитования малых и средних предприятий ограничены, тогда как факторинг может обеспечиваться правом регресса к кредитоспособному контрагенту малого или среднего предприятия. В целях развития факторинга и повышения на этой основе доступности финансовых ресурсов для малых и средних предприятий предполагается реализовать меры по разработке факторинговых продуктов, принципов оценки кредитного риска, содействию развитию электронных площадок для осуществления сделок в рамках факторинга;
3) специализированные финансовые продукты.
В целях расширения доступа к финансовым ресурсам необходимо продолжить реализацию программ льготного кредитования субъектов МСП через банки, обеспечив расширение приоритетных отраслей субъектов МСП, имеющих право на получение льготного кредита.
Для создания дополнительных условий для привлечения долгосрочного финансирования предполагается обеспечить развитие проектного финансирования, в частности предоставление льготных займов для компаний - производителей товаров.
К важным экономическим инновациям относится появление новых инструментов финансирования, позволяющих расширять границы инвестирования в бизнес-проекты. Биржи с обращением акционерного или долгового капитала являются альтернативным источником финансирования субъектов МСП. В Российской Федерации действует Московская биржа, при которой выделен специальный сектор - "Рынок инноваций и инвестиций", предназначенный для привлечения инвестиций в развитие высокотехнологичных малых и средних компаний. В Свердловской области успешно работает филиал Московской биржи, что позволяет проводить совместные мероприятия по привлечению субъектов МСП к ресурсам биржи;
4) развитие экспортно ориентированных, инновационных и высокотехнологичных компаний.
Для предоставления поддержки в форме возвратных инструментов и субсидий будут приоритетными:
субъекты МСП из высокотехнологичных секторов экономики, в том числе внедряющие инновации, осуществляющие проекты в сфере импортозамещения. Развитию высокотехнологичных малых и средних предприятий будет способствовать расширение практики применения инструментов прямого финансирования - венчурного финансирования. Предлагается реализовать меры, направленные на всестороннюю поддержку существующих и создание новых объединений, а также на повышение информированности предпринимательского сообщества о возможностях привлечения инвестиций на ранних стадиях. Подобные программы будут реализовываться совместно со Свердловским венчурным фондом и другими институтами развития, ориентированными на работу с высокотехнологичными компаниями;
компании, производящие экспортную продукцию и услуги. Для данных компаний предполагается развитие финансовых инструментов поддержки экспортно ориентированных предприятий, в том числе системы кредитования экспорта, развитие системы страховой поддержки экспорта, создание специализированных займов для участников внешнеэкономической деятельности.
Среди таких финансовых инструментов целесообразно предусмотреть и предоставление специальных субсидий, направленных на:
компенсацию затрат производителям на регистрацию объектов интеллектуальной собственности за рубежом;
компенсацию затрат экспортеров российской продукции на сертификацию;
обеспечение участия субъектов МСП в международных конгрессно-выставочных мероприятиях и деловых миссиях;
компенсацию части затрат на транспортировку продукции.
Реализация инструментов поддержки экспортно ориентированных субъектов МСП будет осуществляться через международный центр, основными видами поддержки которого будут:
включение информации о предприятии в экспортный каталог Свердловской области;
информирование региональных экспортно ориентированных субъектов МСП о возможности получения государственных финансовых и информационно-консультационных мер поддержки и содействие в их получении;
информационное и организационное содействие предприятиям в поиске партнеров;
проведение обучающих семинаров, выпуск методических рекомендаций по вопросам ведения внешнеторговых операций;
организация участия предприятий в бизнес-миссиях и выставках за рубежом;
адаптация и перевод на иностранные языки интернет-сайтов субъектов МСП;
подготовка обзоров потенциальных рынков сбыта за рубежом, а также оказание иных консультационных услуг по запросу субъектов МСП, проведение маркетинговых исследований и оказание содействия в реализации маркетинговых проектов, направленных на поддержку выхода субъектов МСП на внешние рынки;
содействие в приведении товаров (работ, услуг) в соответствие требованиям, необходимым для экспорта товаров (работ, услуг), в том числе сертификации, лицензирования, получения разрешительных документов на условиях софинансирования затрат;
содействие в обеспечении защиты объектов интеллектуальной собственности, в том числе за рубежом, на условиях софинансирования затрат.
Для продвижения продукции предприятий Свердловской области на внешних рынках Правительством Свердловской области создан портал внешнеэкономической деятельности Свердловской области Made in Ural - современное цифровое "одно окно" для экспортно ориентированных предприятий.
Благодаря комплексу реализуемых и планируемых инструментов поддержки развитие получат субъекты МСП в сфере промышленного производства, в рамках стратегических направлений, выделенных в Стратегии промышленного и инновационного развития Свердловской области на период до 2035 года, утвержденной постановлением Правительством Свердловской области от 28.06.2019 N 383-ПП "Об утверждении Стратегии промышленного и инновационного развития Свердловской области на период до 2035 года". Сферами развития производственных малых и средних предприятий будут легкая промышленность и бытовая химия (стратегическое направление "Уральские товары народного потребления"), деревообработка и лесопереработка (стратегическое направление "Рынки продукции традиционной специализации"), приборостроение, производство высокотехнологичных комплектующих для авиа- и машиностроения, производство композиционных материалов, производство инструмента и инжиниринговые услуги (стратегическое направление "Перспективные рынки").
Глава 10. Развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства в Свердловской области
В рамках данного направления, в целях формирования единой и доступной комплексной системы поддержки МСП на территории Свердловской области, предлагающей обеспечение равного доступа предпринимателей, а также граждан, желающих начать свое дело, к качественным услугам, необходимо выполнение следующих основных мероприятий:
1) услуги инфраструктуры поддержки предпринимательства:
разработка услуг и мер поддержки, востребованных субъектами МСП. Микро- и малые предприятия должны иметь возможность получения качественных консультационных услуг по наиболее актуальным вопросам предпринимательской деятельности;
стандартизация предоставления услуг (внедрение технологических карт, регламентов);
обеспечение качества оказания услуг независимо от территориального расположения организации инфраструктуры;
определение перечня услуг и мер поддержки экспортеров для реализации на территории Свердловской области;
расширение использования франшиз в секторе МСП, создание каталога франшиз с проверенными на практике бизнес-моделями и создание комплексных программ поддержки (объединение нескольких видов поддержки в бизнес-ситуацию: консультационная поддержка, предоставление заемных средств, помощь в приобретении франшизы);
2) цифровизация.
Создание и развитие цифровых платформ для субъектов МСП предлагается осуществить через интеграцию имеющихся информационных систем и электронных сервисов между собой, тем самым обеспечив единый доступ субъектов МСП к данным сервисам посредством единой системы идентификации и аутентификации (далее - ЕСИА).
Для реализации данной задачи необходимо обеспечить:
создание единого реестра услуг организаций поддержки (внедрение единого стандарта описания услуги и обеспечение внесения услуг всех организаций поддержки в ЕСИА);
разработку цифровой платформы на базе регионального портала поддержки предпринимательства, обеспечивающей доступ субъектов МСП к получению всех видов и мер поддержки в Свердловской области, реализацию электронного доступа субъектов МСП к информации о видах поддержки и подачи заявки на получение поддержки в электронном виде.
К 2035 году требуется обеспечить возможность получения услуг и мер поддержки в электронном виде.
Разработанная цифровая платформа должна предусматривать авторизацию субъектов МСП посредством ЕСИА для обеспечения доступности максимального количества электронных сервисов (в том числе федерального уровня).
Необходимо обеспечить открытый доступ ко всем мерам и инструментам поддержки Свердловской области для федеральных и региональных органов власти, институтов развития и других организаций.
В целях более полной картины взаимодействия субъекта МСП с различными организациями поддержки требуется вести историю обращений конкретного субъекта к различным организациям.
Созданная цифровая платформа должна предусматривать обмен данными и взаимодействие с иными кредитными, финансовыми и прочими организациями, предоставляющими услуги для бизнеса. Выполнение данного требования значительно упростит доступ субъектов МСП к кредитно-гарантийной поддержке.
Создание единой информационной системы для поставщиков Свердловской области требует обеспечить доступ субъектов МСП к закупкам независимо от территориального расположения и близости к центрам и организациям поддержки предпринимательства.
Для решения данной задачи необходимо:
создание цифровой платформы, позволяющей получить полный спектр мер поддержки, связанных с закупочной деятельностью: поиск и участие в закупках, консультационная и организационная поддержка, получение электронно-цифровой подписи, иное;
обеспечение размещения планов закупок крупных предприятий области на цифровых платформах для доступа субъектов МСП к этим планам;
3) территориальное развитие.
Формирование и развитие деятельности центров "Мой бизнес" обеспечит доступность широкого спектра сервисов и мер поддержки в комфортных условиях для субъектов МСП. Клиенты таких центров должны получать всю необходимую консультационную и информационную поддержку.
Центр "Мой бизнес" рекомендуется создавать на базе головной организации инфраструктуры поддержки в Свердловской области для более эффективного оказания услуг субъектам МСП.
В крупнейших городах Свердловской области (Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Первоуральск), за исключением Екатеринбурга, ведут деятельность более 10% субъектов МСП. Доля предпринимателей, пользующихся услугами инфраструктуры поддержки, составляет около 7%. Для увеличения охвата субъектов МСП услугами и мерами поддержки целесообразно рассмотреть возможность создания центров "Мой бизнес" в данных городах к 2035 году.
Развитие деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, включает следующие ключевые задачи:
обеспечение и развитие деятельности единого органа управления организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов МСП на территории Свердловской области, в целях обеспечения эффективного управления и достижения поставленных задач;
стандартизация деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, для обеспечения полного доступа к услугам и мерам поддержки во всех муниципальных образованиях, оказываемым по единым стандартам;
развитие материально-технической базы организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП;
создание центров "Мой бизнес", позволяющих расширить комплекс предоставляемых услуг и повысить удовлетворенность пользующихся мерами поддержки субъектов МСП.
В рамках реализации программ, направленных на развитие МСП в моногородах, необходимо продолжить:
разработку и реализацию программ, направленных на развитие МСП, в том числе в моногородах (расширение финансовых инструментов поддержки, предоставление беззалоговых и иных займов для субъектов МСП в моногородах);
расширение доступности услуг и мер поддержки предпринимательства, в том числе в моногородах за счет создания центров "Мой бизнес" и обеспечения их деятельности.
Повышение квалификации сотрудников инфраструктуры поддержки субъектов МСП возможно через:
разработку образовательных программ для сотрудников организаций инфраструктуры поддержки субъектов МСП с учетом быстро меняющихся тенденций и направлений развития малого предпринимательства;
повышение профессиональных компетенций руководителей и сотрудников организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, с охватом не менее 70% сотрудников ежегодно;
4) формирование кластерных проектов.
При формировании кластерных проектов необходимо учитывать потребности субъектов МСП, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, сложившуюся рыночную ситуацию, а также основные направления Стратегии. Выявляя наиболее динамичные и перспективные сферы деятельности субъектов МСП, возможно логично выстраивать программы (проекты) поддержки субъектов МСП с учетом потребностей компаний.
Деятельность организаций инфраструктуры поддержки МСП в части развития кластерных проектов должна быть направлена на:
поддержку кластерных групп, имеющих высокую динамику развития, поддержку новых видов деятельности, в том числе осуществляемых группами компаний;
поддержку роста кластера на основе существующих сильных сторон, а не "с нуля", учитывая потребности рынка и сложившуюся ситуацию, не создавая кластеры искусственно;
создание кластерных центров компетенций;
организацию и проведение семинаров, встреч, рабочих групп, оказание консультационной поддержки с учетом специфики различных отраслей бизнеса и выстраивания консалтинговой активности согласно запросам субъектов МСП;
развитие финансовых механизмов поддержки (разработка специализированных финансовых инструментов, решающих задачи совместного финансирования НИОКР, обеспечение исполнения обязательств по поставке (участие в закупках));
финансирование стратегических кластерных инициатив, фокусирующихся на продвижении сильных сторон и развивающихся компетенций, в соответствии с целями Стратегии;
применение единого кластерного подхода, включающего интересы компаний, инвесторов, университетов, исполнительных органов государственной власти Свердловской области, муниципальной власти и осуществляющего связи со сферами исследований, инноваций, предпринимательства, финансов, интернационализации МСП;
участие в координации закупок, оказание организационной и консультационной помощи членам кластеров при участии в процедурах закупки;
содействие в сбыте продукции, особенно при экспортных контрактах.
Глава 11. Популяризация, обучение навыкам предпринимательской деятельности и акселерация субъектов МСП
В рамках данного направления необходимо реализовать следующие основные мероприятия:
1) проведение информационной кампании по популяризации предпринимательской деятельности, которая направлена на увеличение количества желающих открыть свой бизнес среди экономически активного населения. Под экономически активным населением Свердловской области понимаются совершеннолетние жители Свердловской области трудоспособного возраста: женщины - от 18 до 60 лет, мужчины - от 18 до 65 лет.
Для достижения результата важно вести систематическую работу по популяризации предпринимательства - от дошкольных образовательных учреждений до высших учебных заведений.
Целевые группы информационной кампании - дети дошкольного возраста, школьники, студенты (с 5 лет до 21 года).
Мероприятия по популяризации предпринимательской деятельности, направленные на население в возрасте с 5 лет до 21 года:
включение соответствующего блока в образовательные программы детских садов, школ, вузов, колледжей и техникумов, построение системы повышения финансовой грамотности с информированием об основах бизнеса для детей разных возрастов.
Примеры возможных форматов вовлечения: игры и соревнования на экономические темы, конкурсы на лучший бизнес-проект, встречи с известными предпринимателями, кружки и секции на тему предпринимательства, онлайн-ресурсы для разных возрастов;
поддержка бизнес-инициатив в сфере популяризации предпринимательства, информирование о бизнес-проектах, связанных с развитием интереса подрастающего поколения к предпринимательству, а также обо всех возможностях и мероприятиях, которые проходят в Свердловской области и на федеральном уровне, например, через создание промостраницы или группы/страницы в социальных сетях на тему "Детям о бизнесе";
информирование через интернет-ресурсы, средства массовой информации и наружную рекламу. Необходимо мотивировать молодежь, используя интернет-ресурсы: социальные сети, популярные сайты, форумы. Для вовлечения молодой аудитории нужно прибегать к нестандартным подходам: трансляции, геймификация, иное (в зависимости от модных направлений в каждый временной отрезок). Основная цель всех информационных активностей - показать возможность создания собственного бизнеса;
стажировка в малых и средних компаниях, что позволит молодым людям непосредственно принять участие в процессе реализации хозяйственной деятельности данных компаний.
Мероприятия по популяризации предпринимательской деятельности, направленные на население в возрасте от 21 года до 65 лет, включают в себя выстраивание имиджевого позиционирования предпринимательства через средства массовой информации и рекламу: применение мотивирующих примеров предпринимателей, информирование о возможных видах поддержки, в том числе для начинающих предпринимателей;
2) реализация образовательных программ, направленных на формирование и развитие предпринимательских компетенций.
Необходима реализация образовательных и обучающих мероприятий для:
планирующих открыть свой бизнес и начинающих предпринимателей. В Свердловской области более 20 лет реализуется программа "Начни своё дело", которая доказала свою эффективность. Задача программы - выявить людей с предпринимательскими компетенциями и в дальнейшем помочь им разработать свой бизнес-проект. В 2018 году программа была модернизирована - окончившим обучение была предоставлена возможность получить финансовую поддержку в виде беспроцентных займов. Данная программа должна постоянно актуализироваться с учетом внедрения современных технологий и методик;
действующих предпринимателей, которым необходимо постоянно осваивать различные аспекты ведения бизнеса: бухгалтерия, юридические аспекты, продвижение, продажи. Для этих целей важно продолжить использовать различные образовательные форматы, которые уже реализуются в Свердловской области: массовые программы обучения, обучающие семинары, форумы.
С 2019 года планируется внедрение онлайн-обучающих форматов в тестовом режиме. В случае их востребованности в дальнейшем планируется расширять данное направление в обучении.
Предполагается создание специализированных программ исходя из потребностей по следующим направлениям: молодежное предпринимательство (до 30 лет), женское предпринимательство, серебряный возраст (45+);
3) создание и развитие тематических акселераторов.
Учитывая итоги опросов предпринимателей, среди представителей МСП востребовано тематическое обучение.
Необходимо организовывать тематические акселераторы:
для высокотехнологичных и инновационных компаний;
для компаний экспортеров;
для начинающих предпринимателей;
для центра инноваций в социальной сфере;
временные акселераторы для формирования кластеров по сферам деятельности (цифровая экономика, социальное, женское предпринимательство, иное);
4) создание системы поддержки фермеров и развития сельской кооперации.
Основные меры государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов предусмотрены в государственной программе Свердловской области "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2024 года", утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 23.10.2013 N 1285-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2024 года" и региональном проекте "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации в Свердловской области", утвержденном протоколом заседания Совета при Губернаторе Свердловской области по приоритетным стратегическим проектам Свердловской области от 17.12.2018 N 18.
В соответствии с указанным региональным проектом в целях содействия развитию в Свердловской области сельскохозяйственной кооперации на базе Фонда создан центр компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации (далее - центр компетенций), предоставляющий информационную и консультационную поддержку сельскохозяйственным кооперативам и фермерами.
Задачи центра компетенций:
проведение индивидуальных консультаций, в том числе по вопросам получения мер государственной поддержки, направленных на развитие сельскохозяйственной кооперации;
проведение программ обучения, развитие системы тренингов для сотрудников сельскохозяйственных кооперативов, в том числе проведение практических занятий с участием сельскохозяйственной техники;
разработка и распространение типовой документации (включая бизнес-планы, типовые регламенты, типовые расчеты, формы договоров, типовых технических регламентов, типовых хозяйственных связей) для организации и развития сельскохозяйственных кооперативов;
оказание помощи в подборе конкурентоспособной сельскохозяйственной техники и сельскохозяйственного оборудования, оборудования для пищевой или перерабатывающей промышленности.
Подраздел 3.2. Информация о проектах (программах), их территориальной привязке
Информация о проектах (программах), связанных с реализацией Стратегии, представлена в таблице 5.
Таблица 5
Номер строки |
Наименование проекта (программы) |
Период реализации проекта |
Перечень муниципальных образований, на территории которых реализуется проект (программа) |
1. |
Региональный проект "Популяризация предпринимательства" |
2018 - 2024 годы |
Муниципальные образования |
2. |
Региональный проект "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" |
2018 - 2024 годы |
|
3. |
Региональный проект "Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности" |
2018 - 2024 годы |
|
4. |
Региональный проект "Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию" |
2018 - 2024 годы |
|
5. |
Региональный проект "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации в Свердловской области" |
2018 - 2024 годы |
|
6. |
Государственная программа Свердловской области "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2024 года", утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 23.10.2013 N 1285-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2024 года" |
до 2024 года |
Подраздел 3.3. Связь с иными документами
Решение задач Стратегии взаимосвязано с реализацией:
1) муниципальных программ (подпрограмм), направленных на развитие МСП в муниципальных образованиях;
2) регионального проекта "Системные меры развития международной кооперации и экспорта в Свердловской области".
Раздел 4. Финансовый план Стратегии
Для решения поставленных задач по ключевым направлениям Стратегии затраты на реализацию мероприятий предусмотрены в региональных проектах, реализуемых в рамках национального проекта "Малый и средний бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", и представлены в таблице 6.
Таблица 6
Номер строки |
Ответственный исполнитель (ответственный исполнитель-координатор) |
Источник финансирования |
Затраты на реализацию мероприятий (млн. рублей) (в текущих ценах) |
Итоговые затраты |
||||||||||||
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2028 год |
2029 год |
2030 год |
2035 год |
2019 - 2035 годы |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
1. |
Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию |
|||||||||||||||
2. |
Министерство инвестиций и развития Свердловской области |
итого в том числе: |
653,4 |
169,3 |
177,5 |
782,5 |
820,0 |
320,8 |
320,9 |
320,9 |
320,9 |
320,9 |
320,9 |
320,9 |
320,9 |
5169,8 |
федеральный бюджет |
607,7 |
157,5 |
165,1 |
644,0 |
669,6 |
186,8 |
186,8 |
186,8 |
186,8 |
186,8 |
186,8 |
186,8 |
186,8 |
3738,3 |
||
областной бюджет |
45,7 |
11,8 |
12,4 |
138,5 |
150,4 |
134,1 |
134,1 |
134,1 |
134,1 |
134,1 |
134,1 |
134,1 |
134,1 |
1431,6 |
||
местные бюджеты |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
внебюджетные источники |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
3. |
Акселерация субъектов МСП |
|||||||||||||||
4. |
Министерство инвестиций и развития Свердловской области |
итого в том числе: |
419,7 |
141,8 |
480,2 |
228,0 |
310,5 |
217,5 |
217,5 |
217,5 |
217,5 |
217,5 |
217,5 |
217,5 |
217,5 |
3320,2 |
федеральный бюджет |
352,4 |
94,3 |
409,0 |
184,2 |
260,9 |
174,4 |
174,4 |
174,4 |
174,4 |
174,4 |
174,4 |
174,4 |
174,4 |
2696,0 |
||
областной бюджет |
36,5 |
17,1 |
40,8 |
13,9 |
19,6 |
13,1 |
13,1 |
13,1 |
13,1 |
13,1 |
13,1 |
13,1 |
13,1 |
230,7 |
||
местные бюджеты |
0,8 |
0,4 |
0,4 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1,6 |
||
внебюджетные источники |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
390,0 |
||
5. |
Популяризация предпринимательства |
|||||||||||||||
6. |
Министерство инвестиций и развития Свердловской области |
итого в том числе: |
17,9 |
17,9 |
17,9 |
28,6 |
37,2 |
37,5 |
37,5 |
37,5 |
37,5 |
37,5 |
37,5 |
37,5 |
37,5 |
419,5 |
федеральный бюджет |
16,6 |
16,6 |
16,6 |
26,6 |
34,6 |
34,9 |
34,9 |
34,9 |
34,9 |
34,9 |
34,9 |
34,9 |
34,9 |
390,2 |
||
областной бюджет |
1,3 |
1,3 |
1,3 |
2,0 |
2,6 |
2,6 |
2,6 |
2,6 |
2,6 |
2,6 |
2,6 |
2,6 |
2,6 |
29,3 |
||
местные бюджеты |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
внебюджетные источники |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
8. |
Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области |
итого в том числе: |
81,3 |
52,0 |
79,7 |
72,4 |
104,8 |
113,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
503,3 |
федеральный бюджет |
75,6 |
48,4 |
74,1 |
67,4 |
97,4 |
105,2 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
468,1 |
||
областной бюджет |
5,7 |
3,6 |
5,6 |
5,0 |
7,4 |
7,9 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
35,2 |
||
местные бюджеты |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
внебюджетные источники |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
9. |
Всего |
все источники в том числе: |
1172,3 |
381,0 |
755,3 |
1111,6 |
1272,5 |
688,9 |
575,9 |
575,9 |
575,9 |
575,9 |
575,9 |
575,9 |
575,9 |
9412,8 |
федеральный бюджет |
1052,3 |
316,8 |
664,8 |
922,2 |
1062,4 |
501,2 |
396,1 |
396,1 |
396,1 |
396,1 |
396,1 |
396,1 |
396,1 |
7292,5 |
||
областной бюджет |
89,2 |
33,8 |
60,1 |
159,3 |
180,0 |
157,7 |
149,8 |
149,8 |
149,8 |
149,8 |
149,8 |
149,8 |
149,8 |
1728,8 |
||
местные бюджеты |
0,8 |
0,4 |
0,4 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1,6 |
||
внебюджетные источники |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
390,0 |
*(1) С использованием материалов отчета о научно-исследовательской работе "Исследование состояния и проблем развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области". Эксперт-Урал, SWOT-анализ состояния развития сферы малого и среднего предпринимательства Свердловской области на старте "Пятилетки развития", С. А. Король.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Свердловской области от 6 августа 2019 г. N 515-ПП "Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области на период до 2035 года"
Настоящее постановление вступает в силу с 8 августа 2019 г.
Текст постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области (www.pravo.gov66.ru) опубликование 7 августа 2019 г., на официальном интернет-портале правовой информации Российской Федерации (http://www.pravo.gov.ru) 9 августа 2019 г.