Письмо Минфина России от 2 августа 2019 г. N 02-07-10/58448
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел письмо и сообщает следующее.
Порядок ведения участниками бюджетного процесса бюджетного учета, ведения бухгалтерского учета государственными (муниципальными) учреждениями регулируется федеральными стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора. Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция N 157н), Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. N 162н.
Согласно пункту 5 Инструкции N 157н передача в соответствии с законодательством Российской Федерации ведения бухгалтерского учета, в том числе составления на его основе бухгалтерской (финансовой) отчетности, другому учреждению (централизованной бухгалтерии) осуществляется по договору (соглашению).
Следует учитывать, что термин "централизованная бухгалтерия" применятся относительно любой организации (учреждения, органа государственной власти), уполномоченной на осуществление переданных ему полномочий по ведению бухгалтерского учета, включая составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ) бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра руководителем экономического субъекта.
Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона N 402-ФЗ руководителем экономического субъекта является лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа.
При этом Федеральный закон N 402-ФЗ не содержит положений, ограничивающих право руководителя экономического субъекта передать свои полномочия по подписанию бухгалтерской (финансовой) отчетности этого экономического субъекта иному лицу на основании доверенности.
Таким образом, бухгалтерская (финансовая) отчетность подписывается лицом, уполномоченным на это в соответствии с законодательством Российской Федерации, учредительными документами экономического субъекта или решениями соответствующих органов управления экономическим субъектом.
Дополнительно обращаем внимание, что исходя из части 8 статьи 7 Федерального закона N 402-ФЗ руководитель экономического субъекта, передавшего ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.
Согласно пункту 6 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Инструкция N 191н) бюджетная отчетность, составленная централизованной бухгалтерией, подписывается руководителем субъекта бюджетной отчетности, передавшего полномочия по ведению учета и (или) формированию бюджетной отчетности, руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером-специалистом) централизованной бухгалтерии, осуществляющей ведение бюджетного учета и (или) формирование бюджетной отчетности.
Согласно пункту 152 Инструкции N 191н Пояснительная записка (ф. 0503160) составляется в разрезе разделов и должна содержать определенную вышеуказанным пунктом Инструкции N 191 информацию.
Раздел 1 "Организационная структура субъекта бюджетной отчетности" Пояснительной записки (ф. 0503160), включает иную информацию, оказавшую существенное влияние и характеризующую организационную структуру субъекта бюджетной отчетности за отчетный период, не нашедшую отражения в таблицах и приложениях, включаемых в раздел, в том числе:
- о передаче полномочий по ведению бухгалтерского учета иной организации (централизованной бухгалтерии) на основании договора (соглашения) с указанием их реквизитов;
- информацию об исполнителе (ФИО, должность) централизованной бухгалтерии, составившем бухгалтерскую отчетность.
При этом информация об исполнителе (ФИО, должность) централизованной бухгалтерии, составившем бухгалтерскую отчетность, должна отражаться в Пояснительной записке (ф. 0503160) при наличии.
Вместе с тем, при организации в централизованной бухгалтерии ведения учета и составления отчетности ни одним исполнителем (в рамках распределения функций между работниками централизованной бухгалтерии, подразделения организации, выполняющей ведение бухгалтерского учета и составление отчетности (централизованной бухгалтерии), в текстовой части Пояснительной записке (ф. 0503160) необходимо, по мнению Департамента, отражать информацию об уполномоченном ответственном лице, которому предоставлено право подписывать бюджетную или бухгалтерскую (финансовой) отчетность.
Дополнительно сообщаем, что согласно статье 15.15.6. Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП) отсутствие информации об исполнителе (ФИО, должность) централизованной бухгалтерии, составившем бухгалтерскую отчетность, в текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503160) не относится к нарушению требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности, которое влечет административную ответственность в соответствии с КоАП.
Следует также обратить внимание, что указанная ошибка не влияет на искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности об активах и обязательствах (объектах бухгалтерского учета) и, как следствие, не влияет на достоверность бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Обращаем внимание, при передачи полномочий по ведению бухгалтерского учета участнику бюджетного процесса (централизованной бухгалтерии) идентифицировать руководителя централизованной бухгалтерии возможно посредством получения информации из реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, определенных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23 декабря 2014 г. N 163н "О Порядке формирования и ведения реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса".
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе |
С.В. Сивец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Организация госсектора вправе передать полномочия по ведению бухучета, включая составление отчетности, иной организации (централизованной бухгалтерии). Минфин разъяснил:
- как оформляется такая передача полномочий;
- кто в этом случае вправе подписывать отчетность;
- где и как отражается информация об исполнителе централизованной бухгалтерии.
Письмо Минфина России от 2 августа 2019 г. N 02-07-10/58448
Текст письма опубликован не был