Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Мэрии г. Новосибирска от 31 августа 2015 г. N 5438 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к постановлению мэрии
города Новосибирска
от 6 мая 2014 г. N 3777
Порядок
осуществления главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в городе Новосибирске
31 августа 2015 г., 19 июня 2017 г.
1. Общие положения
Постановлением Мэрии г. Новосибирска от 19 июня 2017 г. N 2839 в пункт 1.1 настоящего приложения внесены изменения
1.1. Порядок осуществления главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в городе Новосибирске (далее - Порядок). разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и определяет процедуру осуществления главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета (далее - главные администраторы (администраторы) средств бюджета) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в городе Новосибирске.
1.2. Главные администраторы (администраторы) средств бюджета осуществляют внутренний финансовый контроль, направленный на:
соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Новосибирской области, муниципальными правовыми актами города Новосибирска, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета города Новосибирска (далее - бюджет), составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным администратором бюджетных средств, подведомственными ему администраторами бюджетных средств и получателями бюджетных средств;
подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования средств бюджета.
1.3. Главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным распорядителем бюджетных средств и подведомственными ему распорядителями и получателями средств бюджета, подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования средств бюджета.
1.4. Главный администратор (администратор) доходов бюджета осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов главного администратора (администратора) доходов бюджета и процедур составления и исполнения бюджета по доходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным администратором доходов бюджета и подведомственными администраторами доходов бюджета.
1.5. Главный администратор (администратор) источников финансирования дефицита бюджета осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета и процедур составления и исполнения бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным администратором источников финансирования дефицита бюджета и подведомственными администраторами источников финансирования дефицита бюджета.
1.6. Главные администраторы (администраторы) средств бюджета осуществляют внутренний финансовый аудит в целях оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности, подтверждения достоверности бюджетной отчетности, соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета и подготовки предложений по повышению экономности и результативности использования средств бюджета.
2. Осуществление внутреннего финансового контроля
Постановлением Мэрии г. Новосибирска от 19 июня 2017 г. N 2839 в пункт 2.1 настоящего приложения внесены изменения
2.1. Внутренний финансовый контроль осуществляется руководителем (заместителем руководителя), иным должностным лицом главного администратора (администратора) средств бюджета, организующими и выполняющими внутренние процедуры составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (далее - внутренние бюджетные процедуры).
2.2. Внутренний финансовый контроль осуществляется в структурных подразделениях главного администратора (администратора) средств бюджета и получателя средств бюджета, исполняющих бюджетные полномочия.
2.3. Должностные лица главного администратора (администратора) средств бюджета осуществляют внутренний финансовый контроль в соответствии с их должностными инструкциями в отношении следующих внутренних бюджетных процедур:
составление и предоставление документов в департамент финансов и налоговой политики мэрии города Новосибирска (далее - департамент), необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета, в том числе реестров расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований;
составление и представление документов главному администратору (администратору) средств бюджета, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета;
составление и предоставление документов в департамент, необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам и расходам бюджета;
составление, утверждение и ведение бюджетной росписи;
составление и направление документов в департамент, необходимых для формирования и ведения сводной бюджетной росписи бюджета;
составление, утверждение и ведение бюджетных смет и (или) составление (утверждение) свода бюджетных смет;
абзац восьмой утратил силу;
формирование и утверждение муниципальных заданий в отношении подведомственных муниципальных учреждений города Новосибирска;
исполнение бюджетной сметы;
принятие в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств;
осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей (поступления источников финансирования дефицита бюджета) в бюджет, пеней и штрафов по ним (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах);
принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата, и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах);
принятие решений об уточнении платежей в бюджет (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах);
процедура ведения бюджетного учета, в том числе принятия к учету первичных учетных документов (составления сводных учетных документов), отражения информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бюджетного учета, проведения оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций;
составление и представление бюджетной отчетности и сводной бюджетной отчетности;
исполнение судебных актов по искам к городу Новосибирску, органам местного самоуправления, а также судебных актов, предусматривающих обращения взыскания на средства бюджета по денежным обязательствам подведомственных муниципальных казенных учреждений города Новосибирска.
распределение лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств;
осуществление предусмотренных правовыми актами о предоставлении межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления;
осуществление предусмотренных правовыми актами о предоставлении (осуществлении) бюджетных инвестиций действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления;
осуществление предусмотренных правовыми актами о выделении в распоряжение главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета ассигнований, предназначенных для погашения источников финансирования дефицита бюджета, действий, направленных на обеспечение адресности и целевого характера использования указанных ассигнований.
Постановлением Мэрии г. Новосибирска от 19 июня 2017 г. N 2839 в пункт 2.4 настоящего приложения внесены изменения
2.4. При осуществлении внутреннего финансового контроля производятся следующие контрольные действия:
проверка оформления документов на соответствие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Новосибирской области, муниципальных правовых актов города Новосибирска, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренних стандартов и процедур;
подтверждение (согласование) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);
сверка данных;
сбор (запрос), анализ и оценка (мониторинг) информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур.
2.5. Контрольные действия подразделяются на визуальные, автоматические и смешанные. Визуальные контрольные действия осуществляются без использования прикладных программных средств автоматизации. Автоматические контрольные действия осуществляются с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц. Смешанные контрольные действия выполняются с использованием прикладных программных средств автоматизации с участием должностных лиц.
2.6. К способам проведения контрольных действий относятся:
сплошной способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);
выборочный способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении отдельной проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры).
Постановлением Мэрии г. Новосибирска от 19 июня 2017 г. N 2839 в пункт 2.7 настоящего приложения внесены изменения
2.7. Методами осуществления внутреннего финансового контроля является самоконтроль и (или) контроль по уровню подчиненности (подведомственности), смежный контроль.
Постановлением Мэрии г. Новосибирска от 19 июня 2017 г. N 2839 пункт 2.8 настоящего приложения изложен в новой редакции
См. текст пункта в предыдущей редакции
2.8. Внутренний финансовый контроль осуществляется в соответствии с утвержденной картой внутреннего финансового контроля. Карты составляются в структурных подразделениях главного администратора (администратора) средств бюджета, исполняющих бюджетные полномочия.
Утверждение карт внутреннего финансового контроля осуществляется руководителем (заместителем руководителя) главного администратора (администратора) средств бюджета.
Постановлением Мэрии г. Новосибирска от 19 июня 2017 г. N 2839 в пункт 2.9 настоящего приложения внесены изменения
2.9. В карте внутреннего финансового контроля по каждой отражаемой в ней операции (действию по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) указываются данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции, периодичности выполнения операции, должностных лицах, осуществляющих контрольные действия, применяемых контрольных действиях, методах контроля и периодичности, а также способах проведения контрольных действий.
2.10. Процесс формирования (актуализации) карты внутреннего финансового контроля включает следующие этапы:
анализ предмета внутреннего финансового контроля (внутренние бюджетные процедуры и составляющие их операции) в целях определения применяемых к нему методов контроля и контрольных действий (далее - процедуры внутреннего финансового контроля);
формирование перечня операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) с указанием необходимости или отсутствия необходимости проведения контрольных действий в отношении отдельных операций.
2.11. Утратил силу. - Постановление Мэрии г. Новосибирска от 19 июня 2017 г. N 2839
Постановлением Мэрии г. Новосибирска от 19 июня 2017 г. N 2839 в пункт 2.12 настоящего приложения внесены изменения
2.12. Порядок формирования, утверждения и актуализации карт внутреннего финансового контроля утверждается приказом (постановлением, распоряжением) руководителя главного администратора средств бюджета.
Актуализация карты внутреннего финансового контроля осуществляется руководителем каждого структурного подразделения главного администратора (администратора) средств бюджета, исполняющего бюджетные полномочия, не реже одного раза в год.
2.13. Актуализация карт внутреннего финансового контроля проводится:
до начала очередного финансового года;
при принятии решения руководителем (заместителем руководителя) главного администратора (администратора) средств бюджета о внесении изменений в карту внутреннего финансового контроля;
в случае внесения изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты Новосибирской области, муниципальные правовые акты города Новосибирска, регулирующие бюджетные правоотношения, определяющих необходимость изменения внутренних бюджетных процедур.
2.14. Главный администратор средств бюджета обязан предоставлять в управление контрольно-ревизионной работы мэрии города Новосибирска (далее - управление) запрашиваемые управлением информацию и документы в целях проведения анализа осуществления внутреннего финансового контроля.
2.15. Внутренний финансовый контроль осуществляется с соблюдением периодичности, методов контроля и способов контроля, указанных в карте внутреннего финансового контроля.
2.16. Самоконтроль осуществляется сплошным способом должностным лицом главного администратора (администратора) средств бюджета путем проведения проверки каждой выполняемой им операции на соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации, нормативным правовым актам Новосибирской области, муниципальным правовым актам города Новосибирска, регулирующим бюджетные правоотношения, внутренним стандартам и процедурам и должностным инструкциям, а также путем оценки причин и обстоятельств (факторов), негативно влияющих на совершение операции.
Постановлением Мэрии г. Новосибирска от 19 июня 2017 г. N 2839 в пункт 2.17 настоящего приложения внесены изменения
2.17. Контроль по уровню подчиненности осуществляется руководителем (заместителем руководителя) и (или) руководителем структурного подразделения главного администратора (администратора) средств бюджета (иным уполномоченным лицом) путем подтверждения (согласования) операций, осуществляемых подчиненными должностными лицами, сплошным способом или путем проведения проверки в отношении отдельных операций (группы операций) выборочным способом.
Постановлением Мэрии г. Новосибирска от 19 июня 2017 г. N 2839 пункт 2.18 настоящего приложения изложен в новой редакции
2.18. Контроль по уровню подведомственности осуществляется в целях реализации бюджетных полномочий сплошным и (или) выборочным способом в отношении процедур и операций, совершенных подведомственными распорядителями и получателями средств бюджета, администраторами доходов бюджета и администраторами источников финансирования дефицита бюджета, путем проведения проверок, направленных на установление соответствия представленных документов требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Новосибирской области, муниципальных правовых актов города Новосибирска, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренним стандартам и процедурам, и путем сбора (запроса), анализа и оценки (мониторинга) главным администратором (администратором) средств бюджета информации об организации и результатах выполнения внутренних бюджетных процедур подведомственными администраторами бюджетных средств и получателями бюджетных средств.
Постановлением Мэрии г. Новосибирска от 19 июня 2017 г. N 2839 настоящее приложение дополнено пунктом 2.18.1
2.18.1. Смежный контроль осуществляется сплошным и (или) выборочным способом руководителем подразделения главного администратора (администратора) средств бюджета, иным уполномоченным лицом путем согласования (подтверждения) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), осуществляемых должностными лицами других структурных подразделений главного администратора (администратора) средств бюджета.
Постановлением Мэрии г. Новосибирска от 19 июня 2017 г. N 2839 в пункт 2.19 настоящего приложения внесены изменения
2.19. Выявленные недостатки и (или) нарушения при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения о причинах возникновения нарушений и (или) недостатков и о предлагаемых мерах по их устранению (далее - результаты внутреннего финансового контроля) отражаются в журналах внутреннего финансового контроля и в отчетности о результатах внутреннего финансового контроля (далее - отчетность).
Ведение, учет и хранение журналов внутреннего финансового контроля осуществляется в каждом подразделении главного администратора (администратора) средств бюджета, исполняющем бюджетные полномочия, в установленном приказом (постановлением, распоряжением) руководителя главного администратора (администратора) средств бюджета порядке, в том числе с применением автоматизированных информационных систем.
2.20. Ведение журнала внутреннего финансового контроля осуществляется путем непрерывного занесения уполномоченными лицами в случае выявления недостатков и (или) нарушений при исполнении внутренних бюджетных процедур записей в журнал внутреннего финансового контроля на основании информации от должностных лиц, осуществляющих контрольные действия.
Записи в журнал внутреннего финансового контроля осуществляются по мере совершения контрольных действий в хронологическом порядке.
Постановлением Мэрии г. Новосибирска от 19 июня 2017 г. N 2839 в пункт 2.21 настоящего приложения внесены изменения
2.21. Информация о результатах внутреннего финансового контроля, в том числе отчетность, формируется и направляется уполномоченным должностным лицом главного администратора (администратора) средств бюджета для рассмотрения руководителю (заместителю руководителя) главного администратора (администратора) средств бюджета.
Порядок формирования, направления информации и составления отчетности о результатах внутреннего финансового контроля утверждается приказом (постановлением, распоряжением) руководителя главного администратора (администратора) средств бюджета.
2.22. По итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля руководителем (заместителем руководителя) главного администратора (администратора) средств бюджета принимаются решения с указанием сроков их выполнения, направленные:
на обеспечение применения эффективных автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) и (или) устранение недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации контрольных действий, а также на исключение неэффективных автоматических контрольных действий;
на изменение карт внутреннего финансового контроля в целях увеличения способности процедур внутреннего финансового контроля снижать вероятность возникновения событий, негативно влияющих на выполнение внутренних бюджетных процедур (далее - бюджетные риски);
на актуализацию системы реестров и классификаторов как совокупности структурированных документов, позволяющих отразить унифицированные операции в процессе осуществления бюджетных полномочий главного администратора (администратора) средств бюджета;
на уточнение прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;
на изменение внутренних стандартови процедур;
на уточнение прав по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
на устранение конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;
на проведение проверок, в том числе внеплановых проверок, и применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам;
на ведение эффективной кадровой политики.
2.23. При принятии решений по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля учитывается информация, указанная в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов государственного (муниципального) финансового контроля и отчетах внутреннего финансового аудита, представленных руководителю (заместителю руководителя) главного администратора (администратора) средств бюджета.
2.24. Ответственность за организацию внутреннего финансового контроля несет руководитель или заместитель руководителя главного администратора (администратора) средств бюджета в соответствии с распределением обязанностей.
Постановлением Мэрии г. Новосибирска от 19 июня 2017 г. N 2839 настоящее приложение дополнено пунктом 2.25
2.25. При осуществлении внутреннего финансового контроля главными администраторами (администраторами) бюджетных средств следует учитывать методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового контроля, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 07.09.2016 N 356.
3. Осуществление внутреннего финансового аудита
3.1. Внутренний финансовый аудит осуществляется структурными подразделениями и (или) уполномоченными должностными лицами главного администратора (администратора) средств бюджета, в том числе в составе комиссий (далее - субъект внутреннего финансового аудита), наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, на основе функциональной независимости.
Уполномоченные должностные лица главного администратора (администратора) средств бюджета, в целях исключения конфликта интересов, не должны входить в состав структурных подразделений, выполняющих внутренние бюджетные процедуры.
3.2. Абзац первый утратил силу.
Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и профессиональной компетентности, а также системности, ответственности и стандартизации.
Постановлением Мэрии г. Новосибирска от 19 июня 2017 г. N 2839 в пункт 3.3 настоящего приложения внесены изменения
3.3. Объектами внутреннего финансового аудита являются структурные подразделения главного администратора (администратора) бюджетных средств, подведомственные им администраторы бюджетных средств и получатели бюджетных средств (далее - объекты аудита).
Постановлением Мэрии г. Новосибирска от 31 августа 2015 г. N 5438 настоящее приложение дополнено пунктом 3.3.1
3.3.1. Предметом внутреннего финансового аудита является оценка эффективности (надежности) и качества процедур внутреннего финансового контроля, в том числе посредством осуществления аудита операций с активами и обязательствами, совершенных объектами аудита.
Постановлением Мэрии г. Новосибирска от 19 июня 2017 г. N 2839 в пункт 3.4 настоящего приложения внесены изменения
3.4. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок. Плановые проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым руководителем главного администратора (администратора) средств бюджета (далее - план аудита).
Составление, утверждение и ведение плана аудита осуществляется в порядке, установленном приказом (постановлением, распоряжением) руководителя главного администратора бюджетных средств.
Принятие решения на проведение внеплановой проверки осуществляется руководителем главного администратора (администратора) средств бюджета на основании поступившей главному администратору (администратору) средств бюджета информации о нарушениях, в том числе по жалобе, а также в случае негативной динамики результатов внутреннего финансового контроля объекта аудита.
3.5. План аудита представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году. По каждой аудиторской проверке в плане аудита указывается тема аудиторской проверки, объекты аудита, срок проведения аудиторской проверки и ответственные исполнители.
3.6. Аудиторские проверки подразделяются:
на камеральные проверки, которые проводятся по месту нахождения уполномоченных лиц главного администратора (администратора) средств бюджета на основании представленных по его запросу информации и материалов;
на выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита;
на комбинированные проверки, которые проводятся как по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита, так и по месту нахождения объектов аудита.
3.7. Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита при проведении аудиторских проверок имеют право:
запрашивать и получать на основании мотивированного запроса, с указанием срока исполнения такого запроса, документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля;
посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка.
привлекать независимых экспертов.
Постановлением Мэрии г. Новосибирска от 19 июня 2017 г. N 2839 в пункт 3.8 настоящего приложения внесены изменения
3.8. Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита обязаны:
соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;
знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок (актами и заключениями);
не допускать к проведению аудиторских проверок должностных лиц субъекта внутреннего финансового аудита, которые в период, подлежащий аудиторской проверке, организовывали и выполняли внутренние бюджетные процедуры.
3.9. Главный администратор бюджетных средств обязан предоставлять в управление план аудита на очередной финансовый год, а также запрашиваемую информацию и документы в целях проведения анализа осуществления внутреннего финансового аудита.
План аудита на очередной финансовый год предоставляется в управление не позднее 15 декабря текущего финансового года.
3.9.1. В плане аудита предусматриваются аудиторские проверки, осуществляемые последовательно по следующим направлениям:
аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении расходов бюджета на социальное обеспечение и иные выплаты населению;
аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении формирования (ведения) и исполнения бюджетных смет муниципальных казенных учреждений;
аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля при осуществлении полномочий главного администратора (администратора) доходов бюджета;
аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении бюджетных инвестиций;
аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета;
аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении предоставления муниципальных гарантий;
аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении предоставления межбюджетных трансфертов, кредитов и обеспечения соблюдения получателями указанных трансфертов, кредитов целей и порядка, установленных при их предоставлении;
аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении предоставления субсидий юридическим и физическим лицам (за исключением бюджетных и автономных учреждений) и обеспечения соблюдения получателями указанных субсидий целей и порядка, установленных при их предоставлении;
аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям и обеспечения соблюдения получателями указанных субсидий целей и порядка, установленных при их предоставлении;
аудит достоверности и полноты бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств.
3.9.2. Тема аудиторской проверки составляется путем детализации соответствующего направления аудиторской проверки по конкретным видам и (или) направлениям расходов (доходов, источников финансирования дефицита) бюджета, а также проверяемого периода. Охват проверяемого периода включает период текущего года до начала проведения аудиторской проверки.
3.10. При планировании аудиторских проверок (составлении плана и программы аудиторской проверки) учитываются:
значимость операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность главного администратора (администратора) средств бюджета в случае неправомерного исполнения этих операций;
факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым в том числе относятся: частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;
наличие значимых бюджетных рисков после проведения процедур внутреннего финансового контроля;
степень обеспеченности подразделения внутреннего финансового аудита ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
возможность проведения аудиторских проверок (составлении плана и программы аудиторской проверки) в установленные сроки;
наличие резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок (составлении плана и программы аудиторской проверки).
3.11. В ходе планирования субъект внутреннего финансового аудита проводит предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:
осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;
проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий уполномоченными органами государственного (муниципального) финансового контроля в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.
3.12. План аудита составляется и утверждается до начала очередного финансового года.
3.13. Ответственность за организацию внутреннего финансового аудита несет руководитель главного администратора (администратора) средств бюджета.
Постановлением Мэрии г. Новосибирска от 19 июня 2017 г. N 2839 в пункт 3.14 настоящего приложения внесены изменения
3.14. Аудиторская проверка назначается приказом (постановлением, распоряжением) руководителя главного администратора (администратора) средств бюджета.
3.15. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки.
3.16. При составлении программы аудиторской проверки формируется аудиторская группа, состоящая из уполномоченных на проведение внутреннего финансового аудита должностных лиц главного администратора (администратора) средств бюджета, и распределяются обязанности между членами аудиторской группы.
Программа аудиторской проверки должна содержать тему аудиторской проверки, наименование объектов аудита, перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки, а также сроки ее проведения.
3.17. Программа аудиторской проверки утверждается руководителем аудиторской группы.
3.18. В ходе аудиторской проверки проводится исследование:
осуществления внутреннего финансового контроля;
законности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования средств бюджета;
ведения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;
применения автоматизированных информационных систем объектом аудита при осуществлении внутренних бюджетных процедур;
вопросов бюджетного учета, в том числе вопросов, по которым принимается решение исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета;
наделения правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;
формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
бюджетной отчетности.
3.19. Аудиторская проверка проводится путем выполнения:
инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов;
наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;
запроса, представляющего собой обращение к должностным лицам в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в журналах бюджетного учета;
пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета уполномоченными лицами главного администратора (администратора) средств бюджета;
аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.
3.20. Результаты аудиторской проверки подтверждаются документами и материалами, содержащими фактические данные и информацию, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.
3.21. Проведение аудиторской проверки подлежит документированию. Рабочая документация, то есть документы и иные материалы, подготавливаемые или получаемые в связи с проведением аудиторской проверки, содержит:
документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;
сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;
сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;
письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
копии обращений, направленных третьим лицам, и полученных от них сведений в ходе аудиторской проверки;
копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;
акт аудиторской проверки.
3.22. Срок проведения аудиторской проверки не может превышать 30 дней.
Постановлением Мэрии г. Новосибирска от 19 июня 2017 г. N 2839 в пункт 3.23 настоящего приложения внесены изменения
3.23. По результатам аудиторской проверки составляется акт, который подписывается руководителем аудиторской группы и вручается руководителю объекта аудита.
Формирование, направление и сроки рассмотрения акта объектом аудита устанавливаются приказом (постановлением, распоряжением) руководителя главного администратора (администратора) бюджетных средств.
К акту прилагаются документы, копии документов, объяснения должностных и материально ответственных лиц и иные материалы, подтверждающие выводы, изложенные в акте.
В акте не должно содержаться морально-этической оценки действий должностных лиц, не допускается квалифицировать их поступки, намерения и цели, применять понятия и фразы, имеющие заведомо оценочный или обвинительный смысл.
3.24. В акте указываются:
должности, фамилии, имена, отчества членов аудиторской группы, проводивших проверку, дата, период проведения проверки и дата проведения предыдущей проверки;
общие данные об объекте аудита (организационно-правовая форма юридического лица, виды деятельности, основные финансово-хозяйственные показатели и другие сведения);
ссылки на нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, факты нарушения которых выявлены в ходе проверки;
выявленные факты нарушений нормативных правовых актов, локальных нормативных актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренних стандартов;
последствия нарушений, фамилии, имена, отчества, должности лиц, допустивших нарушения;
предложения об улучшении показателей осуществления внутреннего финансового контроля объекта аудита, ведения учетной политики, выполнения бюджетных процедур, более рациональном и эффективном использовании выделяемых ему средств бюджета;
материалы по другим вопросам, включенным в программу проверки.
3.25. Объект аудита вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки.
Постановлением Мэрии г. Новосибирска от 19 июня 2017 г. N 2839 в пункт 3.26 настоящего приложения внесены изменения
3.26. На основании акта аудиторской проверки составляется отчет о результатах аудиторской проверки, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:
выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля;
информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках;
информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов аудита;
выводы о достоверности и полноте представленной объектами аудита бюджетной отчетности;
выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектами аудита методологии и стандартам бюджетного учета;
выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования средств бюджета.
Постановлением Мэрии г. Новосибирска от 31 августа 2015 г. N 5438 пункт 3.26 настоящего приложения дополнен подпунктом 3.26.1
3.26.1. Выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля основываются на следующих результатах аудиторской проверки, отражающих:
наличие (отсутствие) операций бюджетных процедур, в отношении которых контрольные действия не осуществлялись, с указанием обоснований отсутствия такого контроля;
наличие (отсутствие) контрольных действий, выполненных более чем один раз и не имеющих результатов контроля;
наличие (отсутствие) излишних операций при исполнении бюджетной процедуры и (или) излишних применяемых контрольных действий;
наличие (отсутствие) контрольных действий внутреннего финансового контроля, которые не в полной мере охватывают финансово-хозяйственные операции в связи с неполным определением перечня операций бюджетной процедуры и (или) недостатками в процедуре оценки бюджетных рисков.
Постановлением Мэрии г. Новосибирска от 31 августа 2015 г. N 5438 пункт 3.26 настоящего приложения дополнен подпунктом 3.26.2
3.26.2. Выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектами аудита методологии и стандартам бюджетного учета, достоверности и полноте сводной бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств основываются на следующих результатах аудиторской проверки, отражающих:
наличие (отсутствие) обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность сводной бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств, в том числе степень надежности внутреннего финансового контроля получателей бюджетных средств совершаемых ими фактов хозяйственной жизни, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности;
подтверждение полноты и достоверности показателей сводной бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств;
оценку актуальности и обоснованности учетной политики, принятой объектами аудита, неправомерные действия которых в части ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности могут привести к существенным искажениям сводной бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств.
3.27. Отчет о результатах аудиторской проверки (далее - отчет) с приложением акта аудиторской проверки направляется в управление и руководителю главного администратора (администратора) средств бюджета.
Постановлением Мэрии г. Новосибирска от 19 июня 2017 г. N 2839 в пункт 3.28 настоящего приложения внесены изменения
3.28. По результатам рассмотрения отчета руководитель администратора (администратора) средств бюджета вправе принять одно или несколько решений:
о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам;
о направлении материалов в управление и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.
Постановлением Мэрии г. Новосибирска от 19 июня 2017 г. N 2839 в пункт 3.29 настоящего приложения внесены изменения
3.29. Субъекты внутреннего финансового аудита составляют годовую отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита.
Порядок составления и представления годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита устанавливается приказом (постановлением, распоряжением) руководителя главного администратора бюджетных средств.
3.30. Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита должна содержать информацию, подтверждающую выводы о надежности (об эффективности) внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности главного администратора (администратора) средств бюджета.
Система внутреннего финансового контроля считается надежной (эффективной), если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию либо существенному снижению числа нарушений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур, а также к повышению эффективности использования бюджетных средств.
Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита направляется в управление в срок не позднее 25 января года, следующего за отчетным.
Постановлением Мэрии г. Новосибирска от 19 июня 2017 г. N 2839 настоящее приложение дополнено пунктом 3.31
3.31. При осуществлении внутреннего финансового аудита главными администраторами (администраторами) бюджетных средств следует учитывать методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового аудита, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2016 N 822.
<< Назад |
||
Содержание Постановление мэрии г. Новосибирска от 6 мая 2014 г. N 3777 "Об утверждении Порядка осуществления главными распорядителями... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.