Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
3. Характеристика сферы действия программы
3.1. Краткий анализ состояния сферы действия программы
Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области ведет постоянную работу по формированию, обновлению и совершенствованию законодательной и нормативной правовой базы сферы образования Новосибирской области, в том числе и в области развития образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов. За последние годы Правительством Новосибирской области утвержден ряд нормативно-правовых документов, направленных на обеспечение доступности и качества образования, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
В 2014 году в Новосибирской области сеть образовательных организаций для всех категорий детей с ОВЗ и детей-инвалидов представлена:
- 31 отдельной организацией, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (в том числе, интернатного типа), в которых обучается 3 233 детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
- 144 классами коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения при общеобразовательных организациях, с охватом 1448 детей;
- общеобразовательными организациями, в которых обучается инклюзивно 6 048 детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
- дистанционным обучением охвачено не менее 400 детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
- 247 дошкольными образовательными организациями (ДОО), в которых воспитывается 11 430 детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
В 28% муниципальных районов и городских округов Новосибирской области имеются отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, в которых обучаются дети в интернатных условиях с отрывом от семьи, что не может рассматриваться как благоприятные обстоятельства его реабилитации, коррекции, обучения и социализации. В последние годы продолжается процесс отказа родителей от права обучения ребенка в школах-интернатах, что ведет, с одной стороны, к сокращению детского контингента в этих учреждениях, с другой - к увеличению количества ОУ и ДОУ общего типа, обучающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов инклюзивно. Следует отметить дефицит классов и групп, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов, как в городской, так и в сельской местности.
С этой целью в Новосибирской области создается система оказания информационной, организационной, научно-методической и кадровой поддержки тех образовательных организаций и ДОУ, которые развивают вариативные формы образовательных услуг для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
В Новосибирской области реализуются следующие вариативные формы обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов: инклюзивное, дистанционное, надомное обучение. В настоящее время не требуется дополнительных затрат на создание материально-технической базы образовательных учреждений, реализующих инклюзивное и надомное обучение. В области приоритет отдается развитию инклюзивного образования, а также обучению детей с ОВЗ и детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий - как наиболее перспективным, и в то же время ресурсоемким формам обучения (в рамках Программы будет обеспечиваться реализация указанных направлений).
В 2011 - 2012 годах в области была создана, и в настоящее время продолжает пополняться сведениями единая база данных и система мониторинга качества в системе образования и ППМС-сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ в Новосибирской области (далее - база данных). Это помогает принятию своевременных и эффективных управленческих решений.
В рамках реализации государственной программы "Доступная среда на 2011-2015 годы", ежегодно заключается соглашение между министерством образования, науки и инновационной политики Российской Федерации и Правительством Новосибирской области о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Новосибирской области на проведение мероприятий по формированию в Новосибирской области сети образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений здоровья. Согласно государственной программе "Доступная среда на 2011 - 2015 годы", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.03.2011 N 175 "Об утверждении государственной программы "Доступная среда на 2011 - 2015 годы", по результатам реализации программных мероприятий в регионах Российской Федерации должна быть сформирована сеть общеобразовательных организаций, обеспечивающих возможность обучения детей с ограниченными возможностями непосредственно по месту их проживания. К концу 2015 года количество таких школ на всей территории Российской Федерации планируется довести до не менее, чем 20%.
Значительная протяженность территории Новосибирской области с запада на восток обуславливает необходимость оснащения большего, чем 20% числа общеобразовательных организаций - в целях обеспечения территориальной доступности образовательных организаций для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Кроме того, в Новосибирской области создаются условия для обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов не только с функциональными нарушениями (зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата), но и для детей с задержкой психического развития, нарушением интеллекта.
За 2011 - 2012 годы (в рамках реализации ведомственной целевой программы "Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов Новосибирской области на 2011 - 2013 годы") 16 общеобразовательных организаций оснащены необходимым оборудованием, обеспечивающим возможность обучения детей с ограниченными возможностями непосредственно по месту их проживания. С учетом анализа динамики количества инклюзивно обучающихся детей с ОВЗ и детей-инвалидов, проводимого специалистами Минобрнауки НСО, а также на основании заявок, поданных органами управления образованием муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, в пределах выделенных бюджетных ассигнований, планируется за 2013 - 2015 годы оснастить необходимым специализированным оборудованием еще 18 школ.
На начало реализации Программы в 339 школах были созданы условия, обеспечивающие совместное обучение детей с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с нарушениями интеллекта и детей, не имеющих нарушений здоровья. Кроме того, в 2011-2012 учебном году 35 общеобразовательных организациях Новосибирской области стали победителями отборочного конкурса на участие в реализации регионального проекта "Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области" в рамках комплекса мер по модернизации общего образования. С 2013 года к участию в проекте подключаются еще 79 общеобразовательных организаций области. В указанных школах, участвующих в реализации проекта, также будут созданы условия для обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов (в дополнение к 339 оснащенным ранее).
Таким образом, к концу 2015 года в 44% общеобразовательных организациях Новосибирской области будут созданы условия, обеспечивающие совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений здоровья (в том числе, в 18 общеобразовательных организация в рамках Программы).
По состоянию на 01.01.2014 в образовательном пространстве Новосибирской области (по сведениям базы данных) зафиксировано 9312 детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Анализ сложившейся практики совместного обучения детей, не имеющих нарушений здоровья, и детей с ОВЗ, детей-инвалидов, показывает, что количество последних в школе варьируется от 1 до 9 человек (в среднем, 5-6 человек). На конец 2013 года, количество детей с ОВЗ и детей-инвалидов, охваченных вариативными формами обучения (инклюзивное, дистанционное), на территории области составляет 6048 человека (из них 400 обучающихся дистанционно). За период реализации Программы планируется охватить инклюзивным образованием не менее 100 детей ОВЗ и детей-инвалидов, кроме того, не менее 185 детей будут включены в проект дистанционного обучения.
В образовательном пространстве области создается система комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов, включающая в себя областной центр диагностики и консультирования, областной центр дополнительного образования детей; областной методический центр реабилитационной педагогики; центр развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; областной центр мониторинга образования; областной центр информационных технологий, региональный ресурсный центр дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому на базе ГБОУ НСО "Средняя общеобразовательная школа "Областной центр образования", 31 территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия. Деятельность этих учреждений способствует накоплению продуктивного опыта решения разнообразных задач по обеспечению прав детей с ОВЗ и детей-инвалидов на качественное и доступное образование и их комплексное ППМС-сопровождение на территории области. В 90% образовательных организаций области созданы ППМк.
В рамках создания в области системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения образования, за 2011 - 2012 годы министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской области велась работа по созданию на территории муниципальных районов Новосибирской области центров ППМС-сопровождения образования - филиалов государственного бюджетного образовательного учреждения Новосибирской области "Областной центр диагностики и консультирования". В настоящее время 2 ППМС-центра, созданных до начала реализации ВЦП "Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Новосибирской области на 2011 - 2013 годы", и 5 созданных в 2011 - 2012 году (в рамках указанной программы) ППМС-центров, активно осуществляют оказание психолого-педагогической и медико-социальной помощи участникам образовательного процесса в муниципальных районах и городских округах Новосибирской области, приближая данную услугу непосредственно к месту проживания и обучения детей с особыми образовательными потребностями. Функционирующие ППМС-центры созданы в кустовом формате с привязкой двух близлежащих муниципальных районов Новосибирской области. С целью максимального охвата населения Новосибирской области услугами ППМС-сопровождения необходимо в 2013 году открыть еще 3 ППМС-центра.
Кроме того, за 2013 - 2015 годы в рамках Программы в 30 школах области (на территории 30 муниципальных образований), участвующих в региональном проекте "Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области", планируется создать сеть ППМС-служб, аккумулирующих опыт обучения, социализации и ППМС-сопровождения детей с ОВЗ, для ретрансляции его в систему образования муниципального района, городского округа Новосибирской области, в котором находится школа. В дальнейшем в остальных муниципальных образованиях Новосибирской области также будут созданы ППМС-службы.
Для оказания психолого-педагогической и социальной помощи детям с ОВЗ, которые по состоянию здоровья или развития не могут посещать образовательные организации и нуждаются в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, а также их родителям (законным представителям), в рамках Программы планируется открытие 1 лекотеки (структурного подразделения образовательной организации) в муниципальном районе или городском округе Новосибирской области. В дальнейшем, по итогам анализа пилотного проекта, на основе изучения потребности в оказании помощи детям-инвалидам, не посещающим образовательные организации, а также заявок органов управления образованием, планируется, что лекотеки будут открыты и в нескольких других муниципальных образованиях Новосибирской области (перечень образовательных организаций, на базе которых планируется создание лекотек, будет утверждаться приказом Минобрнауки НСО и размещаться на сайте Минобрнауки НСО).
В регионе наблюдается неравномерное распределение специалистов, обеспечивающих и сопровождающих процессы образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, детские психиатры) на фоне общего дефицита кадров в сельских территориях Новосибирской области, что затрудняет организацию инклюзивного и дистанционного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Большинство педагогов, осуществляющих обучение и воспитание детей в ОО и ДОО общего типа или инклюзивно, не имеют специальной педагогической подготовки в области специальной психологии и коррекционной педагогики, остро нуждаются в повышении квалификации и профессиональной переподготовке для эффективной реализации практики инклюзивного обучения детей.
ГАОУ ДПО НСО НИПКиПРО, ФГБОУ ВПО НГПУ и ряд других учреждений реализуют для педагогических работников Новосибирской области программы высшего профессионального образования, профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников в области дефектологии, психологии, специальной психологии, коррекционной педагогики. Необходимо усилить практическую ориентированность этих программ, планировать существенное увеличение объемов образовательных услуг по программам кратковременного повышения квалификации педагогов с разработкой и реализацией таких программ по проблемам инклюзивного и дистанционного образования.
Научно-методическую поддержку педагогических коллективов, осуществляющих инклюзивное, дистанционное, специальное (коррекционное), надомное обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ на территории области осуществляют кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии ГАОУ ДПО НСО НИПКиПРО, ГБОУ НСО ОЦДК, кафедры психологии ФГБОУ ВПО НГПУ и других вузов г. Новосибирска, муниципальные ППМС-центры, муниципальные ИМЦ. Как показывает анализ обращений специалистов и руководителей ОО и ДОО, области требуется значительное расширение возможностей получения ОО научно-методической помощи (объема оказываемых услуг) и ее более точная ориентация на потребности педагогов. Наиболее актуальными для педагогов становятся проблемы организации вариативных форм образования для детей с ОВЗ и детей-инвалидов (дистанционное, инклюзивное обучение в ОО общего типа): организация образовательного процесса, проектирование индивидуальных учебных планов (индивидуальных образовательных траекторий), методика организации урока в условиях инклюзии. Не менее востребована педагогическими коллективами научно-методическая поддержка по вопросам организации комплексной ППМС-помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам (организация работы ПМПК, школьного ПМПК, школьного и дошкольного консультативного пункта и т. д.).
3.2. Обоснование необходимости решения существующей проблемы
программно-целевым методом
Целесообразность принятия ведомственной целевой программы "Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов Новосибирской области на 2013 - 2015 годы" определяется тем, что она позволит обратить особое внимание на вопросы обеспечения условий обучения и социализации детей с ОВЗ и детей - инвалидов, а также привлечь дополнительные ресурсы для решения актуальных задач данной сферы.
Решение поставленных задач перед министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской области целесообразно в рамках целевой программы, являющейся эффективным инструментом их комплексного решения.
<< Раздел 2 Раздел 2 |
Раздел 4 >> Раздел 4 |
|
Содержание Приказ Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 25 сентября 2014 г. N 2087 "О... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.