Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Совета народных депутатов
МО "Судогодский район"
от 23 июля 2019 г. N 60/56
Порядок
проведения антикоррупционной экспертизы нормативно правовых актов и проектов нормативно правовых актов Совета народных депутатов муниципального образования "Судогодский район"
1. Общие положения
1.1. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (далее - НПА) и проектов нормативных правовых актов Совета народных депутатов муниципального образования "Судогодский район" (далее - Совет) разработан в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" и устанавливает правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Совета.
1.2. Целью антикоррупционной экспертизы является выявление и последующее устранение коррупциогенных факторов в НПА и в проектах НПА Совета.
1.3. Не подлежат независимой антикоррупционной экспертизе НПА и проекты НПА Совета, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
1.4. Предметом антикоррупционной экспертизы являются решения, постановления и распоряжения Совета и проекты решений, постановлений и распоряжений Совета, имеющие нормативно-правовой характер и регулирующие правоотношения в сферах и полномочиях с повышенным риском коррупции.
1.5. Задачами антикоррупционной экспертизы является выявление и описание коррупциогенных факторов в НПА и их проектах, в том числе внесение предложений и рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действий таких факторов.
1.6. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов являются:
- обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;
- оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;
- обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
- компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
- сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).
1.7. При подготовке проекта НПА разработчики соответствующих НПА и проектов НПА, осуществляющие разработку проекта решения Совета, или другие заинтересованные лица, осуществляющие подготовку проекта (далее по тексту - разработчик НПА), должны стремиться к недопущению включения в текст проекта НПА норм, содержащих коррупциогенные факторы.
1.8. При проведении антикоррупционной экспертизы заведующий отделом аппарата Совета руководствуется федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законами и подзаконными актами Владимирской области, настоящим Порядком.
2. Коррупциогенные факторы
2.1. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и/или обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции, являются:
а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц);
б) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);
г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или организации, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага);
и) нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
2.2. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:
а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
б) злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
3. Процедура проведения антикоррупционной экспертизы НПА и проектов НПА Совета
3.1. Процедура проведения антикоррупционной экспертизы действующих нормативных правовых актов проводится в процессе мониторинга их применения.
3.2. Завизированный руководителями всех заинтересованных структурных подразделений проект нормативного правового акта (проекты постановлений и распоряжений) или до принятия Советом (проекты решений) направляется разработчиком проекта в срок не более 2 рабочих дней со дня визирования всеми заинтересованными лицами в отдел аппарата Совета для проведения антикоррупционной экспертизы.
3.3. Антикоррупционную экспертизу проходят все нормативные правовые акты, проекты нормативных правовых актов, регулирующие правоотношения, указанные в пункте 1.4 настоящего Порядка.
3.4. В случае выявления (невыявления) коррупциогенных факторов по результатам антикоррупционной экспертизы заведующим отделом аппарата Совета составляется заключение по форме согласно приложению к Порядку в соответствии с разделом 4 настоящего Порядка.
4. Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы
4.1. По результатам антикоррупционной экспертизы НПА и их проектов и в случае выявления (невыявления) коррупциогенных факторов заведующей отделом аппарата Совета составляется заключение.
4.2. Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы состоит из вводной части, описательной части и выводов.
4.3. Вводная часть должна содержать:
- дату проведения экспертизы;
- наименование НПА или его проекта, проходящего антикоррупционную экспертизу.
4.4. Описательная часть заключения составляется по одной из следующих форм:
- в форме последовательного изложения норм, содержащих коррупциогенные факторы (с описанием и рекомендациями по их устранению), в порядке расположения этих норм в проекте НПА. При этом для каждой нормы указываются все выявленные в ней типичные коррупциогенные факторы и рекомендации по их устранению;
- в форме последовательного перечня коррупциогенных факторов, содержащихся в нормах НПА или его проекта.
При этом после указания содержащегося в НПА или его проекте коррупциогенного фактора приводятся все нормы, в которых он содержится, с описанием его проявления в каждой из этих норм (или в нескольких аналогичных нормах) и рекомендации по устранению коррупциогенного фактора для каждой из норм, нескольких или всех содержащих его норм.
4.5. Выводы по результатам экспертизы должны соответствовать исследовательской части заключения.
4.6. Срок проведения антикоррупционной экспертизы НПА и их проектов: не более 5 рабочих дней с даты поступления в отдел аппарата Совета.
4.7. Заведующий отделом аппарата Совета ставит отметки (дата, результат антикоррупционной экспертизы) о НПА (их проектов), подвергнутых антикоррупционной экспертизе, в журнале регистрации нормативных правовых актов Совета. Данный журнал ведется в электронном виде с последующим распечатыванием на бумажном носителе по истечении года.
4.8. Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы направляется разработчику проекта НПА в срок не более 2 рабочих дней с даты составления заключения. Копия заключения хранится в отделе аппарата Совета.
4.9. Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы, вынесенное заведующей отдела аппарата имеет рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению разработчиком.
4.10. Положения проекта НПА, способствующие созданию условий для проявления коррупции, выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы, устраняются разработчиком НПА на стадии его доработки в срок, не превышающих 2 рабочих дней с даты направления заведующим отделом аппарата заключения о содержании в проекте НПА коррупциогенных факторов.
4.11. В срок, не превышающий 2 рабочих дней после устранения выявленных коррупциогенных факторов, разработчик проекта НПА направляет проект нормативного правового акта в отдел аппарата Совета для повторного проведения антикоррупционной экспертизы. В этом случае срок проведения повторной антикоррупционной экспертизы не может превышать 2 рабочих дней.
4.12. В случае несогласия с результатами антикоррупционной экспертизы, свидетельствующими о наличии в проекте НПА положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, разработчик НПА в срок, не превышающий 2 рабочих дней, направляет этот проект в Совет для принятия решения с приложением заключения по результатам проведения антикоррупционной экспертизы и обосновывающих материалов.
5. Независимая антикоррупционная экспертиза
5.1. В отношении НПА, проектов НПА проводится независимая антикоррупционная экспертиза.
5.2. Независимая антикоррупционная экспертиза проектов НПА проводится в период их подготовки.
5.3. Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими и физическими лицами, получившими аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы НПА и проектов нормативных правовых актов, в инициативном порядке за счет собственных средств ее инициатора, в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96.
5.4. Разработчики НПА в целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов НПА, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, за исключением проектов актов, содержащих сведения, составляющих государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, обеспечивают размещение проектов НПА в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на рассмотрение в отдел аппарата Совета, на официальном сайте органов местного самоуправления муниципального образования "Судогодский район" Владимирской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
5.5. При размещении проектов НПА для проведения независимой антикоррупционной экспертизы на официальном сайте муниципального образования "Судогодский район" Владимирской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указываются адрес электронной почты для направления экспертных заключений, даты начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.
5.6. Срок проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекта НПА - в течение семи календарных дней со дня размещения проекта акта на официальном сайте муниципального образования "Судогодский район" Владимирской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
5.7. Поступившие разработчику проекта НПА заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы проектов НПА в форме электронного документа или в бумажном виде регистрируются в течение двух рабочих дней со дня их поступления и передаются (направляются) разработчиком в отдел аппарата Совета в течение 2 рабочих дней со дня регистрации.
5.8. В случае если поступившее заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы не соответствует форме, утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации, отдел аппарата Совета возвращает такое заключение не позднее 30 дней после его регистрации с указанием причин возврата.
5.9. Заключение независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер, подлежит обязательному рассмотрению.
5.10. При несогласии отдела аппарата Совета с выводами независимой антикоррупционной экспертизы отделом аппарата Совета в 2-дневный срок составляется мотивированное заключение, которое с заключением независимой антикоррупционной экспертизы передается в 2-дневный срок разработчику проекта.
5.11. Разработчик проекта нормативного правового акта в 2-дневный срок направляет проект НПА с приложением мотивированного заключения отдела аппарата Совета, заключения независимой антикоррупционной экспертизы в Совет для принятия решения.
5.12. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую антикоррупционную экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.
5.13. Непоступление в указанный срок заключения независимой экспертизы не является препятствием к принятию Советом НПА.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.