Решение Верховного Суда РФ от 5 июля 2019 г. N АКПИ19-368
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.
судей Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., Назаровой А.М.
при секретаре Сибиле Г.В.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Леонова Леонида Линовича о признании частично недействующим подпункта "ж" пункта 2 Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 103, установил:
согласно подпункту "ж" пункта 2 Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 103 (далее также - Положение), в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов засчитывается время обучения до поступления на службу в таможенные органы в высших и средних специальных образовательных учреждениях на очных отделениях (до пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев.
Гражданин Леонов Л.Л. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующим подпункта "ж" пункта 2 Положения, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат статье 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" в части не включения в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам таможенных органов, поступившим на службу до 1 сентября 1997 г., периодов заочного, очно-заочного обучения до поступления на службу.
Как указывает административный истец, он проходил государственную службу в Магнитогорской таможне Уральского таможенного управления Федеральной таможенной службы в период с 21 ноября 1991 г. по 24 июля 2008 г. на различных должностях правоохранительных подразделений с присвоением специального звания. В период с 1986 г. по 1991 г., то есть до поступления на службу, проходил заочное обучение в Свердловском юридическом институте. Приказом Магнитогорской таможни от 24 июля 2008 г. N 209 "Об увольнении подполковника таможенной службы Л.Л. Леонова" ему подготовлены расчеты выслуги лет для назначения пенсии и назначения процентной надбавки за выслугу лет в таможенных органах Российской Федерации, которая в календарном исчислении составила 18 лет 6 месяцев и 7 дней. С учетом оспариваемой нормы в расчет выслуги лет для назначения пенсии не был включен период заочного обучения.
По мнению административного истца, он приобрел право на зачет времени обучения в выслугу лет применительно к порядку, установленному постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации", предусматривающему, что сотрудникам органов внутренних дел, в том числе уволенным со службы независимо от срока увольнения, в выслугу лет для назначения пенсии включается время обучения на очных, вечерних и заочных отделениях образовательных учреждений до поступления на службу (при наличии диплома о соответствующем образовании) в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы. Полагает, что с принятием оспариваемого положения нормативного правового акта льгота для сотрудников таможни, поступивших на службу до 1 сентября 1997 г., в части включения в выслугу лет периода заочного, очно-заочного обучения в высших учебных заведениях не учтена, то есть фактически исключена, что не позволяет засчитывать таким сотрудникам таможни периоды их учебы в высших учебных заведениях на заочных, очно-заочных отделениях в стаж службы (работы), дающий право на оформление пенсии по выслуге лет.
Административный истец Леонов Л.Л. о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Федеральной таможенной службе (поручение от 15 мая 2019 г. N СА-П4-3915).
Представители Правительства Российской Федерации Маметова И.Р., Алеева А.И., Шевченко В.В. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей административного ответчика Правительства Российской Федерации Маметовой И.Р., Алеевой А.И., Шевченко В.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 1 статьи 50 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 103 утверждено Положение (действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2015 г. N 402).
Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 9 февраля 1998 г., N 6, "Российской газете" 20 февраля 1998 г.
Положение определяет порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий лицам, проходившим службу в таможенных органах и организациях Государственного таможенного комитета Российской Федерации и имеющим специальные звания, а также лицам, работавшим в таможенных органах Российской Федерации в должностях, по которым предусмотрены специальные (персональные) звания, и уволенным из таможенных органов с правом на получение пенсии, с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации (пункт 1 Положения).
Предусмотренное подпунктом "ж" пункта 2 Положения требование о зачете в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов времени обучения до поступления на службу в таможенные органы в высших и средних специальных образовательных учреждениях на очных отделениях (до пяти лет) соответствует действующему законодательству.
Пенсия за выслугу лет является государственной гарантией материального обеспечения лиц, проходивших службу в таможенных органах, поддержания соответствующего материального достатка, их социального статуса при оставлении службы по желанию самого гражданина либо в силу объективных обстоятельств, препятствующих ее продолжению.
Служба в таможенных органах согласно статье 1 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" является особым видом государственной службы граждан, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.
Специфическая деятельность, которую осуществляют таможенные органы, предопределяет также правовой статус ее работников.
Пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей (пункт 1 статьи 50 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации").
Специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности, является Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей". Названный Закон предусматривает для них право на пенсию при увольнении со службы ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, но лишь при определенных условиях, в частности соответствующей выслуге лет.
Статья 18 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" имеет общий характер, поскольку распространяется на различные виды государственной службы. Согласно части 1 данной статьи в выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, войск национальной гвардии Российской Федерации может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии указанным лицам определяется Правительством Российской Федерации.
Включение в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов периодов, не связанных со службой в таможенных органах, является льготой, позволяющей увеличивать выслугу для назначения пенсии.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. N 1652-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Драган Натальи Григорьевны на нарушение ее конституционных прав положением пункта 1 статьи 50 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" и подпунктом "ж" пункта 2 Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации", оспариваемое положение пункта 1 статьи 50 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации", как направленное на создание правового механизма реализации пенсионных прав сотрудников таможенных органов, в системной связи с подпунктом "ж" пункта 2 Положения, предусматривающим возможность зачета в выслугу лет не связанного с прохождением службы периода (время обучения в высших и средних специальных образовательных учреждениях), - что является, по существу, льготой, позволяющей увеличивать выслугу лет для назначения пенсии, - не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявительницы.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении административного искового заявления Леонова Леонида Линовича о признании частично недействующим подпункта "ж" пункта 2 Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 103, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Романенков |
Судьи Верховного Суда Российской Федерации |
Л.В. Борисова |
|
А.М. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 5 июля 2019 г. N АКПИ19-368
Текст решения опубликован не был
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 22 октября 2019 г. N АПЛ19-366