Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 июля 2019 г. N 5-АПА19-59
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Луговой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы на решение Московского городского суда от 18 апреля 2019 года о признании недействующим пункта 1922 Перечня объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, в редакции от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы Борисовой К.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя общества с ограниченной ответственностью "Город" Калашниковой А.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, размещённым 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и опубликованным 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67, утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1).
Постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в редакции, действующей с 1 января 2019 года.
В пункт 1922 Перечня на 2019 год включено здание с кадастровым номером 77:04:0002001:1163, расположенное по адресу: город Москва, шоссе Фрезер, д. 17, стр. 1.
Общество с ограниченной ответственностью "Город", являясь собственником здания с кадастровым номером 77:04:0002001:1163, обратилось в суд с административным иском о признании недействующим названного выше пункта, считая, что включённый в Перечень на 2019 год объект недвижимости не обладает предусмотренными статьёй 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" и статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости, поскольку здание расположено на земельном участке, вид разрешённого использования которого однозначно не предусматривает размещение на нём офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания, помещения в здании в основном используются для складских целей, а также для размещения собственных служб, включение данного здания в Перечень на 2019 год неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога в завышенном размере.
Решением Московского городского суда от 18 апреля 2019 года административный иск удовлетворён.
В апелляционной жалобе Правительство Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы просят решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1 пункта 3); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признаётся использование не менее 20% его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (подпункт 2 пункта 3).
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", устанавливающими особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в том числе в отношении отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв.м и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения утверждён постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП.
Объект недвижимости с кадастровым номером 77:04:0002001:1163 включён в оспариваемый пункт Перечня на 2019 год по фактическому использованию, то есть по критерию, установленному подпунктом 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Судом достоверно установлено, что акт обследования Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы от 9 июля 2018 года N 9042348, которым ответчик руководствовался при включении в Перечень здания с кадастровым номером 77:04:0002001:1163, расположенного по адресу: город Москва, ш. Фрезер, д. 17, стр. 1, составлен с нарушением требований Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП, поскольку содержит недостоверную информацию относительно фактического использования отдельных помещений, находящихся в здании.
Так, согласно акту Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы от 9 июля 2018 года N 9042348 в здании с кадастровым номером 77:04:0002001:1163 используется 26,65% от общей площади для размещения офисов и объектов общественного питания. В указанную площадь сотрудниками Госинспекции без достаточных на то оснований были отнесены помещения, в которых размещался персонал арендаторов, осуществляющих складскую деятельность, а также помещения столовой площадью 104,7 кв.м (1,7% площади здания), помещения II 1-го этажа площадью 274,4 кв.м (4,4%) и помещения I, II, III 2-го этажа площадью 117,3 кв.м (1,9%).
Признаки оказания услуг общественного питания в качестве самостоятельного вида предпринимательской деятельности в помещении площадью 104,7 кв.м в акте не приведены. Согласно фотоснимкам данное помещение не используется. Также не указаны выявленные признаки размещения офисов в помещениях площадью 274,4 кв.м и 117,3 кв.м, приложенные к акту фотоматериалы не позволяют идентифицировать данные помещения, а вопреки выводам сотрудников Госинспекции назначение их "складское".
При этом судом установлено, что в юридически значимый период подвал, 2-й этаж и чердачная надстройка здания не использовались. 1-й этаж сдаётся в аренду юридическим лицам ООО "Скай Лоджистик Групп", ООО "Вымпельная доставка", ООО "Развитие бизнеса" под размещение складов, 3-й и 4-й этажи частично используются также под склад, а частично для размещения офисных помещений, доля которых не превышает 15,45% площади здания.
Документов, опровергающих эти обстоятельства, административным ответчиком не представлено.
Таким образом, вывод суда о противоречии оспариваемого пункта Перечня на 2019 год положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" соответствует обстоятельствам дела, подтверждается доказательствами, оценёнными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуется с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену судебного постановления, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Московского городского суда от 18 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 июля 2019 г. N 5-АПА19-59
Текст определения опубликован не был