Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 июля 2019 г. N 34-КГ19-4
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Жубрина М.А., Вавилычевой Т.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 июля 2019 г. гражданское дело по иску Воробьевой Татьяны Михайловны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Мурманской области о взыскании доплаты компенсации при увольнении и компенсации за пятый и шестой месяцы со дня увольнения, компенсации за задержку выплат
по кассационной жалобе Воробьевой Татьяны Михайловны на решение Оленегорского городского суда Мурманской области от 4 мая 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 24 июля 2018 г., которыми в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Жубрина М.А.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Воробьева Т.М. 23 марта 2018 г. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Мурманской области (далее также - Межрайонная ИФНС России N 5 по Мурманской области, инспекция) о взыскании доплаты компенсации при увольнении и компенсации за пятый и шестой месяцы со дня увольнения, компенсации за задержку выплат.
В обоснование заявленных требований Воробьева Т.М. указала, что с 28 октября 1993 г. она замещала должности государственной гражданской службы в инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мончегорску Мурманской области (далее также - ИФНС по г. Мончегорску Мурманской области), с 20 января 2016 г. занимала должность заместителя начальника отдела учёта и работы с налогоплательщиками.
Приказом ИФНС по г. Мончегорску Мурманской области от 25 апреля 2017 г. N 16/15-08/2/33 Воробьева Т.М. уволена с государственной гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе с 5 мая 2017 г.
При увольнении Воробьевой Т.М. выплачена денежная компенсация в размере четырёхмесячного денежного содержания в сумме 206 826,15 руб. из расчёта месячного содержания в размере 51 706,54 руб.
Воробьева Т.М. полагала, что при исчислении её месячного денежного содержания и расчёте компенсации инспекцией не было учтено полученное ею материальное стимулирование в период с мая 2016 г. по май 2017 г. в размере 7 014,34 руб. в месяц, также не полностью учтены выплаченные в течение 12 месяцев перед увольнением премии (с мая 2016 г. по апрель 2017 г.) в размере 11 189,20 руб. В связи с этим размер её месячного содержания должен был составлять 69 910,08 руб., поэтому ей должна была быть выплачена компенсация в размере четырёхмесячного денежного содержания в сумме 279 640,32 руб. Таким образом, недоплата компенсации в размере четырёхмесячного денежного содержания составила 72 814,17 руб.
Кроме того, в связи с прохождением Воробьевой Т.М. государственной гражданской службы в районах Крайнего Севера ей была выплачена компенсация за пятый и шестой месяцы после увольнения в размере 103 413,08 руб. из расчёта месячного содержания в размере 51 706,54 руб., в то время как должна была быть выплачена компенсация в размере 139 820,16 руб. из расчёта месячного содержания 69 910,08 руб.
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Мончегорску Мурманской области с 10 мая 2017 г. была реорганизована путём присоединения к Межрайонной ИФНС России N 5 по Мурманской области.
26 декабря 2017 г. Воробьева Т.М. обратилась в Межрайонную ИФНС России N 5 по Мурманской области с заявлением о перерасчёте размера денежного содержания и выплаченных ей при увольнении денежных сумм, в удовлетворении которого ей письмом от 5 февраля 2018 г. было отказано.
Воробьева Т.М. просила суд взыскать с Межрайонной ИФНС России N 5 по Мурманской области в её пользу задолженность по выплате компенсации в размере 72 814,17 руб., содержание за пятый и шестой месяцы в размере 36 407,08 руб., проценты за задержку выплат в размере 14 918,11 руб., всего - 124 139,36 руб., указать в решении, что в случае несвоевременного исполнения судебного акта ответчик должен будет уплатить проценты до дня его фактического исполнения.
Представители ответчика Межрайонной ИФНС N 5 по Мурманской области и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области в судебном заседании суда первой инстанции иск не признали.
Решением Оленегорского городского суда Мурманской области от 4 мая 2018 г. в удовлетворении исковых требований Воробьевой Т.М. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 24 июля 2018 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Воробьева Т.М. ставит вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, как незаконных.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. от 1 апреля 2019 г. Воробьёвой Т.М. восстановлен срок на подачу кассационной жалобы на решение Оленегорского городского суда Мурманской области от 4 мая 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 24 июля 2018 г.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьёй Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. 3 апреля 2019 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 17 июня 2019 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Стороны, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причине неявки не представили, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменные возражения на кассационную жалобу начальника Межрайонной ИФНС России N 5 по Мурманской области Сутягиной А.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, так как имеются предусмотренные законом основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями были допущены такого рода существенные нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что с 28 октября 1993 г. Воробьева Т.М. проходила государственную гражданскую службу в ИФНС России по г. Мончегорску Мурманской области в различных должностях. Последняя занимаемая Воробьевой Т.М. должность - заместитель начальника отдела учёта и работы с налогоплательщиками.
Приказом Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области от 8 февраля 2017 г. Инспекция Федеральная налоговой службы по г. Мончегорску Мурманской области реорганизована с 10 мая 2017 г. путём присоединения к Межрайонной ИФНС России N 5 по Мурманской области.
Приказом ИФНС России по г. Мончегорску Мурманской области от 25 апреля 2017 г. Воробьева Т.М. уволена с государственной гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе с 5 мая 2017 г.
При увольнении инспекцией Воробьевой Т.М. выплачена компенсация в размере четырёхмесячного денежного содержания в сумме 206 826,15 руб.
На основании решений Межтерриториального государственного областного бюджетного учреждения "Центр занятости населения г. Мончегорска" от 6 октября 2017 г. и от 8 ноября 2017 г. о выплате дополнительной компенсации Воробьевой Т.М. в связи с её увольнением из организации, расположенной в районах Крайнего Севера, инспекцией Воробьевой Т.М. выплачена компенсация за пятый и шестой месяцы со дня увольнения в размере 103 413,08 руб.
10 октября 2017 г. Воробьева Т.М. обратилась в Межрайонную ИФНС России N 5 по Мурманской области с заявлением о предоставлении ей информации о порядке расчёта выплаченной ей компенсации в размере четырёхмесячного денежного содержания.
10 ноября 2017 г. Воробьева Т.М. была проинформирована инспекцией о том, что расчёт выплаченной ей компенсации в размере четырёхмесячного денежного содержания был произведён в соответствии с пунктами 2, 6, 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, а именно: денежное месячное содержание Воробьевой Т.М. было исчислено из оклада и дополнительных выплат в размере 39 402 руб., материальной помощи к отпуску и единовременной выплаты к отпуску в размере 3746,6 руб., премий за октябрь-декабрь 2016 г. и январь-февраль 2017 г. в размере 8 557,94 руб. и составило 51 706,54 руб.
26 декабря 2017 г. Воробьева Т.М., полагая, что ей не в полном объёме выплачены компенсация в размере четырёхмесячного денежного содержания и компенсация денежного содержания за пятый и шестой месяц со дня увольнения, обратилась в Межрайонную ИФНС N 5 по Мурманской области с заявлением о перерасчёте размера денежного содержания, в котором указала, что при расчёте сумм компенсации в размере четырёхмесячного денежного содержания инспекцией не были учтены начисленные Воробьевой Т.М. в период с мая 2016 г. по май 2017 г. средства материального стимулирования в размере 7 014,34 руб. в месяц и не полностью учтены выплаченные в течение 12 месяцев перед увольнением премии в размере 11 189,20 руб., что, по мнению Воробьевой Т.М., привело к занижению размера её денежного месячного содержания, а также неправильному расчёту сумм компенсации в размере четырёхмесячного денежного содержания и компенсации денежного содержания за пятый и шестой месяц со дня увольнения (далее также - компенсационные выплаты в связи с увольнением).
По результатам рассмотрения Межрайонной ИФНС России N 5 по Мурманской области данного обращения Воробьевой Т.М. 5 февраля 2018 г. она была проинформирована о том, что при расчёте денежного содержания для исчисления компенсации при увольнении не были учтены средства материального стимулирования и единовременного поощрения, производимые за счёт дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда, поскольку они не включены в пункт 2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562. Премии за ноябрь-декабрь 2016 г. и март 2017 г., указанные Воробьевой Т.М. в заявлении о перерасчёте денежного содержания, при расчёте компенсации в размере четырёхмесячного содержания учтены.
Судом также установлено, что приказами ИФНС России по Мурманской области от 3 июня 2016 г., от 27 июля 2016 г., от 19 сентября 2016 г., от 19 декабря 2016 г., от 19 апреля 2017 г. утверждено распределение лимитов бюджетных обязательств, направленных на материальное стимулирование государственных гражданских служащих налоговых органов Мурманской области сверх установленного фонда оплаты труда за 4 квартал 2015 г., 1 - 4 кварталы 2016 г.
Приказами ИФНС России по г. Мончегорску Мурманской области от 15 июня 2016 г., от 15 июля 2016 г., от 7 сентября 2016 г., от 19 октября 2016 г., от 20 апреля 2017 г. "О выплате единовременного поощрения федеральным государственным гражданским служащим" за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности федеральных государственных гражданских служащих, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на налоговые органы Мурманской области, постановлено произвести выплату единовременного поощрения за счёт дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда.
На основании приказов ИФНС России по г. Мончегорску Мурманской области от 8 июня 2016 г., от 29 июля 2016 г., от 22 сентября 2016 г., от 20 декабря 2016 г., от 24 апреля 2017 г. Воробьёвой Т.М. выплачены средства материального стимулирования в размере 17 226 руб., 9 212 руб., 21 319 руб., 20 702 руб., 15 713 руб. соответственно.
Согласно приказам ИФНС России по г. Мончегорску Мурманской области от 15 июня 2016 г., от 15 июля 2016 г., от 7 сентября 2016 г., от 19 октября 2016 г., от 20 апреля 2017 г. Воробьевой Т.М. выплачены суммы единовременного поощрения в размере 39 500 руб., 39 400 руб., 41 082 руб., 27 300 руб., 43 000 руб. соответственно.
Разрешая спор и отказывая Воробьевой Т.М. в удовлетворении исковых требований о взыскании не полностью выплаченных компенсации в размере четырёхмесячного денежного содержания и денежного содержания за пятый и шестой месяцы со дня увольнения, компенсации за задержку выплат, суд первой инстанции руководствовался положениями пункта 4 части 1 статьи 14, частей 3.1, 3.2 статьи 37, частей 1, 10 статьи 50, частей 1, 2, 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", пунктами 8, 9, подпункта "б" пункта 13 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих", пункта 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, пункта 2 Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утверждённого приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 г. N 90н, и исходил из того, что средства материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих не входят в состав денежного содержания гражданского служащего, не являются гарантированной выплатой обязательного характера, осуществляются в пределах лимитов, доводимых Федеральной налоговой службой на основании постановлений Правительства Российской Федерации, в связи с чем пришёл к выводу о том, что эти денежные средства не подлежат учёту при расчёте денежного содержания Воробьевой Т.М. для исчисления компенсаций при её увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
Суд первой инстанции также сослался на то, что письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482 (о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7) не отменяет действие приказа Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 г. N 90н, которым утверждён порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, и которым определено, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учётом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счёт средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счёт средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Абзацем первым пункта 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" пункта 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно абзацу второму пункта 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а"-"г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д"-"ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчёте на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырёх должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трёх должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трёх окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счёт средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счёт средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счёт средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчёте на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счёт средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счёт средств, направляемых для выплаты:
а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации;
б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учётом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учётом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем восьмым подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
При рассмотрении настоящего гражданского дела суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили приведённые выше правовые нормы к спорным правоотношениям.
Между тем из приведённых нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счёт средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, в том числе за счёт средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Следовательно, к юридически значимым обстоятельствам по настоящему делу с учётом заявленных Воробьевой Т.М. требований о составе её денежного содержания для исчисления компенсационных выплат в связи с увольнением относится определение правовой природы произведённых ей инспекцией в течение 12 месяцев перед увольнением (а именно с мая 2016 г. по апрель 2017 г.) выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения за счёт средств материального стимулирования.
Однако судебные инстанции вследствие неправильного применения к спорным отношениям норм материального права о составе денежного содержания федерального государственного служащего обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, не установили.
Так, из материалов настоящего гражданского дела усматривается, что выплаченное Воробьевой Т.М. материальное стимулирование было осуществлено в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих, и на основании принятых в соответствии с этим указом постановлений Правительства Российской Федерации от 31 марта 2015 г., от 23 апреля 2016 г. и от 23 февраля 2017 г. соответственно N 302-12, 347-7 и 228-7, которыми предусматривались в 2015, 2016 и 2017 годах объёмы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов.
Однако какой-либо правовой оценки судебных инстанций эти обстоятельства, как имеющие существенное значение для определения правовой природы полученных Воробьевой Т.М. выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения и возможности их отнесения к категории других выплат, предусмотренных федеральными законами (часть 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ) и нормативно-правовыми актами Президента Российской Федерации, за счёт средств которых формируется фонд оплаты труда гражданских служащих, не получили. Акты, послужившие основанием для выделения объёмов бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, в деле отсутствуют, указанные Воробьевой Т.М. постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2015 г. N 302-12, от 23 апреля 2016 г. N 347-7 и от 23 февраля 2017 г. N 228-7 в нарушение требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебными инстанциями не истребовались, в материалы дела не представлены.
Таким образом, приведённые Воробьевой Т.М. в обоснование исковых требований доводы относительно правовой природы полученных ею выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения в нарушение принципа осуществления правосудия на основе равноправия и состязательности сторон спора (статья 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) судебными инстанциями не проверены.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определённого статьёй 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7.
Суждение судебных инстанций о том, что разъяснения, содержащиеся в названном письме Министерства финансов Российской Федерации, не подлежат применению к спорным правоотношениям, является неправомерным.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).
Пунктом 5.5 данного положения определено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Согласно пункту 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Учитывая, что на Министерство финансов Российской Федерации как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, при разрешении исковых требований Воробьевой Т.М. следовало принять во внимание содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482 разъяснения, что судами первой и апелляционной инстанций сделано не было.
Ссылку судебных инстанций в обоснование отказа в удовлетворении исковых требований Воробьевой Т.М. на пункт 2 Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утверждённого приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 г. N 90н, также нельзя признать правомерной.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 г. N 90н утверждён Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы (далее также - Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, Порядок).
Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" и устанавливает механизм осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы (пункт 1 Порядка).
Согласно пункту 2 Порядка материальное стимулирование, предусмотренное пунктом 1 Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.
Между тем в пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" указано на осуществление материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих, в том числе территориальных органов Федеральной налоговой службы, с 1 января 2007 г., в 2008-2012 годах и в 2013 году.
В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществлялось в 2007-2010 годах за счёт средств, предусматриваемых в федеральном бюджете по подразделу "Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора" раздела "Общегосударственные вопросы" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Исходя из приведённых положений в их системной взаимосвязи материальное стимулирование, которое было предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" и выплачивалось в соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, производилось за счёт средств, направленных на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в 2007-2010 годах, и не входило в состав денежного содержания гражданского служащего.
В письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482 указано, что в соответствии со статьёй 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" определён состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Кроме того, частью 10 данной статьи предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. При этом в соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется за счёт средств для выплаты (в расчёте на год) денежного содержания, состав которого определён статьёй 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, а также за счёт средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Учитывая положения статей 50 и 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, формирование фонда оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа должно осуществляться с учётом бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7.
Таким образом, дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", имеет иную правовую природу, так как производится за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утверждённого приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 г. N 90н, а ссылки судебных инстанций на нормы Порядка являются ошибочными.
Кроме того, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации обращает внимание на то, что документы, подтверждающие, что спорные суммы выплачивались Воробьевой Т.М. на основании постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" за счёт средств, направленных на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора, в нарушение требований статей 55, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлены.
При таких обстоятельствах вывод судебных инстанций о том, что материальное стимулирование истца за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и не учитывается при расчёте компенсационных выплат при увольнении, сделан без исследования и правовой оценки по существу всех юридически значимых обстоятельств дела.
В связи с изложенным решение Оленегорского городского суда Мурманской области от 4 мая 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 24 июля 2018 г. нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанных судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует разрешить исковые требования Воробьевой Т.М. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Мурманской области о взыскании доплаты компенсации при увольнении и компенсации за пятый и шестой месяцы со дня увольнения, компенсации за задержку выплат в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Оленегорского городского суда Мурманской области от 4 мая 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 24 июля 2018 г. отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Оленегорский городской суд Мурманской области.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Жубрина М.А. |
|
Вавилычева Т.Ю. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 июля 2019 г. N 34-КГ19-4
Текст определения опубликован не был