В Центральную избирательную комиссию Российской Федерации поступила жалоба Елены Леонидовны Русаковой на решение Московской городской избирательной комиссии от 26 июля 2019 года N 105/3 "О жалобе Е.Л. Русаковой" и решение окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 37 от 16 июля 2019 года N 8/1 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва Русаковой Елены Леонидовны".
По результатам проведенной по жалобе проверки установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), частью 1 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы, решением Московской городской избирательной комиссии от 23 мая 2019 года N 92/2 для регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого по одномандатному избирательному округу N 37, необходимо собрать 5223 подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата.
6 июля 2019 года Е.Л. Русакова представила в окружную избирательную комиссию документы, необходимые для регистрации кандидата, в том числе подписные листы, содержащие 5745 подписей избирателей, собранных в поддержку своего выдвижения.
В соответствии с решением окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 37 (далее - окружная избирательная комиссия) от 7 июня 2019 года N 2/11 проверке подлежали все подписи, представленные кандидатом для регистрации.
В результате проверки подписных листов окружной избирательной комиссией недействительными были признаны 1205 подписей избирателей, соответственно, достоверными - 4540.
16 июля 2019 года окружной избирательной комиссией было принято вышеуказанное решение об отказе Е.Л. Русаковой в регистрации кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по соответствующему избирательному округу на основании пунктов 4.1, 5 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы в связи с выявлением 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей избирателей, отобранных для проверки, а также недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Московской городской избирательной комиссией в ходе рассмотрения жалобы заявителя на решение окружной избирательной комиссии была проведена проверка, в результате которой недействительными были признаны 978 подписей, достоверными - 4767.
26 июля 2019 года Московской городской избирательной комиссией было принято вышеуказанное решение, которым жалоба Е.Л. Русаковой была оставлена без удовлетворения.
Согласно статье 15 Избирательного кодекса города Москвы Московская городская избирательная комиссия при проведении выборов депутатов Московской городской Думы осуществляет руководство деятельностью окружных комиссий, действующих на территории города Москвы, и является вышестоящей по отношению к этим комиссиям.
Исходя из своей компетенции, установленной пунктом 10 статьи 23 Федерального закона, Московская городская избирательная комиссия при подготовке и проведении выборов депутатов Московской городской Думы осуществляет на территории города Москвы контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации, оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям. Подпунктом "б" пункта 6 статьи 75 Федерального закона вышестоящая избирательная комиссия наделена правом отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие) и принять решение по существу.
С учетом изложенного, реализуя такие полномочия, Московская городская избирательная комиссия была вправе указать в обжалуемом решении на выявленные ею дополнительные недостатки в представленных кандидатом документах, которые не были предметом рассмотрения окружной избирательной комиссии. При этом данные обстоятельства не являются дополнительными основаниями для отказа в регистрации кандидата.
В ходе изучения в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации подписных листов, исследованных Московской городской избирательной комиссией, установлена обоснованность выводов избирательных комиссий в части признания недействительными 891 подписи избирателей, что превышает 10 процентов от общего количества подписей избирателей, отобранных для проверки, и в соответствии с подпунктом "г.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона, пунктом 4.1 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы является основанием отказа в регистрации кандидата.
Соответственно, достоверными являются 4854 подписи избирателей, что недостаточно для регистрации Е.Л. Русаковой кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 37 и в соответствии с подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона, пунктом 5 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы является самостоятельным основанием отказа в регистрации кандидата.
Среди подписей избирателей, признанных избирательными комиссиями недействительными, имеются подписи, признанные таковыми на основании пункта 12 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы в связи с тем, что ряд подписных листов был заверен осуществлявшим сбор подписей избирателей лицом, не внесенным в список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей. В нарушение пункта 7 части 2 статьи 35 Избирательного кодекса города Москвы среди списков лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, имелись нотариально не удостоверенные списки.
Согласно форме удостоверительной надписи о свидетельствовании сведений, содержащихся в списке лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей (участников референдума), и подлинности подписи этих лиц (форма N 2.14), утвержденной решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 17 ноября 2016 года N 11/16 и содержащейся в приказе Министерства юстиции Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 313, а также разъяснениям, содержащимся в письмах Федеральной нотариальной палаты от 14 декабря 2017 года N 5438/03-16-3, от 10 января 2018 года N 45, нотариус проверяет указанные в списке сведения о гражданах, устанавливает их личность, гражданство, совершает удостоверительную надпись и свидетельствует подлинность подписи каждого указанного в списке лица, сделанной в присутствии нотариуса. Содержательная часть удостоверительной надписи о свидетельствовании сведений, содержащихся в списке лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей, и подлинности этих подписей должна содержать фразы:
"свидетельствую подлинность подписей (подписи) указанных(ого) лиц(а) в списке, которые(ая) сделаны(а) в моем присутствии";
"личности(ь) лиц(а), осуществлявших(его) сбор подписей избирателей (участников референдума), их (его) гражданство установлены".
Таким образом, в ряде случаев не имеется достоверного подтверждения того обстоятельства, что личности лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей, были нотариусом установлены, а подписи этих лиц сделаны в присутствии нотариуса.
Поскольку вышеуказанные требования к нотариальному заверению списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, соблюдены не были, то избирательными комиссиями правомерно были признаны недействительными собранные указанными лицами подписи избирателей.
При этом необходимо отметить, что согласно пункту 1.1 статьи 38 Федерального закона вносить уточнения и дополнения в списки лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, кандидат не вправе.
Законодательством Российской Федерации на избирательную комиссию не возложена обязанность по восполнению и устранению нарушений, допущенных сборщиком подписей или кандидатом, собирающим подписи избирателей в свою поддержку, так же как и проведение опроса лиц на предмет действительности их подписей, что подтверждается также судебной практикой (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2011 года N 25-Г11-22, апелляционные определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 5 сентября 2018 года N 49-АПГ18-20, от 17 сентября 2016 года N 5-АПГ16-75).
Е.Л. Русаковой в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации представлены копии заявлений и паспортов избирателей с просьбой признать их подписи, сделанные в поддержку выдвижения кандидата, достоверными. Вместе с тем по результатам проверки представленных кандидатом подписей избирателей ни одна из подписей не была признана недостоверной.
На основании изложенного, руководствуясь пунктами 6, 7 статьи 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Жалобу Елены Леонидовны Русаковой на решение Московской городской избирательной комиссии от 26 июля 2019 года N 105/3 и решение окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 37 от 16 июля 2019 года N 8/1 оставить без удовлетворения.
2. Опубликовать настоящее постановление в официальном печатном органе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации - журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" и официальном сетевом издании "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
Председатель |
Э.А. Памфилова |
Секретарь |
М.В. Гришина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Центральной избирательной комиссии от 7 августа 2019 г. N 217/1651-7 "О жалобе Елены Леонидовны Русаковой на решение Московской городской избирательной комиссии от 26 июля 2019 года N 105/3 и решение окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 37 от 16 июля 2019 года N 8/1"
Текст постановления опубликован в "Вестнике Центральной избирательной комиссии Российской Федерации", 2019 г., N 9