Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению администрации
муниципального образования
"Майкопский район"
от 9 августа 2019 года N 53-н
Положение
о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории муниципального образования "Майкопский район" в мирное время
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и определяет основные задачи, порядок планирования, организации и обеспечение эвакуационных мероприятий при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - ЧС) на территории района.
1.2. Эвакуационные мероприятия включают в себя следующие понятия:
- эвакуация населения, материальных и культурных ценностей - это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения, материальных и культурных ценностей из зон возможных опасностей и их размещение в безопасных районах;
- безопасный район - территория, расположенная вне зон возможных опасностей, зон возможных разрушений и подготовленная для жизнеобеспечения местного и эвакуированного населения, а также размещения и хранения материальных и культурных ценностей;
- жизнеобеспечение населения в ЧС - совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей в зонах ЧС, на маршрутах эвакуации и в местах размещения эвакуированного населения по нормам и нормативам для условий ЧС, разработанным и утвержденным в установленном порядке.
1.3. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей организуется, планируется и осуществляется по производственно-территориальному принципу, который предполагает вывоз (вывод) из зон ЧС рабочих, служащих, учащихся, материальных и культурных ценностей по предприятиям, организациям, учреждениям и учебным заведениям, а эвакуацию остального населения - по месту жительства через жилищно-эксплуатационные органы.
В определенных случаях (ночное время суток, выходные и праздничные дни) эвакуация населения осуществляется по территориальному признаку непосредственно из мест нахождения населения на момент объявления эвакуации.
1.4. К материальным ценностям, подлежащим эвакуации в безопасные районы из зон возможных опасностей, относятся государственные, производственные и научные ценности, особо ценное научное и производственное оборудование, страховой фонд технической документации, особо ценная научная документация, базы данных на электронных носителях, научные собрания и фонды организаций, запасы продовольствия, медицинское оборудование объектов здравоохранения, оборудование объектов водоснабжения, запасы медицинского имущества и запасы материальных средств, необходимые для первоочередного жизнеобеспечения населения, сельскохозяйственные животные, запасы зерновых культур, семенные и фуражные запасы, а также запасы материальных средств для обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
1.5. К культурным ценностям, подлежащим эвакуации, относятся культурные ценности мирового значения, российский страховой фонд документов библиотечных фондов, культурные ценности федерального (общероссийского) значения, электронные информационные ресурсы на жестких носителях и культурные ценности, имеющие исключительное значение для культуры народов Российской Федерации.
Эвакуация материальных и культурных ценностей осуществляется организациями, в чьем ведении находятся данные ценности.
1.6. К основным видам жизнеобеспечения населения в ЧС относятся медицинское обеспечение, обеспечение жильем, продуктами питания, водой, предметами первой необходимости, коммунально-бытовыми услугами, охрана общественного порядка, противопожарное, транспортное, инженерное материально-техническое, психологическое и информационное обеспечение.
1.7. Для размещения эвакуируемого населения в безопасных районах могут развертываться пункты временного размещения (далее - ПВР), способные вместить необходимое количество эвакуированных и обеспечить их первоочередное жизнеобеспечение на период от нескольких часов до нескольких суток.
Для временного размещения эвакуируемого населения используются служебно-бытовые помещения, клубы, лечебно-оздоровительные учреждения, а также центры временного размещения и другие соответствующие помещения.
Исходя из возможной обстановки на территории муниципального образования, заблаговременно подбираются места для временного размещения и расселения населения, размещения и хранения материальных и культурных ценностей.
1.8. Проведение эвакуации из зоны ЧС в каждом конкретном случае определяется условиями возникновения и развития ЧС, характером и пространственно-временными параметрами воздействия поражающих факторов источника ЧС.
Вероятными источниками возникновения ЧС, угрожающих здоровью и жизни людей, осложняющих производственную деятельность на территории Майкопского района, могут быть:
- гидроузлы водохранилищ;
- взрывопожароопасные объекты;
- лесные и прочие пожары;
- аварии или нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при которых возникает угроза жизни и здоровью людей.
1.9. В зависимости от времени и сроков проведения вводятся следующие варианты эвакуации: заблаговременная и экстренная.
При получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия проводится заблаговременная эвакуация из зон возможного действия поражающих факторов источника ЧС (прогнозируемых зон ЧС). В случае возникновения ЧС проводится экстренная эвакуация.
Вывоз (вывод) населения, материальных и культурных ценностей из зон ЧС может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов источника ЧС.
1.10. Решение на проведение эвакуации в зависимости от масштаба ЧС принимается главой муниципального образования "Майкопский район" или главами муниципальных образований сельских поселений Майкопского района.
В случаях, требующих принятия безотлагательного решения, экстренная эвакуация, носящая локальный характер, может осуществляться по указанию (распоряжению) руководителя муниципального казенного учреждения "Единая дежурно-диспетчерская служба" Майкопского района.
1.11. Общее руководство эвакуацией населения, материальных и культурных ценностей осуществляется главой муниципального образования "Майкопский район", главами муниципальных образований сельских поселений Майкопского района, руководителями организаций, предприятий и учреждений, находящихся на территории Майкопского района, а равно председателями Комиссии по чрезвычайным ситуациям природного, техногенного характера и обеспечению пожарной безопасности района сельского поселения, организации.
Непосредственная организация и проведение эвакуации возлагается на эвакуационные органы, создаваемые главой муниципального образования "Майкопский район", главами муниципальных образований сельских поселений Майкопского района, руководителями организаций, предприятий и учреждений, находящихся на территории Майкопского района, органами уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС.
1.12. Эвакуируемое население, материальные и культурные ценности размещаются в безопасных районах до особого распоряжения, в зависимости от обстановки.
1.13. Способы эвакуации и сроки ее проведения определяются в зависимости от масштабов ЧС, численности населения, наличия материальных и культурных ценностей в зоне ЧС, наличия транспорта и местных условий.
Основным способом эвакуации является вывоз населения, материальных и культурных ценностей всеми видами транспорта с использованием автомобильного ведомственного и транспорта общего пользования, транспорта организаций, осуществляющих производственную деятельность зоне ЧС, допускается использование личного транспорта граждан, проживающих в зоне ЧС. Вывод населения пешим порядком планируется на некоторых этапах экстренной эвакуации.
Эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы осуществляется транспортными средствами органов местного самоуправления и организаций, в ведении которых находятся данные материальные и культурные ценности.
2. Основы планирования эвакуационных мероприятий в ЧС природного и техногенного характера
2.1. Планирование, организация и проведение эвакуации населения, материальных и культурных ценностей, их размещение в безопасных районах непосредственно возлагается на эвакуационные органы совместно с органами, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.
2.2. Планы эвакуации населения, материальных и культурных ценностей оформляются в виде разделов планов действий по предупреждению и ликвидации последствий ЧС в мирное время на муниципальном и объектовом уровнях.
Эвакуационные мероприятия планируются и готовятся в повседневной деятельности и осуществляются при возникновении ЧС.
В безопасных районах эвакуационные комиссии администрации муниципального образования "Майкопский район", администраций муниципальных образований сельских поселений Майкопского района, организаций, предприятий, учреждений разрабатывают планы приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения.
2.3. Планы эвакуации населения, материальных и культурных ценностей (приема, размещения эвакуируемого населения, материальных и культурных ценностей) отрабатываются текстуально и графически в виде схем, графиков, расчетов, приложений на картах и пояснительной запиской к плану эвакуации.
2.4. Основной задачей эвакуационных (эвакоприемных) Комиссий при планировании эвакомероприятий является сбор и подготовка необходимых исходных данных, выбор и рекогносцировка безопасных районов, размещение эвакуируемого населения, материальных и культурных ценностей.
3. Организация проведения эвакуационных мероприятий
3.1. Проведение эвакуации населения, материальных и культурных ценностей возлагается на эвакокомиссию администрации муниципального образования "Майкопский район", Главное управление МЧС России по Республике Адыгея.
3.2. В зависимости от обстановки устанавливаются три режима функционирования эвакуационных органов:
- режим повседневной деятельности - функционирование при нормальной производственно-промышленной, химической, радиационной, биологической (бактериологической), гидрометеорологической обстановке;
- режим повышенной готовности - функционирование при ухудшении производственно-промышленной, химической, радиационной, биологической (бактериологической), гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС.
- режим ЧС - функционирование при возникновении и ликвидации ЧС.
3.3. Решение о введении режимов функционирования эвакуационных органов и проведении эвакуации населения, материальных и культурных ценностей принимает глава муниципального образования "Майкопский район", главы муниципальных образований сельских поселений Майкопского района, руководители организаций, предприятий, учреждений расположенных на территории Майкопского района.
3.4. Основные мероприятия в режимах функционирования эвакуационных органов.
В режиме повседневной деятельности:
- проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению, соответственно, в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;
- разработка планов эвакуации, приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения населения в безопасных районах;
- учет населения, материальных и культурных ценностей, попадающих в опасные зоны при возникновении ЧС;
- определение маршрутов эвакуации;
- планирование и решение вопросов обеспечения эвакуационных мероприятий;
- планирование и уточнение вопросов транспортного обеспечения эвакуации населения, материальных и культурных ценностей;
- организация взаимодействия с органами военного командования по использованию транспортных средств и коммуникаций;
подготовка эвакуационных органов к выполнению задач по предназначению.
В режиме повышенной готовности:
- приведение в готовность эвакуационных Комиссий;
- уточнение категорий и численности эвакуируемого населения, количества материальных и культурных ценностей;
- уточнение порядка проведения эвакуации населения, материальных и культурных ценностей;
- подготовка к развертыванию пунктов временного размещения эвакуируемого населения и мест размещения материальных и культурных ценностей;
- подготовка транспортных средств к перевозкам людей;
- контроль подготовки к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей, пунктов посадки и высадки населения, погрузки (разгрузки) материальных и культурных ценностей, пунктов временного проживания;
- уточнение с взаимодействующими эвакоприемными Комиссиями планов приема, размещения и обеспечения жизнедеятельности населения в безопасных районах (местах).
В режиме чрезвычайной ситуации:
- контроль за работой администрации пунктов временного размещения, служб, обеспечивающих эвакуацию населения, материальных и культурных ценностей;
- информирование населения об обстановке в местах размещения эвакуируемого населения;
- контроль за подачей транспорта транспортными организациями на пункты посадки населения, погрузки материальных средств;
- контроль за ходом и проведением эвакуации населения, материальных и культурных ценностей;
- поддержание устойчивой связи с пунктами временного размещения и транспортными службами;
- организация работы по жизнеобеспечению населения, оставшегося без крова.
3.5. При получении достоверного прогноза возникновения ЧС организуются и проводятся подготовительные мероприятия, цель которых заключается в создании благоприятных условий для организованного вывоза или вывода населения, материальных и культурных ценностей из зоны ЧС.
Подготовительные мероприятия включают:
- приведение в готовность эвакуационных (эвакоприемных) Комиссий, администраций пунктов временного размещения и уточнение порядка их работы;
- уточнение численности населения, подлежащего эвакуации пешим порядком и транспортом, объема его потребностей в продукции (услугах) первоочередного жизнеобеспечения, количества вывозимых материальных и культурных ценностей;
- уточнение количества предприятий, объектов систем жизнеобеспечения, которые могут оказаться в зоне ЧС и прекратить свою деятельность;
- распределение транспортных средств;
- подготовка маршрутов эвакуации;
- подготовка к развертыванию эвакуационных органов, пунктов временного размещения населения, пунктов посадки и высадки, погрузки и разгрузки;
- проверка готовности систем оповещения и связи;
- приведение в готовность имеющихся защитных сооружений.
3.6. При получении сигнала (распоряжения) на проведение эвакуации населения, материальных и культурных ценностей осуществляются следующие мероприятия:
- оповещение председателей эвакуационных (эвакоприемных) Комиссий и населения о начале и порядке проведения эвакуации;
- развертывание и приведение в готовность эвакуационных органов, пунктов временного размещения и проживания населения, мест (помещений) для размещения материальных и культурных ценностей;
- сбор и подготовка к отправке в безопасные районы населения, подлежащего эвакуации;
- подача транспортных средств к пунктам посадки населения, погрузки материальных и культурных ценностей;
- прием и размещение эвакуируемого населения в безопасных районах, заблаговременно подготовленных по первоочередным видам жизнеобеспечения, размещение материальных и культурных ценностей.
3.7. В случае аварии на химически опасном объекте проводится экстренный вывоз (вывод) населения, материальных и культурных ценностей, попадающих в зону поражения, за границы распространения облака аварийно химически опасного вещества (далее - АХОВ). Экстренная эвакуация населения, материальных и культурных ценностей из зоны ЧС в этих случаях осуществляется без развертывания сборных эвакуационных пунктов. Их задачи возлагаются на оперативные группы администраций сборных эвакопунктов, закрепленных за соответствующими административно-территориальными единицами.
3.8. Задачи оперативных групп:
- оповещение, сбор, учет и организация посадки населения, погрузки материальных и культурных ценностей на транспорт;
- распределение населения по транспортным средствам, формирование эвакуационных колонн (эшелонов) и сопровождение их по маршрутам эвакуации;
осуществление контроля за ходом проведения эвакуации и информирование эвакуационных Комиссий;
- организация и поддержание общественного порядка в зоне их ответственности.
3.9. Население, проживающее в непосредственной близости от химически опасного объекта, ввиду быстрого распространения зараженного облака, как правило, не выводится из опасной зоны, а укрывается в жилых (производственных) зданиях и сооружениях, с проведением герметизации помещений и использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания, на верхних или нижних этажах (в зависимости от характера распространения АХОВ). Возможный экстренный вывод (вывоз) населения планируется заблаговременно по данным предварительного прогноза и производится из тех жилых домов и помещений организаций, которые находятся в зоне возможного заражения.
Временное размещение эвакуируемого населения производится в зданиях общественного назначения. Транспортное обеспечение и временное размещение эвакуируемого населения в этих случаях может осуществляться и проводиться в оперативном порядке.
3.10. При аварии на транспорте, перевозящем АХОВ, вывод (вывоз) населения из зоны заражения и временное его размещение производится в зависимости от реально складывающейся обстановки. Регистрация эвакуированных производится непосредственно в местах (пунктах) размещения.
3.11. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей из зон возможного катастрофического затопления (наводнения) проводится при угрозе или в случае разрушения гидротехнических сооружений и повышения уровня паводковых вод в реках и других водоемах, а также при разрушении объектов жизнеобеспечения вследствие возникновения данного стихийного явления.
4. Обеспечение эвакуационных мероприятий
Обеспечение эвакуационных мероприятий при чрезвычайных ситуациях организуется и осуществляется на основании решения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования "Майкопский район", органов местного самоуправления района и руководителей организаций.
4.1. Транспортное обеспечение - комплекс мероприятий, охватывающих подготовку, распределение и эксплуатацию транспортных средств, предназначенных для выполнения эвакуационных перевозок.
Проведение эвакуации населения, материальных и культурных ценностей требует наличия парка транспортных средств, возможности их привлечения к осуществлению эвакуационных мероприятий (в том числе и транспорта, находящегося в личном пользовании), максимального использования транспортных коммуникаций.
Работа общественного транспорта в ходе эвакуации населения предполагает различные варианты его использования:
- доставка населения от мест жительства к пунктам временного размещения населения (далее - ПВР);
- вывоз эвакуируемого населения из зоны ЧС в безопасные районы.
Для организованного осуществления автотранспортных перевозок и создания условий устойчивого управления ими на всех этапах эвакуации создаются специальные автомобильные формирования: автомобильные колонны, автосанитарные отряды, группы транспорта, находящегося в личном пользовании граждан.
Автомобильные колонны формируются из средств автотранспортных предприятий общего пользования и автотранспорта организаций района.
Владельцы личного автотранспорта объединяются в группы (отряды) на основе добровольного согласия. Транспортные средства личного пользования заблаговременно регистрируются, учитываются и сводятся в самостоятельные колонны, которые формируются органами Государственной инспекции безопасности дорожного движения по месту их регистрации. С владельцами личного транспорта заключается соглашение на их участие в эвакуационных мероприятиях, материальное обеспечение и возмещение расходов.
Эвакуационные перевозки железнодорожным транспортом осуществляются поездами пригородного и местного сообщений.
4.2. Медицинское обеспечение - проведение органами здравоохранения организационных, лечебных, санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, направленных на охрану здоровья эвакуируемого населения, своевременное оказание медицинской помощи заболевшим и получившим травмы в ходе эвакуации, а также предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний. При проведении эвакуации осуществляются следующие мероприятия:
- развертывание медицинских пунктов в местах временного размещения и проживания, пунктах посадки и высадки, организация дежурства на них медицинского персонала;
- организация обслуживания нетранспортабельных больных;
- контроль за санитарным состоянием пунктов (мест) временного размещения и длительного проживания эвакуированного населения;
- непрерывное наблюдение за противоэпидемической обстановкой, выявление инфекционных больных;
- снабжение медицинских пунктов и формирований здравоохранения, привлекаемых к обеспечению эвакуируемого населения, медицинским имуществом.
Медицинское обеспечение организуется по территориально-производственному принципу.
Руководство медицинским обеспечением возложено на главного врача ГБУЗ РА "ЦРБ Майкопского района" и главного врача ФГУ "Центр гигиены и эпидемиологии РА в Майкопском районе" (в части касающейся).
4.3. Охрана общественного порядка и обеспечение безопасности дорожного движения при эвакуации населения осуществляются в соответствии с полномочиями, возложенными законодательством на органы внутренних дел и включает следующие мероприятия:
- осуществление пропускного режима (блокирование автодорог и пешеходных путей);
- проведение выборочного контроля технического состояния транспортных средств, предназначенных для эвакоперевозок;
- оказание содействия в мобилизации транзитного транспорта в целях вывоза людей, материальных и культурных ценностей из зон ЧС;
- охрана порядка и обеспечение безопасности на эвакуационных объектах, маршрутах эвакуации, в местах размещения эваконаселения, предупреждение паники и дезинформационных слухов;
- охрана объектов на этот период;
- регулирование дорожного движения на маршрутах эвакуации;
сопровождение автоколонн с эвакуированным населением, материальными и культурными ценностями;
- обеспечение режима допуска транспорта в зону ЧС;
- борьба с преступностью на маршрутах эвакуации и в местах размещения;
- регистрация эвакуированного населения и ведение адресно-справочной работы (создание банка данных о нахождении граждан, эвакуированных из зоны ЧС).
4.4. Инженерное обеспечение - создание необходимых условий для эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из зон ЧС путем обустройства объектов инженерной инфраструктуры в местах сбора и районах размещения.
В целях инженерного обеспечения руководитель Управления отраслевого развития муниципального образования "Майкопский район" координирует деятельность дорожно-строительных и строительных организации Майкопского района.
4.5. Материально-техническое обеспечение - техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, снабжение горюче-смазочными материалами, запасными частями, водой, продуктами питания, предметами первой необходимости, обеспечение необходимым имуществом и средствами для оказания коммунально-бытовых услуг.
Организация и координация материально-технического обеспечения возлагается на руководителя Управления отраслевого развития муниципального образования "Майкопский район".
4.6. Обеспечение связи и оповещения - оснащение пунктов временного размещения, органов управления эвакуационными мероприятиями стационарными или передвижными средствами связи, организация и осуществление бесперебойной связи и оповещения на всех этапах эвакуации.
В целях информирования и инструктирования населения в ходе проведения эвакуационных мероприятий используются средства массовой информации, уличные громкоговорители, транспортные средства, оборудованные громкоговорителями, наглядная информация.
Организация связи и оповещения возлагается на начальника Тульского линейного технического цеха Краснодарского филиала ПАО "Ростелеком" и руководителя МКУ "Единая дежурная диспетчерская служба" Майкопского района.
5. Финансирование
Финансирование мероприятий по проведению и обеспечению эвакуации населения осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Республики Адыгея и Майкопского района.
Размещение заказов на поставки материальных средств и имущества, необходимого для проведения эвакуации и организации жизнеобеспечения эвакуируемого населения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.