Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Общая характеристика текущего состояния сферы реализации муниципальной программы
Муниципальная программа представляет систему мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам, а также инструментов муниципальной политики, обеспечивающих в рамках реализации полномочий управления образования администрации городского округа город Шарья Костромской области достижение приоритетов и целей муниципальной политики в сфере образования.
Муниципальная программа сформирована в соответствии с государственной программой Костромской области "Развитие образования Костромской области на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением администрации Костромской области от 26.12.2013N 584-а (в последней редакции от 08.04.2019 г.). Программа является организационной основой муниципальной политики администрации городского округа город Шарья Костромской области в сфере образования.
В соответствии со стратегическими целями "Стратегии социально экономического развития муниципального образования городского округа город Шарья Костромской области на 2018 - 2020 годы и на период до 2028 года", утвержденной решением Думы городского округа город Шарья Костромской области от 28.06.2018 г. N 25-ДН, отрасль образования призвана обеспечить высокое качество и доступность предоставляемых образовательных услуг.
Стабильное функционирование системы образования обеспечивает доступность образовательных услуг на разных уровнях общего образования, созданы предпосылки для ее дальнейшего развития.
Факторами, обеспечивающими соответствие системы образования требованиям инновационного развития региона и муниципалитета, являются:
1) наличие актуальной нормативной правовой базы в сфере образования муниципалитета;
2) оптимальная сеть образовательных организаций, обеспечивающая доступность образования на всех уровнях;
3) опыт использования в управлении образованием программно-целевых и проектных методов, механизмов нормативно-бюджетного финансирования, государственно - общественного управления, независимой оценки качества образования;
4) сложившаяся система муниципальной поддержки образовательных организаций и педагогических работников, демонстрирующих инновационные образовательные практики.
Система образования городского округа город Шарья Костромской области (далее - городского округа) по состоянию на апрель 2019 года представлена сетью из 21 муниципальной образовательной организацией (6 общеобразовательных организаций, 14 детских садов, 1 организация дополнительного образования детей); организациями, обеспечивающие деятельность образовательных организаций: Муниципальное бюджетное учреждение "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" городского округа город Шарья Костромской области (далее МБУ Центр ППМСП), Муниципальное автономное учреждение "Комбинат школьного питания" "Комбинат школьного питания" (далее МАУ КШП). В муниципалитете обеспечено стабильное функционирование системы образования, обеспечивающей доступность образовательных услуг на разных уровнях общего образования, и созданы предпосылки для ее дальнейшего развития.
Определяющее влияние на развитие дошкольного, общего и дополнительного образования оказывают демографические тенденции. Численность детей в городском округе практически стабильна и в сравнении за два года (2017 и 2018) составляет
1) в возрасте 5 - 18 лет-6299 человек (2017) и 6505 человек (2018), что демонстрирует незначительный рост на 3%;
2) в возрасте 1 - 6 лет -3036 человек (2017) и 2987 человек (2018), что демонстрирует незначительное снижение на 2%;
С 2016 года программа дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования реализуется в 14 муниципальных дошкольных образовательных организациях (100%), в которых укомплектовано 109 групп с общей численностью детей 2570 чел. Из них 305 человек в 13 группах раннего возраста, 2265 человек в 95 группах дошкольного возраста. В формате инклюзивного образования осваивают программу дошкольного образования 24 обучающийся категории "дети-инвалиды" (0,93%). Работают 16 групп компенсирующей направленности, из них: 14 групп для детей с нарушением речи (детские сады N 2, 6, 11, 17, 18, 73), 2 группы для детей с задержкой психического развития (детский сад N 6).
Для поддержки семейного воспитания реализуются вариативные формы дошкольного образования. Функционируют группы кратковременного пребывания (детский сад N 73), консультационные центры по предоставлению методической, психолого-педагогической, диагностической, и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей (воспитывающихся в условиях семьи) получающих дошкольное образование в форме семейного образования (детские сады N 2, 6, 11, 73). В 2018 - 2019 учебном году один ребенок-инвалид получает услугу дошкольного образования в форме семейного образования.
Значительно улучшилась ситуация по обеспечению доступности дошкольного образования в ходе реализации подпрограммы "Развитие дошкольного образования городского округа город Шарья Костромской области на 2017 - 2019 годы" (муниципальная программы "Развитие образования городского округа город Шарья Костромской области на 2017 - 2019 годы") за счет открытия МБДОУ "Детский сад N 2 "Журавушка" на 225 мест с сентября 2016 года.
В дальнейшем с 2016 - 2017 учебного года осуществлялось плановое переоборудование групп дошкольного возраста в группы для детей раннего возраста:
в 2016 г. - по одной группе в детских садах N 6, 17, 73;
в 2017 г. - по одной группе в детских садах N 2, 11, 15.
в 2018 г. - по одной группе в детских садах N 2, 15, 18.
В результате по состоянию на 30.12.2018 г. охват детей в возрасте
- от 1 года до 7 лет услугами дошкольного образования составляет 95%;
- от 3-х лет услугами дошкольного образования составляет 100%.
Остается актуальной задача по предоставлению услуг детям в возрасте до 3-х лет. По состоянию на 30.12.2018 г. в автоматизированной информационной системе "Е-услуги. Образование" в очереди на предоставление места в муниципальных дошкольных образовательных организациях зарегистрировано 632 чел. (с 2 мес. до 1,5 лет - 433 чел., с 1,5 лет до 2 лет - 124 чел., с 2 лет до 3 лет - 75 чел., с 3 лет до 7 лет - 0 чел.). В течение учебного года комиссией при управлении образования по комплектованию муниципальных дошкольных образовательных организаций ведется работа по удовлетворению актуальных запросов на получение места в детских садах при наличии вакантных мест.
Решение данной задачи будет связана, в том числе с переоборудованием имеющейся инфраструктуры. В муниципальной сети дошкольных образовательных организаций имеются здания, износ которых составляет 70% и более: детский сад N 1 - 1934 года постройки, детский сад N 14 - 1938 и детский сад N 11 - 1962 года постройки.
Инфраструктура дошкольного образования нуждается в обновлении. В том числе за счет строительства здания новой дошкольной образовательной организации на территории городского округа. Управлением образования ведется работа по формированию заявки о включении на 2022 год объекта "строительство детского сада в г. Шарья" в программу "Создание новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения на 2016 - 2025 годы в Костромской области", утвержденную распоряжением администрации Костромской области от 26.01.2016 г. N 15-ра.
Все муниципальные дошкольные образовательные организации имеют доступ к сети "Интернет" (оборудованы рабочие места руководителей) и официальные сайты, в т.ч. на портале "Образование Костромской области", оснащены компьютерной техникой, что позволяет проводить массовые мероприятия с использованием современных технологий, предоставлять дополнительные образовательные услуги для воспитанников и обеспечивать условия повышения квалификации педагогов с использованием дистанционных технологий, предоставлять услуги в электронном виде.
В системе дошкольного образования в 2018 году работали 292 человека, из них 14 заведующих и 14 старших воспитателей, 204 воспитателей, 25 специалистов служб сопровождения (логопеды, психологи), из них:
1) 39% педагогических работников с высшим образованием и 60% со средним профессиональным;
2) 17% имеют высшую квалификационную категорию, 35% - первую.
За последние годы просматривается тенденция дефицита кандидатов на руководящие должности в муниципальных дошкольных образовательных организациях, а также снижение их профессионального уровня.
В целях обеспечения качества кадрового ресурса муниципальной системы дошкольного образования организованы подготовка ("Школа кадрового резерва"), повышение квалификации (курсовой подготовкой ежегодно охвачено от 43% в 2016 году до 51 в 2018 году), переподготовка (63 работника имеют второе высшее образование в области менеджмента, психологии, логопедии) педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных организаций. По состоянию на 31.12.2018 г. 93% работников повысили квалификацию за период с 2016 по 2018 годы.
Важным фактором, определяющим качество кадрового корпуса системы дошкольного образования, является уровень заработной платы.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" за 2018 год средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных организаций должна достигнуть показателя 19 590,00 рублей. По итогам 2018 года средний уровень зарплаты педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных организаций достиг 100% от целевого показателя и составил 19 640,44 рублей.
На основании Постановления администрации городского округа город Шарья от 15.01.2016 г. N 19 "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки молодым специалистам муниципальных образовательных организаций и организаций культуры городского округа город Шарья Костромской области" в целях привлечения и закрепления молодых специалистов в муниципальных образовательных организациях данной категории педагогических работников оказывается мера социальной поддержки в виде ежемесячной выплаты в размере 1 000,00 рублей.
В 2018 году мерами социальной поддержки были охвачены 15 педагогов дошкольного образования в возрасте до 30 лет и со стажем работы до 3 лет, которые в течение года получили ежемесячную выплату на общую сумму 49,5 тыс. рублей (103,4 тыс. рублей - 2016 г., 48,5 тыс. рублей - 2017 г.).
В муниципальной системе образования есть образовательные организации, развивающие направления федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования в инновационном режиме:
1). МБДОУ "Детский сад N 12 "Рябинка"" - базовое учреждение региональной инновационной площадки по теме "Эффективность внутренней системы оценки качества образования в дошкольной образовательной организации";
2). МБДОУ "Детский сад N 17 "Сказка"" - базовое учреждения для реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации в режиме стажировочной площадки по теме "Информационные и коммуникационные технологии в развивающей предметно-пространственной среде дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС".
79% организаций дошкольного образования регулярно и успешно участвуют в мероприятиях региональной конкурсной системы. Так, в 2018 - 2019 учебном году 14 из 34 участника/конкурсные работы отмечены дипломами победителей и призеров региональных конкурсов. В очном областном конкурсе "Учитель года" 2016 и 2017 года в номинации "Воспитатель" победили воспитатели детских садов N 17 и N 18. Соответственно воспитатель детского сада N 17 в 2017 году приняла очное участие во Всероссийском профессиональном конкурсе "Воспитатель года России" (г. Санкт-Петербург).
В муниципальных дошкольных образовательных организациях работают психолого-медико-педагогические консилиумы, которые планируют организацию образовательной деятельности с детьми с особыми возможностями здоровья (далее ОВЗ), разрабатывают адаптированные образовательные программы, согласуют деятельность по сопровождению детей с ОВЗ с родителями, обеспечивают квалифицированное сопровождение детей и их семей. В 2018 - 2019 учебном году в детских садах города обучается 231 ребенок с ОВЗ. По государственной программе "Доступная среда" в 2016 году созданы условия для детей-инвалидов в детском саду N 2.
С 2016 года ежегодно 100% функционирующих муниципальных дошкольных образовательных организаций принимают участие в процедуре независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее НОКУ ООД). По итогам НОКУ ООД - 2018, в соответствии с муниципальным рейтингом, 3 муниципальные дошкольные образовательные организации значительно улучшили результаты и 3 - значительно снизили.
Руководители образовательных организаций, демонстрирующих улучшение результатов или их стабильность, в течение года получают стимулирующую выплату - в перечень показателей эффективности деятельности руководителей образовательных организаций включен критерий с оценкой до 3 баллов.
Все материалы процедуры НОКУ ООД-2018 размещены на официальных сайтах образовательных организаций и управления образования (портал "Образование Костромской области") и на сайте busgov.ru.
Вместе с тем, в сфере дошкольного образования детей остаются актуальными следующие проблемы, требующие решения:
1) устаревшая инфраструктура детских садов;
2) недостаточный объем предложения услуг для детей по сопровождению раннего развития детей (от 0 до 3 лет);
3) недостаточный объем услуг дополнительного образования.
Муниципальная сеть общеобразовательных организаций городского округа представляют 6 дневных общеобразовательных организаций (все по типу - бюджетные).
Доступность образования на уровне начального общего, основного общего и среднего общего для детей в возрасте 7 - 18 лет составляет 100%. В первую очередь, следует отметить рост количества обучающихся на 211 чел. в сравнении за три года: 2018 г. - 4425 чел., 2015 г. - 4214 чел.
В целях создания единой информационной образовательной системы на портале "Образование Костромской области" размещены официальные сайты всех муниципальных общеобразовательных организаций.
Все муниципальные общеобразовательные организации и организации дополнительного образования подключены к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Но существующие скоростные показатели Интернета затрудняют эффективное использование обновлённого оборудования и Интернет-ресурсов. Ограничения в скорости доступа к сети "Интернет" являются неблагоприятным фактором развития информатизации общего образования.
С использованием информационного портала "Образование Костромской области" создана региональная система дистанционного обучения, в рамках которой МБОУ СОШ N 21 является опорной школой для дистанционного обучения детей с ОВЗ муниципальных образований северо-востока Костромской области.
В общеобразовательных организациях ведется работа по созданию условий участия педагогов и учащихся в мероприятиях региональной системы дистанционного обучения.
Ведется работа по использованию педагогами информационно-образовательного портала "Российская электронная школа" и участию обучающихся в мероприятиях образовательной платформы Учи.ру. Так, по состоянию на январь 2019 г. на образовательной платформе Учи.ру:
1) зарегистрированы 1652 обучающихся 1 - 11 классов (37%), из них 642 активные пользователи (приступили к решению заданий);
2) 121 педагог использует ресурсы для организации учебного процесса.
Продолжается работа по введению электронных услуг:
1) электронные дневники системы "Сетевой Город. Образование" введены в 100% общеобразовательных организаций с 2014 года (2014 - 2015 учебный год). На данный момент родители всех обучающихся имеют возможность пользоваться данным электронным ресурсов, в т.ч. через учетную запись портала "Госуслуги". Статистика "электронных дневников": в первом полугодии 2018 - 2019 учебного года общее количество входов в систему всех пользователей по состоянию на 28.12.2018 года составило 39263, из них 10567 учащихся, 11666 сотрудников, 17030 родителей; доля обучающихся, у которых зарегистрирован в системе хотя бы один родитель, в разрезе школ города составляет: 23% - МБОУ СОШ N 2; 82% - МБОУ СОШ N 7;95% - МБОУ СОШ N 21; 96% - МБОУ СОШ N 6;99% - МБОУ Гимназия N 3; 100% - МБОУ СОШ N 4.
2) "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" (далее ФИС ФРДО) - 100% общеобразовательных организаций вносят в ФИС ФРДО сведения о документах об образовании/обучении, выданных муниципальными общеобразовательными организациями, в т.ч. ликвидированными (исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 г. N 729), на базе МКУ Центр ППМСП (единая организация-оператор по работе с ФИС ФРДО в муниципальной системе образования) создано автоматизированное рабочее место (произведена закупка персонального компьютера и программного обеспечения, аттестация АРМа), в течение 2018 года внесены данные с 2000 года, в соответствии с утвержденным календарным планом.
3) Зачисление обучающихся в 1 класс в формате электронной очереди осуществляется с 04.2019 г. (исполнение распоряжения администрации Костромской области от 15.05.2014 г. N 113-ра "Об автоматизированной системе управления системой образования Костромской области" и приказом департамента образования и науки Костромской области от 14.12.2018 г. N 2000 "Об организации работы автоматизированной системы управления системой образования Костромской области").
Инфраструктура общего образования, сформированная в ходе мероприятий модернизации за период с 2012 года претерпела незначительные изменения и требует существенного финансирования для обновления и развития в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС).
Поэтапное введение ФГОС осуществляется с 2011 года и по состоянию на 01.09.2018 г. реализуется на всех уровнях образования следующим образом:
1) уровень начального общего образования:
- ФГОС начального общего образования реализуется в штатном режиме в 1 - 4 классах (79 классов - 100%) с общим охватом 2023 чел.;
- ФГОС обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализуется в штатном режиме в 1 - 3 классах (59 классов: по 19 1-х и 2-х, 21 3-й - 100%); из 1523 чел. по адаптированным образовательным программам обучаются 160 чел., что составляет 10,5% от общего числа обучающихся в 1 - 3 классах; в 6 общеобразовательных организациях созданы условия, соответствующие ФГОС, для реализации 6 видов адаптированных образовательных программ: для детей с нарушениями слуха (3 чел.), с нарушениями зрения (6 чел.), с нарушениями речи (60 чел.), с нарушениями опорно-двигательного аппарата (6 чел.), с задержкой психического развития (81 чел.), с расстройством аутистического спектра (2 чел.);
2) уровень основного общего образования:
- ФГОС основного общего образования реализуется в штатном режиме в 5 - 8 классах (66 классов) всех муниципальных общеобразовательных организаций - 1678 чел.;
- в опережающем режиме осваивают ФГОС в двух 9-х классах МБОУ Гимназии N 3 (9А - 25 чел.), МБОУ СОШ N 21 (9А - 28 чел.);
- всего: 68 классов - 1731 чел. (83%);
3) уровень среднего общего образования: реализуется ФГОС среднего общего образования в пилотном режиме в 10 - 11 классах Гимназии N 3 (49 чел.) и СОШ N 21 (59 чел.) - 108 чел. (33,5%).
Всего в 2018 - 2019 учебном году по ФГОС обучаются 3862 чел., что составляет 87% от общего числа обучающихся общеобразовательных организациях. К 2022 году завершится плановый переход на ФГОС на всех уровнях обучения.
С 2011 года МБОУ Гимназия N 3 и МБОУ СОШ N 21 - участники региональной опорной площадки по теме "Научно-методическое сопровождение введения ФГОС в Костромской области" (начальное общее, основное общее и среднее общее образование).
С 2016 года на территории городского округа реализуются инновационные направления по совершенствованию условий обучения в соответствии с требованиями ФГОС. В т.ч. продолжается совершенствование школьной библиотечной системы, через реализацию
1) проектов по созданию школьных информационно-библиотечных центров, в рамках Федеральной стажировочной площадки "Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым ФГОС посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки реальных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений" (направление "Модернизация организационно-технологической инфраструктуры и обновление фондов школьных библиотек);
2) проекта межведомственного взаимодействия школьных и публичных библиотек, расположенных на территории Костромской области в период с 2017 по 2019 годы (творческое название - "Библиолига").
Ежегодное увеличение количества школьников, обучающихся по ФГОС, требует дальнейшей планомерной работы, направленной на формирование в школах современной учебно-материальной базы, а также обновление фонда школьных учебников и учебно-методических пособий.
МБОУ СОШ N 21 является базовой школой, оказывающей услуги дистанционного образования для детей-инвалидов, обучающихся в общеобразовательных организациях муниципальных образований северо-востока Костромской области. С 2012 года в школе созданы и поддерживаются необходимые условия для 100% выполнения потребности в дистанционном обучении детей-инвалидов.
В результате реализации плана мероприятий "Дорожной карты" (постановление администрации городского округа город Шарья Костромской области от 28.09.2015 N 938) в двух муниципальных общеобразовательных организациях (МБОУ СОШ N 6 и СОШ N 21) создана "безбарьерная" среда для обеспечения совместного обучения детей - инвалидов и детей с ОВЗ и лиц, не имеющих отклонений в развитии, что составляет 20% от общего количества муниципальных общеобразовательных организаций.
В целях дальнейшего расширения возможностей обучения детей с ОВЗ необходимо продолжить работу по адаптации общеобразовательных организаций к безбарьерной среде.
На базе муниципальных общеобразовательных учреждений в летний период 2018 года организованы 6 лагерей с дневным пребыванием детей с общим количеством детей 1145 человек (26%), из них:
1) в две смены: 1097 чел. - 1-я смена, 48 чел. - 2-я смена;
2) 788 чел.- получили бесплатно путевки из областного бюджета (в 2017 г. - 763), 309 чел. - из муниципального бюджета (в 2017 г. - 246), 48 чел. - по линии соцзащиты (в 2017 г. - 49);
3) 416 детей, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, из них 13 дети-сироты, 12 дети - инвалиды, 54 дети с ОВЗ, 349 чел. из малообеспеченных семей, 11 учащихся, состоящих на учете.
Всего различными видами занятости за летний период охвачено 8879 учащихся общеобразовательных учреждений и будущих первоклассников, из них:
1) трудоустроены совместно с ОГКУ "Центр занятости населения Шарьинского района" на временные работы 195 чел. (с подростками заключены срочные трудовые договоры на выполнение работ по благоустройству и озеленению территорий школ, по подготовке школьных помещений к ремонту, подростки работали вожатыми в лагерях с дневным пребыванием);
2) малозатратные формы отдыха, которые реализуются на базе всех муниципальных общеобразовательных учреждений города и Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Центр дополнительного образования "Восхождение"" городского округа город Шарья Костромской области (далее МБУ ДО ЦДО "Восхождение") - 4971 чел. (разновозрастные отряды, площадки кратковременного пребывания и команды творческого и спортивного направления, дети посещали музеи, участвовали в образовательных туристических маршрутах, экскурсиях);
3) трудовая деятельность - 1691 чел. в возрасте от 14 лет (работа на пришкольных участках по выращиванию овощей и озеленению территории).
Охват школьников горячим питанием в 2018 году составил 98% (2017 год - 98%). Льготное питание получили 1476 учащихся, из них 1067 - дети из малообеспеченных семей, 331 - дети с ОВЗ, 32 - дети сироты, 46 - дети-инвалиды.
С целями повышения/сохранения значения показателя охвата обучающихся горячим питанием, развития и совершенствования работы по формированию здорового образа жизни среди обучающихся осуществляется совершенствование системы организации горячим питанием школьников:
1) модернизация пищеблоков школьных столовых (косметический ремонт из внебюджетных источников МАУ КШП, замена технологического оборудования, обновление кухонного инвентаря и столовой посуды);
2) информационная кампания (акция "Здоровый ребёнок - успешный ученик": "Неделя информации"; "Неделя здорового питания по теме "Овощи и фрукты - полезные продукты" (дни открытых дверей для родителей); муниципальный конкурс "Реклама здорового образа жизни");
3) повышение квалификации работников МАУ КШП.
Муниципальная система выявления и поддержки одаренных (талантливых) детей - это, прежде всего, муниципальная Конкурсная система, в рамках которой организуются и проводятся муниципальные конкурсные мероприятия, муниципальные этапы региональных и всероссийских олимпиад, конкурсов, соревнований и фестивалей по всем видам одаренности. Муниципальная конкурсная система обеспечивает преемственность всех уровней образования в направлениях, в формах подготовки, организации и проведении. Так, часть мероприятий для дошкольников и учащихся начальных классов проходят на базе образовательных организаций, что позволяет привлечь к организации мероприятий педагогов и решать вопросы повышения квалификации, использовать ресурсы школы или детского сада.
Обучающиеся муниципальной системы образования демонстрируют высокий уровень конкурентоспособности по всем направлениям одаренности.
В региональную база данных одаренных детей в 2018 году занесено 756 обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций (17% от общего числа обучающихся).
Охват обучающихся мероприятиями Всероссийской олимпиады школьников в 2018 - 2019 учебном году составил:
- школьный этап - 100% обучающихся 7 - 11 классов;
- муниципальный этап - 51% (777 чел.) обучающихся 7 - 11 классов.
Доступность образования повышенного уровня обеспечивается через профильное обучение. Так, 261 обучающихся 10 - 11 классов (100%) осваивают образовательную программу среднего общего образования в профильных классах. В общеобразовательных учреждениях городского округа реализуются следующие профили: социально-экономический (МБОУ СОШ N 4, 7, Гимназия N 3), социально-гуманитарный (МБОУ СОШ N 2, 6), естественно-научный (МБОУ СОШ N 6), универсальный (МБОУ СОШ N 6, 21).
Для 100% старшеклассников созданы условия доступности образования повышенного уровня по отдельным предметам. На базе МБУ ДО ЦДО "Восхождение" функционирует "Центр профильного обучения" (далее ЦПО) - муниципальная сетевая модель профильного обучения учащихся на старшей ступени обучения и позволяет аккумулировать имеющиеся ресурсы (кадровые, материально-технические, информационные, финансовые и др.) в целях повышения качества специализированной подготовки обучающихся. Профессиональное самоопределение и социализацию старшеклассников обеспечивают медицинский и педагогический классы. В 2017 - 2018 учебном году ЦПО выдано 153 удостоверения учащимся, освоившим программы дополнительного образования (профильные и элективные курсы).
В 2018 - 2019 учебном году в ЦПО реализуются 20 дополнительных образовательных программ (элективные и профильные курсы) по математике, биологии, экологии, химии, информатике, черчению, педагогике и психологии, физике на базе МБУ Центр ППМСП, МБОУ СОШ N 6, 7, 21 и Гимназии N 3. Всего сетевым профильным обучением охвачено 281 обучающихся основного и среднего уровней образования.
Одним из направлений модернизации общего образования является оценка его качества. В рамках региональной системы оценки качества общего образования проводится мониторинг качества предоставления общеобразовательных услуг. Разработана модель и с 2018 года реализуется муниципальная система оценки качества образования.
В городском округе на период государственной итоговой аттестации (далее ГИА) функционируют два пункта проведения экзаменов (далее ППЭ) на базе МБОУ СОШ N 21(ГИА-11) и МБОУ СОШ N 6 (ГИА-9), отвечающих требованиям, предъявляемых к ППЭ. Всего к мероприятиям по организации и проведению ГИА ежегодно привлекаются порядка 130 работников организаций, подведомственных управлению образования.
В 2018 году 100% выпускников 11 классов получили аттестаты о среднем общем образовании (успешно сдавшие ЕГЭ по русскому языку и математике) и 100% выпускников 9 классов получили аттестаты об основном общем образовании (успешно сдали 4 экзамена, в т.ч. в дополнительные (сентябрьские) сроки).
В 2018 - 2019 учебном году 100% обучающихся 11 классов получили допуск к ГИА по результатам итогового сочинения и 99,8% обучающихся 9 классов - по результатам итогового устного собеседования по русскому языку.
С 2018 года к показателям эффективности деятельности муниципальных систем образования добавлен новый показатель "доля среднебалльных и высокобалльных работ (от 61 балла и выше) по итогам проведения ЕГЭ в общей численности экзаменационных работ выпускников муниципальных образовательных организаций". По итогам 2018 года значение данного показателя -58%.
Во вторую смену обучается 16% (717) учащихся. Значение данного показателя стабильно поддерживается за счет внутренних ресурсов общеобразовательных организаций. При расчете "численности" не учитываются классы, обучение в которых начинается в период с 10.00 - 11.00 часов и заканчивается в светлое время суток. 100% ликвидация второй смены состоится только при условии строительства новой школы.
С марта 2018 года активизирована работа по строительству новой школы на территории города - создана межведомственная рабочая группа, результатом деятельности которой стала:
1) подготовка необходимого пакета документов для вхождения в программу "Создание новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения на 2016 - 2025 годы в Костромской области", утвержденную распоряжением администрации Костромской области от 26.01.2016 г. N 15-ра;
2) присвоено наименование объекта строительства - здание муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 1" городского округа город Шарья Костромской области и определено место строительства - город Шарья, улица Юбилейная, дом 10.
С целью обеспечения доступности общего образования муниципальной системой образования созданы условия для получения образования в форме:
1) самообразования - для желающих обучаться по образовательной программе среднего общего образования в форме самообразования (экстернат - итоговая аттестация) (в 2018 году - 10 чел.);
2) семейного образования - с родителями 3 детей заключены договоры об организации промежуточной аттестации обучающегося (декабрь 2018 г.).
В рамках региональных мероприятий по повышению качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространения их результатов в рамках Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" с апреля 2018 года реализуется муниципальный проект: "Повышение качества образования школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях в городском округе г. Шарья на 2018 - 2019 г.г.", обеспечивающий сопровождение коллективов:
- МБОУ СОШ N 2 и МБОУ СОШ N 7 - реализация проектов перехода в эффективный режим работы "Путь к успеху" и "Школа - наш дом";
- МБОУ СОШ N 4 - организация и проведение мероприятий для группы общеобразовательных организаций Межевского, Октябрьского, Павинского и Пыщугского муниципальных районов в качестве школы - партнера.
Качество предоставления образовательных услуг напрямую зависит от кадрового потенциала системы общего образования. Численность педагогических работников составляет 259 чел., из них:
204 чел. (79%) имеют высшее образование, 194 из которых педагогическое;
55 чел. (21%) - среднее профессиональное, 51 - педагогическое;
89 чел. (34%) - аттестованы на высшую квалификационную категорию;
90 чел. (35%) - аттестованы на первую квалификационную категорию;
14 чел. - работники службы сопровождения (учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги).
100% муниципальных общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования успешно участвуют в мероприятиях региональной конкурсной системы и др. конкурсов всероссийского уровня. Так, в 2018 - 2019 учебном году 10 из 28 участника/конкурсные работы отмечены дипломами победителей и призеров региональных конкурсов. В очном Всероссийском профессиональном конкурсе "Учитель года - 2018" в номинации "Учитель" приняла участие учитель истории и обществознания МБОУ СОШ N 4 (г. Санкт-Петербург, г. Москва).
Важным фактором, определяющим качество кадрового корпуса системы общего образования, является уровень заработной платы.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" за 2018 год средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций должна достигнуть показателя 23751,00 рублей. По итогам 2018 года средний уровень зарплаты педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций достиг 100% от целевого показателя и составил 23 795,3 рублей.
В 2018 году муниципальными мерами социальной поддержки (ежемесячные выплаты в размере 1 000,00 рублей) были охвачены 14 педагогов муниципальных общеобразовательных организаций (возраст до 30 лет, стаж работы до 3 лет) - в течение года получили ежемесячную выплату на общую сумму 218,3 тыс. рублей (182,6 тыс. рублей - 2016 г., 198,4 тыс. рублей - 2017 г.).
Муниципальную систему дополнительного образования для школьников формируют 1 учреждение дополнительного образования, 6 центров дополнительного образования, функционирующих на базе общеобразовательных учреждений и 4 центра дополнительного образования на базе дошкольных образовательных организаций. На базе Центров дополнительного образования организовано 158 кружков и секций по 11 направлениям. В МБУ ДО ЦДО "Восхождение" - 35 объединений по 6 направлениям. Лицензия на предоставление услуг дополнительного образования имеется в 5 общеобразовательных организациях (кроме МБОУ Гимназия N 3) и 4 дошкольных образовательных организаций (29%), что составляет 45% от общего числа данных организаций.
Всеми видами дополнительного образования в 2018 году охвачено 80% детей в возрасте от 5 до 18 лет обучающихся в образовательных организациях, подведомственных управлению образования. С целью получения достоверной информации по показателю "охват дополнительным образованием обучающихся в возрасте от 5 до 18 лет", а именно с учетом получения детьми 2-х и более услуг, с сентября 2018 года внедрена практика ведения персонифицированного реестра получателей дополнительного образования. При этом учитывались услуги учреждений, подведомственных комитету культуры, туризма и молодежной политики, отделу по физической культуре и спорту администрации городского округа город Шарья Костромской области и др.
В связи с реализацией новых механизмов подушевого сертифицированного подхода в финансировании дополнительного образования, в рамках приоритетного проекта "Образование" ожидается снижение данного показателя, что обусловлено учетом лицензионных дополнительных образовательных программ.
Кадровый состав МБУ ДО ЦДО "Восхождение": всего работают 41 педагогический работник, из них:
13 чел. - основные работники и 28 - внешние совместители;
34 чел. (83%) имеют высшее образование, из них педагогическое 27 чел.;
17 чел. (41%) аттестованы на высшую квалификационную категорию и 12 (29%) - на первую.
Материально-техническая база МБУ ДО ЦДО "Восхождение" и Центров дополнительного образования нуждается в существенном обновлении.
Муниципальная система дополнительного образования обеспечивает внеобщеобразовательную занятость и успешную социализацию детей, в том числе посредством создания интегрированных моделей общего и дополнительного образования в целях реализации требований ФГОС ОО.
С 2016 года ежегодно 100% функционирующих муниципальных общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования принимают участие в процедуре НОКУ ООД. Все материалы процедуры НОКУ ООД-2018 размещены на официальных сайтах образовательных организаций и управления образования (портал "Образование Костромской области") и на сайте busgov.ru.
По итогам 2018 года, в соответствии с муниципальным рейтингом, 5 из 7 организаций улучшили результаты НОКУ ООД или продемонстрировали стабильные результаты, руководители которых в течение года получают стимулирующую выплату (в перечень показателей эффективности деятельности руководителей образовательных организаций включен критерий с оценкой до 3 баллов).
Система профилактической работы обеспечивает: формирование навыков безопасного поведения; здоровьесбережение каждого ребенка; всеобщую раннюю профилактику заболеваемости; внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательную сферу жизни ребенка; предоставление психолого-педагогической помощи в любых ситуациях.
Управление образования в межведомственном взаимодействии обеспечивает участие образовательных организаций в областной социальной акции "Безопасное детство", реализацию регионального проекта "Здоровье будущих поколений".
Приоритетным направлением для городского округа в области здоровьясбережения является формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах и совершенствование профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. В каждой общеобразовательной организации функционируют отряды Юных Инспекторов Дорожного Движения (далее ЮИДД). Сформированная система требует поддержки в развитии. На решение задач направлены следующие мероприятия: организация и проведение массовых мероприятий, соревнований, акций, конкурсов; организация и проведение муниципального слета отрядов ЮИДД; создание, тиражирование и передача пользователям учебно-методических и наглядных пособий, учебных фильмов, игр, программ для участников дорожного движения разных возрастных категорий, освещающих вопросы безопасности дорожного движения; приобретение мобильных автогородков для организаций, осуществляющих деятельность по формированию у детей дошкольного и школьного возраста навыков безопасного поведения на дорогах; приобретение для муниципальных дошкольных образовательных организаций оборудования, позволяющего в игровой форме формировать навыки безопасного поведения на улично-дорожной сети; изготовление и распространение светоотражающих приспособлений среди школьников и учащихся младших классов образовательных учреждений.
В целях предотвращения подростковой преступности и усиления плановой профилактической работы в муниципальных образовательных организациях при управлении образования действует профилактический совет, на базе всех шести муниципальных общеобразовательных организаций созданы и действуют Службы примирения.
Укрепляется и развивается практика взаимодействия с учреждениями профессионального образования с целью организации дополнительной профессиональной и профессиональной подготовки обучающихся (на договорной основе, на базе учреждений профессионального образования городского округа).
С 2018 года направление "профориентационная работа" является приоритетным для региональной системе образования: в целях систематизации, обновления деятельности по профориентации и преодоления возникающих проблем по данному направлению, реализации региональной концепции развития профориентационной работы с обучающимися Костромской области на период до 2025 года (утверждена приказом департамента образования и науки Костромской области от 4.07.2017 г. N 1762). Содержание профориентационной работы муниципальной системы образования значительно обновилась за счет участия в реализации региональных проектах / программах по данному направлению, посредством разработки и реализации аналоговых проектов / программ муниципального уровня:
1) муниципальный план мероприятий ("дорожная карта") по взаимодействию с профессиональными образовательными организациями в части использования их потенциала для социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Шарья и обеспечения муниципального образования квалифицированными кадрами рабочих и специалистов среднего звена на территории городского округа город Шарья Костромской области на период до 2025 года;
2) программа развития профориентационной работы с обучающимися муниципальных образовательных организаций городского округа город Шарья по обеспечению рабочими и инженерными кадрами предприятий Костромской области на 2019 - 2025 годы.
Создана и поддерживается в актуальном состоянии web-страница "ПРОФОРИЕНТАЦИЯ" (официальный сайт муниципальной методической службы на портале "Образование Костромской области"), на котором в т.ч. размещены ссылки для быстрого доступа на ресурсы портала "Образование Костромской области" по профориентации. На сайтах всех муниципальных общеобразовательных организаций созданы аналогичные ресурсы. Регулярно осуществлялось информирование обучающихся и их родителей (законных представителей) об обновлениях созданных профориентационных ресурсов.
Профориентационными мероприятиями охвачены 100% обучающихся муниципальных образовательных организаций.
С января 2019 года развитие муниципальной системы образования городского округа осуществляется в соответствии с основными направлениями государственной политики через реализацию региональных целевых программ, мероприятий национального проекта "Образование" (далее - НП "Образование"). Основным документом реализации национального проекта "Образование" является Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Муниципальной системой образования определены меры участия в реализации региональных проектов НП "Образование", которые отражены в Муниципальном плане ("дорожной карте") по реализации региональных проектов национального проекта "Образование" на территории городского округа город Шарья Костромской области (утверждена Постановлением администрации городского округа город Шарья от 27.06.2019 N 715):
1) "Успех каждого ребенка": на базе МБУ ДО ЦДО "Восхождение" создан ресурсный (опорный) центр дополнительного образования с целью формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся и с целью апробации современных механизмов развития дополнительного образования;
2) "Современная школа": планируется участие в конкурсном отборе муниципальных образований Костромской области на обновление материально-технической базы для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков в 2020 г. - МБОУ СОШ N 6 и МБОУ СОШ N 7, 2021 г. - МБОУ Гимназия N 3, 2022 г. - МБОУ СОШ N 2;
3) "Цифровая образовательная среда": МБОУ Гимназия N 3 направила заявку (21.02.2019 г.) на включение в проект "Яндекс. Лицей" для создания в муниципальной системе образования школы-партнера, где будет осуществляться дополнительное и основное образование в направлении программирования и технообучения; к 2024 году доля муниципальных общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей, осуществляющих образовательную деятельность с использованием федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды достигнет 100%;
4) "Поддержка семей, имеющих детей": детским садом N 18 подготовлен пакет документов для подачи заявки в областной Экспертный совет (май 2019 года) для создания единого (муниципального) консультационного центра психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей;
5) "Учитель будущего": муниципальной методической службой разрабатывается проект по формированию муниципальной модели методического сопровождения педагогов образовательных организаций городского округа (реализация с сентября 2019 г.), в рамках которой будут предусмотрены меры поддержки педагогам в условиях реализации новых моделей аттестации и повышения квалификации педагогических работников.
6) "Социальная активность": муниципальной методической службой разрабатывается проект "Развитие волонтерства" (реализация с сентября 2019 г.) в рамках деятельности Ассоциации детских и молодежных объединений городского округа город Шарья, в т.ч. за счет ресурса Российского Движения Школьников. Доля обучающихся, вовлеченных в добровольческую (волонтерскую) деятельность к 2022 году составит 18%.
В 2018 году педагоги муниципальной системы образования приняли участие в реализации новой региональной модели повышения квалификации и информационных мероприятиях о внедрении новой модели аттестации педагогических работников.
С января 2019 года во всех муниципальных образовательных организация реализуются планы по организации применения профессиональных стандартов с учетом мнения первичной профсоюзной организации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.