Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Общая характеристика текущего состояния сферы реализации муниципальной программы (подпрограмм)
Эффективное, ответственное и прозрачное управление общественными финансами является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы и достижения других стратегических целей социально-экономического развития городского округа город Шарья Костромской области (далее - городской округ).
Динамика основных параметров бюджета городского округа за 2017 - 2018 годы приведена в Таблице 1.
Таблица 1
|
|
|
тыс. рублей |
Наименование показателя |
Исполнение за 2017 год |
Исполнение за 2018 год |
2018 год к 2017 году, % |
Доходы - всего, в том числе: |
971 758,7 |
1 046 361,9 |
107,7 |
налоговые и неналоговые доходы |
267 815,5 |
294 426,3 |
109,9 |
безвозмездные поступления |
703 943,2 |
751 935,6 |
106,8 |
Расходы - всего |
1 058 694,6 |
1 166 948,2 |
110,2 |
Дефицит ("-"), профицит ("+") |
-86 935,9 |
- 120 586,3 |
- |
По итогам 2018 года объем доходов бюджета городского округа составил 1 046 361,9 тыс. рублей, в том числе налоговые и неналоговые доходы - 294 426,3 тыс. рублей (28,1%), безвозмездные поступления - 751 935,6 тыс. рублей (71,9 %).
Поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджет городского округа увеличились по сравнению с 2017 годом на 26 610,8 тыс. рублей или на 109,9%.
Налоговые и неналоговые доходы бюджета городского округа в 2018 году формировались за счет следующих основных источников:
1) налог на доходы физических лиц - 131 196,0 тыс. рублей или 44,6%;
2) единый налог на вмененный доход - 31 645,8 тыс. рублей или 10,7%;
3) земельный налог - 39 457,2 тыс. рублей или 13,4%;
4) доходы от использования имущества находящегося в муниципальной собственности- 44 436,1 тыс. рублей или 15,1%.
Объем расходов бюджета городского округа за 2018 год составил 1 166 948,2 тыс. рублей, что выше расходов, произведенных в 2017 году, на 108 253,6 тыс. рублей, или на 10,2 процента.
В бюджете городского округа за 2018 год отражены ассигнования по 9 муниципальным программам городского округа. Расходы бюджета городского округа в рамках муниципальных программах городского округа составили 89,6% от общей суммы расходов.
На сегодняшний день расходы бюджета городского округа отражены по 12 муниципальным программам городского округа.
Расходная часть бюджета городского округа как 2017 года, так и 2018 года сохраняет свою социальную направленность.
На отрасли социальной сферы направлено 635 212,2 тыс. рублей. В структуре расходов бюджета городского округа удельный вес расходов по отраслям социальной сферы составляет 54,4%.
В структуре расходов бюджета городского округа наибольший удельный вес, от общей суммы всех расходов, составили расходы на образование - 36,7 %, на жилищно-коммунальное хозяйство - 24,5 %, на национальную экономику - 12,6 %, на социальную политику - 12,1 %.
Приоритетным направлением расходования средств является финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" (далее - указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года), задающими вектор социально-экономического развития города.
В рамках реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года достигнуты следующие целевые показатели по размеру средней оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы по полномочиям города:
1) педагогические работники учреждений дополнительного образования детей - 23 809,8 рублей (2017 год - 19 809,8 рубля);
2) работники учреждений культуры - 24 200,8 рублей (2017 год - 18 228,3 рублей).
По итогам 2018 года бюджет городского округа исполнен с дефицитом в сумме 120 586,3 тыс. рублей.
Бюджет городского округа по состоянию на 1 июля 2019 год утвержден с дефицитом 23 036,8 тыс. рублей. Ожидаемое поступление доходов в бюджет городского округа за 2019 год планируется в размере 1 037 346,1 тыс. рублей, расходы планируется осуществить в сумме 1 060 382,9 тыс. рублей.
По состоянию на 1 января 2019 года муниципальный долг городского округа составил 570 354,2 тыс. рублей, или 193,7 процентов от исполнения налоговых и неналоговых доходов бюджета городского округа за 2018 год. По состоянию на 1 января 2018 года муниципальный долг составил 429 732,2 тыс. рублей, или 165,0 процентов.
В структуре муниципального долга городского округа банковские кредиты составляют 83,7 процента (477 500,0 тыс. рублей), бюджетные кредиты, предоставленные из областного бюджета - 10,5 процентов (59 854,2 тыс. рублей), муниципальные гарантии- 5,8 процента (33 000,0 тыс. рублей).
По состоянию на 1 июля 2019 года объем муниципального долга городского округа в сравнении с началом года уменьшился на 26 730,2 тыс. рублей и составил 543 624,0 тыс. рублей.
Просроченная задолженность по долговым обязательствам бюджета городского округа отсутствует.
Просроченная кредиторская задолженность бюджета городского округа за 2018 года уменьшилась на 39 915,5 тыс. рублей и по состоянию на 1 января 2019 года оставила 11 459,9 тыс. рублей. На 1 января 2018 года просроченная кредиторская задолженность составляла 51 375,4 тыс. рублей.
Одним из основных условий достижения стратегических целей социально-экономического развития городского округа является проведение финансовой, бюджетной и налоговой политики, направленной на обеспечение необходимого уровня доходов бюджета городского округа, мобилизацию дополнительных финансовых ресурсов в целях полного и своевременного исполнения расходных обязательств.
Основной задачей бюджетной политики городского округа определено обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета городского округа, в том числе путем постоянного мониторинга количественных критериев устойчивости бюджетной системы.
Приказом финансового управления администрации городского округа город Шарья Костромской области (далее - финансовое управление) от 19.12.2011 N 86 утвержден Порядок планирования бюджетных ассигнований бюджета городского округа и Методика планирования бюджетных ассигнований бюджета городского округа.
В настоящее время в городском округе приняты базовые документы, регламентирующие формирование и доведение муниципальных заданий. Утвержден единый перечень муниципальных услуг, в соответствии с которым главными распорядителями средств бюджета городского округа формируются и доводятся муниципальные задания на оказание муниципальных услуг в соответствующих сферах. Главными распорядителями бюджетных средств разработаны и утверждены регламенты предоставления муниципальных услуг (выполнения работ).
Результат повышения качества управления муниципальными финансами - формирование в городском округе основ современной системы управления общественными финансами:
1) совершенствуется прогнозирование доходов бюджета городского округа, оптимизация налоговых и неналоговых льгот, оценка финансовых последствий от предоставляемых льгот, организация оперативного учета задолженности перед бюджетом городского округа;
2) развитие налоговой и доходной базы;
3) составляется и ведется реестр расходных обязательств городского округа, осуществляется планирование и расходование бюджетных средств на их основе;
4) осуществляется казначейское исполнение бюджета городского округа, обеспечивающее кассовое обслуживание участников бюджетного процесса, учет и предварительный контроль в процессе исполнения расходных обязательств городского округа, управление единым счетом бюджета, формирование достоверной и прозрачной бюджетной отчетности;
5) осуществляется управление муниципальным долгом городского округа, принятие решения по долговым обязательствам, предоставлению муниципальных гарантий;
6) обеспечивается прозрачность и открытость информации о состоянии муниципальных финансов путем опубликования в открытом доступе решения о бюджете городского округа, бюджетной отчетности.
Целью бюджетной политики является обеспечение устойчивости бюджетной системы и безусловное исполнение принятых обязательств наиболее эффективным способом. Продолжают реализовываться меры по повышению качества предоставления муниципальных услуг, процедур проведения закупок, осуществления внутреннего муниципального финансового контроля.
В сфере управления муниципальными финансами реализовываются мероприятия по укреплению собственной доходной базы бюджета городского округа, выявлению имеющихся резервов увеличения налоговых и неналоговых доходов и вовлечению их в бюджет. По итогам 2018 года бюджетный эффект от проведения указанных мероприятий по мобилизации доходов составил 23 247,5 тыс. рублей. Особое внимание направлено на проведение мероприятий по работе с неплательщиками, имеющими задолженность по налогам и сборам во все уровни бюджетов Российской Федерации. В соответствии с План мероприятий по повышению поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет городского округа город Шарья на 2019 год, утвержденного постановлением администрации городского округа город Шарья от 14 марта 2019 N 262, проводится работа по повышению поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет городского округа город Шарья. Ожидаемое поступление от проводимых мероприятий за 2019 год составит около 20,0 млн. рублей.
Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ) стал основополагающим документом для установления правового статуса муниципальных учреждений в форме казенных, бюджетных и автономных, и способствовал проведению фундаментальной реформы системы обеспечения оказания муниципальных услуг.
С 1 июля 2012 года в городском округе в полной мере реализованы требования Федерального закона N 83-ФЗ и финансовое обеспечение деятельности бюджетных и автономных учреждений осуществляется путем предоставления данным учреждениям субсидий на выполнение муниципального задания. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств бюджета городского округа на основании бюджетной сметы.
В настоящее время в городском округе функционирует 30 бюджетных, 2 казенных и 2 автономных учреждения.
Систематически ведется работа по координации действий администрации городского округа с налоговыми органами, с главными администраторами неналоговых доходов для улучшения качества налогового администрирования, увеличения собираемости налогов, а также усилению контроля за состоянием недоимки по налогам и сборам и принятия всех мер, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, для ее снижения.
В целях выполнения бюджетных обязательств финансовое управление регулярно проводит мониторинг поступлений в бюджет налоговых и неналоговых платежей, анализирует исполнение бюджета, обеспечивает ликвидность счета бюджета городского округа, что гарантирует стабильное финансирование всех расходов бюджета, своевременное и полное выполнение принятых обязательств.
Управление муниципальным долгом городского округа также является одним из важных компонентов системы управления финансовыми средствами. Эффективное управление муниципальным долгом означает не только отсутствие просроченных долговых обязательств, но и прежде всего создание прозрачной системы управления долгом с использованием четких процедур и механизмов публичного раскрытия информации о долговой политике.
В то же время, несмотря на поступательное развитие, процесс формирования системы управления муниципальными финансами городского округа еще не завершен.
В настоящее время в сфере управления муниципальными финансами городского округа сохраняется ряд недостатков, ограничений и нерешенных проблем, в том числе: практически предельный уровень дефицита бюджета городского округа, накопленный объем муниципального долга городского округа, наличие просроченной кредиторской задолженности бюджета городского округа, недостаточность поступления собственных доходных источников для обеспечения исполнения принятых расходных обязательств.
Реализация подпрограммы "Осуществление бюджетного процесса на территории городского округа город Шарья Костромской области на 2020 - 2022 годы" позволит:
1) продолжить формирование бюджета городского округа в программном формате;
2) повысить качество бюджетного планирования и организации исполнения бюджета городского округа;
3) увеличить собственные доходы бюджета городского округа и повысить эффективность использования бюджетных средств;
4)обеспечить сбалансированность бюджета и устойчивость бюджетной системы городского округа.
Реализация подпрограммы "Управление муниципальным долгом городского округа город Шарья Костромской области на 2020 - 2022 годы" позволит:
1) улучшить структуру муниципального долга городского округа;
2) обеспечить рефинансирование долговых обязательств городского округа по оптимальным процентным ставкам;
3) удлинить горизонт погашения долговых обязательств городского округа.
Реализация подпрограммы "Обеспечение реализации муниципальной программы "Управление муниципальными финансами и муниципальным долгом городского округа город Шарья Костромской области на 2020 - 2022 годы" позволит эффективно организовать выполнение работ, направленных на достижение целей и решение задач муниципальной программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.