Guide to the economics of quality. Part 2. The prevention, appraisal and failure model
ОКС 03.120.01
Т59
Дата введения - 1 февраля 2006 г.
Введен впервые
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 Подготовлен Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (ОАО НИЦ КД) на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4
2 Внесен Управлением развития, информационного обеспечения и аккредитации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 сентября 2005 г. N 236-ст
4 Настоящий стандарт идентичен стандарту Великобритании BS 6143.2-1990 "Руководство по экономике качества. Часть 2. Модель предупреждения, оценки и отказов" (BS 6143.2-1992 "Guide to the economics of quality. Part 2: The prevention, appraisal and failure model")
5 Введен впервые
Введение
Традиционно сведения о характеристике качества продукции руководители предприятий получают из отчетов о браке и данных о дефектах. Эта жизненно важная информация зачастую бывает трудна для анализа и интерпретации в терминах затрат на качество. Как следствие могут оказаться незамеченными возможности снижения затрат. Для успешного снижения затрат предпочтительно представлять несоответствие качества в финансовых терминах.
Для этого в первую очередь необходимо проводить оценку следующих двух факторов:
а) отказов, ведущих к снижению прибыли, независимо от того, чем они вызваны;
б) предупреждающих мер по менеджменту качества и оценке затрат на внедрение стандартов по качеству.
Эти затраты считают относящимися к качеству и их классифицируют следующим образом:
1) предупреждающие затраты;
2) оценочные затраты;
3) издержки, обусловленные внутренними отказами;
4) издержки, обусловленные внешними отказами.
Капитальные вложения в предупреждающие действия могут существенно снизить издержки вследствие внутренних и внешних отказов. Более того, уменьшение числа рекламаций не только снижает затраты, но и способствует поддержанию доброжелательного отношения покупателя. Иллюстрация этого обстоятельства приведена на рисунке 1. Картина затрат на качество меняется от предприятия к предприятию, так что взаимосвязи, показанные на рисунке 1, только отражают тенденции в ожидаемых затратах на качество в зависимости от углубления знаний о качестве и совершенствования деятельности по его улучшению.
Рисунок 1 - Повышение осведомленности о качестве и усиление работ по его улучшению
На рисунке 1 видно, что рост осведомленности о затратах на качество ведет в первую очередь к увеличению доли работ по оценке качества продукции. Затем, когда оценка и анализ указывают на характерные признаки - элементы, в которые можно внести изменения в целях улучшения конструкции (процесса) системы - больше средств расходуется на предупреждение. Наконец, когда предупреждающие меры приводят к необходимому эффекту, соотношение затрат на оценку и отказы меняется и все затраты снижаются.
Как правило, дополнительные источники для работ по качеству привлекаются лишь тогда, когда можно продемонстрировать, что они приведут к повышению рентабельности. Эффективный менеджмент качества способен внести значительный вклад в прибыль. Факты свидетельствуют, что ресурсы, направляемые на идентификацию, снижение и контроль издержек вследствие отказов, дают прибыль в виде улучшенного качества, повышенной рентабельности и возросшей конкурентоспособности.
Однако не следует думать, что будут полезны неограниченные ресурсы. Необходима финансовая информация, позволяющая подтвердить оправданность действий по улучшению качества и направить усилия на самые безотлагательные (экономически эффективные) меры.
Элементы затрат на качество (см. приложение А) различаются от предприятия к предприятию и от отрасли к отрасли. Руководство предприятия должно решить, какие средства вкладывать в повседневный производственный контроль и причислять к производственным затратам, а какие следует идентифицировать как затраты на качество.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает основные положения по определению затрат, связанных с работами по предупреждению и оценке дефектов с внутренними и внешними отказами, а также по функционированию системы затрат на качество для эффективного управления бизнесом.
2 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 затраты на рабочую силу (payroll cost): Полные расходы предприятия на одного работника, включающие, как правило, заработную плату до вычетов, затраты на социальное обеспечение и затраты предприятия на пособия (пенсии).
2.2 счет-меморандум (memorandum-account): Дополнительный финансовый документ, не являющийся частью действующих (рабочих) счетов предприятия и относящийся к особым работам или к случаям, когда действующие счета не пригодны.
2.3 затраты на качество (quality related cost): Затраты на обеспечение и гарантию качества, а также понесенные потери вследствие несоответствия качества.
Примечание - Наиболее часто используемая классификация затрат:
- предупреждающие затраты (на исследование, предупреждение и снижение риска несоответствия или дефекта);
- оценочные затраты (стоимость оценки достижения требуемого качества, включающая, например, стоимость контроля, выполняемого на любой стадии "петли качества");
- издержки вследствие внутренних отказов (из-за несоответствий или дефектов, обнаруженных внутри предприятия на любой стадии "петли качества", такие как стоимость отходов, переделки, повторных испытаний, контроля и конструкторских работ);
- издержки вследствие внешних отказов (из-за несоответствий или дефектов, обнаруженных после поставки заказчику/потребителю, которые могут включать издержки вследствие рекламаций, стоимость замены и связанные с этим потери, а также цену штрафов).
3 Идентификация данных о затратах
Расходы предприятия, связанные с качеством, следует идентифицировать и непрерывно контролировать.
Важно, чтобы классификация данных о затратах была достаточной и совместимой с другими методами бухгалтерского учета на предприятии, чтобы можно было сравнивать различные затратные периоды или работы.
Затраты на качество относятся к идентифицируемой подгруппе затрат на бизнес.
Затраты на качество необходимо распределить по видам работ. При этом более удобно использовать имеющиеся коды счетов в учетно-калькуляционном подразделении. Распределение затрат важно для анализа и предупреждения отказов.
4 Отчеты о затратах на качество
В отчет о затратах на качество целесообразно включать финансовые коэффициенты и анализ тренда, связанного с бизнесом предприятия.
Достижение заданных уровней качества требует вовлечения значительно большего числа функций, чем функции контроля и испытаний на стадиях изготовления продукции. Каждое подразделение предприятия несет определенную ответственность за обеспечение соответствия качества предъявляемым требованиям.
Необходимо проводить сбор и анализ информации, позволяющей установить общие затраты на предприятии и/или отдельном его подразделении, ответственном за затраты на качество.
5 Функционирование системы затрат на качество
Затраты на качество должны учитываться и обобщаться на основе данных, собранных бухгалтерией предприятия. Следует установить отдельные функции, необходимые для обеспечения функционирования системы, такие как:
а) функции бухгалтерии:
1) сбор данных о затратах на качество,
2) классификация затрат по соответствующим работам,
3) обеспечение баз сравнения для оценки затрат на качество,
4) выпуск рабочих отчетов за отчетный период;
б) функции менеджмента качества:
1) анализ затрат на качество, выполнение соответствующих корректирующих действий после исследования причин и выработка рекомендаций по улучшению,
2) координация работы внутри подразделений для сбора данных о затратах на качество,
3) реализация постоянной политики снижения затрат и контроля,
4) консультации об ответственности за затраты из-за недостаточного качества.
6 Предварительное изучение
6.1 Процедура
Иногда полезно установить предварительные показатели - сначала для небольшого подразделения или одной производственной линии, чтобы получить одобрение и обязательства руководства в отношении системы затрат на качество. При предварительном изучении необходимо определить, какие категории и элементы затрат на качество следует использовать.
6.2 Элементы затрат на качество
Перечень категорий и элементов затрат, связанных с качеством, приведен в приложении В. Перечень может быть принят за основу при создании подобного перечня, соответствующего требованиям конкретного предприятия.
При этом важно, чтобы все возможные источники затрат имели подробные и содержательные элементы описания. Применение новой системы затрат позволит выявить, какие элементы затрат следует добавить или исключить.
6.3 Период времени
Период времени, отводимый на предварительный анализ, должен быть таким же, как и для обычных отчетов. Предварительный анализ позволяет установить эффективную систему сбора информации и выявить слабые места до того, как предприятие приступит к выполнению полномасштабной программы затрат на качество.
7 Данные о затратах
7.1 Сбор данных о затратах
Когда определен перечень элементов затрат (см. приложение А), можно начинать сбор данных о затратах. На предприятиях, где раньше не действовала система затрат, охватывающая каждое подразделение, может потребоваться более глубокий анализ, чем на тех, где такая система имелась. Настоящий стандарт предоставляет всем предприятиям достаточно информации, чтобы понять, какая глубина анализа необходима.
Ниже приведены этапы, относящиеся к деятельности в области качества. Часто эти действия выполняет специальное подразделение предприятия.
Затраты на этапах 1 и 2 должны в основном касаться издержек на предупреждение и оценку, а на этапах 3-5 - издержек вследствие отказов.
Для идентификации затрат, относящихся к качеству, необходимо провести анализ содержания всех пяти этапов.
На этапе 1 идентифицируют затраты, которые непосредственно относятся к деятельности предприятия в области качества:
а) затраты на рабочую силу, контролируемые службой качества или специальным подразделением качества;
б) часть стоимости, приходящуюся на пользование зданиями (сооружениями) и относящуюся к функции качества, т.е. арендные платы, налоги, страховые платежи, платы за отопление, освещение, охрану;
в) часть затрат на столовую, обслуживание офиса и другие административные расходы;
г) стоимость износа специализированного оборудования для контроля и оценки качества;
д) затраты на обучение по качеству;
е) затраты на более мелкие статьи, не превращаемые предприятием в капитал.
На этапе 2 идентифицируют затраты, которые напрямую нельзя отнести к деятельности в области качества, но которые являются частью общих затрат предприятия, связанных с качеством. Обычно это затраты подразделений, напрямую не участвующих в деятельности в области качества. Необязательно делать официальную передачу бухгалтерского учета центру затрат подразделения, отвечающего за деятельность в области качества, но они должны быть учтены. Издержки могут нести подразделения, связанные с закупками, хранением, планированием. Отнесение затрат к этой категории должно основываться на объективных решениях.
На этапе 3 идентифицируют внутренние затраты на запланированные отказы и представляют счет-меморандум.
Пример - Предприятие изготавливает изделия партиями по 100 шт. Чтобы быть уверенным в изготовлении 100 изделий установленного качества, может оказаться необходимым запланировать изготовление 110 шт. Только опыт в конечном итоге покажет необходимость затрат на дополнительные 10 изделий, но затраты должны быть рассчитаны, по крайней мере, на опытный период.
На этапе 4 идентифицируют внутренние издержки вследствие отказов, которые не были учтены на этапе 3. Эти издержки могут включать затраты на материалы, сданные в отходы, или стоимость переделки, или стоимость повторного изготовления. Затраты обычно входят в финансовые затраты подразделения, явившегося причиной отказа, или подразделения, исправляющего недостатки изделия. Такие затраты должны быть указаны в счете-меморандуме.
На этапе 5 идентифицируют издержки вследствие отказов после изменения права собственности. Затраты включают время, затраченное подразделением качества на исследования, и аналогичные затраты других подразделений, например подразделений маркетинга, обслуживания у заказчика, финансов. Эти затраты редко учитывают в существующих системах качества. Следует сделать первоначальную оценку и внести результаты в счет-меморандум. Если заказчик оплачивает исследования, этот доход должен быть отмечен в счете-меморандуме.
7.2 Источники данных о затратах
Перечень элементов и источников данных должен быть согласован с руководством бухгалтерии предприятия.
Хотя правила поиска данных не установлены, следующие документы следует использовать как источники информации:
а) платежные ведомости фонда заработной платы;
б) отчеты по производственным расходам;
в) отчеты по отходам;
г) разрешения на переделку или исправление;
д) документы о командировочных расходах;
е) данные о себестоимости продукции;
ж) отчеты о затратах на гарантийное обслуживание, замену и ремонт в условиях эксплуатации;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
и) протоколы испытаний и контроля;
к) отчеты о несоответствиях.
Данные этих документов должны быть перегруппированы по соответствующим "рабочим листкам" сбора и закодированы для облегчения табулирования.
Кодирование облегчает сбор затрат, несмотря на их источник и размер.
Каждое подразделение предприятия должно подготавливать отчеты о своих затратах. Данные всех источников накапливаются по кодам. Если некоторые затраты нельзя напрямую связать с конкретными элементами, их нужно распределить по имеющимся источникам. Если затраты значительны, рекомендуется вести записи, чтобы зафиксировать фактические данные.
7.3 Табулирование данных
После того, как все затраты собраны, их следует табулировать, чтобы определить распределение затрат по коду элемента. Пример периодического отчета о затратах на качество приведен в приложении В.
8 Анализ тренда затрат на качество и отчет
Форма отчета и периодичность его составления зависят от вида бизнеса и уровня управления, на который представляется информация. Допускается включать данные в виде таблиц, графиков, гистограмм, текстового материала. Отчеты должны соответствовать целям бизнеса и иметь базу для сравнения. Рекомендуется, чтобы, по крайней мере, три базы измерений были отнесены с самого начала к затратам на качество. Они должны отображать бизнес с различных сторон и быть чувствительными к изменениям в бизнесе.
Примеры
1 В качестве базы принимаются затраты на живой труд, например, издержки вследствие внутренних отказов, отнесенные к полному или живому труду:
.
2 За базу принимаются, например, полные издержки вследствие отказов, отнесенные к цеховой себестоимости, себестоимости или полному материализованному труду:
.
3 В качестве базы принимаются затраты на продажи, например, полные затраты на качество, отнесенные к чистым продажам, перечисленным на счет или к размеру партии готовых изделий, переданной в материальные запасы:
.
4 В качестве базы принимаются затраты на единицы продукции, например, затраты на контроль и испытания, отнесенные к количеству произведенных единиц. Затраты на качество каждой изготовленной единицы продукции имеют много преимуществ, но необходимо принять во внимание влияние номенклатуры продукции, объема и цены:
.
5 В качестве базы принимается дополнительная стоимость, например, полные затраты на качество, отнесенные к характеристике производственной работы, не подвергшейся влиянию изменений в продажах и стоимости закупленных товаров и услуг:
.
Базы сравнения предназначены для обеспечения сопоставимости данных. Необходимо проанализировать и внести изменения в выбранные базы в следующих ситуациях:
а) живой труд заменен автоматикой;
б) себестоимость изменилась из-за использования альтернативных материалов, методов или процессов;
в) валовая прибыль, продажные цены, издержки обращения и рыночный спрос изменились;
г) изменилась номенклатура продукции;
д) временная шкала числителя отличается от временной шкалы знаменателя.
Эти факторы должны рассматриваться и анализироваться при сравнении трендов.
Построение диаграммы затрат на качество помогает аналитической работе. Однако может оказаться необходимым провести расчет циклических воздействий и кратковременных колебаний затрат относительно их среднего значения или использовать метод кумулятивных сумм.
9 Применение методов управления бизнесом к затратам на качество
9.1 Введение
Данные о затратах на качество не дают руководству предприятия достаточной информации для их использования в дальнейшем для идентификации критических областей, требующих внимания.
Эффективный метод определения величины затрат на качество - сравнение их с другими затратами, на которые регулярно составляются отчеты на предприятии.
9.2 Идентификация критических областей
Исследуя несколько видов продукции для определения приоритетов в использовании ресурсов, следует учитывать себестоимость и произведенное количество продукции каждого вида.
Важно, чтобы продукция каждого вида была отдельно зарегистрирована и ранжирована в порядке возрастания соответствующих полных издержек вследствие отказов.
Пример - По таблице 1 определяем, что:
- изделие А может принести самую большую экономию, но ее достижение может оказаться очень трудным;
- изделие Д имеет самую высокую долю издержек вследствие отказов, но размер привлеченных денежных средств является относительно небольшим;
- изделие В имеет высокие издержки вследствие отказов и высокую себестоимость, но является очень удобным для снижения затрат.
Таблица 1 - Пример сравнения затрат на качество номенклатуры изделий
Изделие |
Издержки вследствие отказов, у.е. |
Себестоимость, у.е. |
[Издержки вследствие отказов/себестоимость] х 100 % |
А |
44500 |
1115000 |
4,0 |
В |
30000 |
400000 |
7,5 |
С |
5000 |
100000 |
5,0 |
Д |
5000 |
50000 |
10,0 |
Е |
3000 |
300000 |
1,0 |
9.3 Сравнение затрат
Следует предусмотреть возможность получения соотношения между полными затратами на качество (далее - ПЗК) и затратами предупреждающими, оценочными и вследствие отказов. Должна быть предусмотрена также возможность включения элементов этих видов затрат.
Изменения в установленных соотношениях в течение установленных периодов времени могут свидетельствовать об увеличении затрат на качество в конкретном подразделении, что потребует дальнейшего изучения:
Пример - Сравнение вида затрат с ПЗК:
;
сравнение элемента с видами затрат:
;
сравнение элементов:
.
Сравнение элементов затрат на качество может выявить несоответствие между затратами на контроль и эффективностью контроля. Для предупреждения такого несоответствия проводят работы для повышения качества продукции и снижения дефектов. Такие работы снижают необходимость оценки.
Сравнение типичных затрат на качество приведено в таблице 2. Приведенные в таблице 2 значения характерны для производственных отраслей, где в целях обеспечения качества проводят контроль качества.
Таблица 2 - Сравнение типичных элементов затрат на качество
Вид затрат |
Элемент затрат |
Доля, % ПЗК |
Отказы |
Отходы |
35 |
Переделка |
11 |
|
Повторный контроль |
9 |
|
Дополнительные операции |
8 |
|
Гарантии |
5 |
|
Понижение сортности |
2 |
|
Прочее |
2 |
|
Полные издержки вследствие отказов |
72 |
|
Оценка |
Контроль и испытания |
26 |
Предупреждение |
Контроль предупреждающих работ |
2 |
Полные затраты |
100 |
9.4 Ранжирование
Применение метода Парето для отделения "жизненно важного" от "тривиального" позволяет выделить самый высокий вклад в любую совокупность данных. Результаты могут быть ранжированы и изображены в графическом виде для лучшего понимания.
Пример - Рисунок 2 иллюстрирует относительную стоимость дефектов в электробытовых приборах специального вида. По методу Парето установлено, что наиболее серьезной проблемой является нарушение функционирования мембранных выключателей. Очевидно, что для достижения значительного сокращения затрат необходимо уменьшить сферу распространения отказов мембранных выключателей.
Проводят выявление причин дефекта мембранных выключателей. Назначают группу специалистов для идентификации причин и отнесения их к одной из следующих пяти выбранных категорий:
а) конструкция/спецификации;
б) материал;
в) оператор;
г) оборудование;
д) метод.
Выявленные дефекты:
1 - нарушение функционирования (отказы) мембранных выключателей;
2 - задиры в обработанных отверстиях;
3 - отломанные контактные выводы;
4 - отверстие не вырезано;
5 - образование ямок (при травлении) на обрабатываемых поверхностях;
6 - прочие.
Рисунок 2 - Пример ранжирования
Применительно к каждой категории составляют полный перечень возможных причин.
В зависимости от результатов дальнейшего изучения могут быть предприняты действия по улучшению способов производства.
Пример - Распределение данных в случае, когда оцениваются подразделения, ответственные за появление затрат на качество, приведено в таблице 3.
Таблица 3 - Данные о затратах на качество по подразделению
Подразделение |
Процент ПЗК |
Технология |
30,0 |
Сборка узлов |
18,5 |
Планирование номенклатуры изделий |
12,5 |
Проектирование |
10,0 |
Окончательная сборка |
8,0 |
Технический контроль |
7,0 |
Производственный контроль |
4,0 |
Техническое обслуживание |
4,0 |
Закупки |
2,5 |
Маркетинг |
2,0 |
Обслуживающие подразделения |
0,5 |
Прочие |
1,0 |
Итого |
100 |
10 Создание программы
Улучшение качества и снижение затрат на качество должны достигаться посредством решения проблем качества.
Проблемы качества, определяемые как области высоких затрат на качество, должны идентифицироваться. Каждая проблема, идентифицированная таким способом, предоставляет возможность совершенствования для большего удовлетворения заказчика и повышения прибыли.
Процедуры, осуществляемые предприятием, зависят от многих факторов, но включают следующие основополагающие элементы:
а) обязательства руководства - обязательства руководства по достижению приемлемых уровней качества наиболее экономичным путем;
б) процедуры в области затрат, относящихся к качеству, - разработка и применение процедур идентификации, отчетности и анализа затрат на качество;
в) команда, выполняющая работы, связанные с затратами на качество, - формирование команды, выполняющей работы, связанные с затратами на качество и ответственной за общее руководство, координацию работ и гарантию того, что цели экономии затрат на качество устанавливаются и достигаются;
г) обучение - включение вопросов качества и оценки затрат на качество во все схемы обучения и инструктажа (каждый работник должен понять экономическое значение качества и осознать, что достижение и поддержание репутации по качеству жизненно важно как для успеха и роста предприятия, так и для каждого члена коллектива внутри него);
д) содействие осведомленности о затратах, относящихся к качеству, - демонстрация персоналу затрат на качество (это может быть демонстрация дефектных изделий, несущих ярлыки с указанием цены или графиков переделок, или издержек подразделения за день из-за дефектов, подсказывающих возможное направление корректировки работ);
е) участие в сборе данных о затратах, относящихся к качеству, - предложения по снижению затрат, относящихся к качеству, могут исходить из любого подразделения предприятия. (Пропагандируется внедрение системы, обеспечивающей максимальное участие персонала в этой работе, включая средства содействия инициации, восприятия, обсуждения, оценки и активизации новых идей. Группы содействия сбору затрат по качеству или кружки качества, организуемые на предприятии, соответствуют этой цели).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52380.2-2005 "Руководство по экономике качества. Часть 2. Модель предупреждения, оценки и отказов" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 сентября 2005 г. N 236-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2005 г.
Дата введения - 1 февраля 2006 г.