Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Приказу Министерства
экономики Республики Коми
от 8 августа 2019 г. N 201
Рекомендации
по разработке, корректировке, осуществлению мониторинга и контроля реализации стратегий социально-экономического развития муниципальных образований в Республике Коми
1. Основные положения
1.1. Настоящие рекомендации по разработке, корректировке, осуществлению мониторинга и контроля реализации стратегий социально-экономического развития муниципальных образований в Республике Коми (далее - Рекомендации) разработаны в целях реализации положений Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", методологического обеспечения процесса разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля хода реализации стратегий социально-экономического развития муниципальных образований в Республике Коми.
1.2. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования в Республике Коми (далее - Стратегия) является документом стратегического планирования, определяющим цели и задачи муниципального управления и социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочный период.
1.3. Администрация муниципального образования (далее - Администрация) утверждает план-график разработки Стратегии, предусматривающий, в том числе, общественное обсуждение проекта Стратегии.
1.4. При разработке Стратегии целесообразно учитывать:
- положения документов стратегического планирования Российской Федерации, разрабатываемых в рамках целеполагания (в том числе, положения стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, стратегии пространственного развития Российской Федерации, стратегии социально-экономического развития соответствующего макрорегиона, отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации), значимых для развития муниципального образования, указов и указаний Президента Российской Федерации по важнейшим вопросам государственной политики и социально-экономического развития;
- стратегии социально-экономического развития Республики Коми, нормативных правовых актов Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми, содержащих основные направления и цели социально-экономического развития;
- данные статистики по муниципальным образованиям;
- планы предприятий, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования.
1.5. Стратегия разрабатывается на период, соответствующий периоду разработки Стратегии социально-экономического развития Республики Коми.
1.6. При разработке Стратегии обеспечивается постановка целей и задач Стратегии, не противоречащих содержанию документов стратегического планирования Республики Коми и Российской Федерации.
1.7. Определение приоритетов, целей, задач социально-экономического развития в Стратегии осуществляется на основе проведенного SWOT-анализа, определения важнейших проблем и оценки сопряженных с ними рисков развития муниципального образования, а также с учетом возможностей и ограничений развития, ресурсного обеспечения и потенциала муниципального образования в долгосрочном периоде.
1.8. В структуру Стратегии включаются:
- вводная часть, содержащая общие положения Стратегии;
- раздел, включающий результаты анализа факторов социально-экономического развития муниципального образования, выявившего основные сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, а также влияние (позитивное/негативное) основных политических, экономических, социальных и технологических факторов на социально-экономическое развитие муниципального образования; систематизированные сведения об отраслевой специализации входящих в состав муниципального образования населенных пунктов, о перспективных для развития сферах деятельности и возможных "точках роста";
- раздел, содержащий определенные на основе проведенного анализа социально-экономического развития приоритеты, цели и задачи социально- экономического развития муниципального образования;
- раздел, содержащий основные направления социально-экономической политики муниципального образования (человеческий капитал, экономика, территория проживания, управление);
- раздел, отражающий основные механизмы и источники ресурсного обеспечения реализации Стратегии;
- другие разделы, включение которых представляется необходимым при разработке Стратегии;
- приложения (перечень муниципальных программ, обеспечивающих реализацию Стратегии; целевые индикаторы/показатели (далее - Показатели), в том числе приведенные в Приложении N 2 к настоящему приказу; картографические материалы, отражающие территориальное развитие муниципального образования; перечень крупных инвестиционных проектов муниципального образования, планируемых к реализации на его территории; иные материалы и положения).
1.9. В структуру Стратегии рекомендуется включать разделы объемом не более 10 страниц для муниципальных образований городских округов и не более 5 страниц - для муниципальных образований муниципальных районов.
1.10. В разработке Стратегии принимают участие представительный орган муниципального образования, отраслевые (функциональные) органы и структурные подразделения Администрации, муниципальные учреждения, ведущие предприятия, осуществляющие деятельность на территории муниципального образования, и другие участники стратегического планирования (далее - Участники разработки Стратегии).
К разработке Стратегии также могут привлекаться государственные учреждения, расположенные на территории муниципального образования, объединения профсоюзов и работодателей, общественные, научные и иные организации с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне.
1.11. При необходимости Администрация создает рабочую группу по разработке проекта Стратегии.
1.12. Администрация обеспечивает общественное обсуждение проекта Стратегии (проекта изменений в Стратегию) в срок, установленный муниципальными нормативными правовыми актами, путем размещения в сети "Интернет" на официальном сайте муниципального образования и в государственной информационной системе "Интернет-портал для общественного обсуждения нормативных правовых актов Республики Коми и их проектов".
1.13. В целях обеспечения согласованности целей и задач Стратегии и стратегии социально-экономического развития Республики Коми Администрация направляет проект Стратегии (проект изменений в Стратегию) в Министерство экономики Республики Коми для согласования совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Республики Коми.
1.14. В течение 15 рабочих дней со дня получения отдел стратегического планирования Министерства экономики Республики Коми рассматривает проект Стратегии (проект изменений в Стратегию) с привлечением заинтересованных органов исполнительной власти Республики Коми и направляет в Администрацию сводное заключение по результатам рассмотрения проекта Стратегии (проекта изменений в Стратегию).
1.15. Согласованный проект Стратегии (проект изменений в Стратегию) в установленном порядке вносится Администрацией на рассмотрение представительного органа власти муниципального образования.
1.16. Стратегия (изменения в Стратегию) утверждается решением представительного органа власти муниципального образования.
1.17. В течение 10 рабочих дней со дня утверждения Стратегии (изменений в Стратегию):
- Стратегия (изменения в Стратегию) размещается на официальном сайте муниципального образования и предоставляется в Министерство экономики Республики Коми;
- посредством федерального сегмента государственной автоматизированной информационной системы "Управление" (далее - ФГАИС) в Министерство экономического развития Российской Федерации направляется уведомление об утверждении Стратегии (изменений в Стратегию) для обязательной государственной регистрации в федеральном государственном реестре документов стратегического планирования.
1.18. Актуализация Стратегии осуществляется в случае внесения изменений в документы стратегического планирования федерального уровня, в Стратегию социально-экономического развития Республики Коми, а также при изменении факторов, оказывающих существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципального образования.
1.19. План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования в Республике Коми (далее - План мероприятий) разрабатывается на основе положений утвержденной Стратегии на период её реализации по форме согласно Приложению N 3 к настоящему приказу.
1.20. В План мероприятий включаются этапы реализации Стратегии, комплекс мероприятий и перечень муниципальных программ, обеспечивающих достижение на каждом этапе реализации Стратегии долгосрочных целей социально-экономического развития, указанных в Стратегии, цели и задачи социально-экономического развития муниципального образования, приоритетные для каждого этапа реализации стратегии показатели реализации Стратегии и их значения, установленные для каждого этапа реализации Стратегии.
1.21. В качестве мероприятий могут выступать предложения: о планировании совершенствования нормативно-правовой базы социально-экономического развития муниципального образования; по разработке или корректировке муниципальных программ, обеспечивающих реализацию Стратегии; по разработке эффективных инструментов муниципально-частного и социального партнерства; по формированию финансово-организационных механизмов реализации Стратегии; по обеспечению реализации наиболее значимых проектов, осуществляемых в муниципальном образовании; по созданию системы мониторинга и контроля реализации Стратегии.
1.22. В Плане мероприятий Показатели, в том числе приведенные в Приложении N 2 к настоящему приказу, указываются в соответствии с утвержденными Показателями Стратегии на начало текущего года и не подлежат уточнению/изменению в течение текущего года.
1.23. Администрация обеспечивает общественное обсуждение проекта Плана мероприятий в срок, установленный муниципальными нормативными правовыми актами, путем размещения в сети "Интернет" на официальном сайте муниципального образования и в государственной информационной системе "Интернет-портал для общественного обсуждения нормативных правовых актов Республики Коми и их проектов".
1.24. План мероприятий (изменения в План мероприятий) утверждается распоряжением Администрации.
1.25. В течение 10 рабочих дней со дня утверждения Администрация:
- вносит Показатели Плана мероприятий в единую автоматизированную информационно-аналитическую систему обеспечения деятельности органов исполнительной власти Республики Коми (далее - ЕИАС);
- размещает План мероприятий (изменения в План мероприятий) на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" и предоставляет его в Министерство экономики Республики Коми посредством системы электронного документооборота;
- посредством ФГАИС в Министерство экономического развития Российской Федерации направляется уведомление об утверждении Плана мероприятий (изменения в План мероприятий) для обязательной государственной регистрации в федеральном государственном реестре документов стратегического планирования;
1.26. Корректировка Плана мероприятий осуществляется после актуализации Стратегии, на основании которой он был разработан, а также при существенном изменении условий реализации планируемых мероприятий (внешних и внутренних факторов), снижающих результативность и эффективность планируемых мероприятий.
2. Порядок проведения мониторинга и контроля реализации Стратегии
2.1. Целью мониторинга и контроля реализации Стратегии является повышение эффективности функционирования системы стратегического планирования, осуществляемого на основе комплексной оценки основных социально-экономических и финансовых показателей, результатов реализации мероприятий, содержащихся в документах стратегического планирования муниципального образования, а также повышение эффективности деятельности участников стратегического планирования по достижению в установленные сроки запланированных показателей социально-экономического развития муниципального образования.
2.2. Мониторинг и контроль реализации Стратегии осуществляется на основании анализа реализации Плана мероприятий.
2.3. Мониторинг Плана мероприятий осуществляется уполномоченным структурным подразделением Администрации (далее - Уполномоченное подразделение) совместно с отраслевыми (функциональными) органами и структурными подразделениями Администрации - участниками реализации Плана мероприятий (далее - Ответственные исполнители) в установленном законодательством порядке и на основе:
- данных официального статистического наблюдения;
- данных федеральных органов исполнительной власти;
- результатов оценки эффективности муниципальных программ (ведомственных целевых программ);
- иной отчетной информации, представляемой отраслевыми (функциональными) органами и структурными подразделениями Администрации, муниципальными и государственными учреждениями, расположенными на территории муниципального образования, а также органами исполнительной власти Республики Коми в соответствии с их сферой ведения.
2.4. Ответственные исполнители направляют в Уполномоченное подразделение информацию о ходе реализации Плана мероприятий по курируемым направлениям, отраслям и сферам деятельности, осуществляемым на территории муниципального образования, которая должна содержать:
1) информацию о результатах выполнения мероприятий и достижения плановых значений Показателей за отчетный год;
2) анализ достигнутого уровня Показателей за отчетный год по отношению к уровню базового года, по отношению к уровню предшествующего года и по сравнению с запланированными значениями, описание тенденций развития на следующие отчетные периоды;
3) анализ исполнения мероприятий с указанием причин в случае неисполнения мероприятий и необходимых мер для обеспечения реализации запланированных мероприятий;
4) анализ использованных в реализации Плана организационных механизмов и мероприятий:
- экономического планирования и управления (муниципальные программы, инвестиционные проекты);
- финансового обеспечения (ресурсное обеспечение реализации мероприятий Плана мероприятий по бюджетным и внебюджетным источникам);
- нормативного регулирования (разработка правовых актов, регламентация предоставления муниципальных услуг);
- информационно-коммуникационного обеспечения (создание информационных систем, обеспечивающих взаимодействие Администрации, общества и бизнеса, организация взаимодействия с общественными организациями, проведение общественных слушаний, выступления в СМИ, работа в общественных приемных, с обращениями граждан);
5) сведения об организациях, деятельность которых вносит наиболее значительный вклад в социально-экономическое развитие муниципального образования, в динамику развития по отрасли или сферы;
6) выявление проблем, анализ факторов, оказывающих влияние на реализацию Плана мероприятий в части исполнения мероприятий и достижения целевых значений Показателей;
7) выводы о степени достижения стратегических целей, мероприятий и Показателей, а также, при необходимости, предложения по корректировке муниципальных стратегических документов.
2.5. Уполномоченное подразделение на основании сведений и информаций, указанных в пунктах 2.3 и 2.4 настоящих Рекомендаций, формирует ежегодный годовой отчет/доклад о ходе выполнения Плана мероприятий (далее - Годовой отчет).
2.6. Годовой отчет содержит:
1) таблицу о результатах исполнения мероприятий;
2) таблицу о достижении плановых значений Показателей за отчетный год;
3) аналитическую записку в объеме не более 4 страниц (далее - аналитическая записка), содержащую конкретные выводы по реализации Стратегии в целом и по каждому из разделов по основным направлениям социально-экономической политики муниципального образования (человеческий капитал, экономика, территория проживания, управление):
- о количестве запланированных на отчетный год мероприятий, степени их выполнения (в %) и причинах невыполнения мероприятий;
- о количестве запланированных Показателей, степени их достижения, причинах недостижения плановых значений Показателей;
- о наиболее значимых достигнутых результатах социально-экономического развития муниципального образования за отчетный период в разрезе отраслей;
- о возможных рисках недостижения значений утвержденных Показателей на плановый период;
- о необходимых мерах по корректировке основных направлений деятельности Администрации, способствующих повышению эффективности решения задач социально-экономического развития территории и функционирования системы стратегического планирования муниципального образования.
2.7. Результаты мониторинга реализации Плана мероприятий, содержащиеся в Годовом отчете, отражаются в ежегодном отчете главы муниципального образования о результатах своей деятельности.
2.8. Ежегодно в срок до 15 июня года, следующего за отчетным, Администрация размещает Годовой отчет на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" и вносит его в ЕИАС.
2.9. Отдел стратегического планирования Министерства экономики Республики Коми осуществляет контроль своевременного внесения Администрациями Годового отчета в ЕИАС.
2.10. Органы в системе исполнительной власти Республики Коми анализируют результаты мониторинга реализации Стратегий, размещенные в ЕИАС, по курируемым направлениям и ежегодно в срок до 1 августа года, следующего за отчетным, предоставляют в Министерство экономики Республики Коми результаты проведенного анализа и предложения по мерам, рекомендованным муниципальным образованиям для улучшения значений Показателей и успешной реализации предусмотренных Стратегией мероприятий (далее - Предложения).
2.11. Министерство экономики Республики Коми ежегодно в срок до 1 сентября:
- направляет в Правительство Республики Коми информацию о реализации Стратегий за отчетный год;
- направляет в Администрации сводные Предложения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.